Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Управление школой»Содержание №17/2009

Тема номера

Час общения

Вариант родительского собрания с участием детей

Цель: организовать совместную деятельность детей и родителей.

Задачи:

1. Выявить проблемы в общении детей и родителей, найти пути их решения.

2. Организовать взаимодействие ребенок–родитель «здесь и сейчас».

Оборудование: листы бумаги, карандаши для каждого участника, доска.

Ход собрания:

Дети располагаются с одной стороны класса, родители – с другой.

Ведущий:

Сегодня мы проводим совместный классный час – час общения. Под этим понятием подразумевается разговор, спор, попытка убедить кого-то в чем-то.

Посмотрите вокруг себя, улыбнитесь друг другу, настройтесь на серьезную, доверительную беседу.

Мы живем среди людей, и каждый из нас в своей жизни подчиняется каким-либо определенным нормам поведения. В школе они одни, в транспорте и на дороге – другие. В театре, магазине, поликлинике и т.п. – третьи. Правила существуют везде. Но есть одно общее для всех. И оно, пожалуй, основное. Какое? (Не делай другому того, чего себе не желаешь.)

Часто ли мы задумываемся о том, как вести себя дома, в своей семье, где нет посторонних людей? Чего греха таить, зачастую мы забываем обо всех нормах и живем по принципу: «Что хочу, то и ворочу!» И подчас совсем не думаем о том, как мы общаемся со своими уже повзрослевшими детьми, но зато явно ощущаем какие-то проблемы в этом вопросе.

Наш разговор о том, как же происходит взаимодействие в системе «родитель  – ребенок».

Вы видите у себя на столе маленькие листки бумаги. Пожалуйста, напишите на них свой ответ на вопрос: какие проблемы в общении с сыном или дочерью вы сейчас испытываете?

А дети тем временем на своих листочках ответят на вопрос о том, какие проблемы в общении с родителями у них возникают.

Запишите свои ответы и, не подписывая, передайте ведущему.

Разминка в форме игры «Если бы вы...»

Цель: снять тревожность, настроиться на работу.

Ведущий: Сейчас мы попробуем выяснить, насколько хорошо вы друг друга знаете, видите, чувствуете. Перед вами листы бумаги, на которых нужно записать:

Родителям

Детям

На какое растение похож ваш ребенок?

Если бы ты был растением, то каким?

Если бы ваш ребенок был бы транспортом, то каким?

Если бы ты был транспортом, то каким?

Если бы ваш ребенок был бы животным, то каким?

Если бы ты был животным, то каким?

Затем родители и дети меняются местами, задавая те же вопросы.

Ведущий: Спасибо за активную работу, ваши записи пригодятся вам чуть позже.

Формулировка проблемы.

Цель: обмен мнениями по одной проблеме.

Задачи: научить детей и родителей слушать и слышать друг друга.

Ведущий:

Попробуем ответить на вопрос: когда вам было легче общаться с вашим ребенком (с родителями) раньше или сейчас? Почему? (Вопрос задается и родителям и детям.)

Задача ведущего – «разговорить» родителей и показать проблему с двух сторон. Аргументы взрослых и детей записываются на доску в две колонки: Раньше/Сейчас.

Выводы делаются совместно (общаться и легче и труднее, главное – увидеть, что это общая проблема и ее можно решить сообща).

Упражнение «Рисуем вместе»

Ведущий пересаживает участников встречи так, чтобы за одним столом оказались родитель и ребенок. Затем просит их сравнить записи, сделанные ими в процессе игры «Если бы вы…».

Ведущий:

Поднимите, пожалуйста, руки те, у кого совпала хотя бы одна характеристика. Если это так, значит у вас очень тесные, близкие отношения, вы чувствуете друг друга. (Здесь дается некоторое время, чтобы участники могли сравнить записи, обменяться мнениями.)

А теперь я предлагаю порисовать. У вас на столе есть один лист бумаги и один фломастер (карандаш, ручка). Возьмите его так, чтобы он был одновременно в руке и у ребенка, и у родителя. Держась за него вместе, нужно нарисовать дом, дерево и кошку. Когда закончите свой рисунок, поставьте одну подпись автора. Но самое главное условие – вы не должны разговаривать между собой.

Участники выполняют задание. После чего ведущий задает вопросы:

  • Родителям:

Кто полностью управлял карандашом?

Кто позволил полностью управлять карандашом ребенку?

Кто выполнял задание смешанно?

  • Детям:

Какие ощущения у вас были при выполнении упражнения? Почему?

После этого рекомендуется провести рефлексию (занятие понравилось – ладошки открыты, не понравилось – закрыты, не знаете – ладошки не поднимаем).

От автора. Обычно каждое родительское собрание я заканчиваю показом фотохроники событий школьной жизни. Это, с одной стороны, позволяет родителям лишний раз полюбоваться на свое «чадо», с другой – завершить собрание на приятной «ноте».

Рейтинг@Mail.ru