Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Управление школой»Содержание №16/2009

Экономика образования

Школы стали оснащеннее, но не крупнее

Подходит к концу реализация региональных комплексных проектов модернизации образования. Одним из ключевых направлений этой программы является развитие школьной сети. Каких результатов добились регионы?

Без спортзалов и душевых

Одним из важнейших количественных показателей в рамках КПМО была доля школьников, которые обучаются в образовательных учреждениях, отвечающих современным требованиям.

Руководители регионов, подавших заявки на участие в проекте, весьма смутно представляли себе, что такое «современные требования». Экспертам приходилось уточнять и дополнять набор необходимых показателей уже по ходу КПМО. Когда в 2007 г. по единой методике был проведен первый мониторинг состояния школ, его результаты оказались предсказуемыми. Во многих субъектах РФ посчитали, что «современным требованиям» отвечают учебные заведения без интернета и спортзалов или в спортзалах которых отсутствуют душевые, а туалеты на улицах…

Поэтому с точки зрения такого анализа, доля школьников, обучающихся в современных ОУ, оказалась в 2007 г. даже ниже уровня 2006 г.!

Эксперты подчеркивают, что в 2008 г. большинство (90%) регионов-участников реализации КПМО полностью или почти полностью справились с выполнением обязательств по этому ключевому показателю. В среднем по России уже более половины детей обучаются в современных школах.

К последнему году проекта эксперты разделили регионы-участники на три неравные группы: в первых количество школьников, обучающихся в современных условиях, превышает 65%, во вторых этот показатель находится в интервале от 35-ти до 65%, в третьих он меньше 35%.

Только три региона (то есть 10% всех участников КПМО), не справились со взятыми обязательствами по этому направлению. В Самарской области всего 28,5% детей обучаются в ОУ, соответствующих современным требованиям, в Калужской области – 32,0%, в Республике Алтай – 32,9%.

В Кабардино-Балкарской Республике этот показатель – 29,1%. Однако эксперты отметили, что здесь вообще брали на себя невысокие обязательства, и перевыполнили их на 40%.

Полной неожиданностью для всех стало то, что в отстающих оказалась Самарская область. Эксперты указывают, что низкие результаты по этому направлению КПМО могут быть связаны как со сменой руководителей образования региона, так и с недостаточно гибкой политикой образовательных округов.

ФАКТ

Приоритетами развития сети образовательных учреждений стали:

– безопасность и комфортность условий образовательного процесса;

– создание для учащихся старшей ступени возможности выбора профиля обучения, обеспеченного необходимым оборудованием и высококвалифицированными кадрами;

– реализация возможности выбора индивидуальной образовательной траектории на основе вариативности программ обучения, с учетом возможностей сетевого взаимодействия, кооперации и интеграции образовательных ресурсов территории.

Только на оснащение школ новым учебным оборудованием было потрачено:

– в 2006 г. – 2 300 млн руб.;
– в 2007 г. – 3 278,2 млн руб.;
– в 2008 г. – 2 300 млн руб.

По 1 000 млн руб. было выделено в 2006, 2007, 2008 гг. на закупку школьных автобусов для сельских школ.

Сколько человек  у вас в классе?

В ходе реализации КПМО субъекты РФ давали обязательство не только сделать школы современными и хорошо оснащенными, но и повысить среднюю наполняемость классов. С последним обязательством в городе справились более 60% регионов, в сельских ОУ – 48%.

12 субъектов РФ не достигли заявленных показателей по городской школе, 16 – по сельской. Однако эксперты указывают: практически все регионы выполнили данные обязательства более чем на 80%. Это, безусловно, удача КПМО, если учесть, что на многих российских территориях преобразованию школьной сети мешают сложные природно-климатические условия, удаленность населенных пунктов и плохие дороги, по которым рискованно возить детей.

Кроме того, некоторые пытались увеличить классы в неблагоприятной демографической ситуации (в 2007 и 2008 гг. численность учащихся в городах и сельской местности продолжала сокращаться). Всплеск рождаемости последних лет пока еще не отразился на школе.

Параллели разошлись

Другим важным показателем этого направления КПМО стало укрупнение старшей школы. Перед запуском проекта подсчитали, что в ее параллели должно быть минимум два класса, чтобы ввести в ОУ полноценное профильное обучение.

В ходе КПМО максимальный показатель был таков: 100 учащихся на одну старшую школу. Столь высокие обязательства рискнули взять на себя только два региона – Калининградская и Астраханская области. Остальные предпочли бороться за 60 учеников. Однако 94% субъектов РФ по результатам 2008 г. так и не смогли преодолеть эту планку.

Только Кабардино-Балкарская Республика и Белгородская область полностью выполнили свои обязательства по укрупнению 10–11-х классов. Эксперты считают, что более чем 90-процентное невыполнение может считаться сбоем в направлении «Развитие сети».

ЦИТАТЫ

В Послании Федеральному Собранию Президент России отметил, что главным результатом модернизации школы «должно стать соответствие школьного образования целям опережающего развития». «Сам облик школ как по форме, так и по содержанию, должен значительно измениться, – говорил Д.Медведев. – Мы получим реальную отдачу, если учиться в школе будет и увлекательно, и интересно. Если она станет центром не только обязательного образования, но и самоподготовки, занятий творчеством и спортом. Обращаю внимание: российская школа не имеет права быть «ветхой» – и в прямом, и в переносном смысле этого слова. Необходимы не только новые образовательные стандарты, но и новые нормы проектирования школьных зданий и кабинетов, оснащения медпунктов, столовых и спортивных залов. Находиться в школе ребенку должно быть комфортно – и психологически, и физически».

Будущее – за индивидуальными образовательными траекториями

Препятствует укрупнению старшей школы ряд объективных причин. Чтобы сконцентрировать параллель в одном базовом образовательном учреждении, нужно закрыть 10–11-е классы в других. Это оказывается экономически невыгодным в условиях НПФ.

При введении нормативно-подушевого финансирования школа-ресурсный центр будет хорошо обеспечена, но соседние с ней, в которых закроют старшие классы, не смогут получить достаточно средств для существования. Кроме того, учителя-предметники основной ступени обучения с одним классом в параллели не наберут нужное количество учебной и внеучебной нагрузки для полной ставки. Если в образовательном учреждении отсутствуют старшеклассники, ему, как правило, не удается организовать и полноценную предпрофильную подготовку школьников.

Многие педагоги придерживаются того мнения, что переводить детей в ОУ, где есть старшая ступень, лучше всего за два года до 10–11-го класса. За этот период подросток может спокойно адаптироваться к новым условиям и пройти предпрофильную подготовку в полном объеме.

Основной моделью профильной школы после окончания КПМО может стать не профилизация, а межклассная дифференциация и индивидуализация обучения старшеклассников.

Анализируя результаты КПМО, эксперты сделали вывод: наиболее эффективным направлением реструктуризации сети станет преобразование основной школы в филиал полной средней и формирование школьного/образовательного округа. Роль средней полной школы в этом случае выполняет либо базовая (опорная), либо ресурсный центр, либо социокультурный комплекс. Они обеспечат доступность качественного образования всем окрестным детям за счет внедрения гибких образовательных технологий, дистанционного обучения и подвоза учеников старшего звена.

Поэтому основной моделью профильной школы после окончания КПМО может стать не профилизация, а межклассная дифференциация и индивидуализация обучения старшеклассников. Так что, похоже, будущее – за сетевой организацией профильного обучения и индивидуальными образовательными траекториями.

Публикация статьи произведена при поддержке компании Dr.Koffer New York. Компания Dr.Koffer New York предлагает купить элегантные подарки для мужчин и женщин, изготовленные из натуральной кожи высокого качества. Для того чтобы приобрести подарки и сувениры торговой марки Dr.Koffer вовсе не обязательно тратить Ваше время на поход в специализированный бутик, достаточно посетить сайт официального интернет-магазина компании Dr.Koffer New York, который располагается по адресу koffer.ru/shop/podarki-suveniry/. Подробное описание товаров, фотографии внешнего вида и консультация специалистов интернет-магазина помогут с выбором заказа, а удобная система оплаты и доставка по всей России позволят совершить покупку, не покидая кресла за Вашим компьютером.

Рейтинг@Mail.ru