Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Управление школой»Содержание №15/2009

Наука управлять

Директор класса

Обязанности куратора-тьютора в негосударственной школе

Новая гуманитарная школа (НГШ) – одно из первых негосударственных образовательных учреждений нашей страны – существует с 1992 г. Много внимания здесь уделяется как индивидуализации, так и индивидуальному подходу: тщательно анализируются особенности каждого ребенка. На этом основании и строится обучение. Особое время отводится развитию мышления, памяти, воображения, внимания, творческих способностей, самостоятельности во внеурочной деятельности.

Большую роль в решении данной задачи играют тьюторы. В НГШ такая позиция 17 лет проходила под кодовым названием «куратор», поскольку до самого недавнего времени подобной профессии в России официально не существовало. Но наконец можно «выйти из подполья» и записывать людям в трудовую книжку ту должность, которую они реально занимают.

В нашем учебном заведении тьютор – это человек, который обеспечивает реализацию концепции Новой гуманитарной школы* в своем классе в полном объеме, привлекая для этого все возможные ресурсы.

Тьютор (обычно в каждом детском коллективе их два или три в зависимости от количества воспитанников) отвечает за результаты развития, обучения и воспитания детей и занимает соответствующую позицию относительно учеников, учителей, родителей и администрации (выступает в роли организатора их деятельности).

По сути, тьютор – это директор класса и, соответственно, он не ждет указаний администрации или просьб преподавателей, родителей или учеников: «Сделайте, пожалуйста, то-то и то-то, поскольку выполнить это необходимо», а сам вникает в происходящее, принимает решение относительно того, что следует предпринять, и делает это. При этом «сделать» и «делать» означает в первую очередь организовать дело, а не «сделать самому за других».

В нашей школе для тьютора определен достаточно широкий круг обязанностей. Он обязан обеспечивать:

  • нормальное физиологическое и психологическое состояние каждого воспитанника (т.е. ребенок должен быть здоров и оптимистически настроен);

  • высокую степень обученности по всем имеющимся предметам;

  • максимальное развитие способностей (восприятие, внимание, понимание, память, мышление, рефлексия, личностные качества и пр.);

  • воспитание (этика, самоорганизация, развитие желательных и устранение нежелательных черт характера).

При планировании учебно-воспитательной работы с каждым ребенком тьютор НГШ обязан отслеживать его развитие по следующим направлениям (их значимость не связана с местом в данном списке):

  • Мировоззрение. Восприятие окружающего мира и других людей. Самоопределение (готовность быть лидером/исполнителем, деятелем/наблюдателем). Самооценка (завышенная/заниженная).

  • Этико-нравственные проблемы (наличие/отсутствие ценностей и норм, которые уже должны быть сформированы; не устраивающих воспитывающих; готовность/неготовность осваивать желательные нормы).

  • Наличие нежелательных черт характера (трусости, нерешительности, хвастливости, завистливости, недоброжелательности и пр.).

  • Познавательный и деятельностный интерес (наличие/отсутствие интереса к чему-либо; к тому, что требуется для обучения; мотивации или ценностей, необходимых для нее).

  • Здоровье. Физическое развитие (выносливость, сила, ловкость, координация).

  • Инициативность, энергичность, жизненная активность.

  • Уровень самоорганизации и самоконтроля; воля и упорство; способность и готовность к целенаправленному действию. Работоспособность, собранность, аккуратность.

  • Способность и готовность к организации деятельности с включением других людей.

  • Степень самостоятельности (как в деятельности, так и в мышлении). Наличие/отсутствие соответствующей установки, умений и навыков.

  • Степень развития чувственно-эмоциональной сферы (способность переживать собственно человеческие чувства; эмоциональная культура; заторможенность или возбудимость).

  • Проблемы коммуникации с детьми (ровесниками, младшими и старшими) – установка с ними считаться/не считаться, степень доброжелательности; уровень агрессии/тревожности; наличие/отсутствие культурных норм общения, степень развития навыка общения. Проблемы коммуникации со взрослыми (учителями, родителями) и их психологические и феноменальные причины.

  • Культура поведения (внешний вид, манеры, мимика, жестикуляция, интонации и т.п.). Наличие/отсутствие культурных норм поведения.

  • Речь. Развитие речи – письменной и устной (лексика, синтаксис, фонетика и логопедия, темп, интонирование, стилистика и культура речи, фразеология; ориентация на речевые штампы или на точность передачи мысли и чувства). Уровень владения риторическими умениями.

  • Память (оперативная и долговременная, зрительная, моторная, слуховая). Восприятие (степень развития зрительного и слухового восприятия; особенности восприятия устной и письменной информации).

  • Внимание (степень развития произвольного внимания; концентрация и распределение).

  • Освоение учебного материала. Какие внепредметные умения и микроумения не освоены ребенком, что конкретно тормозит его развитие.

  • Понимание и интерпретация текстов (устных и письменных) – информативных, инструктивных и художественных.

  • Способность и готовность к рефлексии (сути, оснований и средств своей и чужой деятельности, своего и чужого состояния и отношения), степень ее развитости.

  • Особенности интеллекта (широта, гибкость и вариативность поиска, скорость перебора, «дальность» связывания, количество одновременно удерживаемых элементов/связей и т.п.).

  • Готовность и способность исследовать, конструировать, систематизировать.

  • Полная/неполная мыследеятельность – конкретные проблемы (наличие/отсутствие категориального аппарата; необходимого опыта; терминологии).

  • Способность и готовность делать что-то руками.

  • Эстетика. Умение видеть, ценить и переживать красоту; наличие/отсутствие эстетических оснований в нормах собственной деятельности.

  • Наличие или отсутствие каких-либо наклонностей и задатков (интеллектуальных, творческих, организационно-деятельностных и т.п.).

Цели работы тьютора в первую очередь должны быть направлены на формирование:

  • команды (из тьюторов, учителей, родителей, администрации и других педагогических и непедагогических работников школы), которая совместно с ним в полном объеме обеспечит реализацию концепции НГШ во вверенном ему классе; при этом оставаться ее полноценным участником;

  • детского коллектива (с отношениями доброжелательности, терпимости, взаимопонимания, взаимопомощи и сотрудничества, возможностью развиваться, сохраняя собственную индивидуальность).

Относительно каждого ребенка тьютор стремится сформировать:

  • умение самостоятельно организовывать собственную деятельность и осуществлять волевые усилия;

  • систему ценностей, базирующуюся на общеевропейской культуре, а именно – уметь делать выбор в пользу первой позиции между:

  • договариваться или воевать;

  • принципами или ситуацией;

  • «ради людей» или «ради себя»;

  • доброжелательностью или враждебностью;

  • великодушием или мщением;

  • деятельностью или праздностью и т.д.;

  • гуманистическое, толерантное отношение к себе и миру, основанное на общеевропейской традиции;

  • умение чувствовать и сопереживать;

  • познавательный интерес;

  • способность учиться;

  • деятельностную позицию.

Скорректировать характер таким образом, чтобы он позволил жить среди людей.

Для достижения вышеуказанных целей тьютор должен делать следующее:

1. Осуществлять личностный контакт с каждым ребенком, добиваться его доверия и готовности обсуждать возникающие проблемы.

2. Поддерживать постоянный контакт с родителями, добиваться их готовности обсуждать все проблемы, связанные с воспитанием и обучением, с тьютором. Своевременно информировать об успехах, трудностях и проблемах детей (в рамках предметов), получать обратную связь (в том числе претензии) и реагировать на эту информацию соответствующими действиями; разъяснять мамам и папам их функции и позиции в тех или иных педагогических ситуациях, в необходимых случаях вовлекать в учебно-воспитательный процесс как дома, так и в школе. Форма коммуникации при этом должна быть откровенной, но корректной и дипломатичной.

3. Информировать администрацию обо всех проблемах детей и их родителей, связанных с обучением и воспитанием. Если у тьютора есть хотя бы малейшее сомнение в том, что его действий недостаточно для разрешения затруднительной ситуации, он обязан незамедлительно подключить администрацию.

4. Осуществлять постоянный контакт с учителями, работающими в его классе.

5. Составлять (и периодически корректировать) индивидуальный план учебно-воспитательной работы каждого воспитанника (в котором должна быть зафиксирована динамика развития ребенка как в целом, так и в рамках отдельных предметов – каковы успехи, проблемы, пробелы, страхи и т.д.). Организовывать работу по устранению трудностей, задействуя учителей, администрацию, родителей, в случае необходимости – специалистов со стороны.

В частности, тьютор обязан получить от учителя-предметника после каждой контрольной (зачетной) работы ее анализ, обсудить с ним план исправления выявленных недостатков и проблем и отследить его выполнение. Желательно, чтобы результаты в печатном виде висели на стенде в классе (к этому требованию надо относиться осмысленно, особенно в начальной школе). Эти анализы могут быть частью четвертного табеля.

Наставник организует сбор портфолио на каждого ученика класса. В нем должны быть представлены самые интересные творческие работы, лучшие страницы рабочих и контрольных тетрадей, отсканированные грамоты, проекты, фотографии, видеоклипы, награды и т.п.

В обязанности тьютора также входит ведение электронного «досье» на детей (этот документ необходим только для служебного пользования и ни в коем случае не должен находиться в открытом доступе) и – желательно практически ежедневно – вносить в него свои наблюдения, конкретные факты как положительного, так и отрицательного характера, которые нужно будет учитывать в дальнейшей учебно-воспитательной работе.

6. Развивать самостоятельность. Все, что ребенок в своем возрасте может делать сам, он должен делать самостоятельно, а тьютор выступает лишь в роли организатора деятельности. К примеру, распределяет обязанности между учащимися класса и отслеживает их выполнение.

7. Организовывать классные семинары: повестка должна быть заранее спланирована, а решение доведено до каждого учителя-предметника, работающего в данном классе, и до администрации. Протоколы семинаров выкладываются в электронном виде в папку класса в локальной сети.

8. Знать все о состоянии здоровья учеников своего класса и действовать, исходя из медицинских и санитарно-гигиенических рекомендаций.

9. Наблюдать за учебной дисциплиной во время самостоятельных работ и периодически отслеживать ее во время уроков (как было сказано выше, в первую очередь как организатор, а не исполнитель; то же относится и к последующим пунктам). В случае если у учителя-предметника учащиеся регулярно нарушают дисциплину, тьютор обязан помочь коллеге; если это оказывается неэффективно, немедленно информировать об инциденте администрацию.

10. Следить за наличием и состоянием учебников, учебных пособий, канцелярских принадлежностей, необходимых учащимся для уроков.

Тьютор – директор класса. Он не ждет указаний администрации, просьб преподавателей, родителей или учеников, а сам вникает в происходящее, принимает решение относительно того, что следует предпринять, и делает это.

11. Обращать внимание на наличие в классе «листа готовности к уроку» и предъявление его воспитанниками учителю-предметнику (начиная со 2-го класса), а также листа (тетради), где во время самоподготовки дети самостоятельно фиксируют факт выполнения ими заданий.

12. Следить за тем, чтобы все уроки и самостоятельные работы записывались на магнитофон (в тех классах, где не установлено видеонаблюдение).

13. Составлять график распределения учебной нагрузки на самостоятельных работах, согласовывать его с учителями-предметниками и контролировать выполнение.

14. В ситуации, когда ученикам его класса требуются индивидуальные или дополнительные занятия (в связи с опережением или отставанием), согласовывать их организацию с администрацией и учителями-предметниками.

Это далеко не полный перечень обязанностей тьюторов НГШ.

Таким образом, среди всех педагогических должностей в нашем образовательном учреждении исключительно важной является позиция тьютора, который, помимо прочих, имеет функцию посредника между ребенком, педагогами, администрацией и родителями, что придает ему особую значимость.

______________

* С концепцией НГШ можно ознакомиться на интернет-странице http://school-l.ru/articles/koncepcya_ngs.htm.

Рейтинг@Mail.ru