Осенью прошлого года в пяти регионах
России (Архангельская, Московская, Самарская,
Тульская области и Республика Чувашия) было
проведено социологическое исследование. Оно
осуществлялось в рамках проекта «Разработка и
продвижение механизмов общественного участия
при формировании политики в сфере образования» и
охватило 1 674 родителя, дети которых учатся в
начальных классах, средней и старшей школе.
Важно отметить, что ради получения
картины из самых разных населенных пунктов мы
принципиально опрашивали жителей и сельской
местности, и малых городов, и мегаполисов.
Вопросы подразделили на блоки. Один из них
посвятили информационной основе
взаимоотношений, то есть:
Нужна ли родителям информация о
школе? Может быть, они все прекрасно знают без
нас, и тогда педагогическому коллективу лучше
потратить ресурсы и время не на информирование, а
на более нужную деятельность.
Насколько родители информированы о
жизни ОУ?
Какие коммуникативные каналы
используются?
Что в семьях учащихся хотели бы знать
помимо того, что уже есть, и как предпочитают
выражать свое мнение?
Для исследования о необходимости
информации предлагалось ответить на довольно
узкий вопрос: «Отдавая ребенка в школу,
насколько четко вы определяли требования к ней?»
Наш выбор был спонтанный, никаких
требований – 6,3%.
Первоначально требования были
самыми общими, ничего конкретного – 29,2%.
Мы делали осознанный выбор, и наша
семья имела ряд четких критериев, по которым
отбирали одну школу из нескольких – 51%.
У нас не было выбора – 13,5%.
Из этих ответов отлично видно: как бы
мы ни думали, что выбор родителей хаотичен и им
проще отдать ребенка в школу, ближайшую к дому, на
самом деле это не подтверждается. Они заранее
пытаются изучить возможности образовательных
учреждений, чтобы «примерить» к ним свои
требования.
Интересные данные выявились при более
детальном изучении самой многочисленной группы
(Мы делали осознанный выбор…), то есть тех, кто
искал ОУ по ряду конкретных признаков.
В крупном городе так ответили
57,7%.
В малом – 52,1%.
На селе – лишь 18,3%, что
объяснимо: при имеющихся проблемах, в частности,
с подвозом детей, для этого типа местности не
всегда актуально выбирать школу из нескольких
имеющихся.
Родители до 30-ти лет – 60,3%.
Люди такого возраста в полтора раза четче
формулируют свои запросы к образовательному
учреждению, нежели более старшие – те, кто
отдает в школу второго и третьего ребенка.
31–40 лет – 49,9%.
41–50 лет – 48,1%.
50 лет и старше – 51,9%.
Накладывает отпечаток и уровень
образования родителей.
Неполное среднее – 34,8%.
Общее среднее – 28%.
ПТУ – 35,6%.
Среднее профессиональное –
41,2%.
Высшее – 59,4%.
Хотела бы обратить внимание, что люди,
позиционирующие себя как активные участники
школьного бытия и даже те, кто просто
интересуется им, чаще имеют полный набор
критериев оценки ОУ, чем более пассивные.
Активно участвую в жизни школы –
59,8%.
Интересуюсь – 57,6%;
Хожу на собрания – 38,8%.
Не участвую в жизни школы –
36,8%.
Исследование показало: у родителей
есть достаточно определенный запрос к школьному
образованию. Содержание этих требований нельзя
охарактеризовать как консервативное и
ностальгическое: ошибочно думать, будто люди
вспоминают школу своего детства и сравнивают ее
с нынешней. Нет, они имеют представление о
современном обучении и описывают учебные и
внеучебные результаты, которых они хотели бы
добиться для собственных детей.
Для нас было удивительно отметить
стремление семей разными способами участвовать
в формировании образовательной политики. Пусть с
неодинаковой степенью активности, но они желают
этого.
Родители не боятся оценивать учителей.
Не всегда зная, как это делать, тем не менее,
появись возможность участвовать в процессе
оценки качества работы педагогов и
образовательного учреждения, сразу бы
согласились.
Качественной, полной информации о
школе, судя по итогам опроса, не хватает. Я думаю,
нам всем стоит задуматься о недостатке сведений,
малом количестве детализированных данных и
восполнять это всевозможными способами, в том
числе привлекая достижения из международной
практики.
Ответы на вопрос «Как бы вы сейчас
оценили степень своей информированности?»
распределились следующим образом:
Ничего не знаю ни о жизни школы, ни
об учебе своего ребенка – 0,9%.
Знаю только об успехах и проблемах
моего ребенка. О жизни ОУ почти ничего не знаю –
29,2%.
Знаю только о наиболее важных
школьных событиях, информация поступает
периодически – 49,8%.
Постоянно нахожусь в курсе событий,
знаю в деталях самые последние новости из жизни
школы – 19,8%.
Теперь сравним это с тем, что именно им
не хватает, проанализировав проценты, полученные
при ответе на просьбу «Оцените степень вашего
желания знать что-либо о школе, в которой учится
ваш ребенок».
Хочу получать постоянную и полную
информацию и о деятельности школы, и о моем
ребенке – 44,1%.
Хочу получать полную информацию,
касающуюся моего ребенка, и иногда самую важную
информацию об ОУ – 47,9%.
Хотелось бы знать только то, что
касается конкретно моего ребенка – 6,1%.
Ничего о школе знать не хочу –
0,6%. Эту категорию в основном составили родители
учащихся старшей школы, чьи взоры уже устремлены
в направлении вуза.
«А какая информация от
образовательного учреждения, по мнению вашей
семьи, наиболее существенна?»
Открытием для школьных работников,
вероятно, станут результаты, которые мы
зафиксировали. Меньше всего внимание
потребителей привлекают сведения о статусе
учреждения, кадровом составе и даже о таких
важных для нас позициях, как рейтинги школы,
участие ОУ в конкурсах и проектах!
В отличие от западных родителей наших
пап и мам больше беспокоит физическая и
психологическая безопасность, условия обучения,
то есть все то, что касается лично ребенка, нежели
каких-то общественных составляющих. И здесь
людям, которые занимаются вопросами
государственно-общественного управления,
налаживанием диалога с обществом, стоит
задуматься о том, почему данные о правах родителя
в органах государственно-общественного
управления не настолько важны семьям, насколько
актуальны для них индивидуальные показатели их
детей (таблица).
Таблица
Какая информация о школе волнует
родителей? (%)
Категория |
«Очень
важно» |
«Скорее,
важно» |
«Скорее,
не важно» |
«Не
важно» |
Статус
учреждения (средняя школа, гимназия, лицей,
ОУ с углубленным изучением предметов) |
31,6 |
41,7 |
17,8 |
5,9 |
Дополнительные
услуги (факультативы, кружки, возможность
консультаций у школьного психолога) |
34,7 |
52,7 |
8,2 |
1,6 |
Кадровый состав
школы |
30,6 |
45 |
13,9 |
5,2 |
Достижения ОУ
(результаты участия в конкурсах, проектах и др.) |
29,8 |
50, 2 |
13,9 |
3 |
Предстоящие
родительские траты, стоимость дополнительных
занятий и т.д. |
28,7 |
46,6 |
16,5 |
4,7 |
Правила приема,
комплектования классов, наличие конкурсного
отбора |
28,1 |
47,6 |
15,2 |
5,9 |
Права родителей,
деятельность органов
государственно-общественного управления
(советов) |
17,7 |
50,8 |
19,8 |
5,1 |
Результаты
обучения моего ребенка, его проблемы
и прогресс |
70,7 (!) |
21 |
3 |
0,8 |
Физическая и
психологическая безопасность детей в школе
(правонарушения, травматизм, курение, насилие и
др.) |
67,8 (!) |
27,2 |
2 |
0,53 |
Условия обучения
(режим, материально-техническая база) |
52,5 (!) |
39,2 |
3 |
0,65 |
Организация
учебного процесса (используемые методики,
программы, учебники, технологии и др.) |
49,3 (!) |
39,3 |
7,9 |
1,5 |
Достижения
учеников школы, результаты ЕГЭ, поступаемость в
вузы и др. |
41,6 |
43,2 |
9,7 |
2,3 |
Мы посчитали важным выяснить,
что бы изменилось, если требуемые данные были бы
доведены до сведения семей.
«Если бы вам предоставили полную
информацию о деятельности школы, ваших правах и
возможностях как родителя в ее управлении, это
повлияло бы на вашу активность?»
Ничего бы не изменилось, я никогда
бы не стал участвовать в жизни школы, в
деятельности по ее управлению – 3,7%.
Принимал бы участие только тогда,
когда это касается лично моего ребенка –
18,4%.
Участвовал бы иногда по мере сил и
возможности в жизни школы, в деятельности по ее
управлению – 61,9%.
Если бы у меня была полная
информация, я бы обязательно активно участвовал
в жизни школы, в деятельности по ее управлению
– 7,5.
Затрудняюсь ответить – 8,4.
«Что школа должна делать, чтобы
участие родителей в ее деятельности и управлении
было активным и эффективным?»
Администрация ОУ должна проводить
в каждом классе собрания с участием директора
или завуча и подробно, доступно, с конкретными
примерами информировать родителей об их правах
как потребителей образовательных услуг – 46,5%.
У школы должен быть свой сайт или
журнал, где родители и дети будут открыто
выражать свое мнение – 49,3%.
Образовательное учреждение должно
раз в год готовить и представлять общественности
публичный доклад, в котором будет полная
информация о школе, включая данные о работе
совета ОУ (управляющего, попечительского) с
участием родителей – 41,3%.
«Каким способом выражения
родительского мнения вы бы воспользовались, если
бы была такая возможность?»
Общее собрание родителей и
администрации – 15,8%.
Встреча с учителем – 17,6%.
Анкетный опрос родителей –
20,8%.
Прием у директора ОУ – 10,1%.
Обращение в Совет школы – 9,7%.
Работа в Совете школы – 6,6%.
Обращение в орган управления
образованием – 7,5%.
Интернет – 28,8%.
Горячая телефонная линия – 31,9%.
Ящик в фойе школы для анонимных
обращений – 26,6%.
__________________
*
И.В. Селиверстова – участник Всероссийской
конференции «Лучшие практики общественного
участия в формировании и реализации политики в
сфере образования».
|