Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Управление школой»Содержание №17/2009

Тема номера

Кого в школе больше всех?

С ответа на вопрос, вынесенный в заголовок статьи, начали работу участники одной из секций Всероссийской конференции «Лучшие практики общественного участия в формировании и реализации политики в сфере образования». Очевидный ответ – родителей – не был неожиданным, ибо давно ясно, что без сотрудничества с ними образовательный процесс не получается по-настоящему эффективным.

Секция, собравшая руководителей ОУ, называлась «Технологии сотрудничества образования и местного сообщества. Инструменты стимулирования общественного участия в управлении образованием». Основываясь на личной практике, директора делились друг с другом тем, что им удалось придумать в плане привлечения общественности к школе.

Тональность дискуссии своим четким и структурированным сообщением задал Александр Михайлов, начальник отдела анализа, стратегического планирования и информатизации Министерства образования Республики Карелия. Он рассказал о практической модели, которая реализуется в рамках совместного проекта с финским Национальным управлением образования – «Развитие сотрудничества между родителями, школами и местными органами управления в системе образования Республики Карелия». Более простое название – «Родительский университет».

Его организаторы исходили из той гипотезы, что взаимодействие родителей и школы важно в первую очередь для того, чтобы выработать индивидуальный образовательный маршрут ребенка. Если ученик стоит в центре диалога между семьей и образовательным учреждением, который построен на единых системах ценностей, то он будет в состоянии сформулировать свои потребности в образовании, и его пассивная позиция перейдет в активную.

Однако для воплощения в жизнь тех принципов, которые красиво звучат на словах, нужно, чтобы взрослые могли внятно сформулировать требования к условиям, результатам обучения. Но именно здесь, по мнению Александра Васильевича, и кроется проблема.

«Большинство из современных мам и пап всю жизнь воспитывались в системе огромного дефицита услуг, прав, свобод, товаров, – рассуждает А.Михайлов. – Поэтому потребитель, от которого мы ждем сформулированного для школы заказа, не является просвещенным. Что делать? Ответ очевиден: учить родителей».

Так родилась идея «Родительского университета» не как отдельно стоящего здания, а как создания комплекса условий, позволяющих формировать, сопровождать реализацию и оценивать общественный и индивидуальный заказ на содержание, качество условий и образовательный результат.

В рамках этого университета происходит, в частности, сбор и изучение школой информации о семьях своих воспитанников, а также подготовка сообщений для родителей (т.е. информирование как пассивное просвещение, приглашение к сотрудничеству с целью построения системы непрерывного педагогического диалога с семьей о проблемах воспитания ребенка; построения информационного поля проблем и перспектив развития школы; правового и педагогического просвещения родителей и т.п.). И это лишь малая часть той огромной работы, которая скрывается за названием «Родительский университет».

Иную концепцию привлечения общественности к сотрудничеству с ОУ представила директор школы № 7 Качканарского городского округа Свердловской области Ирина Шаренко. Проект называется «Обеспечение открытости образовательной системы средствами медиа». Он возник в период, когда учебному заведению было довольно трудно выживать. Его цель можно сформулировать так: обеспечение режима информационной достаточности и открытости по отношению к каждому субъекту и партнеру системы образования как основа партнерского взаимодействия.

«Начали мы с выпуска буклетов, рассказывающих о преимуществах ОУ, – говорит Ирина Борисовна. – Затем стали выпускать различные сборники. В частности, один из них посвящен тому, как сделать насыщенный школьный сайт, другой включал материалы проведенных нами семинаров для общественных управляющих и по подготовке публичного доклада. Есть и особые сборники, где печатаются статьи родителей. Все это позволяет представить информацию о нашем ОУ с разных сторон, показать, какая жизнь у нас кипит».

Кроме того, три года назад школа обзавелась своей видеостудией, с помощью которой превратила Публичный доклад в видеосюжет.

«Наш отчет о работе за год мы продемонстрировали в пятиминутном видеоролике и разместили его на нашем сайте, – делится И.Шаренко. – Судя по статистике, интерес к отснятому материалу в десятки раз превосходит обращение к тексту публичного доклада на 15-ти страницах. Возможно, после просмотра сюжета у кого-то появится желание почитать и сам документ».

В школьной видеостудии учащиеся также записывают видеоролики вместе с некоторыми социальными партнерами ОУ. Например, в рамках конкурса малого бизнеса среди книжных магазинов Свердловской области был сделан сюжет на тему «Современная школа», занявший в результате первое место. Его придумали совместно с хозяином книжного магазина, который в благодарность за сотрудничество подарил учебному заведению еще одну видеокамеру.

В свою очередь, директор школы № 3 г. Котовска Тамбовской области Николай Аверин отметил положительные стороны работы управляющего совета на базе своего ОУ. «Когда в городе всего две с половиной тысячи учащихся, школа должна предоставить как можно больше возможностей для ребят и родителей, чтобы они шли именно к тебе, – комментирует Николай Владимирович. – Поэтому мы организовали управляющий совет (УС), который старается регулярно встречаться с главой города, обсуждать волнующие вопросы. Мы также разработали форму отчета УС перед городской администрацией, нарабатываем опыт решения проблем, используя способ коллективной деятельности, организуем обучение членов совета. За последние пару лет наш УС неоднократно помогал мне как директору «разруливать» непростые ситуации».

Были представлены на секции и другие интересные проекты (в частности, на следующих страницах газеты читайте об опыте школы из Пермского края). Как оказалось, возможностей существует масса, вопрос лишь в том, что за первый шаг в диалоге с общественностью пока полностью отвечает образовательное учреждение. Как говорится, хочешь жить – умей вертеться. Ожидать, когда кто-то придет добровольно со стороны, пока не приходится. Слишком много сил уходит у наших граждан на беспокойство о хлебе насущном, о том, не уволили ли бы с работы, заплатили бы положенные деньги, не обманули бы...

Так что пока такая ситуация, как в Великобритании, когда в управляющем совете школы участвуют не столько родители обучающихся в ней детей, сколько простые жители города, остается для нас лишь мечтой.

Председателя Ассоциации школьных управляющих советов Англии Нила Дэвиса как-то спросили: «Что движет в вашей стране людьми, которые по доброй воле приходят работать в управляющий совет?» И получили в ответ вопрос: «А что движет человеком, придерживающим для других дверь в метро? Или джентльменом, который пропускает даму вперед?»

По его мнению, главное – это чувство принадлежности к обществу, в котором мы все живем, и где должно быть комфортно всем, в том числе и детям. «Когда мы учились в школе, система образования заботилась о нас. Закончив учебное заведение, мы должны позаботиться о нем», – такова позиция англичан.

Наверное, и наше общество когда-нибудь сможет приблизиться к чему-то подобному...

Рейтинг@Mail.ru