Образовательная политика в ее обычном
понимании – это комплекс необходимых мер по
поддержанию функционирования и развития системы
образования, деятельности государства в целях
реализации прав всех субъектов общества на
получение образования.
Это совокупность законодательных,
идеологических, административных,
педагогических и общественных акций в области
образования, которые проводятся государством,
различными профессиональными и общественными
союзами, движениями, социальными институтами для
достижения определенных социльно-экономических,
политических, культурных и педагогических целей1.
Вместе с тем общенациональная
образовательная политика в подлинном ее
понимании – это равнодействующая двух ее
компонентов – государственного и
общественного, то есть
государственно-общественная политика. Иными
словами, образовательная политика
представляет собой поле взаимодействия
государства и общества по реализации в
образовании социальных ценностей, целей и
приоритетов.
Образовательная политика по своему
характеру полисубъектна2 и
возникает как сложное взаимодействие разных
групп интересов. В силу исторических традиций и
ресурсов ведущим субъектом является государство.
Все более активными участниками
формирования образовательного пространства
становятся субъекты Российской Федерации.
Закрепленный в их конституциях суверенный
государственный статус дает им формальное
основание проводить собственную
образовательную политику, самостоятельно
определяя ее цели и приоритеты, не всегда
совпадающие с федеральными.
Чрезвычайно важными и своеобразными
участниками нашего образовательного
пространства выступают национальные
(этнокультурные) сообщества, которые в сфере
образования имеют свои специфические требования
и интересы.
Еще один участник образовательной
политики – потребители образовательных услуг,
формирующие и выражающие общественные ожидания
в отношении образования: а) учащиеся и их
родители; б) структуры, востребующие специалиста
и тем самым косвенно оценивающие
образовательный «продукт».
Субъектом образовательной политики
является и сама система образования, сознающая
свои проблемы и ресурсы, образовательные задачи
и социальную миссию.
Определяющими чертами этой политики
на современном этапе являются:
1. Преодоление ведомственного взгляда
на образование, включение общественных
механизмов развития (образование – важнейшая
сфера общественной жизни, мощный фактор ее
внутреннего обогащения).
2. Динамичный, мобильный, опережающий
характер образовательного курса (необходимость
продвижения школы вперед – включение внутренних
рычагов ее развития).
3. Реализм и самостоятельность (не
только всестороннее знание существующей
образовательной реальности, но и установка на
формирование новой, с опорой на ее точки роста).
4. Открытый, правдивый характер
(способность учитывать интересы и потребности
личности, различных слоев общества, а не только
отражать государственные интересы).
5. Ее нацеленность на конкретный
результат (как главное мерило политики).
В этом контексте именно школа может
быть рассмотрена как составная часть системы,
как объект и субъект образовательной политики,
как носитель собственной образовательной
политики, т.к. ключевые установки в области
общего среднего образования заявлены следующие:
– школа является базовым основанием
не только системы образования, но и общего
процесса формирования и развития человеческого
капитала. Она закладывает фундамент становления
личности, системы социальных и духовных
ценностей, новых гражданских социальных
установок и социальных навыков;
– школа призвана обеспечить не только усвоение
необходимых в жизни знаний, но и развитие
учащихся, обретение ими способности к
самообразованию, освоению нового.
Главная стратегическая линия развития
общего образования состоит в его обновлении, в
том, чтобы сделать его современным – в
содержании, внутреннем устройстве, управлении.
Необходимые условия реализации этой
линии: личностная ориентированность и
индивидуализация образовательного процесса;
многообразие образовательных программ;
эффективная поддержка инновационных инициатив и
активное участие общества в жизни школы.
Вместе с тем, достижение основных
целей ближайшего развития школы, а
именно:
– обеспечение реальной всеобщности и
доступности общего образования;
– создание нового уклада средней школы как
модели социально-культурного института
гражданского общества;
– переход от массового образования для всех к
высококачественному образованию для каждого,
невозможно без развития ее субъектной
позиции в полисубъектном пространстве
образовательной политики.
Разобравшись с понятием
общенациональной политики, остается ответить на
вопросы:
Что понимать под образовательной
политикой школы?
Существует ли она у современного
образовательного учреждения?
Каковы механизмы ее формирования, и
кто является субъектом?
Образовательную политику школы можно
охарактеризовать как деятельность по реализации
прав детей на образование, механизмом воплощения
которой будет, в свою очередь, работа ОУ по
согласованию целей, ценностей и приоритетов со
всеми субъектами этой политики3.
На школьном уровне это администрация,
педагоги, родители, обучающиеся, социальные
партнеры, учредители. У каждого современного
образовательного учреждения сегодня
формируется своя (отличная от других)
образовательная политика, в первую очередь, за
счет различных механизмов согласования с
субъектами целей, ценностей и приоритетов
развития.
Одним из центральных субъектов в
формировании образовательной политики школы
выступают родители.
Взаимоотношения образовательного
учреждения и семьи во всем многообразии (от
прямой конфронтации – еще Лев Толстой отмечал,
что трудно примирить взгляды родителей и
учителей, они часто по-разному смотрят на цели
образования – до плодотворного взаимодействия) составляют
саму основу, на которой строится здание
образования. Существеннее лишь отношения
между школой и учениками.
Но даже в сравнении с детьми родители
отнюдь не оказываются менее значимыми, и тому
несколько причин. Они более многочисленны,
обладают всей полнотой прав и значительными (в
том числе финансовыми и правовыми) ресурсами.
Наконец, именно они, будучи законными
представителями учащихся, до известного
возраста от имени детей вступают во
взаимодействие с образовательными учреждениями.
Таким образом, собственно родители
(если переходить на экономический язык) являются
реальными заказчиками образования.
Непосредственно их отношение к школе и
процессам, в ней происходящим, является
важнейшим критерием благополучия ее работы и,
соответственно, успешности или неуспешности
реформирования. Именно они могут активно влиять
на формирование образовательной политики
учебного заведения и инновационные процессы.
Возникает вопрос: «Как директору ОУ,
педагогическому коллективу последовательно
выстроить свою деятельность, чтобы родители
стали реальными субъектами образовательной
политики школы?»
Не секрет, что очень часто мероприятия
по работе с семьей носят фрагментарный
характер – периодические анкетные опросы,
различные акции или праздники, общешкольные
собрания или лекции, не исключены даже заседания
родительских клубов, советов. Но в подобной
ситуации не только не будет формироваться
субъектное отношение родителей, но и возможна
позиция, отталкивающая их от учебного процесса.
При этом важно помнить, что сама школа
не всегда задает себе вопросы: «Чем она может
быть полезна родителям, помимо обучения их
ребенка? Как способна помочь семье стать
компетентной в выборе индивидуальной
образовательной траектории ученика, в подборе
средств ее освоения, в самообразовании мам и пап
как учителей своих детей? Наконец, в становлении
активной субъектной позиции, а не придирчивого
заказчика образовательных услуг?»
ОБРАЗЕЦ ОПРОСНИКА
Анкета для родителей
Уважаемые родители! Пожалуйста,
ответьте на несколько вопросов, связанных с
вашим отношением к тем задачам, которые
ставит перед собой наша школа. Ваше мнение
поможет нам сделать работу более эффективной.
1. Какие ценности вы назвали бы для
себя в числе приоритетных?
(Пожалуйста, отметьте по степени
значимости: самую важную обозначьте цифрой 1,
далее – цифрой 2 и т.д. в порядке убывания.)
Допишите свой вариант, если у нас вы его не нашли.
Ценности |
Место |
Здоровье |
|
Семья |
|
Дружба |
|
Творчество |
|
Карьера
(профессиональный рост) |
|
Образование |
|
Нравственность |
|
2. Известно, что результат
полноценного образования – это хорошо
воспитанный человек, обладающий обширными
знаниями. И все же, как вам кажется, на чем школа
должна делать акцент?
(Пожалуйста, обведите один выбранный
ответ.)
На обучении.
На воспитании.
3. Как вы считаете, что должна
давать ребенку школа, а что – обязанность
семьи и родителей?
4. Нужно ли при составлении
договоров между школой и родителями юридически
закреплять эту ответственность?
Да ___ Нет ___ Договор вообще не
нужен ___
Большое спасибо за ваши ответы!
(Вопросы каждая школа может предложить свои.) |
Необходимо также выяснить и
то, насколько совпадают ценности школы и
родителей, как они представляют себе
разграничение ответственности за ребенка. Выше
дан образец опросника, которым можно
воспользоваться для определения общности
позиций, разработанный И.Хоменко, к.п.н., доц. РГПУ
им. А.И. Герцена4.
Итак, предположим, что первый шаг
образовательное учреждение сделало и выявило
некоторые позиции родителей в отношении целей и
ценностей, которые они понимают и для себя
формулируют. Что дальше?
Если исходить из тезиса об
актуальности выстраивания каждой школой своей
образовательной политики, то, очевидно,
субъектную позицию семьи можно формировать в
следующих пространствах взаимодействия:
Все имеющиеся в арсенале руководителя
школы управленческие механизмы по работе с
родителями ложатся в рамки обозначенных полей.
Но у каждого учреждения свои механизмы
согласования целей, ценностей и приоритетов.
При этом, пожалуй, самым наполненным
является информационно-просветительское
пространство. Сегодня уже никого не удивляет
наличие собственного школьного сайта, не говоря
уже о достаточно большом количестве
информационных стендов, буклетов, проспектов.
Все прочнее в жизнь школы входит практика
проведения публичных отчетов директора (или
информационных докладов ОУ), направленных на
всех субъектов образовательной политики, в том
числе и родителей.
Наиболее проблемными в современной
школе можно назвать пространства согласования и
договора, и инновационного опыта. Отчасти это
объяснимо. Сегодня она сама находится в поиске
собственного правового поля, места и роли в
обществе и государстве. И сама же приобретает
свой инновационный опыт. И все же примеры этих
пространств можно найти на школьной карте
России.
Вот уже много лет проводит
общешкольную конференцию школа № 207
Центрального района Санкт-Петербурга. Каждый год
от всех субъектов образовательной политики
избираются делегаты. Ими становятся
педагогические работники ОУ, родители, учащиеся,
социальные партнеры, представитель учредителя (интервью
с директором этого ОУ читайте на с. 9–13).
Уже само мероприятие можно смело
назвать механизмом формирования
образовательной политики школы. Результатом его
проведения, как правило, становится выявление
поля проблем в работе, степени удовлетворенности
субъектов (взаимоотношениями, качеством
образования в ОУ, бытовыми условиями и т.д.),
потребностей субъектов, их активности и т.д., а
также создание банка данных различных идей по
преобразованию школьной жизни, так называемого
общественного заказа. Это помогает определить,
что хотят родители от образовательного
учреждения и что они могут сделать для этого
сами.
Какими могут быть результаты
совместной работы при формировании школьной
политики? Выделим лишь некоторые:
создание определенных
внутришкольных структур (органов
самоуправления, советов школы, комитетов,
пресс-центра и т.д.);
создание документов,
регламентирующих жизнь взрослых и детей в
школьном пространстве;
повышение уровня социальной
защищенности всех субъектов педагогического
процесса, степени удовлетворенности (характером
взаимоотношений, качеством образования и т.д.) и
компетентности (педагогической – для родителей,
методической – для учителей, образовательной –
для школьников);
повышение активности, ориентации на
сотрудничество;
формирование единого
ценностно-смыслового пространства взрослых и
детей и др.
Существенным отличием последней
конференции (март 2009 г.) стало то, что делегаты
были избраны задолго до ее проведения, им
предоставили возможность ознакомиться со всеми
документами школы (в том числе отчетными,
аналитическими) и сформулировать свои вопросы
для обсуждения на круглых столах.
Их проведение совместно с родителями
– достаточно новая, но показавшая высокую
эффективность форма обмена мнениями всех
участников образовательного процесса и
регулирования определенных позиций. Именно
здесь формируется пространство согласования и
договора. Тематика обсуждения может быть самой
разной – начиная от конкретных проблем (Нужно ли
вводить в учебный план такой предмет, как
«Риторика»?), до обсуждения общих вопросов (Что
такое «хорошая» школа?). Как правило, такой метод
позволяет решить сразу несколько важных задач:
выявить наиболее активную часть родительской
общественности, проинформировать родителей о
мнении школы по тому или иному поводу, выяснить
степень их заинтересованности.
Надо сказать, что 65% вопросов в адрес
последней общешкольной конференции (а их было
около 200) так или иначе связаны с педагогическими
инновациями в школе. Это и определило
обязательное проведение круглого стола по теме
«Педагогические инновации глазами родителей».
Условно вопросы можно сгруппировать
следующим образом:
Инновации в содержании образования –
эта группа соотносится с пониманием концепции
новых образовательных стандартов; модели
выпускника каждой ступени; требованиями к
процессу образования.
Инновации в технологиях обучения,
воспитания и развития детей – какие технологии
(помимо информационных) сегодня применяются на
уроке и вне его; что формируется при этом у
ученика (знания, способности, личные качества); в
какой мере учителя профессионально владеют
этими технологиями (особенно волновал родителей
вопрос псевдоинноваций или слишком большое
увлечение внешней инновационной формой при
потере содержания образования).
Новые формы организации
познавательной деятельности учащихся – какие
проекты в школе сегодня реализуются и для чего,
чем в результате дети овладеют; существуют ли
какие-то прогрессивные формы исследовательской
деятельности учеников.
Учебная литература – на каких
принципах основывается ее отбор учителем; как
используется учебник на уроке, можно ли обойтись
без него при выполнении домашних заданий.
Система работы с одаренными детьми,
их поддержка – этот вопрос связан был, скорее, с
созданием условий для проявления талантов
учеников на разных ступенях обучения; как
заметить дарование, оценить его, поддержать и
продвинуть дальше.
Мотивация учащихся – большой процент
вопросов (23%) был связан с формированием и
поддержкой интереса детей к учебе, школе в целом,
собственному образованию.
Единый государственный экзамен –
несмотря на то что его уже можно не считать
инновацией в образовательном процессе, более 40%
вопросов дискуссионного характера были
посвящены данной форме итоговой аттестации
учащихся.
Надо отметить, что круглый стол
проходил в активном обсуждении общих задач –
администрация и учителя отвечали на
поставленные вопросы. Причем, позиция
родительского сообщества относительно
инноваций не была единодушной. Чуть больше 10-ти
процентов говорили об этом очень настороженно (а
некоторые с определенным скепсисом).
Такое количество «осторожных»
родителей вполне объяснимо: одни плохо
представляют себе инновационные процессы, их
возможные позитивные результаты из-за
недостаточной информированности, другие же, в
силу собственных особенностей, не любят
принимать что-либо новое, не пройдя этот путь в
прошлом.
И все-таки, около 70-ти процентов
участников конференции высказались в пользу
педагогических инноваций, объясняя это
изменением потребностей своих детей, осознавая
необходимость и неизбежность подобных перемен. А
чуть более 15-ти процентов выступили за очень
взвешенное введение чего-то нового в процесс
образования, аргументируя свою позицию тем, что в
последнее время все чаще и чаще говорят об
инновационных процессах в образовании, но мало
что меняется как в нем самом, так и в жизни в
целом. Не высказываясь «против», они лишь
указывали на осторожное и бережное отношение к
периоду детства. Надо сказать, что именно эта
группа была наиболее вдумчива и убедительна.
Опыт школы № 91 Петроградского района
Санкт-Петербурга может служить примером в части
формирования субъектной позиции родителей в
рамках пространства инноваций. Речь идет о
внимании к школьной жизни своих детей.
Вот уже третий год образовательное
учреждение участвует в региональном проекте
«Общественное признание» (реализуется
информационно-образовательным центром ГУП
«Водоканал Санкт-Петербурга» и петербургской
общественной организацией «ОСЭКО»). В его рамках
был разработан школьный проект взаимодействия с
родителями «Диалог». Приведем лишь небольшой
отрывок из этой программы.
Диалог с родителями:
лишняя головная боль для школы
или необходимость?
Зачем образовательному учреждению
сотрудничать с родителями?
Мы для себя давно отвечаем на этот
вопрос так: чтобы понимать друг друга, вместе
понять ребенка, в конечном итоге, чтобы нашему
ученику было интереснее в школе.
Свой проект мы назвали «Диалог»
неслучайно. И убеждены, что именно открытый,
конструктивный диалог школы и семьи во многом
способен разрешить противоречия во взглядах на
роль педагогов и родителей в школьной жизни
ребенка; выявить смысл, цель, задачи
деятельности, в которой участвуют дети,
требования к учащимся.
«В чем тут проблема?» – спросите
вы.
Дело в том, что сегодня из-за
разнородности ценностей и идеалов в современном
обществе, появляется несогласованность ожиданий
и требований к ребенку со стороны родителей и
педагогов. Это становится особенно заметным при
переходе ученика из начальной школы в основную,
где увеличивается количество педагогов, а
значит, объем требований и их разнородность.
Если в начальный период обучения
родители активно участвуют в школьной жизни, то в
пятом классе ребенку нужно сразу стать
самостоятельным и ответственным. Но мы знаем, что
ожидания семьи и педагогов не всегда
оправдываются. Эпизодическое участие родителей
в школьной жизни ребенка приводит к непониманию
внутришкольных процессов, порождает напряжение
в отношениях школы и семьи. Возникшая дистанция
приводит к противостоянию. У школьника снижается
интерес к учебе, усиливается стресс.
Что здесь можно сделать?
Мы убеждены – многое.
Во-первых, открыть школу, обеспечив
права семьи в общественном управлении.
Во-вторых, научить учителей (прежде
всего классных руководителей) сотрудничать с
родителями. Да-да, именно сотрудничать, а не
«отчитывать» за плохое воспитание сына или
дочери на родительском собрании. Для этого стоит
воспользоваться уже имеющимся опытом у других
школ, да и психологи сыграют положительную роль.
В-третьих (что самое эффективное, на
наш взгляд), включить пап и мам в организацию и
проведение таких школьных дел, как, например:
образовательные путешествия (специально
организованные культурно-образовательные
походы и поездки); спортивные соревнования;
традиционный праздник День семьи, проект
«Семейная династия в нашей школе» и др.
И, наконец, все эти шаги могут и
должны подкрепляться педагогическим
сопровождением семьи.
Наш проект – это способ показать
родителям, что школа открыта, готова к диалогу, в
ней делается многое для того, чтобы ребенку было
хорошо!
Таким образом, включая взрослых членов
семьи в пространство инновационного опыта
образовательного учреждения, можно не только
сформировать субъектную позицию родителя, но и
субъектную позицию ученика.
Пример школ № 91 и № 207, возможно, и не
уникален, но наиболее показателен с точки зрения
как формирования образовательной политики
учебного заведения, так и выявления позиции
родителей в отношении целей, ценностей и
приоритетов. Таким образом, можно сделать
следующие выводы:
Родители сегодня занимают активную
позицию в отношении школы. Важно, чтобы она
формировалась обоюдно, а не в противовес. Они
интересуются теми инновационными процессами в
образовании, которые помогут их детям быть
успешными в дальнейшей жизни.
Семью волнуют педагогические
инновации на уроках, в дополнительном
образовании, познавательной деятельности
учащихся.
Мамы и папы готовы принимать
инновационные процессы и участвовать в них, если
будет выстроено соответствующее информационное
поле.
_______________
1Днепров Э.Д.,
Тебиев Б.К. Школа России накануне и в период
революции 1905–1907 гг. – М., 1985.
2Запесоцкий А.С.
Образование: философия, культурология, политика.
– М.: Наука, 2003.
3Кондракова И.Э.,
Федорова Н.М. Гуманитарные ориентиры
образовательной политики и
государственно-общественного управления в сфере
школьного образования: Научно-методические
материалы. – СПб.: ООО «Книжный дом», 2008.
4Хоменко И.А.
Этапы развития социального партнерства // Журнал
«Директор школы», № 4/2007. – М.: Сентябрь.
|