Впервый день, во время пленарного
заседания, нам рассказали о социальных
инновациях в Финляндии, на второй мы отправились
в музеи, а на третий обсуждали увиденное и
продолжали знакомиться с финскими школами. В
заключение делились друг с другом впечатлениями
и мыслями.
А потом возникло странное ощущение
непонимания. Получалось, что школа и общество в
этой северной стране – зеркальное отражение
друг друга. Но что является копией чего? Возможно,
образовательная система копирует модель
социума, в котором существует. Но вполне вероятно
и совсем другое: общество развивается по законам,
освоенным людьми в школьные годы…
Социальные привилегии
Многие финские исследователи
уверены: тайна успешности местной школы вовсе не
в особенностях системы образования, а в
социальных законах, действующих в стране.
Психолог, член финского парламента, автор книги
«100 социальных инноваций в Финляндии» Илкке
Тайпале* убежден: именно в
целостности всего общества кроется тайна
образования.
Перечислим лишь малую часть из списка
социальных инноваций, о которых говорит автор:
высокая заработная плата учителей, бесплатное
питание для детей и работников школ, право
каждого жителя страны на образование, адекватное
его способностям и специальным нуждам.
Финляндия – не рай на Земле, и
потому не стоит думать, что все педагоги как один
удовлетворены здесь своей зарплатой: конфликты
на этой почве случаются, ими занимаются
профсоюзы.
Но вот бесплатные школьные столовые и
для учеников, и для учителей – реальность, с
которой не поспоришь. Оказывается, питанию детей
во время учебы в Финляндии уделяли внимание… с
XVII в. – уже тогда учащимся мальчикам в
сельской местности помогали продуктами. А в
1943 г. приняли закон, гарантировавший каждому
школьнику бесплатное питание. Время было
трудное, поэтому сначала ребята принимали
участие в выращивании урожая для школьной
столовой.
Как выглядит бесплатный обед? Это
блюда традиционной национальной кухни:
питательные, недорогие, в меру
витаминизированные, без особых изысков. Всегда
есть небольшой выбор самых дешевых овощей,
«второе» в виде овощного рагу с кусочками мяса,
рыбы или курицы, хлеб, масло, вода или молоко. Меню
школьной столовой обычно составляется вместе с
учениками, которые порой принимают участие и в
приготовлении пищи. В этой далеко не самой бедной
стране всегда думают о том, чтобы никто из детей
не остался голодным.
Каждый ребенок в Финляндии, вне
зависимости от происхождения, уровня
благосостояния родителей, состояния своего
здоровья и способностей, имеет право получить
хорошее образование. Оно защищено не только
конституцией, но гарантировано многообразием
образовательных услуг и истинной заботой
государства о том, чтобы этим правом мог
действительно воспользоваться абсолютно любой,
а не только самый способный или богатый.
Как известно, начинается образование с
умения читать. Оказывается, чтение в
Финляндии – одна из национальных традиций.
Так как эта страна лютеранская, всякий верующий
христианин прежде всего обязан самостоятельно
прочитать Библию. Для этого еще в 60-х годах XVII
столетия издали закон, не имеющий аналогов в
истории человечества: каждый, кто хотел вступить
в брак, сначала должен был научиться читать.
Стремление создать свою семью оказывалось
сильнее нежелания учиться грамоте, поэтому
практически все взрослое население Финляндии с
XVII в. умеет читать и считает это абсолютно
естественным.
Чтение в Финляндии – одна
из национальных традиций. В 60-х годах XVII столетия
издали закон, не имеющий аналогов в истории
человечества: каждый, кто хотел вступить в брак,
сначала должен был научиться читать.
|
Специальные педагоги
Но, разумеется, не все с легкостью
могут освоить грамоту. Как и в любой другой точке
мира, в Финляндии есть дети, требующие внимания
чуть больше, чем остальные.
Чаще всего речь идет о дисграфии, ДЦП,
синдроме дефицита внимания, гиперактивности и
некоторых других заболеваниях. В особых центрах,
расположенных по всей стране, с ребятами и их
родителями работают специалисты, которые могут
посоветовать перевести ребенка в специальные
классы, где с ним занимаются в малых группах или
индивидуально так называемые «специальные
педагоги».
Подобные классы создаются в рамках
обычных школ, и часто обучающиеся в них дети
имеют возможность проходить отдельные курсы
вместе с остальными сверстниками.
Стоит подчеркнуть, что это далеко не те
классы выравнивания, совсем недавно очень
популярные в нашей стране. Отличий слишком много,
и они принципиальны.
С детьми, имеющими проблемы, работают
высококвалифицированные кадры. При этом, для
того чтобы стать специальным педагогом, нужно
сначала несколько лет проработать простым
учителем и лишь после этого пройти повторное
обучение (в течение двух лет), получив еще один
сертификат об образовании.
Специальные педагоги обязаны уметь
преподавать несколько общеобразовательных
предметов в средней школе (как правило, с одним
таким классом работают только два учителя), знать
особенности психологии своих воспитанников и
владеть различными способами работы с ними,
ориентироваться в социуме, чтобы помочь молодым
людям получить хорошее профессиональное
образование.
Еще одно важное отличие этой системы
от классов выравнивания состоит в том, что ребят,
у которых есть особые проблемы в обучении,
выделяют в отдельные группы не для того, чтобы
дать возможность всем остальным учиться без них,
а ради помощи детям с особыми проблемами
получить точно такое же образование, каким
другие могут обладать без дополнительных усилий.
Это крайне серьезный подход, который
в нашей стране практически не рассматривается.
В поисках нового
Как и в России, в Финляндии
существуют школы, в которых система обучения
отличается от соседних ОУ. Эти учебные заведения
называют экспериментальными, но результат
проводимых в них экспериментов совсем не такой
как у нас.
Мы привыкли в тому, что школа может
оставаться экспериментальной и десять, и
двадцать лет. В Финляндии каждое исследование,
начатое на базе одного ОУ, подробно
анализируется авторами и независимыми
экспертами. Если результаты аналитической
работы положительные, данная (придуманная и
апробированная в одной школе) образовательная
модель может быть принята на государственном
уровне. После чего любое другое образовательное
учреждение вправе воспроизводить эту систему,
уже не считаясь экспериментальной.
Конкретный пример. Альпийская (Alppilan)
школа в Хельсинки в 1993 г. начала эксперимент по
организации среднего звена без системы классов и
параллелей. Здесь и сегодня работают в таком же
режиме, но уже почти десять лет это не считается
экспериментом: результаты исследования были
признаны на государственном уровне. Теперь любое
учебное заведение Финляндии может организовать
свою работу по образу и подобию Альпийской школы,
и это вовсе не будет признано инновацией. Вполне
логично, не правда ли?
У нас же во все образовательные
учреждения страны вводятся только эксперименты,
начатые государственными структурами (причем
порой даже вопреки полученным результатам).
Остальные исследования как будто бы вовсе не
существуют: школы продолжают оставаться
экспериментальными, их исследования длятся
иногда десятилетиями, по их темам защищаются
кандидатские и докторские диссертации, но
государство упорно не признает то, что приносит
явную пользу детям, педагогам, родителям...
Понять других, чтобы понять себя
Во время конгресса я работала в
группе из 12-ти человек, посетившей сразу два
музея: фотографии и театрального искусства.
Сначала мы пришли в музей фотографии, и
с нами провели занятие, подобное тому, которое
устраивают тут почти ежедневно для учеников
финских школ.
После небольшого «разогрева» (игры на
знакомство и создание хорошего настроения) нам
предложили разбиться на группы по трое и выбрать
одну понравившуюся фотографию для последующей
работы.
На стенах – моменты жизни молодежи,
запечатленные фотографами. Мгновения, которые
когда-то поймал объектив. Моя группа выбрала
снимок под названием «Кулак»: юноша, сгорающий от
страсти и ненависти, объясняется с девушкой,
спокойной и милой. Кисть молодого человека сжата
в кулак, он сдерживает гнев из последних сил.
Нам дали листы бумаги, планшеты,
предложили сесть напротив фотографии и подумать
о ней. Что происходило за несколько минут до того,
как она была сделана? Что могло произойти позже?
Как без слов озвучить это фото: шумом машин,
другими звуками города?..
Я стала приглядываться к изображению.
Чем дольше смотрела, тем больше казалось, что
юноша искренен, влюблен, а его обманули. Может
быть, девушка ему изменила? Или предала каким-то
другим способом? Увидят ли то же, что и я, мужчины,
оказавшиеся в моей группе?..
В наблюдениях и размышлениях прошло
минут пятнадцать. После этого нам предложили
обсудить увиденное и перейти в музей театра,
расположенный на другом этаже того же здания.
Там нас встретил еще один
преподаватель, предложил игру для раскрепощения,
а потом попросил озвучить те фотографии, которые
мы выбрали (снимки в это время проецировались с
компьютера на экран).
После этого было дано следующее
задание: прямо перед экраном, на который
проецируется фото, разыграть небольшую сценку,
возможно, происходившую до момента съемки,
замереть на несколько мгновений – будто для
фотографии, затем медленно уйти и создать
звуковой фон для изображения. Каждая группа
выполняла задание дважды: сначала – так, как
спланировала сама, потом – выслушав
рекомендации ведущего.
Мы объясняли друг другу то, что
увидели, делились мыслями, рассказывали
неожиданно припомнившиеся истории из жизни.
Небольшие этюды, которые нам предложили сыграть,
заставили напряженно думать: об окружающем мире,
о людях, о себе.
Обычная работа
Когда на следующий день мы делились
впечатлениями с коллегами, посетившими другие
музеи Хельсинки, оказалось, что наш опыт был
очень похожим. Он сводился не к просмотру
экспозиции, не к запоминанию (или узнаванию)
информации, а к пониманию себя.
Кто-то побывал в «Самом маленьком
музее», где каждый придумывал свою экспозицию и
показывал ее коллегам. Некоторые отправились в
музей дизайна и сотворили там умопомрачительные
головные уборы (их, конечно же, принесли с собой!).
Оказывается, что так или примерно так
построена работа с учениками школ во всех
финских музеях. Дети приходят туда не ради
переписывания информации со стендов, а для того,
чтобы иначе посмотреть на мир и самих себя,
попробовать свои силы в каком-то новом, неведомом
и увлекательном деле...
_______________
* Презентация этой
книги, переведенной на русский язык, состоялась в
Москве в июне этого года.
|