Для эффективного осуществления
названного подхода необходимо ответить на
следующие вопросы:
«Компетенция» и
«компетентность» – разное произношение
одного термина или понятия, описывающие
взаимосвязанные, но несхожие между собой
результаты образования?
Чем компетентности отличаются от
других результатов образования?
Компетенция (от латинского competere –
соответствовать, подходить) – личностная
способность специалиста решать определенный
класс профессиональных задач. Это область
полномочий по какому-то конкретному делу, то
есть, в нашем понимании, способность к действию
(навыкам). Компетенция как единство
способностей – характеристики, которые можно,
отслеживая, определить в действиях и умениях.
Компетентность – совокупность
компетенций; наличие знаний и опыта, необходимых
для эффективной деятельности в заданной
предметной области. Компетентность –
результат образования, выражающийся в овладении
учащимся определенным набором (меню) способов
деятельности по отношению к предмету
воздействия.
Слово «компетенция» удобно
интерпретировать как название шкалы, а
«компетентность» – как уровень на ней.
Результаты учащихся
невозможны без каких-либо изменений
в профессиональной деятельности педагогов.
|
Традиционно результатом
образования в школе считались знания, умения и
навыки (ЗУН). Знание – информация,
присвоенная человеком. Умение –
подготовленность к практическим и теоретическим
действиям, выполняемым точно, быстро и
сознательно на основе усвоенных знаний и
жизненного опыта, которые, совершенствуясь и
автоматизируясь, превращаются в навыки. Навык –
действие, выполняемое автоматически.
В сравнении с этими результатами
образования компетентность:
а) является интегрированной;
б) проявляется ситуативно;
в) существует как потенциал, достраиваясь до
конкретного содержания и проявления в
определенной ситуации.
Компетенция:
а) является интегрированной;
б) в отличие от навыка – осознана;
в) в отличие от умения – переносима (связана
с целым классом предметов воздействия),
совершенствуется не по пути автоматизации и
превращения в навык, а во время интеграции с
другими компетенциями: через осознание общей
основы деятельности наращивается
компетентность, а сам способ действия
включается в базу внутренних ресурсов;
г) в отличие от знания существует в форме
деятельности (реальной или умственной), а не
информации о ней.
Классификация компетенций не может
быть жесткой и внутренне непротиворечивой,
поскольку в реальной деятельности одновременно
активны несколько сложных умений, вычленить
которые в чистом виде невозможно. При этом
внешний запрос к системе образования вряд ли
подчинится структуре любой классификации: он
будет описывать результат не образования
человека (компетентность), а его деятельности.
В то же время нужна некоторая
систематизация, выполненная не столько на
научных, сколько на прагматических
(дидактических) основаниях, позволяющая внутри
сферы образования обозначить результаты
обучения и работать на их достижение. Как
показывает практический опыт, контрольными
показателями могут служить общекультурные
компетенции, к которым отнесем:
информационно-коммуникационную
компетенцию (способности, обеспечивающие
нахождение, переработку и использование
информации для решения учебных задач
посредством всестороннего общения (письменного,
устного, компьютерного, иноязычного));
компетенцию образования (способность
к постоянному мотивированному образованию и
самообразованию);
социальную компетенцию (способность
школьника эффективно решать проблемы (как
индивидуальные, так и социальные) в процессе
взаимодействия и коммуникации с социумом, что
обусловлено личностными качествами человека).
Конкретизируем компетенции через
умения школьников (табл.1). Для оценки
достижения каждого нами определены показатели,
которые отслеживаются с помощью
психолого-педагогических методик в те или иные
периоды обучения: при окончании начальной школы,
при выходе из основной школы в 9-м классе и в 11-м.
Действия и умения, характеризующие социальную
компетентность, диагностируются с помощью
психологических методик, тестов, анкет.
Таблица 1
Показатели для оценки достижения
общекультурных компетенций
Умения |
Показатели |
Информационно-коммуникационная
компетенция |
Работать:
– с письменными текстами |
– скорость письма,
– написание эссе |
– с устными
текстами |
– пересказ,
– описание, рассуждение,
– ответы на вопросы,
– выделение главного,
– рецензирование |
– с различными
источниками информации |
Работа с:
– книгой,
– аудиоисточником,
– видеоисточником.
Владение приемами работы с:
– использованием компьютера,
– медиапособиями |
Компетенция
образования |
Общеинтеллектуальные
умения |
Осуществление:
– анализа,
– сравнения,
– обобщения,
– классификации |
Социальная
компетенция |
Умение:
– работать в группе, команде,
– вести диалог, общаться, находить компромиссы,
– ориентироваться в нормах и этике
взаимоотношений,
– терпимо относиться к чужому мнению,
– ответственно подходить к делу |
Ориентиром для подготовки
старшеклассника, критерием качества образования
и социализации личности как субъекта
практической деятельности является модель
выпускника. Она представляется через
компетентностный подход, а также блоки основных
умений и действий (изучать, искать, думать,
сотрудничать, приниматься за дело,
адаптироваться).
Результаты учащихся невозможны без
каких-либо изменений в профессональной
деятельности педагогов. Служба
педагогического аудита, которая может быть
создана в школе, должна отслеживать уровень
сформированности показателей профессиональной
компетентности учителей. Эти критерии
составлены на основе обобщенной модели
компетентности (авт. – И.А. Зимняя) (табл. 2).
Таблица 2
Критерии сформированности
профессиональной компетентности педагогов
Критерий |
Используемые
диагностики |
Периодичность
проведения |
Уровень:
– мотивации |
Методика И.Л.
Соломина «Психосемантическая диагностика
скрытой мотивации» |
1 раз в год
(ноябрь–декабрь) |
– проектных
умений |
Анкетирование,
опросы, беседы с учителями, анализ
подготовленных ими
информационно-образовательных продуктов |
2 раза в год
(октябрь–ноябрь, март–апрель) |
–
исследовательских умений |
–
информационной культуры |
|