Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Управление школой»Содержание №17/2009

Тема номера

«Недостаточно хотеть, надо и делать»

Зачем учителю-предметнику сотрудничать с родителями учащихся? Разве мало у него забот: планы, дидактический материал, подготовка к урокам, контроль за успеваемостью… Причем здесь мамы и папы? Могут ли они в  чем-то помочь? Очень даже могут! Хотим мы того или нет, но результат у   нашей работы появится только тогда, когда будет иметь место такая цепочка, как «дети – родители – учитель».

Успешность учебного процесса прежде всего зависит от того, насколько хорошо отношения у педагога складываются не только с учащимися, но и с родителями. Ведь дети воспитываются одни и те же, и, по логике вещей, учитель и семья должны быть союзниками.

В основе такого общения лежит единство стремлений, схожесть взглядов на учебный и воспитательный процесс, совместно выработанные общие цели и воспитательные задачи, пути достижения намеченного.

О каких результатах можно говорить, если, к примеру, шестиклассник не соблюдает элементарный режим дня, смотря фильмы и играя в компьютерные игры до полуночи, не делая уроков, а на следующий день клюет носом...

Бывает и так, что учащийся готов к занятию, но выглядит подавленным, усталым, под глазами черные круги. Может быть, родители не пускают его гулять, пока не выполнит все домашние задания, не посетит кружки и секции?

Другой ученик, напротив, порадовал учителя своим ответом у доски, сделал великолепную презентацию, придумал какой-то следующий проект.

Эти три ситуации совершенно разные, но каждая из них является поводом для переговоров с родителями: узнать, какие дома привычки, когда семья ложится спать, завтракает ли ребенок перед уходом в школу, насколько сильно он загружен дополнительными занятиями, сказать несколько добрых слов в адрес сына или дочери...

Каковы же методы взаимодействия учителя с семьей? Записи в школьном дневнике? Просветительские беседы?

А насколько часто сами мамы и папы интересуются достижениями своих детей? Из личного опыта могу выделить несколько типичных категорий.

Представители первой группы родителей говорят: «Я поддерживаю постоянный контакт с педагогами, прихожу к каждому предметнику, осведомляюсь об успехах сына или дочери»; «В начале учебного года всегда присутствую на первом классном часе, родительском собрании, узнаю о предстоящих планах, предлагаю свою помощь…»; «Я спрашивала учителей в начале пятого класса, не побеспокою ли их, если буду приходить к ним каждые две недели в начале года, затем мои визиты стали происходить раз в месяц...».

Наверное, о подобных идиллических взаимоотношениях мечтает любой педагог. Такие родители – союзники своих детей, их друзья, помощники. Мне посчастливилось работать с семьями, помогавшими, как в организации внеклассных мероприятий, так и по предмету. Вместе мы проводили игру «Что? Где? Когда?», придумывали «литературные гостиные», готовили «Святочные вечера», приглашали необычных гостей.

Вот фрагмент заметки, которую написали ученики моего класса после впечатлившего их события: «Встречи с интересными людьми стали традиционными в клубе «Подросток» МОУ СОШ № 6 г. Петровска. Учащиеся 67-х классов учатся брать интервью. Настоятель Покровской церкви, бывшие выпускники, родители учащихся – каждый разговор по-своему интересен и незабываем.

«100 вопросов взрослому» – именно так называется одно из любимых всеми мероприятий. Однажды в нем участвовал Игорь Иванович Крылюк – летчик-инструктор и по совместительству папа нашей одноклассницы Катюши Крылюк. Мы расспрашивали его о выборе профессии, личной жизни, об интересных и смешных случаях во время учебы в школе, в период службы в армии. Игорь Иванович рассказал, что учился хорошо и особое внимание уделял физкультуре, так как с детства решил стать военным. Мы узнали, что летал он на разных самолетах, вертолетах, прыгал с парашютом. А еще, по его словам, оказывается, наш город Петровск с высоты птичьего полета похож на правильную шестиугольную звезду.

Вопросы были веселые и серьезные, нам понравилось это неофициальное общение. Мы поздравили Игоря Ивановича с наступающим праздником – Днем Защитника Отечества и договорились, что эта встреча не последняя: ведь 100 вопросов мы задать не успели.

Когда спросили учеников, хотят ли они стать военными, выяснилось, что желающие есть. Наш гость пожелал всем крепкого здоровья, а также не бояться трудностей, добиваться поставленной цели и, конечно же, отличной учебы.

Александр Афонин, Кира Сиренко, 6 “А” класс МОУ СОШ № 6».

Вторую группу родителей характеризуют такие высказывания, как: «Каждый день прихожу в школу, встречаю сына или дочь после уроков, вдруг кто-то обидит. Если намечается какое-то мероприятие вне школьных стен, непременно сопровождаю своего ребенка...»; «Всегда провожаю в школу, по утрам минут пять беседую с педагогами...»

Ситуация, прямо скажем, непростая. Ведь речь в данном случае идет об учащихся седьмого класса. Чрезмерная опека со стороны родителей вызывает раздражение, насмешки одноклассников, неспособность подростка самостоятельно принять то или иное решение.

Как здесь помочь? Нужен опытный психолог? Возможно. Но подумайте о том, что каждый учитель способен сам решить проблему. Он вполне может начать беседу с родителями. Корректно, спокойно рассказать им о своих прежних учениках, привести примеры из личного опыта. Но ни в коем случае нельзя критиковать, давить, предлагать жесткие решения данного вопроса.

Третья группа родителей – это люди занятые. «В школу не хожу, сильно загружена на работе, стараюсь почаще звонить педагогам, контролировать текущую ситуацию…» Модель опасная, распространенная, знакомая, думаю, многим. Мама в удобное ей время звонит по телефону учителю, узнать о своем чаде, рассказывает о том, как совместно с сыном или дочкой готовится к урокам, сетует, что на выполнение всех заданий не хватает времени и сил. На самом же деле, это бессмысленные разговоры, не приносящие никакого результата.

Четвертая группа родителей говорит: «Мне нечего делать в школе...»; «Учителя обязаны учить моего ребенка. Как они это делают – не мое дело. Каждый должен заниматься тем, чем положено...»

Это самая, на мой взгляд, тревожная ситуация. Какими вырастут дети в такой семье? Как они себя проявят? Трудно сказать, но без продуктивного взаимодействия «учитель – ребенок – родитель» вряд ли из ученика вырастет культурная личность.

Опираясь на свой опыт, я выделила три типа отношений семьи к школе.

1. Разворачивающиеся внутри образовательного учреждения. Их показателем является высокая включенность родителя в школьные дела: посещение учителей, помощь в проведении мероприятий, участие в праздниках, походах и т.п.

2. Происходящие за школьными стенами. Это тот случай, когда родители вроде бы и беспокоятся за своего сына или дочь, но в школу не заходят, появляясь там только по настоятельному вызову. Они ограничиваются записками к учителю, звонком ему по телефону, росписью в дневнике.

3. Отсутствие каких-либо отношений.

Вот несколько советов, которые могут быть полезны любому учителю или завучу в деле налаживания контактов с родителями в момент проведения школьного собрания в начале учебного года. Думаю, нелишним будет напомнить мамам и папам о том, что с помощью простых вещей они могут либо сильно помочь своему отпрыску, либо же серьезно навредить.

Как родители могут помочь ребенку:

  • следить за соблюдением режима дня;

  • интересоваться его настроением после школы; выяснять, что понравилось, что он понял, чему новому научился;

  • хвалить не за оценки, а за успешность;

  • оказывать содействие в выполнении каких-либо творческих заданий (но не делать вместо него!);

  • помогать в подготовке к участию во всевозможных конкурсах, конференциях (помимо денежных вложений всегда можно посоветовать выбрать ту или иную тему, помочь с подбором литературы и т.п.);

  • поддерживать стремление ребенка посещать совместно с классом концерты, выставки, театры, музеи;

  • сотрудничать с педагогами школы.

Как родители могут навредить ребенку:

  • сверхучастие, когда видя неуспех ребенка, его начинают прессовать, злиться и кричать во время выполнения домашних заданий;

  • нежелание сотрудничать с педагогами;

  • уверенность в полной самостоятельности своего ребенка;

  • самоотстранение: «Виноваты все, но не я».

В заключение напомню слова Гёте: «Недостаточно знания, необходимо также применение; недостаточно хотеть, надо и делать». В добрый путь, коллеги! Все в наших руках, и поэтому их нельзя опускать!

Рейтинг@Mail.ru