«Я – завуч, а ты кто такой?»
Одним из первых на пленарном
заседании свою позицию высказал директор
московского центра образования № 548 «Царицыно» и
член Общественной палаты РФ Ефим Лазаревич
Рачевский. Он хорошо помнит, как пять-шесть лет
назад региональные руководители сопротивлялись:
какие еще управляющие советы?! Но стоило
президенту заявить о том, что мы не должны
уходить от гражданского общества, и советы стали
«плодиться» в разных формах. Более того,
появилась «здоровая» отчетность – в частности,
без этого никак нельзя в гигантском проекте КПМО.
Между тем, пока много всевозможных
«но» стоит на пути этого вроде бы набирающего
силу процесса.
«Школа позиционируется как место, куда
гражданину доступ закрыт. Это происходит
практически повсеместно, – уверен
докладчик. – И по-прежнему в абсолютном
большинстве школ к родителям обращены слова: “Я
– завуч, а ты кто такой?“».
Рачевскому, общающемуся с россиянами
по «горячей линии» в Общественной палате, было
любопытно выяснить, есть ли у пишущих и звонящих
ему людей переговорная площадка для разговора с
администрацией школы и региональными властями?
Как правило, ему отвечали отрицательно.
«Вы часто встречаете улыбающихся
людей на наших улицах? – задал он риторический
вопрос участникам конференции. – Думаю, нет.
Им не с кем разговаривать: мужу –
только с женой, учителю – с родителями... Да и
негде. А форма общественно-государственного
управления дает эту продуктивную возможность.
Без этого ничего не получится».
Также грустно наблюдать, как школу
ставят в жесткие рамки. Например, обычная на
сегодня ситуация – по успешности сдачи ЕГЭ
оценивается работа учебного заведения.
Чтобы увидеть нецелесообразность такого
подхода, достаточно сравнить элитное столичное
ОУ и его «собрата» на окраине города, в котором
две трети детей принадлежат к семьям иммигрантов
из стран СНГ и априори достойно не сдадут экзамен
по русскому языку. Комментируя это положение дел,
Ефим Лазаревич воспользовался мудростью
великих: «Есть хорошая фраза о том, что любое
жесткое в гуманитарной системе умирает быстрее,
чем любое мягкое. Что может способствовать
положительному изменению?
Общественно-государственное управление. При
условии, что оно не является имитирующим
фактором».
«Не обойтись и без осознания
субъектами образования своего места в
правовом пространстве, – продолжил он
свои рассуждения. – Если проанализировать
вопросы, которые задают семьи, то обычно они
начинаются так: “А мы имеем право?“ И как раз
ответ, кто и какое право на что имеет, – это, на
мой взгляд, еще одна существенная и
результативная функция управляющих советов».
Завершая выступление, Рачевский
призвал всех, у кого возникнут проблемы с
проектами, связанными с общественным участием в
управлении школой, через сайт обращаться
непосредственно к нему в Общественную палату.
Согласно статусу, она должна патронировать это
движение и готова принимать серьезные,
действенные меры.
Кстати, единственной комиссией в этом
органе, в которой пришлось проводить конкурсный
отбор в свои ряды из-за переизбытка кандидатов,
стала Комиссия по образованию. На образование
обращают пристальное внимание, так как оно
рассматривается в качестве крайне мощного
ресурса.
МНЕНИЕ
«Было бы иллюзией считать, что все
созданные школьные советы в одночасье станут
эффективными органами управления, играющими
существенную роль в улучшении жизни наших школ.
Но условия для продуктивного участия
общественности в управлении образованием
созданы, и, я уверен, “добрые всходы“ не заставят
себя ждать».
Из Приветственного письма
председателя Комитета по образованию Госдумы РФ
Григория Артемовича БАЛЫХИНА |
Слова понимаем по-разному
Конференция затронула целый спектр
вопросов: и подготовка общественных управляющих,
и инструменты стимулирования включения людей в
управление, и участие общества в продвижении
идей инклюзивного образования в российских
школах… Особое место в этом ряду заняла тема
публичной отчетности ОУ и органов
управления образованием.
Решив в своем выступлении подробно
остановиться на значимости публичных докладов
именно регионального и муниципального уровней, Марк
Львович Агранович, руководитель Центра
мониторинга и статистики образования ФИРО, обосновал
это тем, что, по его мнению, реальная демократия в
наибольшей степени существует на муниципальном
уровне. А начавшись здесь, глядишь, пойдет и
дальше...
«Образование относится к основным
предметам общественного диалога, – считает
он. – Мы все так или иначе связаны с этой
отраслью. Если не работаем в ней, то имеем
родственников, которые в разной степени
подвергаются воздействию. И в то же время только
экономика опережает ее по количеству абсолютно
не схожих представлений у общества и
государства.
В идеале между системой образования,
государством и обществом должен происходить
диалог. А на самом деле у общества есть свое
видение приоритетов, которое складывается из
каких-то отрывочных сведений; личного опыта;
того, что почерпнуто из средств массовой
информации. У государства же – собственные цели
и программы реформирования. Они базируются на
данных о системе, существующей, откровенно
говоря, вне общественного контекста. И
государство формулирует, декларирует некоторую
образовательную политику. Общество, тем
временем, ведет монолог где-то на «кухне». И в
результате диалога не получается, а без него нет
и взаимодействия.
Почему власть и народ друг друга не
слышат? В частности, из-за отсутствия
информационной основы: нужно понимать, о чем мы
разговариваем, договориться о том, чтобы одни и
те же слова понимать одинаково. Помочь этому
могут конкретные цифры.
Доклад о состоянии развития системы
образования – тот самый документ, который, как
мне представляется, и должен стать основой для
диалога, точнее исходной базой, и от него нужно в
дальнейшем отталкиваться. Задача того, кто пишет
такие доклады, будь то региональный или
муниципальный начальник (понятно, что лично он не
занимается написанием, но участвует в этом деле,
как минимум подписывая), – представить
количественные характеристики существующих в
регионе тенденций, дать интерпретацию
показателей и обозначить связь между проблемами
и тем, что он собирается сделать. Это, собственно,
– коренное содержание документа.
ОШИБКИ
Практика регионов показывает, что
необходимость представления публичных отчетов о
состоянии образовательных систем различного
уровня, в доступной форме рассказывающих о
проблемах и достижениях системы образования и
предполагаемых направлениях ее развития,
осознана в полной мере. <…>
В то же время приходится констатировать,
что при всем разнообразии публикаций,
подготавливаемых в регионах, достаточно редки
случаи целевой ориентации отчетов на конкретные
группы пользователей, тем более на тех, кто не
является работником системы образования.
Кроме того, для большинства публикаций
характерно:
отсутствие или недостаточный объем
аналитической части, разделов
с интерпретацией представленных данных;
представление фактологических данных
вместо аналитических показателей,
характеризующих систему образования и тенденции
ее развития;
несопоставимость публикуемых данных и
невозможность в связи с этим проведения
сравнительного анализа;
отсутствие жесткой логики изложения,
объединение в рамках одной публикации
разномасштабного, взаимно не увязанного
материала;
отсутствие единой, воспроизводимой из
года в год структуры.
Из Методических рекомендаций по
разработке, публикации и распространению
аналитических докладов о состоянии и развитии
систем образования национального, регионального
и субрегионального уровней на основе статистики.
– М., Аспект Пресс, 2006. |
Мы совместно с коллегами из
Ханты-Мансийского автономного округа с шестью
муниципалитетами занимались подобной практикой.
Мне показалось, что в более чем половине случаев
нам удалось отойти от стандартного доклада,
который ничем не отличается от выступления на
отчетно-выборном собрании и написан “суконным“
бухгалтерским или управленческим языком, что-то
показать, рассказать нормальным,
“человеческим“ языком про систему образования
в муниципалитах, сильно отличавшихся друг от
друга.
Информационная основа доклада –
это образовательная статистика в самом широком
смысле: социология, всякого рода результаты
оценки качества и т.д. Выраженные в цифрах задачи
реформы позволяют лучше понять их, причем понять
более или менее одинаково: невозможно обсуждать
проблему повышения качества образования, если
одни понимают под этим наличие в школах света,
воды и теплого клозета, а другие – поступление
ребенка в вуз.
Но главное – в другом. Данные
помогают осуществлять контроль со стороны
общества. К примеру, было сказано: я делаю то-то и
то-то, измеряю это таким-то образом и хочу достичь
таких-то показателей. По прошествии двух лет
обещанное проверяется. Начальник может долго
объяснять, почему не все получилось, и, тем не
менее, объект для разговора появляется.
Поэтому задача доклада, на мой
взгляд, – объяснить, что и почему делается в
сфере образования, показать обоснованность
образовательной политики, результаты, проблемы и
риски».
|