Цель: организовать совместную
деятельность детей и родителей.
Задачи:
1. Выявить проблемы в общении детей и
родителей, найти пути их решения.
2. Организовать взаимодействие
ребенок–родитель «здесь и сейчас».
Оборудование: листы бумаги,
карандаши для каждого участника, доска.
Ход собрания:
Дети располагаются с одной стороны
класса, родители – с другой.
Ведущий:
Сегодня мы проводим совместный
классный час – час общения. Под этим понятием
подразумевается разговор, спор, попытка убедить
кого-то в чем-то.
Посмотрите вокруг себя, улыбнитесь
друг другу, настройтесь на серьезную,
доверительную беседу.
Мы живем среди людей, и каждый из нас в
своей жизни подчиняется каким-либо определенным
нормам поведения. В школе они одни, в транспорте и
на дороге – другие. В театре, магазине,
поликлинике и т.п. – третьи. Правила
существуют везде. Но есть одно общее для всех. И
оно, пожалуй, основное. Какое? (Не делай другому
того, чего себе не желаешь.)
Часто ли мы задумываемся о том, как
вести себя дома, в своей семье, где нет
посторонних людей? Чего греха таить, зачастую мы
забываем обо всех нормах и живем по принципу:
«Что хочу, то и ворочу!» И подчас совсем не думаем
о том, как мы общаемся со своими уже
повзрослевшими детьми, но зато явно ощущаем
какие-то проблемы в этом вопросе.
Наш разговор о том, как же происходит
взаимодействие в системе «родитель –
ребенок».
Вы видите у себя на столе маленькие
листки бумаги. Пожалуйста, напишите на них свой
ответ на вопрос: какие проблемы в общении с сыном
или дочерью вы сейчас испытываете?
А дети тем временем на своих листочках
ответят на вопрос о том, какие проблемы в общении
с родителями у них возникают.
Запишите свои ответы и, не подписывая,
передайте ведущему.
Разминка в форме игры «Если бы вы...»
Цель: снять тревожность, настроиться
на работу.
Ведущий: Сейчас мы попробуем
выяснить, насколько хорошо вы друг друга знаете,
видите, чувствуете. Перед вами листы бумаги, на
которых нужно записать:
Родителям |
Детям |
На какое
растение похож ваш ребенок? |
Если бы ты был
растением, то каким? |
Если бы ваш
ребенок был бы транспортом, то каким? |
Если бы ты был
транспортом, то каким? |
Если бы ваш
ребенок был бы животным, то каким? |
Если бы ты был
животным, то каким? |
Затем родители и дети меняются
местами, задавая те же вопросы.
Ведущий: Спасибо за активную
работу, ваши записи пригодятся вам чуть позже.
Формулировка проблемы.
Цель: обмен мнениями по одной
проблеме.
Задачи: научить детей и родителей
слушать и слышать друг друга.
Ведущий:
Попробуем ответить на вопрос: когда
вам было легче общаться с вашим ребенком (с
родителями) раньше или сейчас? Почему? (Вопрос
задается и родителям и детям.)
Задача ведущего – «разговорить»
родителей и показать проблему с двух сторон.
Аргументы взрослых и детей записываются на доску
в две колонки: Раньше/Сейчас.
Выводы делаются совместно (общаться и
легче и труднее, главное – увидеть, что это
общая проблема и ее можно решить сообща).
Упражнение «Рисуем вместе»
Ведущий пересаживает участников
встречи так, чтобы за одним столом оказались
родитель и ребенок. Затем просит их сравнить
записи, сделанные ими в процессе игры «Если бы
вы…».
Ведущий:
Поднимите, пожалуйста, руки те, у кого
совпала хотя бы одна характеристика. Если это
так, значит у вас очень тесные, близкие отношения,
вы чувствуете друг друга. (Здесь дается
некоторое время, чтобы участники могли сравнить
записи, обменяться мнениями.)
А теперь я предлагаю порисовать. У вас
на столе есть один лист бумаги и один фломастер
(карандаш, ручка). Возьмите его так, чтобы он был
одновременно в руке и у ребенка, и у родителя.
Держась за него вместе, нужно нарисовать дом,
дерево и кошку. Когда закончите свой рисунок,
поставьте одну подпись автора. Но самое главное
условие – вы не должны разговаривать между
собой.
Участники выполняют задание. После
чего ведущий задает вопросы:
Кто полностью управлял карандашом?
Кто позволил полностью управлять
карандашом ребенку?
Кто выполнял задание смешанно?
Какие ощущения у вас были при
выполнении упражнения? Почему?
После этого рекомендуется провести
рефлексию (занятие понравилось – ладошки
открыты, не понравилось – закрыты, не
знаете – ладошки не поднимаем).
От автора. Обычно каждое
родительское собрание я заканчиваю показом
фотохроники событий школьной жизни. Это, с одной
стороны, позволяет родителям лишний раз
полюбоваться на свое «чадо», с другой –
завершить собрание на приятной «ноте».
|