Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Управление школой»Содержание №17/2009

Тема номера

Семьи волнует совсем не то, что мы думаем

Директор и учителя уверены: о родителях они знают значительно больше, чем те сами о себе. Поэтому не всегда ведут в отношении семей правильную политику. Чтобы мифы впредь не мешали налаживать полноценное взаимодействие, предлагаем обратить внимание на  результаты работы социологов, о которых рассказала замдиректора Некоммерческого партнерства «Межрегиональная ассоциация мониторинга и статистики образования» Ирина Валерьевна СЕЛИВЕРСТОВА*.

Осенью прошлого года в пяти регионах России (Архангельская, Московская, Самарская, Тульская области и Республика Чувашия) было проведено социологическое исследование. Оно осуществлялось в рамках проекта «Разработка и продвижение механизмов общественного участия при формировании политики в сфере образования» и охватило 1 674 родителя, дети которых учатся в начальных классах, средней и старшей школе.

Важно отметить, что ради получения картины из самых разных населенных пунктов мы принципиально опрашивали жителей и сельской местности, и малых городов, и мегаполисов. Вопросы подразделили на блоки. Один из них посвятили информационной основе взаимоотношений, то есть:

  • Нужна ли родителям информация о школе? Может быть, они все прекрасно знают без нас, и тогда педагогическому коллективу лучше потратить ресурсы и время не на информирование, а на более нужную деятельность.

  • Насколько родители информированы о жизни ОУ?

  • Какие коммуникативные каналы используются?

  • Что в семьях учащихся хотели бы знать помимо того, что уже есть, и как предпочитают выражать свое мнение?

Для исследования о необходимости информации предлагалось ответить на довольно узкий вопрос: «Отдавая ребенка в школу, насколько четко вы определяли требования к ней?»

  • Наш выбор был спонтанный, никаких требований – 6,3%.

  • Первоначально требования были самыми общими, ничего конкретного – 29,2%.

  • Мы делали осознанный выбор, и наша семья имела ряд четких критериев, по которым отбирали одну школу из нескольких 51%.

  • У нас не было выбора – 13,5%.

Из этих ответов отлично видно: как бы мы ни думали, что выбор родителей хаотичен и им проще отдать ребенка в школу, ближайшую к дому, на самом деле это не подтверждается. Они заранее пытаются изучить возможности образовательных учреждений, чтобы «примерить» к ним свои требования.

Интересные данные выявились при более детальном изучении самой многочисленной группы (Мы делали осознанный выбор…), то есть тех, кто искал ОУ по ряду конкретных признаков.

  • В крупном городе так ответили 57,7%.

  • В малом – 52,1%.

  • На селе – лишь 18,3%, что объяснимо: при имеющихся проблемах, в частности, с подвозом детей, для этого типа местности не всегда актуально выбирать школу из нескольких имеющихся.

  • Родители до 30-ти лет 60,3%. Люди такого возраста в полтора раза четче формулируют свои запросы к образовательному учреждению, нежели более старшие – те, кто отдает в школу второго и третьего ребенка.

  • 31–40 лет – 49,9%.

  • 41–50 лет – 48,1%.

  • 50 лет и старше – 51,9%.

Накладывает отпечаток и уровень образования родителей.

  • Неполное среднее – 34,8%.

  • Общее среднее – 28%.

  • ПТУ – 35,6%.

  • Среднее профессиональное – 41,2%.

  • Высшее 59,4%.

Хотела бы обратить внимание, что люди, позиционирующие себя как активные участники школьного бытия и даже те, кто просто интересуется им, чаще имеют полный набор критериев оценки ОУ, чем более пассивные.

  • Активно участвую в жизни школы 59,8%.

  • Интересуюсь – 57,6%;

  • Хожу на собрания – 38,8%.

  • Не участвую в жизни школы – 36,8%.

Исследование показало: у родителей есть достаточно определенный запрос к школьному образованию. Содержание этих требований нельзя охарактеризовать как консервативное и ностальгическое: ошибочно думать, будто люди вспоминают школу своего детства и сравнивают ее с нынешней. Нет, они имеют представление о современном обучении и описывают учебные и внеучебные результаты, которых они хотели бы добиться для собственных детей.

Для нас было удивительно отметить стремление семей разными способами участвовать в формировании образовательной политики. Пусть с неодинаковой степенью активности, но они желают этого.

Родители не боятся оценивать учителей. Не всегда зная, как это делать, тем не менее, появись возможность участвовать в процессе оценки качества работы педагогов и образовательного учреждения, сразу бы согласились.

Качественной, полной информации о школе, судя по итогам опроса, не хватает. Я думаю, нам всем стоит задуматься о недостатке сведений, малом количестве детализированных данных и восполнять это всевозможными способами, в том числе привлекая достижения из международной практики.

Ответы на вопрос «Как бы вы сейчас оценили степень своей информированности?» распределились следующим образом:

  • Ничего не знаю ни о жизни школы, ни об учебе своего ребенка – 0,9%.

  • Знаю только об успехах и проблемах моего ребенка. О жизни ОУ почти ничего не знаю – 29,2%.

  • Знаю только о наиболее важных школьных событиях, информация поступает периодически 49,8%.

  • Постоянно нахожусь в курсе событий, знаю в деталях самые последние новости из жизни школы – 19,8%.

Теперь сравним это с тем, что именно им не хватает, проанализировав проценты, полученные при ответе на просьбу «Оцените степень вашего желания знать что-либо о школе, в которой учится ваш ребенок».

  • Хочу получать постоянную и полную информацию и о деятельности школы, и о моем ребенке – 44,1%.

  • Хочу получать полную информацию, касающуюся моего ребенка, и иногда самую важную информацию об ОУ 47,9%.

  • Хотелось бы знать только то, что касается конкретно моего ребенка – 6,1%.

  • Ничего о школе знать не хочу – 0,6%. Эту категорию в основном составили родители учащихся старшей школы, чьи взоры уже устремлены в направлении вуза.

«А какая информация от образовательного учреждения, по мнению вашей семьи, наиболее существенна?»

Открытием для школьных работников, вероятно, станут результаты, которые мы зафиксировали. Меньше всего внимание потребителей привлекают сведения о статусе учреждения, кадровом составе и даже о таких важных для нас позициях, как рейтинги школы, участие ОУ в конкурсах и проектах!

В отличие от западных родителей наших пап и мам больше беспокоит физическая и психологическая безопасность, условия обучения, то есть все то, что касается лично ребенка, нежели каких-то общественных составляющих. И здесь людям, которые занимаются вопросами государственно-общественного управления, налаживанием диалога с обществом, стоит задуматься о том, почему данные о правах родителя в органах государственно-общественного управления не настолько важны семьям, насколько актуальны для них индивидуальные показатели их детей (таблица).

Таблица

Какая информация о школе волнует родителей? (%)

Категория

«Очень важно»

«Скорее, важно»

«Скорее, не важно»

«Не важно»

Статус учреждения (средняя школа, гимназия, лицей,
ОУ с углубленным изучением предметов)

31,6

41,7

17,8

5,9

Дополнительные услуги (факультативы, кружки, возможность консультаций у школьного психолога)

34,7

52,7

8,2

1,6

Кадровый состав школы

30,6

45

13,9

5,2

Достижения ОУ (результаты участия в конкурсах, проектах и др.)

29,8

50, 2

13,9

3

Предстоящие родительские траты, стоимость дополнительных занятий и т.д.

28,7

46,6

16,5

4,7

Правила приема, комплектования классов, наличие конкурсного отбора

28,1

47,6

15,2

5,9

Права родителей, деятельность органов государственно-общественного управления (советов)

17,7

50,8

19,8

5,1

Результаты обучения моего ребенка, его проблемы и прогресс

70,7 (!)

21

3

0,8

Физическая и психологическая безопасность детей в школе (правонарушения, травматизм, курение, насилие и др.)

67,8 (!)

27,2

2

0,53

Условия обучения (режим, материально-техническая база)

52,5 (!)

39,2

3

0,65

Организация учебного процесса (используемые методики, программы, учебники, технологии и др.)

49,3 (!)

39,3

7,9

1,5

Достижения учеников школы, результаты ЕГЭ, поступаемость в вузы и др.

41,6

43,2

9,7

2,3

Мы посчитали важным выяснить, что бы изменилось, если требуемые данные были бы доведены до сведения семей.

«Если бы вам предоставили полную информацию о деятельности школы, ваших правах и возможностях как родителя в ее управлении, это повлияло бы на вашу активность?»

  • Ничего бы не изменилось, я никогда бы не стал участвовать в жизни школы, в деятельности по ее управлению – 3,7%.

  • Принимал бы участие только тогда, когда это касается лично моего ребенка – 18,4%.

  • Участвовал бы иногда по мере сил и возможности в жизни школы, в деятельности по ее управлению 61,9%.

  • Если бы у меня была полная информация, я бы обязательно активно участвовал в жизни школы, в деятельности по ее управлению   – 7,5.

  • Затрудняюсь ответить – 8,4.

«Что школа должна делать, чтобы участие родителей в ее деятельности и управлении было активным и эффективным?»

  • Администрация ОУ должна проводить в каждом классе собрания с участием директора или завуча и подробно, доступно, с конкретными примерами информировать родителей об их правах как потребителей образовательных услуг 46,5%.

  • У школы должен быть свой сайт или журнал, где родители и дети будут открыто выражать свое мнение – 49,3%.

  • Образовательное учреждение должно раз в год готовить и представлять общественности публичный доклад, в котором будет полная информация о школе, включая данные о работе совета ОУ (управляющего, попечительского) с участием родителей – 41,3%.

«Каким способом выражения родительского мнения вы бы воспользовались, если бы была такая возможность?»

  • Общее собрание родителей и администрации – 15,8%.

  • Встреча с учителем – 17,6%.

  • Анкетный опрос родителей – 20,8%.

  • Прием у директора ОУ – 10,1%.

  • Обращение в Совет школы – 9,7%.

  • Работа в Совете школы – 6,6%.

  • Обращение в орган управления образованием – 7,5%.

  • Интернет – 28,8%.

  • Горячая телефонная линия – 31,9%.

  • Ящик в фойе школы для анонимных обращений – 26,6%.

__________________

* И.В. Селиверстова – участник Всероссийской конференции «Лучшие практики общественного участия в формировании и реализации политики в сфере образования».

Рейтинг@Mail.ru