Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Управление школой»Содержание №17/2009

Тема номера

«Это не только форма публичного отчета...»

Опыт проведения общешкольной конференции

Петербургская ГОУ СОШ № 207 с углубленным изучением английского языка, названная жителями города «школой за “Колизеем“» из-за своего соседства со старейшим кинотеатром города, находится в двух шагах от Невского проспекта и с незапамятных времен стала одной из легенд Северной столицы. Мы разговариваем с директором этого образовательного учреждения – Вячеславом Юрьевичем КОРОВКИНЫМ. Фактически с момента его вступления в должность в августе 1992 г. педагогический коллектив начал разработку системы управления, основанной на тесном сотрудничестве школы и родителей учащихся.

– Вячеслав Юрьевич, как появилась идея привлечения cемей к управлению школой?

– Катализатором этого процесса стало тяжелое финансовое положение в сфере образования, а также невиданная ранее свобода выбора методик обучения и форм управления школой. В начале 90-х складывавшаяся годами система руководства отраслью была развенчана, размылись границы и резко поменялись приоритеты государственного заказа на образование. В этой ситуации было необходимо создать на уровне конкретной школы механизм, компенсирующий негативные тенденции реалий того периода.

Так мы с коллегами пришли к мысли о необходимости включения родителей в соуправление образовательным учреждением. Но прежде всего надо было пересмотреть сложившуюся структуру управления.

– Расскажите, какие шаги были для этого предприняты?

– В 1994 г. в нашем учебном заведении появился коллегиальный орган – Совет школы. Одновременно с его формированием были пересмотрены функции педагогического совета. Отпала необходимость включать в его состав председателя родительского комитета, секретаря комсомольской организации, представителя шефствующего предприятия.

Существенные изменения претерпела деятельность родительской общественности, родительских комитетов классов и школы. Фактически мы прошли путь от хорошо известной системы родительского всеобуча через взаимодействие и партнерство к включению родителей в реальный процесс управления образовательным учреждением.

Все эти изменения были в той или иной степени отражены в первом уставе ОУ1.

– Есть ли в школе попечительский совет, и какие задачи он решает?

– Попечительский совет (ПС) был создан в январе 2001 г. как высший орган общественного самоуправления. Изучение российского и зарубежного опыта, собственные практические наработки объединенного коллектива учителей и родителей учащихся и, наконец, появление Указа Президента РФ от 31 августа 1999 г. № 1134 «О дополнительных мерах по поддержке общеобразовательных учреждений в Российской Федерации» позволили сформировать и утвердить решением Совета школы первый персональный состав попечительского совета.

Уже на своем втором заседании члены ПС детально обсудили меры по поддержке учебно-воспитательного процесса, наметили шаги по аккумулированию и эффективному расходованию привлекаемых внебюджетных средств. Для систематизации и придания законности процессу сбора финансовых вложений было принято решение по созданию «Санкт-Петербургского общественного фонда поддержки школы № 207». 13 августа 2001 г. его учредители получили свидетельство о государственной регистрации общественного объединения, выданное Министерством юстиции РФ.

В феврале 2002 г. фондом совместно с педагогическим коллективом была разработана «Долгосрочная благотворительная программа “Образование“». Толчком для этого послужила обеспокоенность недостаточным государственным финансированием, убежденность в первостепенном значении получения качественного среднего общего образования. Программа направлена на финансирование, материальное обеспечение, организацию и иное содействие образованию. Она носит благотворительный и гуманитарный характер, так как учитывает интересы детей из семей с различным материальным достатком.

В соответствии с утвержденным положением попечительский совет избирается на четыре года – срок, равный двум созывам Совета школы, – и формируется в количестве 3–5-ти человек.

– Каковы, на ваш взгляд, основные элементы системы государственно-общественного управления школой (ГОУШ)?

– Решение педагогическим коллективом школы практических задач с активным привлечением родителей потребовало выработки иных правил взаимодействия с ними. Это был сложный период проб и ошибок, порой копирования старого и энергичного поиска новых форм.

В начале 90-х годов мы шли непроторенным путем. Но созданное своими совместными усилиями ценится выше, быстрее воспринимается как руководство к действию подавляющим большинством участников процесса.

В итоге разработан пакет документов, локальных актов, положений, регулирующих деятельность общественных органов самоуправления школой2.

В 2003 г. утверждена качественно новая редакция устава ОУ, включающая все основные элементы системы ГОУШ (схема).

Схема

Роль и место конференции в структуре ГОУШ

– Какая форма взаимодействия с родителями на современном этапе развития образования, на ваш взгляд, наиболее эффективна? Как вы реализуете ее?

– Особая роль в разнообразных формах взаимодействия педагогического коллектива и родителей в нашем образовательном учреждении отводится общешкольной конференции (ОШК). Данный форум объединяет в качестве делегатов весь педагогический состав школы и большое количество родителей учащихся. На нем также присутствуют представители малой ученической конференции, ученики старших классов.

Ежегодно проводимый форум многофункционален. Это не только форма публичного отчета, но и обратная связь, то есть постоянная возможность обсуждения проблем школы с целью реализации указанных принципов и компетентного участия в решении проблем всех заинтересованных лиц. Информация о ходе и результатах обсуждения важных вопросов становится доступной для всех членов коллектива.

Особая ценность ОШК – выработка решений, деклараций, являющихся руководством к действию всех субъектов соуправления. На основании принятых конференцией решений учителя и родители ведут разъяснительную работу, планируют деятельность органов самоуправления, обеспечивают, в конечном итоге, единство требований и действий в реализации учебно-воспитательного процесса.

– В этом году в вашей школе тоже проходила общешкольная конференция. Чем она отличалась от предыдущих?

Это была пятнадцатая по счету. Она проводилась в новом формате.

Все предыдущие годы тематика этого мероприятия была обширная, но она каждый раз определялась из круга проблем, которые волновали и учителей, и родителей на каждом из этапов деятельности школы. Этот форум всегда был нацелен не только на обсуждение текущих проблем, но, прежде всего, на определение путей их преодоления.

Конечно, не все задумки по проведению XV ОШК удались. Явка делегатов, составившая 85 процентов, могла быть существенно выше. Реакция отдельных представителей явно указывала на их неосведомленность о содержании разосланного информационного материала. Видимо, не все участники своевременно получили предварительную рассылку по электронной почте, а кто-то и вовсе не имеет к ней доступа.

Но конференция состоялась! Пятнадцатый год подряд организаторам удалось поддержать интерес сообщества. Были решены не только очень важные организационные вопросы. Осуществились новые практические шаги по формированию образовательной политики школы с участием самых заинтересованных лиц – родителей учащихся.

XV общешкольная конференция сделала очередной шаг на пути формирования открытой школы, которая становится для учеников и их родителей понятной и предсказуемой, что особенно ценно в период стремительных и многочисленных перемен. А это, в свою очередь, порождает так необходимое всем нам взаимное доверие.

– Какого рода организационные вопросы выносятся на общешкольное обсуждение?

– В этом году делегатам был представлен отчет о работе Совета школы шестого созыва. Предварительное знакомство и ответы на вопросы уже в ходе самого мероприятия позволили подробно, и вместе с тем критично, оценить деятельность членов этого органа. В итоге, отчет был принят.

Не менее важной организационной миссией конференции является утверждение очередного состава Совета. В соответствии с «Положением о Совете школы» делегаты от работников образовательного учреждения определяются на общем собрании трудового коллектива. В этом году, как всегда, выдвижение кандидатур прошло активно и с большим, нежели квота, количеством. Тайное голосование выявило 9 претендентов, набравших максимальное количество голосов. Эти кандидатуры и были предъявлены делегатам на утверждение. Директор ОУ входит в состав Совета «по должности».

Кандидатуры от родителей учащихся определяются родительским комитетом школы. На последнем перед конференцией заседании в ходе обсуждения и голосования кандидатами в Совет школы были определены 4 председателя родительских комитетов классов. Все 13 кандидатур вошли в список электронной рассылки с помещенной туда информацией и фотографиями. На самом мероприятии оставалось лишь представить кандидатов, задать им вопросы и утвердить состав Совета седьмого созыва на следующие два года.

Второй организационной частью конференции было обсуждение и утверждение проекта новой редакции устава ОУ. Первый приняли в 1996 г. Вторая его редакция появилась в связи с присоединением в 2005 г. к ГОУ СОШ № 207 средней общеобразовательной школы № 220. В этом году принятие документа было обусловлено изменениями, появившимися на федеральном уровне.

Наш устав, являясь типовым, одновременно имеет четко выраженную индивидуальность в разделе «Управление». Директор школы № 207 в соответствии с Законом РФ «Об образовании» и положением об образовательном учреждении «назначается учредителем с предоставлением права вето Совету ОУ». Делегаты XV конференции в очередной раз подчеркнули ключевую роль данной позиции как реального механизма государственно-общественного управления школой и единогласно утвердили новую редакцию, сохранив это право.

Третьим организационным моментом стало детальное ознакомление делегатов с итогами финансовой деятельности «Санкт-Петербургского общественного фонда поддержки школы № 207». Фонд, учрежденный попечительским советом в июне 2001 г., в соответствии со специальной целевой программой «Образование» обеспечивает существенную внебюджетную «подпитку» разнообразных направлений деятельности ОУ. На его счету аккумулируется существенное количество финансовых средств родителей, спонсоров и организаций-партнеров. Расходование этих денег в соответствии с положением о фонде подконтрольно общественности и подвергается ежегодной аудиторской проверке3.

Также родителей всегда интересует, на какие цели тратятся средства, насколько эффективно школа использует дополнительный ресурс. На эти вопросы отвечает администрация и работники ОУ при утверждении данного отчета.

– Какие сведения предоставляются участникам общешкольной конференции?

– Несомненной удачей XV ежегодной общешкольной конференции является подготовка весьма обширной информации о деятельности школы:

  •  список кандидатов в Совет школы седьмого созыва (2009–2011 гг.);

  •  отчет о работе Совета школы шестого созыва (2007–2009 гг.);

  •  отчет о финансовой деятельности фонда (заблаговременно высылается делегатам по электронной почте);

  •  результаты учебной деятельности (успеваемость по классам и предметам);

  •  итоги участия учеников школы в районных, городских, региональных олимпиадах;

  •  информация о внеурочной деятельности, перечень кружков, секций, клубов;

  •  итоги третьего по счету лицензирования, аттестации и аккредитации школы;

  •  качественная характеристика педагогических кадров;

  •  проект обращения делегатов конференции к родителям учащихся.

– Какие технологии используются в вашей школе в ходе проведения ежегодных общешкольных конференций?

Содержательная часть наших форумов – круглые столы, где обсуждаются те проблемы, которые обозначили сами родители в ходе почти двухмесячной подготовки и соответствующих опросов.

Например, в нынешнем году орггруппа по подготовке конференции, состоявшая из учителей и родительского актива, скомпоновала вопросы в соответствии с их содержанием и спланировала проведение пяти круглых столов по следующим темам:

  •  организация учебного процесса;

  •  инновационные технологии в образовании;

  •  изучение иностранных языков;

  •  психологическое сопровождение в образовательном учреждении;

  •  комфортная (начальная) школа.

В результате анализа данного формата была подчеркнута высокая эффективность выявления индивидуального мнения подавляющего большинства субъектов образовательного процесса. Обсуждение отдельных направлений в группах позволило определить пути решения обнаруженных проблем. Именно поэтому такая технология признана удачной.

– Известно, что всемирный финансовый кризис коснулся и системы образования. Каким образом в вашей школе решаются проблемы недофинансирования?

– События в экономической жизни города отразились и на экономике школы. «Обнуление» ранее спланированной на 6,5 млн рублей программы выборочного капитального и косметического ремонта, отсутствие в смете 2009 г. бюджетных средств на приобретение заставляют администрацию думать об увеличении внебюджетной составляющей, чаще обращаться к попечителям за финансовой поддержкой запланированных ранее мероприятий и учебных проектов.

Делегаты конференции подготовили, вынесли на обсуждение и дальнейшее утверждение обращение к родителям учащихся. Подобная форма информирования не нова, она уже использовалась школой на заре становления системы государственно-общественного управления в тяжелые с экономической точки зрения годы. Теперь мы снова решили ее использовать.

В соответствии с установленными в нашем образовательном учреждении правилами, процессом фандрайзинга занимается исключительно родительский комитет и попечительский совет. Ни один из работников школы в это не вовлечен. Тем не менее, в соответствии с требованиями учредителя администрация несет ответственность за все, что происходит в учебном заведении. А издержки в таком тонком деле, как фандрайзинг, неизбежны. Чтобы свести их к минимуму, нужно постоянное информирование участников процесса. Именно эту цель и преследовало принятое на конференции обращение.

В нем, с одной стороны, подчеркнута необходимость увеличения внебюджетной поддержки учебно-воспитательного процесса, выражена благодарность родителям за участие в пополнении фонда, с другой стороны, ознакомившись с ним, каждый будет иметь представление о принципах его формирования (добровольный порядок, постоянный общественный и государственный контроль, безналичный оборот финансовых средств).

Немаловажным было и информирование родителей об открытии резервного расчетного счета ради минимизации рисков, обусловленных продолжающимся финансовым кризисом.

– Сегодня все говорят о необходимости развития гражданского общества. Что, по вашему мнению, необходимо сделать, и как это происходит у вас в образовательном учреждении?

– Позиция педагогического коллектива и родителей учащихся по данному вопросу определена с момента начала реализации государственно-общественного принципа в управлении. Мы глубоко убеждены: практические дела, собранные по крупицам воедино, смогут переломить ситуацию в сторону реального становления гражданского общества.

Вовлекая родителей, школа моделирует их участие в управлении государством. Этот путь многогранен и длителен. Прежде всего, в силу малой информированности общественности. Более чем 15-летний опыт системного взаимодействия школы и родителей подтверждает важность постоянного их информирования обо всех сферах школьной жизни. Публичность данного процесса гарантирует знание и дальнейшее вовлечение в него самих учащихся.

Навыки реальной управленческой деятельности родителей, создание неформального ученического самоуправления фактически работают на повышение компетентности общества в этих вопросах.

Сегодняшний статус городского ресурсного центра по отработке механизма ГОУШ дает возможность нашему объединенному коллективу педагогов и семей учеников осуществлять на примере своей деятельности практическую демонстрацию преимуществ гражданского общества.

– Если говорить о будущем, то каких изменений по сравнению с сегодняшним днем вы ждете?

– Мои ожидания связаны с дальнейшим укреплением системы государственно-общественного управления образованием. Сегодня явно ощущается нехватка должной федеральной и региональной правовой базы, обеспечивающей принятие и того, что уже наработано и успешно функционирует во многих школах нашего города. Не прописаны права и ответственность во взаимоотношениях общественных органов управления школой и учредителя, региональных и федеральных управленческих структур.

Отсутствие должного баланса общественной и государственной ветвей власти ощущается при решении проблем школы, выходящих за рамки ее компетенции. Помимо этого считаю эффективным появление таких коллегиальных органов, как районный попечительский совет и попечительский совет поддержки развития системы образования Санкт-Петербурга.

Но больше всего хочется верить в то, что возникнут реальные возможности построения новой школы – такой, о которой мечтают наши дети, учителя и родители.

___________________

1 С уставом ГОУ СОШ № 207 можно ознакомиться на сайте школы: http://www.207school.spb.ru.

2 См. http://www.207school.spb.ru.

3 С ее результатами любое заинтересованное лицо также может ознакомиться на официальном сайте школы по адресу http://www.207school.spb.ru.

Рейтинг@Mail.ru