Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Управление школой»Содержание №15/2009

Наука управлять

Отличительные признаки

Разработка тарифно-квалификационной характеристики тьютора

За минувший год Минобрнауки не справилось и, учитывая инновационность профессии, не должно было справиться с подготовкой содержательной тарифно-квалификационной характеристики (ТКХ) тьютора. На семинаре состоялась дискуссия, посвященная разработке этого документа. В настоящее время вариант ТКХ, подготовленный с участием специалистов Межрегиональной тьюторской ассоциации, находится на рассмотрении отраслевого министерства.

Прежде всего, важно понимать, что первоначально описание деятельности тьютора и его функционала строилось через признаки, отличающие новую профессию от других педагогических специализаций (учителя, психолога, консультанта и т.д.). Параллельно выстраивалось понимание и описание технологии тьюторского сопровождения, в том числе применительно к общеобразовательной школе.

Такие попытки были необходимы и сыграли свою роль в построении педагогических практик и ведении научных дискуссий в течение более десяти лет. Однако сегодня очевидна их недостаточность для применения в сфере труда (при приеме на работу, планировании, организации и оценивании деятельности тьютора) и в области профессионального образования (для построения обучения, организации практики тьюторов).

Эффективной основой для системного описания этой специальности с целью массовой подготовки педагогов может стать метод функционального анализа. Благодаря его применению получается карта профдеятельности – ее полное непротиворечивое определение через функции и результаты.

В настоящее время данный метод используется с разными акцентами при разработке стандартов профессиональной деятельности Российским союзом промышленников и предпринимателей, а также при создании Федеральных государственных образовательных стандартов профессионального образования третьего поколения. Таким образом деятельность может быть представлена через описание ее области, объектов, основных разновидностей и соответствующих им компетенций или компетентностей.

Предполагается, что полученный набор должен отвечать правилам автономности, полноты и некоторым другим. При таком подходе, например, труд учителя разложен на следующие основные виды: преподавание, организация внеурочной деятельности по предмету(-ам), классное руководство, учебно-методическое и документационное обеспечение образовательного процесса. Все это охватывает основные трудовые функции педагога, связано друг с другом и в то же время относительно автономно.

Как подчеркивают разработчики метода, «установление видов профессиональной деятельности и профессиональных компетенций особенно важно в том случае, когда специальность относится к новым и статус соответствующей трудовой деятельности только складывается», что напрямую относится к работе тьютора.

Участники дискуссии в ходе семинара предположили, что для такой должности в общеобразовательной школе перечень видов профдеятельности может включать:

  •  проектирование индивидуальной образовательной программы обучающегося (ИОП) и сопровождение ее реализации;

  •  организацию групповых образовательных событий;

  •  поддержку сотрудничества субъектов образовательного процесса в целях индивидуализации;

  •  проектирование образовательной среды и пространства.

Соответственно, в ТКХ тьютора должно войти указание на данные функции.

Например, он выявляет и оформляет образовательный заказ ученика и его родителей, определяет доступные и необходимые образовательные ресурсы, участвует в планировании возможных образовательных маршрутов, оформляет индивидуальную образовательную программу в виде документа в порядке, установленном в данном учебном заведении.

Тьютор координирует работу субъектов образовательного процесса в ходе выполнения ИОП, контролирует, анализирует, корректирует (изменяет, дополняет) ее на каждом этапе реализации; организует контроль эмоционального, психического, физического и социального здоровья ребенка; создает условия предъявления результатов осуществления ИОП в широком образовательном сообществе. И это лишь часть обязанностей тьютора!

Примерно так видят должностной функционал новой специальности разработчики технологии тьюторского сопровождения, выстроенной на ценностях и целях индивидуализации (и это не теоретики, а практики – педагоги и управленцы).

Удастся ли на этой основе получить документ, понятный чиновникам, директорам школ и учителям, покажет время. Любое упрощение не должно пойти во вред, однако необходимо принять ТКХ, которые бы вписались в существующее нормативное поле.

Рейтинг@Mail.ru