Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Управление школой»Содержание №17/2009

Тема номера

«Возьмемся за руки, друзья!»

События, объединяющие педагогов, учеников и родителей

Опираясь на опыт своей гимназии (№ 210 «Корифей») и партнерских школ из разных городов России, представляем цикл важнейших событий, работающих на объединение школьного сообщества. Разумеется, наш список неполон: мы постарались подчеркнуть значение совершенно различных – по форме и содержанию – дней школьного календаря: не только бодро-красных, но и задумчиво-синих, размеренно-зеленых, даже ненастно-серых. Ведь, как известно, иногда трудности и поражения сплачивают нас куда крепче, чем радости и победы.

1. Главный праздник

По силе объединяющего воздействия ни одно мероприятие не может сравниться с масштабным празднованием Дня рождения школы. Сильно ошибаются те коллективы, где считают, что широко отмечать следует лишь круглые, юбилейные даты.

Задумайтесь: для первоклассников, которые только что начали учиться, выпускников, нуждающихся в ярком и незабываемом образе школы, подростков, выросших из рутинной классно-урочной системы и стремящихся выйти на большую сцену жизни, – именно этот, вовсе не юбилейный, год является решающим.

Да и вообще, день рождения как повод для большой совместной работы, утверждающий корпоративные ценности и вызывающий чувство законной гордости своей любимой школой, просто необходим как ежегодное событие. Не просто списочное мероприятие, а целая декада игр, конкурсов, проектов с грандиозным финалом в концертном зале.

Пусть традиционные (святые для школы) церемонии – такие, как Посвящение в ученики, произнесение Клятвы гимназиста, хоровое пение гимна, награждение учителей-ветеранов либо презентации новичков и т.д., и т.п., – соединяются с приятными новинками: мюзиклами, шоу-программами, финалами общешкольных конкурсов…

Поэтому отмечайте 7-ми, 13-ти, 28-ми, 46-ти, 119-ти и 233-летия! Не жалейте сил и времени на производство и реализацию новых идей.

Только не забудьте о самом главном условии: готовить мероприятие нужно совместно – всем школьным сообществом, с привлечением самых активных и заинтересованных малышей и выпускников, мам и бабушек, поваров и техничек, попечителей и партнеров. Тогда праздник получится действительно общим и по-хорошему пафосным.

2.  Низкий старт

Огромную роль на старте очередного учебного года играет хорошо подготовленный и эффективно проведенный педагогический совет. Здесь следует соблюсти три принципа:

– открытость, т.е. привлечение к подготовке всех желающих из органов школьного соуправления;

– интерактивность, т.е. работа в форме деловой игры или семинара-практикума;

– командность на всех стадиях, включая подготовительный этап.

Вводный педсовет призван воодушевить все школьное сообщество, зарядить энергией – за счет совместной выработки видения желаемых результатов, целей и путей их достижения. В этом, собственно, и заключается содержание первого такого мероприятия – в живом и неформальном обсуждении перспектив начинающегося года, возможностей школы, потребностей и интересов всех ее «граждан», возможных рисков и вынужденных шагов в сторону.

В итоге формулируются главные приоритеты, направления работы, правила игры – в сугубо деловой либо (если вы играете) условно-метафорической форме, передающей суть образовательной программы. После подобного педсовета каждый его участник ощущает себя лично ответственным за выполнение намеченных планов.

3.  Смотр инициатив

В начале учебного года в нашем образовательном учреждении проходит ставший традиционным «Парад проектов»: ученики, педагоги, сотрудники, родители, выпускники и просто друзья гимназии презентуют свои образовательные, социальные либо досуговые проекты, которые они хотели бы осуществить на базе школы. «Городская межпредметная гуманитарная олимпиада для 7–9-х классов», «Летняя интеллект-школа», «Элективный курс “Голоса истории“», «Турнир новых математических игр», «Клуб путешественников», «Киноклуб “Корифильм“», «Программа “Будь здоров!“», проект «Песни со звездами “Корифея“» – вот далеко не полный список дел, представлямых на одном «Параде».

Проектные инициативы оценивает комиссия, в состав которой входят члены попечительского и родительского советов, активисты ученического самоуправления, представители от учителей и администрации. Самые перспективные работы получают гранты от попечителей, остальные, как правило, одобряются, снабжаются полезными советами и собирают «группы поддержки».

Такая всенародно-торжественная форма презентации обязывает их авторов в конце года публично отчитаться о своих успехах и взять на себя новые обязательства.

В других школах вместо «Парада проектов» могут проходить смотр факультетов или профильная ассамблея. Название придумайте любое. Смысл подобных мероприятий – в мобилизации всех здоровых сил на инновационное развитие.

4. Общественный аудит

Многие боятся семинаров и конференций городского или (тем более) областного уровня, которые приходится проводить в родной школе. Столько хлопот, нервов, лишней суеты… А между тем, продвинутые образовательные учреждения давно взяли себе за правило хотя бы раз в год устраивать у себя «большой прием».

Во-первых, это прекрасная тренировка состояния боевой готовности к плановым и внеплановым проверкам, процедурам лицензирования и аттестации, всевозможным конкурсам и др.

Во-вторых, хороший способ постоянно обновлять методическую базу, банк документации, «рабочий арсенал» учителей и т.д.

В-третьих, отличный повод подключить к работе учеников и родителей: у нас снова общегородская конференция – значит, мы должны представить себя и школу в лучшем свете.

И закипела совместная работа: школьники вместе с педагогами трудятся над мастер-классами и внеурочными мероприятиями; родители обсуждают план открытого заседания родительского совета. В день «Х» все как один – плечом к плечу, аккуратные и подтянутые, со школьными значками на груди и огнем в глазах – готовы представлять свои достижения хоть до упада!..

5. Альма-матер

Разумеется, для выпускников дверь школы всегда открыта: они приходят на праздники, съезжаются на юбилеи, поздравляют классных мам цветами и открытками и просто помнят все хорошее. Однако если проводится особый День встречи выпускников (ДВВ) (в фиксированный, известный всем, даже символический день – например, в нашей гимназии № 210 это происходит 2-го октября ежегодно), к которому приурочиваются специальные события, привлекающие всех остальных, – это дорогого стоит.

Нужно, чтобы вся школа – от мала до велика – как родина, знала своих героев в лицо. И не только по фотографиям «В контакте». А герои, т.е. выпускники, в свою очередь, не теряли живой связи со школой. Для этого ДВВ нужно кропотливо готовить, сопровождать долгосрочными программами («Поздравляем именинников», «Приглашаем на школьные праздники», «Радуемся вашим успехам» и т.д.), встречным информированием – когда истории выдающихся (чем-то) учащихся рассказываются школьному сообществу и наоборот.

Пусть собравшиеся в школе бывшие «птенцы ее гнезда» поучаствуют в церемонии награждения, чествования, закладки какого-нибудь камня, посадки аллеи и т.д. И, пользуясь случаем, сами покажут себя. А в какой именно форме – решать команде организаторов.

6. Разбор полетов

Иногда грамотная «публичная порка» бывает куда действеннее чествования героев. Мы говорим о мероприятиях, которые просто не могут не проводиться по горячим следам школьных ЧП.

Главное правило хорошего руководителя и педагога – ни в коем случае не замалчивать произошедшее (будь то дегустация спиртного в школьной столовой или случай «дедовщины» с запугиванием малышей), а превратить его в повод для общешкольного «момента истины».

Общий сбор, линейка, собрания в классах, публикации на сайте и в школьных газетах, открытые дискуссии – все средства должны служить формированию единого преобладающего мнения: нарушены незыблемые законы, кодекс нашей школы; так делать нельзя, и виновные должны понести заслуженное (предусмотренное правилами) наказание.

Четкость, слаженность и легитимность действий коллектива – безо всякого перехода на личности, поощрения доносчиков или сдачи позиций – обеспечат мощное воздействие подобной педагогической акции, «цементирующее» коллектив и его базовые ценности.

7. Прощальный вальс

Выпускные вечера – это «праздник со слезами на глазах». Все его участники понимают и переживают ощущение прощального и оттого такого нерушимого единения: школа остается позади и в то же время навсегда впечатывается в сердце каждого…

В силах педагогического коллектива и родителей – объединить не только деньги, но и творческие усилия, чтобы это событие стало неформальным, единственным в своем роде.

Не просто выдача аттестатов в зале, стандартные напутственные речи, пара песен, фуршет и дальше – оплаченные массовики-затейники, а свои, «фирменные» шоу-спектакли по оригинальным сценариям (выпускники готовят собственный бенефис, учителя и родители – ответный), конкурсы, авторские видеозарисовки, стенные газеты с дружескими шаржами или эпиграммами, шарики в небо, голуби ввысь, фейерверки…

В общем, дух школы, ее устои, традиции, живая память – квинтэссенция школьных лет должна выплеснуться наружу за один незабываемый вечер. Чем больше вложено сил и энергии, креатива и драйва, тем больше отдача. Каждый выпускной может иметь собственное лицо и стать неповторимым.

Итак, дорогие друзья, секрет прост: чтобы школьное мероприятие было объединяющим, следует сплотить усилия всех представителей школьного сообщества уже на стадии его проектирования, а тем более – организации и проведения. При этом условии любое событие – от рядового урока до гала-концерта – справится с непростой задачей сплочения детей и взрослых в дружную семью.

Рейтинг@Mail.ru