Прежде всего, важно понимать, что
первоначально описание деятельности тьютора и
его функционала строилось через признаки,
отличающие новую профессию от других
педагогических специализаций (учителя,
психолога, консультанта и т.д.). Параллельно
выстраивалось понимание и описание технологии
тьюторского сопровождения, в том числе
применительно к общеобразовательной школе.
Такие попытки были необходимы и
сыграли свою роль в построении педагогических
практик и ведении научных дискуссий в течение
более десяти лет. Однако сегодня очевидна их
недостаточность для применения в сфере труда
(при приеме на работу, планировании, организации
и оценивании деятельности тьютора) и в области
профессионального образования (для построения
обучения, организации практики тьюторов).
Эффективной основой для системного
описания этой специальности с целью массовой
подготовки педагогов может стать метод
функционального анализа. Благодаря его
применению получается карта
профдеятельности – ее полное
непротиворечивое определение через функции и
результаты.
В настоящее время данный метод
используется с разными акцентами при разработке
стандартов профессиональной деятельности
Российским союзом промышленников и
предпринимателей, а также при создании
Федеральных государственных образовательных
стандартов профессионального образования
третьего поколения. Таким образом деятельность
может быть представлена через описание ее
области, объектов, основных разновидностей и
соответствующих им компетенций или
компетентностей.
Предполагается, что полученный набор
должен отвечать правилам автономности, полноты и
некоторым другим. При таком подходе, например,
труд учителя разложен на следующие основные
виды: преподавание, организация внеурочной
деятельности по предмету(-ам), классное
руководство, учебно-методическое и
документационное обеспечение образовательного
процесса. Все это охватывает основные трудовые
функции педагога, связано друг с другом и в то же
время относительно автономно.
Как подчеркивают разработчики метода,
«установление видов профессиональной
деятельности и профессиональных компетенций
особенно важно в том случае, когда специальность
относится к новым и статус соответствующей
трудовой деятельности только складывается», что
напрямую относится к работе тьютора.
Участники дискуссии в ходе семинара
предположили, что для такой должности в
общеобразовательной школе перечень видов
профдеятельности может включать:
проектирование индивидуальной
образовательной программы обучающегося (ИОП) и
сопровождение ее реализации;
организацию групповых
образовательных событий;
поддержку сотрудничества
субъектов образовательного процесса в целях
индивидуализации;
проектирование образовательной
среды и пространства.
Соответственно, в ТКХ тьютора должно
войти указание на данные функции.
Например, он выявляет и оформляет
образовательный заказ ученика и его родителей,
определяет доступные и необходимые
образовательные ресурсы, участвует в
планировании возможных образовательных
маршрутов, оформляет индивидуальную
образовательную программу в виде документа в
порядке, установленном в данном учебном
заведении.
Тьютор координирует работу субъектов
образовательного процесса в ходе выполнения ИОП,
контролирует, анализирует, корректирует
(изменяет, дополняет) ее на каждом этапе
реализации; организует контроль эмоционального,
психического, физического и социального
здоровья ребенка; создает условия предъявления
результатов осуществления ИОП в широком
образовательном сообществе. И это лишь часть
обязанностей тьютора!
Примерно так видят должностной
функционал новой специальности разработчики
технологии тьюторского сопровождения,
выстроенной на ценностях и целях
индивидуализации (и это не теоретики, а
практики – педагоги и управленцы).
Удастся ли на этой основе получить
документ, понятный чиновникам, директорам школ и
учителям, покажет время. Любое упрощение не
должно пойти во вред, однако необходимо принять
ТКХ, которые бы вписались в существующее
нормативное поле.
|