Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Управление школой»Содержание №16/2009

Школьный уклад

Гармония для психологического здоровья

Среди психологов сегодня существует ряд разногласий в понимании цели психологической службы школы. Мы считаем, что она заключается в создании условий для гармоничного развития учащихся в процессе обучения. Полагаем, что можно говорить только об этом, поскольку на развитие ребенка, помимо школы, влияет семья и социальное окружение. Если на первую в какой-то мере можно воздействовать, то влияние экономических и культурных условий жизни детей можно только учитывать в процессе работы.

Преодолеть подростковый кризис

Динамическую совокупность психических свойств, обеспечивающих гармоничное развитие личности, мы называем психологическим здоровьем. В качестве его главных критериев выделяются следующие:

  •  позитивное самоощущение (основной эмоциональный фон настроения – положительный) и восприятие окружающего мира;

  •  высокий уровень развития рефлексии;

  •  наличие стремления улучшить качество основных видов деятельности;

  •  успешное прохождение возрастных кризисов;

  •  адаптированность к социуму (семье, школе), умение выполнять основные социальные и семейные роли.

Поделимся тем, как удается поддерживать и сохранять психологическое здоровье детей в Усть-Илимском экспериментальном лицее.

С 2007 г. ребята поступают сюда на конкурсной основе после пятого класса из различных школ города. Период обучения в нашем учебном заведении совпадает с важнейшим для развития человека кризисом – подростковым. Именно характер его прохождения влияет на те или иные виды деятельности, в том числе и учебную.

Успешность учебы и возможность нормального обучения в школе (соблюдения правил и норм ОУ) зависят теперь не столько от интеллектуальных свойств ученика или его личностных качеств, а от возможности справиться с глубокими внутренними переживаниями. Можно сказать, что, помогая ребятам плавно проходить этапы кризиса, психолог повышает его социальную и учебную эффективность.

Известно, что в такой период влияние окружения огромно. Многие исследователи утверждают, что ведущей деятельностью в подростковом возрасте становится общение, в особенности со сверстниками. Поэтому одной из задач психолога можно назвать оптимизацию социальной среды подростка.

Она должна обеспечивать чувство любви и принятия, чтобы способствовать позитивному самоощущению, давать возможность проявлять такое же чувство к ближним; побуждать подростка понимать себя и других людей, причины и последствия своего поведения, ставить цели, думать над способами их достижения; побуждать к самосовершенствованию и саморазвитию в значимых для него видах занятий – учебе, общении со сверстниками и взрослыми, спорте и т.п.

Тренинг – это эффективно!

Одной из форм оптимизации социальной среды подростков в нашем лицее являются групповые занятия, где ребята с удовольствием включаются в дискуссии. На подобных встречах откровенность одних побуждает говорить остальных. Таким образом ребенок получает важнейший ресурс для прохождения кризиса – принятие и понимание его проблем. Эта атмосфера способствуют психологическому здоровью учащихся.

Учитывая, что дети поступают в лицей из различных школ города, с неодинаковыми ценностями, нравственными идеалами, нормами поведения, возникает потребность создать благоприятные условия для обучения через оптимизацию социальной среды. Для этого мы используем тренинг, основное назначение которого можно представить таким образом:

– создание условий для знакомства учащихся;

– формирование и развитие умений, навыков, установок эффективного общения;

– принятие себя и окружающих;

– доверие себе и группе;

– умение работать в команде;

– принятие культуры общения, а также ценностей и традиций лицея.

Через взаимодействие со сверстниками подростки усваивают жизненные цели и ценности, нравственные идеалы и нормы поведения. В совместных делах и благодаря различным ролям, они усваивают модели поведения, формируют и развивают у себя деловые качества, учатся быть организаторами и исполнителями. Включая ребят в тренинговый режим, мы ведем профилактическую работу, связанную с задачами психологического здоровья учащихся.

Опыт адаптации детей к новой, разновозрастной системе обучения, апробирован нами в течение 10-ти лет. Для этого мы проводим тренинг по специально составленной ежегодно корректируемой программе, основанной на тренинге общения для старшеклассников С.А. Ефремцевой. Он рассчитан на четыре встречи по три часа.

Содержание может изменяться в зависимости от особенностей конкретной группы. Некоторые упражнения, особенно на групповое сплочение и работу в команде, требуют перемещения участников («Паровозик», «Слепой поводырь», «Кораблекрушение»), многие выполняются в парах – поэтому места должно быть достаточно для того, чтобы никто никому не мешал.

В конце каждого занятия участники получают задание на дом, позволяющее проанализировать пройденный день и отработать полученные навыки. Тренинговая работа состоит из четырех этапов, каждый из которых реализуется в течение дня. Представим их вкратце.

Первый день.

Создание условий для знакомства подростков через выполнение «разогревающих» упражнений, вербальных и невербальных проявлений действий.

Это дает возможность снять напряжение и чуть-чуть «приоткрыться», способствует созданию спокойной атмосферы на занятиях и помогает расслабиться, что приводит к большей эффективности обучения коммуникативным навыкам. Кроме того, повышается активность учащихся и лучше запоминаются имена каждого члена группы.

Второй день.

Установление доверительных отношений, восприятие и понимание как собственного эмоционального состояния, так и окружающих. Формирование и развитие умений, навыков, установок эффективного общения.

Упражнения данного дня позволяют увидеть «доверие – недоверие» каждого ребенка группе.

Третий день.

Сплочение группы, решение групповой задачи, умение вести диспут, быть убедительным.

Упражнения, направленные на определение групповой сплоченности, показывают, насколько группа представляет собой единое целое.

Значительная часть времени отводится групповой дискуссии. В психологическом тренинге – это совместное обсуждение какого-либо спорного вопроса, позволяющее прояснить мнения, позиции и установки членов команды в процессе непосредственного общения.

Из наблюдений за работой хорошо видна степень сформированности умений организовывать дискуссии, планировать индивидуальную деятельность, идти на компромиссы, слушать собеседника, аргументированно доказывать свою точку зрения, владеть собой. Разворачивающиеся жаркие споры, когда никто не желает прислушиваться к чужому мнению, наглядно демонстрируют самим участникам их некомпетентность в сфере общения и необходимость изменения манеры поведения.

Четвертый день.

Закрепление доверительного стиля общения.

Специальные упражнения и рисование общего герба определяют уровень сплоченности и завершенности группы.

Размышления и обсуждение после выполнения заданий также являются важными составляющими. Участникам задаются открытые вопросы: «Что вы почувствовали?», «Что вы думаете по поводу данного упражнения?» и т.п. Именно в этот период ребята начинают осознавать, что с ними происходило. Свое ощущение, настроение от прожитого совместного дня наши воспитанники не только проговаривают, но и изображают графически: тучка, солнышко, тучка с солнышком.

Кроме того, после таких тренингов учащиеся охотно пишут о своих впечатлениях:

«…Я даже не думала, что упражнения, которые мы выполняли, будут такими легкими. Они очень веселые и сплачивают коллектив. Наши занятия мне нравятся, такое ощущение, что я этих людей знаю не два дня, а два года». Алантос К.

«…Психологи, которые с нами работали, оказались очень интересными и веселыми, но в то же время серьезными девушками». Юля С.

«…Интересно все продумано психологами и классным руководителем. Настроение на учебу отличное». Юля В.

«…Мы рисовали, писали, играли, но все же мне больше понравилось, когда мы придумывали ассоциации к именам учащихся группы. Это так весело и интересно». Юля Б.

«…Когда я только поступила в лицей, то волновалась, а сейчас прихожу сюда без волнений и с веселым настроением». Аня Н.

Завершающим этапом работы группы является поход, в который идут все участники тренинга, включая тренера и классного руководителя.

Смена обстановки, снятие ограничений способствуют еще большему самораскрытию и закреплению дружеских отношений, норм и правил поведения. По окончании классным руководителям даются рекомендации по оптимизации развития личности и группы.

Результатом тренинговой работы являются показатели диагностики на этапе адаптации учащихся к условиям лицея: отсутствует страх в отношениях со сверстниками; уровень благополучия взаимоотношений в группе выше среднего; ребята принимают нормы и ценности учебного заведения.

Без тревожности

Помимо этого одним из серьезных критериев психологического здоровья является уровень школьной тревожности учащегося. Данные за последние три года (с 2005-го по 2007 гг.), полученные благодаря диагностике по тесту Филлипса, показывают, что адаптация к новым условиям в лицее проходит успешно. Несколько повышенный уровень общей тревожности составляет в среднем 8% (4 человека), высокий – 2% (1 человек). Нормальный показатель общей школьной тревожности имеют 64 процента детей подготовительного отделения.

Эти цифры свидетельствуют, в частности, и о том, что через оптимизацию социальной среды мы успешно решаем задачи, связанные с психологическим здоровьем.

Рейтинг@Mail.ru