Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Управление школой»Содержание №16/2009

Школа и власть

Нарисованная школа

Национальная образовательная инициатива – стратегия «Наша новая школа» – была заявлена в Послании Президента России Дмитрия Медведева 5 ноября 2008 г. Документ содержит пять основных направлений: обновление стандартов общего образования, организация системы поддержки талантливых ребят, развитие учительского потенциала, создание современной школьной инфраструктуры, обеспечение условий для развития здоровья школьников. Полный текст представлен на сайте Минобрнауки. В рабочую группу при Департаменте государственной политики в области образования поступили предложения более чем из 50-ти территорий. Какие же направления президентской инициативы вызвали наиболее сильный отклик?

Сколько людей – столько и мнений

Статья подготовлена при поддержке интернет магазина «Vse-Footbolki.Ru». Если вы хотите что бы ваш ребенок выглядел оригинально и красиво, то хорошим решением станет покупка уникальной футболки. На сайте, расположенном по адресу «www.Vse-Footbolki.Ru», вы сможете, не отходя от монитора, купить детские футболки по выгодным ценам. Футболки интернет магазина «Vse-Footbolki.Ru» соответствуют высоким стандартам качества.

Как рассказал руководитель Департамента государственной политики в области образования Игорь Реморенко, по такому вопросу, как обновление образовательных стандартов, одна точка зрения базируется на том, что они должны формировать единый перечень требований. Другая состоит в том, что их необходимо ориентировать на выбор (тех, кто так считает, – большинство).

Что касается второго направления – системы поддержки талантливых ребят, то, наряду с организацией сети образовательных учреждений для этой категории учащихся, предлагается сделать упор на создание творческой среды в массовой школе. Разрабатывается модель портфолио достижений школьников, которые в дополнение к результатам ЕГЭ будут учитываться при поступлении в вуз.

По самому масштабному направлению – развитие учительского потенциала  – собрано больше всего предложений. Наиболее острый интерес вызвала тема повышения квалификации педагогов, которое, по общему мнению, должно проходить на базе школ, победивших в нацпроекте. Кроме того, министерством подготовлены новые квалификационные характеристики учителей, в числе которых – обязательное владение информационными технологиями.

Четвертое направление – создание современной школьной инфраструктуры – вызвало немало дискуссий, в ходе которых предлагалось, например, строить школьные здания по унифицированным типовым проектам. Однако в конечном итоге за основу был принят подход, связанный с конструированием будущих школ в зависимости от конкретных региональных условий и потребностей самих ОУ. Осуществление данных проектов поручено Министерству регионального развития.

Наконец, по пятому направлению – здоровье школьников – также высказывались разные суждения. Одни настаивали на усилении контроля за здоровьем учащихся, введении специальных карт и паспортов здоровья с целью постоянного мониторинга состояния подростков в течение школьного обучения. Другие видели решение задачи в развитии индивидуальных образовательных программ, в расширении выбора занятий по интересам.

Подводя итоги заочного обсуждения проекта президентской инициативы, статс-секретарь, заместитель министра образования и науки Юрий Сентюрин отметил, что «пока мы не встретили скептических или оппонирующих взглядов по поводу этого материала».

В таком же миролюбивом ключе прошли парламентские слушания на тему: «Законодательное обеспечение национальной образовательной инициативы “Наша новая школа”»(21 мая, Госдума). Они впервые были организованы в режиме видеоконференции, в которой приняли участие свыше пяти с половиной тысяч работников образования и депутатов законодательных собраний всех федеральных округов.

Большинство их участников поддержали ключевые идеи стратегии, обосновывая свою позицию тем, что многие задачи, поставленные Президентом перед образовательным сообществом, опираются на уже имеющийся опыт.

И именно им представители регионов охотно делились в своих выступлениях.

Какие задачи реализуются на практике?

Не дожидаясь помощи от федеральных властей (и, видимо, не особенно на нее рассчитывая), субъекты РФ принимают собственные программы социальной поддержки учителей.

Как рассказал министр образования Хабаровского края Андрей Базилевский, в регионе разработана концепция кадровой политики в области образования.

Например, на реализацию программы целевой подготовки и закрепления квалифицированных кадров в отдаленных сельских районах за несколько лет было израсходовано 60 млн руб., из них 20 млн – на улучшение жилищных условий молодых специалистов.

Выпускники педвузов, отработавшие не менее трех лет в сельских школах, будут получать так называемый накопительный капитал – в размере 50-ти базовых окладов.

Принятые меры, по словам А.Базилевского, уже «позволили снять остроту кадровой проблемы» и обеспечить приток в села около 1 500 молодых специалистов.

В Ярославской области дистанционные технологии широко используются для повышения квалификации педагогов, поддержки одаренных школьников. Десятки детей-инвалидов участвуют в региональном Интернет-проекте «Окно в мир», в рамках которого проводятся конкурсы, форумы и организуются другие интересные формы общения и обучения.

На протяжении последних трех лет в Саргатской основной школе Омской области проводится эксперимент по внедрению инновационных технологий физического воспитания. Двигательная активность школьников была увеличена с двух часов в неделю до пяти, благодаря чему дети не только занимаются различными видами спорта в зависимости от своих интересов и потребностей, но и осваивают основы здорового образа жизни.

Но если вопросы, связанные с обновлением содержания образования, школа способна решить самостоятельно, то в развитии ее материально-технической базы без государственной поддержки не обойтись.

Зона государственной ответственности

«Эффективность помощи образовательным учреждениям упирается в вопрос распределения предметов ведения и полномочий между органами власти федерального, регионального, муниципального уровней», – считает проректор Ульяновского института повышения квалификации и переподготовки работников образования Раис Загидуллин. Он убежден в том, что «если массовой школе сложно помочь в условиях нынешнего законодательства, то его надо совершенствовать, поскольку школа – это сфера не только государственного интереса, но и ответственности».

Он перечислил ряд проблем, отдаляющих рядовые, особенно сельские учебные заведения, от идеала, отраженного в программе. Это санитарно-гигиенические зоны для школьников и взрослых, оборудование производственных мастерских, столовых, спортивный инвентарь, содержание компьютерного оборудования, актовые залы, совмещенные со спортивными залами или столовыми.

Р.Загидуллин предложил создать на базе концепции «Нашей новой школы» общеотраслевую программу, которая реально помогла бы решить проблемы рядовых ОУ.

Это мнение разделяют многие участники слушаний.

«Задачи обновления школ на ближайшую перспективу отвечают интересам всего общества, должны объединять все уровни государственной власти, общественности, бизнеса. И ответственность за воплощение замыслов необходимо распределить», – убежден директор гимназии № 3 г. Ивантеевка Московской области Александр Ракин.

Член Комитета Госдумы по бюджету и налогам Наталья Пугачева считает, что государству требуется прежде всего решить проблему капитального ремонта аварийных школ. На эти цели в федеральном бюджете 2009 г. запланировано 2,5 млрд руб. – в соответствии с перечнем, сформированным Минобрнауки и включающим почти 900 образовательных учреждений.

На примере Амурской области, которую она представляет в нижней палате парламента, Н.Пугачева доказала, что этих средств явно недостаточно. По ее словам, из 407-ми школ, действующих на территории региона, 79 требуют капитального ремонта. Из них только 22 попали в министерский список и будут финансироваться за счет федеральных средств, но не в полном объеме (143 млн рублей), а лишь на 50%. Остальные деньги должны поступить из регионального бюджета.

Против чего выступают Профсоюзы?

Как заявила в своем выступлении председатель ЦК Профсоюза работников народного образования Галина Меркулова, главную тревогу у ее коллег вызывает введение новых систем оплаты труда в регионах – участниках КПМО, которые применяют разные подходы в этой сфере и создают тем самым «параллельное правовое поле».

По мнению Г.Меркуловой, это противоречит идее стандартов и сохранения единого образовательного пространства. Она полагает, что необходимо ориентироваться на «инвариант в построении системы оплаты труда – не с целью уравниловки, а для обеспечения равных стартовых условий, гарантий государства за выполнение стандарта».

Аналогичной точки зрения придерживается и начальник Главного управления образованием Псковской области Вера Емельянова.

Она отметила, что если в ходе реализации КПМО (участником которого является Псковская область) средняя зарплата педагогов региона увеличилась вдвое – с 5-ти до 10-ти тыс. руб., то в других субъектах РФ этот показатель достигает от 20-ти до 40-ка тыс. руб.

По словам В. Емельяновой, «сегодня зарплата учителя зависит от уровня бюджетной обеспеченности региона, и дотационные территории, не имеющие серьезной экономической базы, не могут себе позволить в этом отношении развиваться более энергично, поэтому равноправия мы здесь никогда не достигнем». По ее мнению, на федеральном уровне необходимо принять меры по защите учительской зарплаты в зависимости от степени бюджетной обеспеченности субъекта РФ.

Другие участники слушаний высказывали более конкретные пожелания – о необходимости выделения средств из федерального бюджета на стимулирующую часть фонда оплаты труда, поскольку последняя в дотационных территориях в основном расходуется на выплату МРОТ.

Социальная поддержка учителя

Много внимания в выступлениях участников парламентских слушаний уделялось также социальным мерам поддержки педагогов.

Например, студент второго курса Санкт-Петербургского госуниверситета, участник общественной организации «Юношеская восьмерка» Глеб Никитин убежден, что «привлекательность учительской профессии может быть повышена за счет стимулирующего социального пакета, который должен различаться в зависимости от возрастной группы преподавателя и соответствовать четким и понятным критериям, включая результаты ежегодного анонимного анкетирования учеников».

Председатель Комитета по социальной политике Госсовета республики Коми Ольга Савостьянова считает, что многие проблемы можно было бы решить, если «законодательно изменить статус учителя и приравнять его к госслужащим».

Однако министр образования Калининградской области Наталья Шерри убеждена, что социальная поддержка учительства должна быть адресной, «потому что единые льготы для всех – это способ коррупции в системе».

Также она выступила против идеи одинаковых для всех субъектов РФ подходов в оплате труда, поскольку это, по ее мнению, приведет к уравниловке, инертности и застою в педагогических коллективах.

«Не только для информации,  но и для исполнения»

Участники слушаний поделились предложениями по совершенствованию нормативно-правовой базы ОУ. Они касаются законодательного закрепления дистанционного образования, которое все шире применяется и для обучения детей-инвалидов, и для повышения квалификации учителей; разрешения педагогическим колледжам реализовывать программы трехлетнего прикладного бакалавриата, поскольку выпускники этих образовательных учреждений больше, чем студенты педвузов, мотивированы на работу в школе; закрепления правового статуса инновационных образовательных учреждений (школ надомного обучения, центров развития образования и других).

Немало предложений прозвучало и по поводу развития детского и юношеского спорта.

Так, директор Саргатской школы Омской области Александр Голубенко считает необходимым разработать нормативы обеспеченности образовательных учреждений спортивным инвентарем и оборудованием, а при аттестации и аккредитации ОУ – учитывать наличие у них условий для реализации различных программ и требований, заложенных в стандартах образования по предмету «Физическая культура».

Трехкратная олимпийская чемпионка по фигурному катанию, зампред Комитета Госдумы по образованию Ирина Роднина предлагает создать в России федерацию школьных видов спорта, которая могла бы представлять наших школьников на международных соревнованиях.

Организаторы парламентских слушаний обещали учесть замечания, прозвучавшие в ходе обсуждения документа, в тексте рекомендаций, которые поступят в правительство и в органы исполнительной власти субъектов РФ «не только для информации, но и для исполнения».

Источники финансирования

Что же касается главного вопроса – финансирования стратегии, то конкретные заявления на эту тему прозвучали на пресс-конференции в Госдуме, посвященной итогам парламентских слушаний.

По словам И.Реморенко, средства на реализацию «Нашей новой школы» будут поступать из разных источников.

Первый и самый главный из них – текущие расходы на образование из бюджетов субъектов РФ, общая сумма которых составляет около 1,3 трлн руб. в год.

На втором месте по масштабам – Федеральная целевая программа развития образования (ФЦПРО) на 2011–2015 гг., проект которой будет разработан в следующем году. На пять лет реализации ФЦПРО предварительно запланировано порядка 200 млрд руб. с аналогичным объемом софинансирования со стороны регионов.

Третий источник – приоритетный национальный проект «Образование», на выполнение которого из федерального бюджета выделяется от 30-ти до 50-ти млрд руб. ежегодно.

Кроме того, как уже указывалось выше, в федеральном бюджете 2009 г. заложены 2,5 млрд руб. на капитальный ремонт аварийных ОУ.

Наконец, по свидетельству Г.Балыхина, из регионов поступают предложения по разработке подпрограммы «Педагогические кадры» в рамках программы «Научные и научно-педагогические кадры», которая действует с 1 января 2009 г.

За пределами всех перечисленных проектов и программ осталось дополнительное образование детей – один из главных ресурсов воспитания школьников и развития их творческих способностей.

В ходе обсуждения стратегии многие специалисты высказывали опасения, что из-за катастрофического недофинансирования (учреждения дополнительного образования детей находятся в ведении небогатых муниципальных бюджетов) кружки и секции вскоре станут платными.

По словам Г.Балыхина, эти предположения небезосновательны, поскольку некоторые дома творчества и детские библиотеки переходят в новые организационно-правовые формы – автономные учреждения, что влечет за собой неизбежную коммерциализацию их деятельности.

***

В начале июня документ, прошедший общественную апробацию, поступил на рассмотрение в правительство. Окончательный его вариант планируется обсудить на августовских педсоветах. Предполагается, что в ближайшие годы будут запущены основные механизмы реализации стратегии.

Останется ли она идеальной моделью школы, «нарисованной на бумаге», или найдет свое реальное воплощение на практике, зависит от участия государства в ее выполнении.

Рейтинг@Mail.ru