Статья опубликована при поддержке интернет-магазина www.moscowatch.ru, уже более 10 лет представляющего на рынке качественные копии швейцарских часов. Выбирая часы из более чем 6000 моделей, представленных в виртуальных витринах интернет-магазина, Вы можете быть уверены, что приобретаете не дешевую подделку, а весьма качественное изделие, не только внешне не отличимое от своего оригинала, но и почти не уступающее ему своей внутренней начинкой. В подавляющем большинстве копий швейцарских часов, представленных в интернет-магазине, использованы оригинальные швейцарские механизмы Nouvelle Lemania, ETA, Frederic Piguet и сапфировые стекла. Кроме того, на все предлагаемые реплики часов предоставляется гарантия 1 год в фирменном сервис-центре интернет-магазина. Заинтересовались? Тогда заходите на сайт moscowatch.ru, выбирайте модель из представленных в каталоге реплик брендов и делайте заказ. Доставка осуществляется в течение 2-х часов по Москве или 2-х дней по России. Кроме того, Вы можете купить копию швейцарских часов в офисе продаж интернет-магазина, удобно расположенном в центре столицы.
Нельзя сразу не отметить, что
наметился переход от единичных примеров
эффективной практики к широкой институционализации
механизмов общественного участия. В
значительном числе российских регионов
разработана нормативно-правовая и
инструктивно-методическая база.
Из-за дефицита на федеральном уровне
нормативного правового регулирования субъекты
Российской Федерации вынуждены были
реализовывать самостоятельные подходы к решению
этого вопроса.
И пилотным регионом в 2006 г. стал Ханты-Мансийский
автономный округ – Югра.
Местный закон определяет наличие
регионального государственно-общественного
совета по образованию; закрепляет возможности
создания советов по образованию органами
местного самоуправления; вводит определение
управляющего совета общеобразовательного
учреждения; определяет дальнейшее развитие
системы необходимых нормативных правовых актов
региона, нормативных актов местного
самоуправления, локальных актов ОУ.
Аналогичный подход использовали еще
несколько регионов – Пензенская область и
Якутия (у них законы приняты), Астраханская
область (закон принят во втором чтении), Республика
Карелия (документ – на согласовании в
Министерстве юстиции), Тамбовская область
(закон разработан).
Некоторые субъекты РФ ограничиваются
принятием правительством региона нормативного
правового акта о государтвенно-общественном
управлении в системе образования или даже только
на уровне образовательных учреждений. Это служит
достаточным основанием для развертывания работы
органов, реализующих
государственно-общественный характер
управления на уровне региона, муниципальных
образований и школ.
Использованный в регионах,
реализующих КПМО, подход, при котором субъект РФ
задает конкурсные условия реализации
государственно-общественного управления с
последующим оформлением соответствующих
договорных обязательств муниципальных
образований, тоже продемонстрировал свою
перспективность.
Правда, недостатком его реализации
оказалось отсутствие детальных, четких
критериев и требований к
организационно-правовому оформлению участия
общественности в управлении школой. Вследствие
этого образовательные учреждения создавали
различные формы под одинаковыми наименованиями
и, наоборот, по-разному называли по сути
однотипную форму самоуправления.
Достаточно широко сложилась практика
имитации участия общественности в управлении
школой, формального, а зачастую фиктивного
выполнения региональных критериев и требований.
Механизмы общественного участия в оценке
качества образования (общественные
экспертиза, наблюдение) получили оформление в
региональных концепциях систем оценки.
Самостоятельное продвижение регионы
осуществили и в разработке нормативной и
инструктивной регламентации публичной
отчетности.
Практика показала, что традиционно
используемая ссылка на п. 2 ст. 32 Закона РФ
«Об образовании» («предоставление учредителю и
общественности ежегодного отчета о
поступлении и расходовании финансовых и
материальных средств») не решает задачи
реального обеспечения доступности информации
обо всех значимых аспектах деятельности
учреждения для потребителей образовательных
услуг. Этим текстом законодатель обязал ОУ
ежегодно предоставлять общественности отчет и
определил обязательную часть его содержания.
Следовательно, образовательное учреждение не
обязали предоставлять данные по другим сторонам
деятельности. И «повеление» освещать
вопросы качества образования, условий
образовательного процесса и другие пункты
уставной деятельности не имеет сегодня под собой
оснований в федеральном законодательстве.
Требование публичной отчетности
государственных и муниципальных ОУ также не
получило нормативного правового закрепления и в
типовых положениях об образовательных
учреждениях различных типов и видов. Для
методического обеспечения конкурса регионов,
реализующих комплексные проекты модернизации,
среди прочих документов разработали «Примерное
положение о публичном докладе ОУ», которое не
было утверждено.
Публичная отчетность регионального и
муниципального уровней управления образованием
даже в федеральных документах не упоминается в
принципе.
Поэтому в отсутствии федерального
законодательного обеспечения публичной
отчетности образовательных учреждений и систем
образования несомненный интерес представляет
практика некоторых регионов регламентировать
это на уровне регионального законодательства
(упомянутые законы ХМАО – Югры, Пензенской
области и других регионов).
К примеру, принято и действует
Постановление Правительства ХМАО – Югры от 9
августа 2007 г. № 200-п «О форме публичного
доклада в сфере общего образования
Ханты-Мансийского автономного округа – Югры»,
которое закладывает основу становящейся системы
правового регулирования публичной отчетности в
системе общего образования региона.
В большинстве
регионов–участников КПМО утверждено «Положение
о публичном отчете (докладе)
общеобразовательного учреждения», в отдельных
территориях – положения о докладах
регионального и муниципального уровней.
При этом за неимением четких норм и
стандартов федерального уровня в некоторых
российских регионах появились и внедряются
довольно громоздкие модели публичных отчетов,
порой дискредитирующих саму идею документа,
ориентированного, в первую очередь, на
потребителя.
Более того, отсутствие стандартов
стимулировало появление иных форм отчетности.
Так, в Саратовской области вводятся электронные
паспорта, обеспечивающие доступ к
исчерпывающей информации об образовательном
учреждении для местного сообщества. Идею
«цифрового паспорта» школы продвигает ИПОП
«Эврика». На наш взгляд, эта тема нуждается в
серьезном обсуждении. Попытка совместить «в
одном флаконе» публичный отчет (доклад) и
открытую информационную базу школы для
исполнения ведомственных контрольно-надзорных
функций, проведения аккредитации и
лицензирования образовательного учреждения в
дистанционном режиме может оказаться
губительной для самой идеи публичного доклада,
рассчитанного, прежде всего, на потребителей
образовательных услуг и общественность в целом.
Решение проблемы предполагает –
как вариант – набор связанных между собой форматов
раскрытия учреждением информации о своей
деятельности и системы соответствующих
стандартов (правил, регламентов) подготовки,
доступа к ним различных целевых групп.
остигнут заметный прогресс в методическом
обеспечении. На региональном, муниципальном
уровнях, в школах разработаны, апробированы и в
ряде случаев внедрены конкретные модели,
технологии и процедуры общественной
аккредитации, общественной экспертизы,
мониторинга общественного заказа, подготовки
публичных докладов, обучения общественных
управляющих.
При этом следует отметить
распространение именно в сфере общественного
участия в управлении и оценке качества такого
перспективного типа документов, как регламент.
В Новосибирской области принят
«Регламент проведения общественной экспертизы
качества образования», в ряде регионов (Московская,
Тамбовская области и др.) – регламенты
участия управляющего совета в распределении
стимулирующих выплат руководителям и работникам
ОУ учреждений; о роли управляющего совета школы в
подготовке публичного доклада; и т.п.
В качестве ведущей модели
государственно-общественного управления
получила признание модель управляющего совета
(УС), разработанная и апробированная в
двухлетнем федеральном эксперименте в 8-ми
субъектах РФ (Москва, Московская область,
Красноярский край, Ярославская, Воронежская,
Самарская, Тамбовская области, Республика
Карелия) группой под руководством А.А. Пинского
и внедряемая сегодня как минимум в трети
регионов. Она позволяет максимально глубоко и с
полным пониманием их ответственности вовлечь
широкие слои «образовательной» общественности
(педагогической, родительской, ученической (из
старшей ступени обучения)), а также людей вне
школы в реальное стратегическое управление,
соблюдая эффективный и рациональный баланс
полномочий между коллегиальным стратегическим
управлением и единоличным текущим руководством.
Сегодня организационная форма
управляющего совета представляет собой, по
существу, интегральную модель
государственно-общественного управления на
уровне образовательного учреждения. Все
остальные известные организационные формы
самоуправления являются в теоретическом плане
частными случаями управляющего совета, а в
практическом,
организационно-управленческом – формами
реализации отдельных сторон, свойств, функций и
признаков УС.
Например, известный с конца 80-х гг. ХХ в.
совет школы – коллегиальный орган, который не
имеет в обязательном порядке в своем составе
кооптированных из «внешкольной» общественности
членов и представителя учредителя; членство в
нем не является обязательным для руководителя
школы. Дальнейшим простым «вычитанием» у
управляющего совета реального перечня
управленческих полномочий с правом принимать по
ним окончательные и не требующие согласия
школьного директора решения получаем заявивший
о себе после 1992 г. совет общеобразовательного
учреждения.
Несколько изменив перечень полномочий
по управлению учреждением и способы
формирования, увидим известную теперь модель
наблюдательного совета в автономном учреждении.
Если же вывести из управляющего совета
представителей обучающихся, педагогов и
оставить в нем без полномочий по принятию
обязательных решений только «внешкольных»
попечителей и родителей, оказывающих школе
благотворительную помощь, появится
попечительский совет школы.
Аналогично можно осуществить редукции
управляющего совета к традиционным
совещательным формам самоуправления –
педсовет, ученический совет, родительский
комитет...
К сожалению, некоторые регионы
нарушили целостность модели управляющего
совета. Они ориентировали людей в основном на
распределение стимулирующей части фонда оплаты
труда работников и тем самым не только
сломали логику включения общественности в
управление школой, но и вынуждены были, нарушив
законы управленческой науки, имитировать такое
вовлечение.
Инновационной для российской системы
образования стала подготовка общественных
управляющих, членов органов
государственно-общественного управления.
Создание большого количества УС ввело в
руководство школами десятки тысяч
представителей общественности и местного
сообщества. Их потребность в знаниях о
современной школе и управлении ею невозможно
было удовлетворить в рамках традиционных форм
информационно-просветительской работы и через
сеть учреждений повышения квалификации
работников образования.
Существенную роль в методическом
обеспечении работы с «непрофессионалами» сыграл
проект, реализованный в 2004–2006 гг. при
поддержке Британского Совета, когда группой
исследователей и практиков во главе с
А.А. Пинским были созданы первое в
отечественной практике пособие для обучения и
учебно-методические комплекты для
преподавателей-тьюторов.
Сегодня программы обучения
реализуются в различных непрерывных и
дискретных, а также очных и дистанционных
вариантах. В частности:
дискретно (то есть с перерывами),
помодульно, в лекционно-семинарской форме на
базе специализированной организации повышения
квалификации (например, 6 модулей по 2 учебных дня
и 12 учебных часов в каждом);
дискретно, в форме серии модульных
учебно-проектировочных семинаров (например, 3–4
семинара по 2–3 дня каждый);
дискретно, в форме включения части
тем программы в регулярную деятельность школы в
течение всего учебного года или ряда лет: скажем,
в методическую работу с педагогическими кадрами
в общеобразовательном учреждении (для школьных
управляющих–профессионалов) и в виде
внутришкольного родительского всеобуча (для
школьных управляющих–непрофессионалов);
дискретно, в виде разовых
мероприятий (конференций, круглых столов и т.п.).
Наибольшие трудности возникают
при попытках организовать обучение в форме
традиционного непрерывного систематического 72-часового
учебного курса (как правило, на базе
специализированной организации повышения
квалификации). На наш взгляд, наиболее
перспективно развитие практики дистанционного
обучения (непрерывно или дискретно) с помощью
специализированных интернет-сайтов, электронной
почты, мультимедийных интерактивных учебных
пособий .
О переходе от локальных к системным
формам работы в этом направлении
свидетельствует появление инструментов
информационно-методического обеспечения. Так, в Тамбовской
области издается журнал «Школьный
управляющий», а в Московской – создан
сайт «Общественный управляющий».
Особую актуальность приобретает
подготовка учащихся. Системная работа по
обучению этой категории школьных управляющих
проводится в Астраханской, Тамбовской
областях, Республике Карелия, ХМАО – Югре.
Летом 2008 г. по инициативе сельской школы п.
Борское Гвардейского района Калининградской
области состоялась первая летняя школа
общественного управления. Летом 2009-го было
запланировано проведение межрегиональной
летней школы, в которой собирались принять
участие представители школьных управляющих
советов Калининградской и Архангельской
областей и Республики Карелия.
Успешное развитие этой практики
позволит не только оснастить необходимыми
знаниями и навыками, пожалуй, самую активную на
сегодняшний день часть общественности. Речь идет
о подготовке нового поколения к работе в
управляющих советах (в недалеком будущем – в
качестве родителей и кооптированных членов).
В области массового привлечения людей
получают распространение инструменты
«продвижения» системы
государственно-общественного управления,
«событийного маркетинга»: Первая региональная
конференция школьных общественных управляющих в
Ханты-Мансийском автономном округе – Югре,
съезд попечителей в Бурятии, слет лидеров
государственно-общественного управления
образовательными учреждениями Московской
области и т.п.
На региональном и муниципальном
уровнях внедряются формы стимулирования
общественного участия, информационной
открытости и публичной отчетности школ.
Например, в Астраханской области успешно
проведен конкурс «Лучший управляющий совет», в Томской –
«Лучший орган местного самоуправления по
развитию государственно-общественного
управления образованием», в Тамбовской –
состязание областных сайтов муниципальных
органов управления образованием и
интернет-ресурсов ОУ.
Системными эффектами расширения
общественного участия в формировании
образовательной политики и управления можно
рассматривать следующие:
общественность получила признание в
качестве полноправного субъекта
образовательной политики, а общественный заказ
признан важнейшим основанием для формирования
стандартов образования – требований к его
результатам и условиям организации
образовательного процесса;
привлечение общественности к оценке
и стимулированию качества образования выступает
действенным инструментом улучшения работы
педагогических работников;
политика информационной открытости
позволяет обеспечить права потребителей
образовательных услуг и конкурентоспособность
учреждений в условиях нормативного подушевого
финансирования.
Самая важная задача в среднесрочной
перспективе – гарантировать качество и
эффективность сформированных механизмов и
конкретных инструментов общественного участия.
Ключевую роль в этом процессе должно
сыграть повышение квалификации управленческих
кадров и подготовка общественных управляющих.
При этом важно обеспечить как включение в
содержание подготовки имеющегося опыта лучших
практик, так и непосредственную организацию
программ ПК, стажировок на базе учреждений,
демонстрирующих качественные образцы внедрения
государственно-общественного управления.
Существенную роль в дальнейшем
развитии процесса институционализации участия
общественности в формировании и реализации
образовательной политики, преодолении
выделенных проблем, закреплении и развитии
системных эффектов призвано сыграть
осуществление Национальной образовательной
инициативы «Наша новая школа» и «Основных
направлений деятельности Правительства РФ на
период до 2012 г.».
Разработанная Минобрнауки России по
поручению Президента Д.А. Медведева «Наша
новая школа» предусматривает открытость
школьного управления, расширение практики
деятельности школьных советов.
В документе, подготовленном
Правительством РФ (от 17 ноября 2008 г. № 1663-р),
говорится, что «важнейшими направлениями
формирования новой социальной модели станут
общественный диалог, развитие механизмов
социального партнерства», «будет обеспечено
широкое внедрение общественно-государственных
форм управления в системе общего образования,
создание во всех образовательных учреждениях
советов самоуправления (управляющих советов).
Они получат право влиять на распределение
стимулирующей части фонда оплаты труда
учреждения в зависимости от результатов работы
каждого учителя и руководства школы. К 2012 году
управляющие советы будут действовать во всех
учреждениях общего образования.
Следует внедрить систему публичной
отчетности организаций, реализующих
образовательные программы общего образования,
сформировать механизмы
общественно-профессиональной экспертизы
образовательных программ».
Более того, по мнению участников
прошедшей конференции, принципы
государственно-общественного управления,
социального и частно-государственного
партнерства должны быть положены в основу
деятельности по реализации Национальной
образовательной инициативы и основных
направлений деятельности Правительства РФ по
комплексной модернизации образования. Это
приведет к консолидации государства,
общественности, бизнеса вокруг целей обновления
российской школы и их успешному достижению.
Участники встречи «Лучшие практики
общественного участия в формировании и
реализации политики в сфере образования» пришли
к общему мнению о том, что решение многих
существующих проблем и дальнейшее
совершенствование механизмов участия
общественности в формировании образовательной
политики может быть обеспечено широким
использованием принципов саморегулирования (вместе
с необходимыми мерами дальнейшей
государственной поддержки и нормативного
правового обеспечения на основе реализации в
системе образования в целом и в ее общественном
секторе). Возможности для реализации этих
принципов открыты Федеральным законом «О
саморегулируемых организациях» (от 1 декабря
2007 г. № 315-ФЗ).
Для этого действующим в сфере
образования некоммерческим организациям и
общественным объединениям, образовательным
учреждениям и органам управления образованием,
реализующим эффективные модели участия
общественности, нужно организационно оформить
ассоциированное саморегулируемое сообщество.
Его перспективные задачи на ближайший
период:
реализация сетевых механизмов
распространения лучших практик
государственно-общественного управления,
публичной отчетности, подготовки общественных
управляющих и тьюторов;
создание Кодекса лучшей практики
общественного участия в управлении
образованием;
внедрение механизмов общественной
экспертизы и общественного аудита в системе
государственно-общественного управления.
Такое саморегулируемое сообщество
должно разработать и использовать инструменты и
процедуры оценки и мониторинга соблюдения
сообществом принятых стандартов. В системе
подобных инструментов и процедур центральное
место должны занимать:
процедуры сертификации сообществом
программ и УМК подготовки общественных
управляющих; общественных экспертов;
общественных наблюдателей; тьюторов,
осуществляющих подготовку общественных
управляющих;
процедуры аудита (анализа
эффективности и экспертной оценки) саморегулируемым
сообществом деятельности органов
государственно-общественного управления всех
уровней.
Институт развития
государственно-общественного управления в
образовании в настоящее время осуществляет
разработку предложений по
организационно-правовым формам реализации в
системе образования в целом (и в ее общественном
секторе – в частности) принципов
саморегулирования, создания ассоциированного
саморегулируемого сообщества, результаты чего
будут представлены профессиональному
сообществу и широкой общественности.
ИРГОУ намерен предложить
формирующемуся саморегулируемому сообществу
(ассоциации):
модели и формы реализации сетевых
механизмов распространения наиболее удачных
образцов государственно-общественного
управления, публичной отчетности, подготовки
общественных управляющих и тьюторов; внедрения
механизмов общественной экспертизы и
общественного аудита в системе
государственно-общественного управления;
эффективный подход к разработке
стандартов государственно-общественного
управления в образовании, публичной отчетности,
программ подготовки общественных управляющих,
процедур и регламентов их сертификации, аудита,
общественной экспертизы.
Первым шагом в рассматриваемом
направлении явился осуществляемый в рамках
тематического альянса проект ИРГОУ и Центра
социальных технологий «Гарант» (при поддержке
Департамента государственной политики в
образовании Минобрнауки России) по выявлению,
систематизации и распространению лучших практик
общественного участия в формировании и
реализации политики в сфере образования.
Итогом данного проекта станет
формирование Кодекса лучшей практики –
систематизированного свода правил и процедур,
которые в настоящий момент могут считаться
наиболее эффективными способами общественного
участия в формировании и реализации политики в
образовании. Кодекс будет содержать банк
(библиотеку) успешных моделей и технологий,
апробированных в регионах РФ. Он рассматривается
как способ трансляции передового опыта,
инструмент для проведения эталонной оценки и
форма общественной аккредитации уровня качества
государственно-общественного управления на
основе стандартов, принятых в саморегулируемом
сообществе.
Приглашаем к сотрудничеству (irgouo@gmail.com)
специалистов региональных и муниципальных
органов управления образованием, руководителей
и сотрудников ОУ, преподавателей организаций
повышения квалификации, представителей
общественных объединений, школьных общественных
управляющих – всех, кому важна тема развития
общественного участия в управлении.
|