1. Главный праздник
По силе объединяющего воздействия ни
одно мероприятие не может сравниться с
масштабным празднованием Дня рождения школы.
Сильно ошибаются те коллективы, где считают, что
широко отмечать следует лишь круглые, юбилейные
даты.
Задумайтесь: для первоклассников,
которые только что начали учиться, выпускников,
нуждающихся в ярком и незабываемом образе школы,
подростков, выросших из рутинной классно-урочной
системы и стремящихся выйти на большую сцену
жизни, – именно этот, вовсе не юбилейный, год
является решающим.
Да и вообще, день рождения как повод
для большой совместной работы, утверждающий
корпоративные ценности и вызывающий чувство
законной гордости своей любимой школой, просто
необходим как ежегодное событие. Не просто
списочное мероприятие, а целая декада игр,
конкурсов, проектов с грандиозным финалом в
концертном зале.
Пусть традиционные (святые для школы)
церемонии – такие, как Посвящение в ученики,
произнесение Клятвы гимназиста, хоровое пение
гимна, награждение учителей-ветеранов либо
презентации новичков и т.д., и т.п., –
соединяются с приятными новинками: мюзиклами,
шоу-программами, финалами общешкольных
конкурсов…
Поэтому отмечайте 7-ми, 13-ти, 28-ми, 46-ти,
119-ти и 233-летия! Не жалейте сил и времени на
производство и реализацию новых идей.
Только не забудьте о самом главном
условии: готовить мероприятие нужно
совместно – всем школьным сообществом, с
привлечением самых активных и заинтересованных
малышей и выпускников, мам и бабушек, поваров и
техничек, попечителей и партнеров. Тогда
праздник получится действительно общим и
по-хорошему пафосным.
2. Низкий старт
Огромную роль на старте очередного
учебного года играет хорошо подготовленный и
эффективно проведенный педагогический совет.
Здесь следует соблюсти три принципа:
– открытость, т.е. привлечение к
подготовке всех желающих из органов школьного
соуправления;
– интерактивность, т.е. работа в
форме деловой игры или семинара-практикума;
– командность на всех стадиях,
включая подготовительный этап.
Вводный педсовет призван воодушевить
все школьное сообщество, зарядить энергией –
за счет совместной выработки видения желаемых
результатов, целей и путей их достижения. В этом,
собственно, и заключается содержание первого
такого мероприятия – в живом и неформальном
обсуждении перспектив начинающегося года,
возможностей школы, потребностей и интересов
всех ее «граждан», возможных рисков и
вынужденных шагов в сторону.
В итоге формулируются главные
приоритеты, направления работы, правила
игры – в сугубо деловой либо (если вы играете)
условно-метафорической форме, передающей суть
образовательной программы. После подобного
педсовета каждый его участник ощущает себя лично
ответственным за выполнение намеченных планов.
3. Смотр инициатив
В начале учебного года в нашем
образовательном учреждении проходит ставший
традиционным «Парад проектов»: ученики,
педагоги, сотрудники, родители, выпускники и
просто друзья гимназии презентуют свои
образовательные, социальные либо досуговые
проекты, которые они хотели бы осуществить на
базе школы. «Городская межпредметная
гуманитарная олимпиада для 7–9-х классов»,
«Летняя интеллект-школа», «Элективный курс
“Голоса истории“», «Турнир новых
математических игр», «Клуб путешественников»,
«Киноклуб “Корифильм“», «Программа “Будь
здоров!“», проект «Песни со звездами
“Корифея“» – вот далеко не полный список дел,
представлямых на одном «Параде».
Проектные инициативы оценивает
комиссия, в состав которой входят члены
попечительского и родительского советов,
активисты ученического самоуправления,
представители от учителей и администрации. Самые
перспективные работы получают гранты от
попечителей, остальные, как правило, одобряются,
снабжаются полезными советами и собирают
«группы поддержки».
Такая всенародно-торжественная форма
презентации обязывает их авторов в конце года
публично отчитаться о своих успехах и взять на
себя новые обязательства.
В других школах вместо «Парада
проектов» могут проходить смотр факультетов или
профильная ассамблея. Название придумайте любое.
Смысл подобных мероприятий – в мобилизации
всех здоровых сил на инновационное развитие.
4. Общественный аудит
Многие боятся семинаров и конференций
городского или (тем более) областного уровня,
которые приходится проводить в родной школе.
Столько хлопот, нервов, лишней суеты… А между
тем, продвинутые образовательные учреждения
давно взяли себе за правило хотя бы раз в год
устраивать у себя «большой прием».
Во-первых, это прекрасная
тренировка состояния боевой готовности к
плановым и внеплановым проверкам, процедурам
лицензирования и аттестации, всевозможным
конкурсам и др.
Во-вторых, хороший способ
постоянно обновлять методическую базу, банк
документации, «рабочий арсенал» учителей и т.д.
В-третьих, отличный повод
подключить к работе учеников и родителей: у нас
снова общегородская конференция – значит, мы
должны представить себя и школу в лучшем свете.
И закипела совместная работа:
школьники вместе с педагогами трудятся над
мастер-классами и внеурочными мероприятиями;
родители обсуждают план открытого заседания
родительского совета. В день «Х» все как
один – плечом к плечу, аккуратные и
подтянутые, со школьными значками на груди и
огнем в глазах – готовы представлять свои
достижения хоть до упада!..
5. Альма-матер
Разумеется, для выпускников дверь
школы всегда открыта: они приходят на праздники,
съезжаются на юбилеи, поздравляют классных мам
цветами и открытками и просто помнят все хорошее.
Однако если проводится особый День встречи
выпускников (ДВВ) (в фиксированный, известный
всем, даже символический день – например, в
нашей гимназии № 210 это происходит
2-го октября ежегодно), к которому
приурочиваются специальные события,
привлекающие всех остальных, – это дорогого
стоит.
Нужно, чтобы вся школа – от мала до
велика – как родина, знала своих героев в лицо.
И не только по фотографиям «В контакте». А герои,
т.е. выпускники, в свою очередь, не теряли живой
связи со школой. Для этого ДВВ нужно кропотливо
готовить, сопровождать долгосрочными
программами («Поздравляем именинников»,
«Приглашаем на школьные праздники», «Радуемся
вашим успехам» и т.д.), встречным
информированием – когда истории выдающихся
(чем-то) учащихся рассказываются школьному
сообществу и наоборот.
Пусть собравшиеся в школе бывшие
«птенцы ее гнезда» поучаствуют в церемонии
награждения, чествования, закладки какого-нибудь
камня, посадки аллеи и т.д. И, пользуясь случаем,
сами покажут себя. А в какой именно форме –
решать команде организаторов.
6. Разбор полетов
Иногда грамотная «публичная порка»
бывает куда действеннее чествования героев. Мы
говорим о мероприятиях, которые просто не могут
не проводиться по горячим следам школьных ЧП.
Главное правило хорошего руководителя
и педагога – ни в коем случае не замалчивать
произошедшее (будь то дегустация спиртного в
школьной столовой или случай «дедовщины» с
запугиванием малышей), а превратить его в повод
для общешкольного «момента истины».
Общий сбор, линейка, собрания в
классах, публикации на сайте и в школьных
газетах, открытые дискуссии – все
средства должны служить формированию единого
преобладающего мнения: нарушены незыблемые
законы, кодекс нашей школы; так делать нельзя, и
виновные должны понести заслуженное
(предусмотренное правилами) наказание.
Четкость, слаженность и легитимность
действий коллектива – безо всякого перехода
на личности, поощрения доносчиков или сдачи
позиций – обеспечат мощное воздействие
подобной педагогической акции, «цементирующее»
коллектив и его базовые ценности.
7. Прощальный вальс
Выпускные вечера – это
«праздник со слезами на глазах». Все его
участники понимают и переживают ощущение
прощального и оттого такого нерушимого единения:
школа остается позади и в то же время навсегда
впечатывается в сердце каждого…
В силах педагогического коллектива и
родителей – объединить не только деньги, но и
творческие усилия, чтобы это событие стало
неформальным, единственным в своем роде.
Не просто выдача аттестатов в зале,
стандартные напутственные речи, пара песен,
фуршет и дальше – оплаченные
массовики-затейники, а свои, «фирменные»
шоу-спектакли по оригинальным сценариям
(выпускники готовят собственный бенефис, учителя
и родители – ответный), конкурсы, авторские
видеозарисовки, стенные газеты с дружескими
шаржами или эпиграммами, шарики в небо, голуби
ввысь, фейерверки…
В общем, дух школы, ее устои, традиции,
живая память – квинтэссенция школьных лет
должна выплеснуться наружу за один незабываемый
вечер. Чем больше вложено сил и энергии, креатива
и драйва, тем больше отдача. Каждый выпускной
может иметь собственное лицо и стать
неповторимым.
Итак, дорогие друзья, секрет прост:
чтобы школьное мероприятие было объединяющим,
следует сплотить усилия всех представителей
школьного сообщества уже на стадии его
проектирования, а тем более – организации и
проведения. При этом условии любое событие –
от рядового урока до гала-концерта –
справится с непростой задачей сплочения детей и
взрослых в дружную семью.
|