Большую роль в решении данной задачи
играют тьюторы. В НГШ такая позиция 17 лет
проходила под кодовым названием «куратор»,
поскольку до самого недавнего времени подобной
профессии в России официально не существовало.
Но наконец можно «выйти из подполья» и
записывать людям в трудовую книжку ту должность,
которую они реально занимают.
В нашем учебном заведении тьютор –
это человек, который обеспечивает реализацию
концепции Новой гуманитарной школы*
в своем классе в полном объеме, привлекая для
этого все возможные ресурсы.
Тьютор (обычно в каждом детском
коллективе их два или три в зависимости от
количества воспитанников) отвечает за
результаты развития, обучения и воспитания детей
и занимает соответствующую позицию относительно
учеников, учителей, родителей и администрации
(выступает в роли организатора их деятельности).
По сути, тьютор – это директор
класса и, соответственно, он не ждет указаний
администрации или просьб преподавателей,
родителей или учеников: «Сделайте, пожалуйста,
то-то и то-то, поскольку выполнить это
необходимо», а сам вникает в происходящее,
принимает решение относительно того, что следует
предпринять, и делает это. При этом «сделать» и
«делать» означает в первую очередь организовать
дело, а не «сделать самому за других».
В нашей школе для тьютора определен
достаточно широкий круг обязанностей. Он обязан
обеспечивать:
нормальное физиологическое и
психологическое состояние каждого воспитанника
(т.е. ребенок должен быть здоров и оптимистически
настроен);
высокую степень обученности по всем
имеющимся предметам;
максимальное развитие способностей
(восприятие, внимание, понимание, память,
мышление, рефлексия, личностные качества и пр.);
воспитание (этика, самоорганизация,
развитие желательных и устранение нежелательных
черт характера).
При планировании
учебно-воспитательной работы с каждым ребенком
тьютор НГШ обязан отслеживать его развитие по
следующим направлениям (их значимость не
связана с местом в данном списке):
Мировоззрение. Восприятие
окружающего мира и других людей. Самоопределение
(готовность быть лидером/исполнителем,
деятелем/наблюдателем). Самооценка
(завышенная/заниженная).
Этико-нравственные проблемы
(наличие/отсутствие ценностей и норм, которые уже
должны быть сформированы; не устраивающих
воспитывающих; готовность/неготовность
осваивать желательные нормы).
Наличие нежелательных черт
характера (трусости, нерешительности,
хвастливости, завистливости,
недоброжелательности и пр.).
Познавательный и деятельностный
интерес (наличие/отсутствие интереса к чему-либо;
к тому, что требуется для обучения; мотивации или
ценностей, необходимых для нее).
Здоровье. Физическое развитие
(выносливость, сила, ловкость, координация).
Инициативность, энергичность,
жизненная активность.
Уровень самоорганизации и
самоконтроля; воля и упорство; способность и
готовность к целенаправленному действию.
Работоспособность, собранность, аккуратность.
Способность и готовность к
организации деятельности с включением других
людей.
Степень самостоятельности (как в
деятельности, так и в мышлении).
Наличие/отсутствие соответствующей установки,
умений и навыков.
Степень развития
чувственно-эмоциональной сферы (способность
переживать собственно человеческие чувства;
эмоциональная культура; заторможенность или
возбудимость).
Проблемы коммуникации с детьми
(ровесниками, младшими и старшими) – установка
с ними считаться/не считаться, степень
доброжелательности; уровень
агрессии/тревожности; наличие/отсутствие
культурных норм общения, степень развития навыка
общения. Проблемы коммуникации со взрослыми
(учителями, родителями) и их психологические и
феноменальные причины.
Культура поведения (внешний вид,
манеры, мимика, жестикуляция, интонации и т.п.).
Наличие/отсутствие культурных норм поведения.
Речь. Развитие речи – письменной и
устной (лексика, синтаксис, фонетика и логопедия,
темп, интонирование, стилистика и культура речи,
фразеология; ориентация на речевые штампы или на
точность передачи мысли и чувства). Уровень
владения риторическими умениями.
Память (оперативная и
долговременная, зрительная, моторная, слуховая).
Восприятие (степень развития зрительного и
слухового восприятия; особенности восприятия
устной и письменной информации).
Внимание (степень развития
произвольного внимания; концентрация и
распределение).
Освоение учебного материала. Какие
внепредметные умения и микроумения не освоены
ребенком, что конкретно тормозит его развитие.
Понимание и интерпретация текстов
(устных и письменных) – информативных,
инструктивных и художественных.
Способность и готовность к рефлексии
(сути, оснований и средств своей и чужой
деятельности, своего и чужого состояния и
отношения), степень ее развитости.
Особенности интеллекта (широта,
гибкость и вариативность поиска, скорость
перебора, «дальность» связывания, количество
одновременно удерживаемых элементов/связей и
т.п.).
Готовность и способность
исследовать, конструировать, систематизировать.
Полная/неполная
мыследеятельность – конкретные проблемы
(наличие/отсутствие категориального аппарата;
необходимого опыта; терминологии).
Способность и готовность делать
что-то руками.
Эстетика. Умение видеть, ценить и
переживать красоту; наличие/отсутствие
эстетических оснований в нормах собственной
деятельности.
Наличие или отсутствие каких-либо
наклонностей и задатков (интеллектуальных,
творческих, организационно-деятельностных и
т.п.).
Цели работы тьютора в первую очередь
должны быть направлены на формирование:
команды (из тьюторов, учителей,
родителей, администрации и других
педагогических и непедагогических работников
школы), которая совместно с ним в полном объеме
обеспечит реализацию концепции НГШ во вверенном
ему классе; при этом оставаться ее полноценным
участником;
детского коллектива (с отношениями
доброжелательности, терпимости,
взаимопонимания, взаимопомощи и сотрудничества,
возможностью развиваться, сохраняя собственную
индивидуальность).
Относительно каждого ребенка тьютор
стремится сформировать:
умение самостоятельно
организовывать собственную деятельность и
осуществлять волевые усилия;
систему ценностей, базирующуюся на
общеевропейской культуре, а именно – уметь
делать выбор в пользу первой позиции между:
договариваться или воевать;
принципами или ситуацией;
«ради людей» или «ради себя»;
доброжелательностью или
враждебностью;
великодушием или мщением;
деятельностью или праздностью и т.д.;
гуманистическое, толерантное
отношение к себе и миру, основанное на
общеевропейской традиции;
умение чувствовать и сопереживать;
познавательный интерес;
способность учиться;
деятельностную позицию.
Скорректировать характер таким
образом, чтобы он позволил жить среди людей.
Для достижения вышеуказанных целей
тьютор должен делать следующее:
1. Осуществлять личностный контакт с
каждым ребенком, добиваться его доверия и
готовности обсуждать возникающие проблемы.
2. Поддерживать постоянный контакт с
родителями, добиваться их готовности обсуждать
все проблемы, связанные с воспитанием и
обучением, с тьютором. Своевременно
информировать об успехах, трудностях и проблемах
детей (в рамках предметов), получать обратную
связь (в том числе претензии) и реагировать на эту
информацию соответствующими действиями;
разъяснять мамам и папам их функции и позиции в
тех или иных педагогических ситуациях, в
необходимых случаях вовлекать в
учебно-воспитательный процесс как дома, так и в
школе. Форма коммуникации при этом должна быть
откровенной, но корректной и дипломатичной.
3. Информировать администрацию обо
всех проблемах детей и их родителей, связанных с
обучением и воспитанием. Если у тьютора есть хотя
бы малейшее сомнение в том, что его действий
недостаточно для разрешения затруднительной
ситуации, он обязан незамедлительно подключить
администрацию.
4. Осуществлять постоянный контакт с
учителями, работающими в его классе.
5. Составлять (и периодически
корректировать) индивидуальный план
учебно-воспитательной работы каждого
воспитанника (в котором должна быть
зафиксирована динамика развития ребенка как в
целом, так и в рамках отдельных предметов –
каковы успехи, проблемы, пробелы, страхи и т.д.).
Организовывать работу по устранению трудностей,
задействуя учителей, администрацию, родителей, в
случае необходимости – специалистов со
стороны.
В частности, тьютор обязан получить от
учителя-предметника после каждой контрольной
(зачетной) работы ее анализ, обсудить с ним план
исправления выявленных недостатков и проблем и
отследить его выполнение. Желательно, чтобы
результаты в печатном виде висели на стенде в
классе (к этому требованию надо относиться
осмысленно, особенно в начальной школе). Эти
анализы могут быть частью четвертного табеля.
Наставник организует сбор портфолио
на каждого ученика класса. В нем должны быть
представлены самые интересные творческие
работы, лучшие страницы рабочих и контрольных
тетрадей, отсканированные грамоты, проекты,
фотографии, видеоклипы, награды и т.п.
В обязанности тьютора также входит
ведение электронного «досье» на детей (этот
документ необходим только для служебного
пользования и ни в коем случае не должен
находиться в открытом доступе) и – желательно
практически ежедневно – вносить в него свои
наблюдения, конкретные факты как положительного,
так и отрицательного характера, которые нужно
будет учитывать в дальнейшей
учебно-воспитательной работе.
6. Развивать самостоятельность. Все,
что ребенок в своем возрасте может делать сам, он
должен делать самостоятельно, а тьютор выступает
лишь в роли организатора деятельности. К примеру,
распределяет обязанности между учащимися класса
и отслеживает их выполнение.
7. Организовывать классные семинары:
повестка должна быть заранее спланирована, а
решение доведено до каждого учителя-предметника,
работающего в данном классе, и до администрации.
Протоколы семинаров выкладываются в электронном
виде в папку класса в локальной сети.
8. Знать все о состоянии здоровья
учеников своего класса и действовать, исходя из
медицинских и санитарно-гигиенических
рекомендаций.
9. Наблюдать за учебной дисциплиной
во время самостоятельных работ и периодически
отслеживать ее во время уроков (как было сказано
выше, в первую очередь как организатор, а не
исполнитель; то же относится и к последующим
пунктам). В случае если у учителя-предметника
учащиеся регулярно нарушают дисциплину, тьютор
обязан помочь коллеге; если это оказывается
неэффективно, немедленно информировать об
инциденте администрацию.
10. Следить за наличием и состоянием
учебников, учебных пособий, канцелярских
принадлежностей, необходимых учащимся для
уроков.
Тьютор – директор класса.
Он не ждет указаний администрации, просьб
преподавателей, родителей или учеников, а сам
вникает в происходящее, принимает решение
относительно того, что следует предпринять,
и делает это.
|
11. Обращать внимание на
наличие в классе «листа готовности к уроку» и
предъявление его воспитанниками
учителю-предметнику (начиная со 2-го класса), а
также листа (тетради), где во время
самоподготовки дети самостоятельно фиксируют
факт выполнения ими заданий.
12. Следить за тем, чтобы все уроки и
самостоятельные работы записывались на
магнитофон (в тех классах, где не установлено
видеонаблюдение).
13. Составлять график распределения
учебной нагрузки на самостоятельных работах,
согласовывать его с учителями-предметниками и
контролировать выполнение.
14. В ситуации, когда ученикам его
класса требуются индивидуальные или
дополнительные занятия (в связи с опережением
или отставанием), согласовывать их организацию с
администрацией и учителями-предметниками.
Это далеко не полный перечень
обязанностей тьюторов НГШ.
Таким образом, среди всех
педагогических должностей в нашем
образовательном учреждении исключительно
важной является позиция тьютора, который, помимо
прочих, имеет функцию посредника между ребенком,
педагогами, администрацией и родителями, что
придает ему особую значимость.
______________
* С концепцией НГШ можно
ознакомиться на интернет-странице http://school-l.ru/articles/koncepcya_ngs.htm.
|