Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Управление школой»Содержание №18/2009

Наука управлять

Компетентностный подход в практике работы школы

Школа, ориентированная исключительно на академические и энциклопедические познания выпускника, с точки зрения запросов рынка труда, сегодня устарела. Обсуждая ее основные задачи, все говорят о ключевых компетентностях, которые формулируются как ответ системы образования на требования общества. Необходимо не просто совершенствование методической базы, а определение новых действий в практике работы современной школы. И одно из них – компетентностный подход.

Данная практика ориентирована на освоение умений, обобщенных способов деятельности. Компетенция,
на наш взгляд, – это исходная точка в обновлении школы.

Для эффективного осуществления названного подхода необходимо ответить на следующие вопросы:

  • «Компетенция» и «компетентность» – разное произношение одного термина или понятия, описывающие взаимосвязанные, но несхожие между собой результаты образования?

  • Чем компетентности отличаются от других результатов образования?

Компетенция (от латинского competere – соответствовать, подходить) – личностная способность специалиста решать определенный класс профессиональных задач. Это область полномочий по какому-то конкретному делу, то есть, в нашем понимании, способность к действию (навыкам). Компетенция как единство способностей – характеристики, которые можно, отслеживая, определить в действиях и умениях.

Компетентность совокупность компетенций; наличие знаний и опыта, необходимых для эффективной деятельности в заданной предметной области. Компетентность – результат образования, выражающийся в овладении учащимся определенным набором (меню) способов деятельности по отношению к предмету воздействия.

Слово «компетенция» удобно интерпретировать как название шкалы, а «компетентность» – как уровень на ней.

Результаты учащихся невозможны без каких-либо изменений в профессиональной деятельности педагогов.

Традиционно результатом образования в школе считались знания, умения и навыки (ЗУН). Знание – информация, присвоенная человеком. Умение – подготовленность к практическим и теоретическим действиям, выполняемым точно, быстро и сознательно на основе усвоенных знаний и жизненного опыта, которые, совершенствуясь и автоматизируясь, превращаются в навыки. Навык – действие, выполняемое автоматически.

В сравнении с этими результатами образования компетентность:

а) является интегрированной;
б) проявляется ситуативно;
в) существует как потенциал, достраиваясь до конкретного содержания и проявления в определенной ситуации.

Компетенция:

а) является интегрированной;
б) в отличие от навыка – осознана;
в) в отличие от умения – переносима (связана с целым классом предметов воздействия), совершенствуется не по пути автоматизации и превращения в навык, а во время интеграции с другими компетенциями: через осознание общей основы деятельности наращивается компетентность, а сам способ действия включается в базу внутренних ресурсов;
г) в отличие от знания существует в форме деятельности (реальной или умственной), а не информации о ней.

Классификация компетенций не может быть жесткой и внутренне непротиворечивой, поскольку в реальной деятельности одновременно активны несколько сложных умений, вычленить которые в чистом виде невозможно. При этом внешний запрос к системе образования вряд ли подчинится структуре любой классификации: он будет описывать результат не образования человека (компетентность), а его деятельности.

В то же время нужна некоторая систематизация, выполненная не столько на научных, сколько на прагматических (дидактических) основаниях, позволяющая внутри сферы образования обозначить результаты обучения и работать на их достижение. Как показывает практический опыт, контрольными показателями могут служить общекультурные компетенции, к которым отнесем:

  • информационно-коммуникационную компетенцию (способности, обеспечивающие нахождение, переработку и использование информации для решения учебных задач посредством всестороннего общения (письменного, устного, компьютерного, иноязычного));

  • компетенцию образования (способность к постоянному мотивированному образованию и самообразованию);

  • социальную компетенцию (способность школьника эффективно решать проблемы (как индивидуальные, так и социальные) в процессе взаимодействия и коммуникации с социумом, что обусловлено личностными качествами человека).

Конкретизируем компетенции через умения школьников (табл.1). Для оценки достижения каждого нами определены показатели, которые отслеживаются с помощью психолого-педагогических методик в те или иные периоды обучения: при окончании начальной школы, при выходе из основной школы в 9-м классе и в 11-м. Действия и умения, характеризующие социальную компетентность, диагностируются с помощью психологических методик, тестов, анкет.

Таблица 1

Показатели для оценки достижения общекультурных компетенций

Умения

Показатели

Информационно-коммуникационная компетенция

Работать:

– с письменными текстами

– скорость письма,
– написание эссе

– с устными текстами

– пересказ,
– описание, рассуждение,
– ответы на вопросы,
– выделение главного,
– рецензирование

– с различными источниками информации

Работа с:

– книгой,
– аудиоисточником,
– видеоисточником.

Владение приемами работы с:

– использованием компьютера,
– медиапособиями

Компетенция образования

Общеинтеллектуальные умения

Осуществление:

– анализа,
– сравнения,
– обобщения,
– классификации

Социальная компетенция

Умение:

– работать в группе, команде,
– вести диалог, общаться, находить компромиссы,
– ориентироваться в нормах и этике взаимоотношений,
– терпимо относиться к чужому мнению,
– ответственно подходить к делу

Ориентиром для подготовки старшеклассника, критерием качества образования и социализации личности как субъекта практической деятельности является модель выпускника. Она представляется через компетентностный подход, а также блоки основных умений и действий (изучать, искать, думать, сотрудничать, приниматься за дело, адаптироваться).

Результаты учащихся невозможны без каких-либо изменений в профессональной деятельности педагогов. Служба педагогического аудита, которая может быть создана в школе, должна отслеживать уровень сформированности показателей профессиональной компетентности учителей. Эти критерии составлены на основе обобщенной модели компетентности (авт. – И.А. Зимняя) (табл. 2).

Таблица 2

Критерии сформированности профессиональной компетентности педагогов

Критерий

Используемые диагностики

Периодичность проведения

Уровень:

– мотивации

Методика И.Л. Соломина «Психосемантическая диагностика скрытой мотивации»

1 раз в год (ноябрь–декабрь)

– проектных умений

Анкетирование, опросы, беседы с учителями, анализ подготовленных ими информационно-образовательных продуктов

2 раза в год (октябрь–ноябрь, март–апрель)

– исследовательских умений

– информационной культуры

Рейтинг@Mail.ru