Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Управление школой»Содержание №15/2009

Наука управлять

Особая фигура

Слово «тьютор» появилось в педагогическом лексиконе около двадцати лет назад. Провоцирующее поначалу сплошные вопросы, впоследствии понятие более или менее устоялось. А в некоторых школах даже вошло в   практику работы (в частности, серьезный опыт в этом направлении есть в томской школе «Эврика-развитие»). Однако до легализации специальности в то время было еще далеко. Но вот свершилось! Год назад позиция тьютора, согласно приказу Минздравсоцразвития России № 216н от 05.05.2008 г., была включена в число высококвалифицированных должностей работников общего образования. Теперь в любых школах такой специалист официально может быть принят на работу, род его деятельности записан в трудовую книжку, этот человек должен получать заработную плату и вправе рассчитывать на полноценую пенсию.

Сегодня, спустя год, нельзя сказать, чтобы в ОУ что-либо сильно изменилось в отношении тьюторства. Там, где эти специалисты были, они продолжают трудиться, просто теперь уже не на «птичьих», а на реальных правах. Другие школы, возможно, и хотели бы глубже разобраться в необходимости деятельности тьютора, но сделать им это нелегко. Ни квалификационных характеристик, ни нормативно-правовой базы для этой должности, по сути дела, пока не существует.

Прикрыть брешь и начать создавать необходимые документы призван был Всероссийский научно-методический семинар «Стандарты деятельности тьютора: теория и практика», состоявшийся в московской Академии повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования. Как выяснилось, Министерство образования и науки РФ официально предложило Межрегиональной тьюторской ассоциации создать соответствующие рабочие рекомендации для новой школьной должности.

Кроме того, на начало октября в Томске запланировано проведение крупной конференции «Тьюторство как ресурс региональных комплексных проектов модернизации образования», где также предполагается работа над рекомендациями и их обсуждение на уровне регионов.

Но это будет осенью. А пока вернемся к тезисам, прозвучавшим на семинаре и вызвавшим дискуссию. Ветеран тьюторского движения в России, его основатель, ныне президент Межрегиональной тьюторской ассоциации, директор Центра тьюторства АПКиППРО, профессор Татьяна Михайловна Ковалева акцентировала внимание участников встречи на понимании тех концептуальных рамок, в которых может работать тьютор. Обсуждение технологии – формы, способы, принципы деятельности этого специалиста – второй шаг. А для разработки пакета документов важно зафиксировать, какие именно условия в системе образования требуют новой фигуры.

Выяснилось, что тьюторская ассоциация, перебрав множество концептуальных подходов, остановилась на индивидуализации. При этом необходимо четко осознавать ее отличие от индивидуального подхода.

Как было заявлено в ходе семинара, индивидуальный подход – один из принципов, который выдвинул еще Я.А. Коменский. Со временем его заменили дифференцированным, а во время перестройки, вернувшись к понятию «классика педагогики», стали путать с индивидуализацией. Принцип индивидуализации идет от ребенка, получающего право выбирать адекватное для себя содержание обучения.

«Индивидуальный подход, отрабатывавшийся в классической дидактике, изначально методологически был прикреплен к определенной институциональной форме образовательного учреждения. Под него выстраивалось и некое психолого-педагогическое сопровождение, – разъясняла Татьяна Михайловна. – Но индивидуализация прикрепляется к иной институциональной форме, по сути своей, противостоящей образовательному учреждению. Либо ребенок учится в школе и живет по ее законам, либо он выбирает индивидуальную образовательную программу, фиксируя в ней свои приоритеты и реализуя ее в той форме, которая ему наиболее удобна в тот или иной момент – школа или экстернат, дополнительные занятия, изучение иностранного языка и т.п.

То есть индивидуальная образовательная программа может рассматриваться как соразмерная институциональная форма. Другое дело, что она пока не может быть оформлена в нормативно-правовых документах. Но именно относительно этой новой формы и возникает тьюторское сопровождение как особое педагогическое, возможно, психолого-педагогическое явление. Таким образом, тьютор – это особая фигура, которая работает с особой институциональной формой».

Эту позицию поддержал и председатель Совета сети федеральных экспериментальных площадок Минобрнауки России Александр Изотович Адамский. На данном этапе проблема заключается в том, что скорость развития тьюторства в России сильно опережает изменения существующей институциональной основы образовательной деятельности. «Чем быстрее развиваются тьюторы, тем острее возникает проблема отрыва их занятий от традиционной и привычной всем образовательной среды и сформировавшихся в ней отношений, – констатировал он. – Тьюторство – не только и не столько технология. Это реальный инновационный способ деятельности, который по максимуму будет вызывать необходимость изменения самой образовательной среды».

Еще один акцент семинара сделан на возможности существования сегодня в России учреждения, допустим, начального общего образования, построенного на принципах индивидуализации образования.

Присутствующие вспомнили московскую школу № 734, иначе говоря – «Школу самоопределения», бессменным руководителем которой был на протяжении многих лет Александр Наумович Тубельский. Там действительно пытались создать индивидуальную образовательную программу для каждого ученика, основываясь на его личных предпочтениях, характере, желаниях, устремлениях.

Другой пример – сетевое профильное обучение, построенное на том, что подросток выбирает направление своего обучения и вместе с куратором, учителями и родителями фиксирует свой образовательный маршрут. Таких примеров в разных школах страны можно найти великое множество. В частности, наша газета подробно писала о прекрасном опыте подобной работы в Омской области (№ 6/2007).

Сегодня же серьезная задача состоит в том, чтобы избежать самообмана, ложного представления о необходимости тьютора в школе. Ведь эта фигура может возникнуть в любом образовательном учреждении только как оформление процесса индивидуализации. Скажем, если некий вуз, некие школа или детский сад делают акцент на индивидуализацию, перестраивают под это свою работу, то тогда там и появляется специальный человек, которому нужно владеть способами, как все это новое удерживать, развивать, как помогать учащимся, педагогам. Только при таких условиях возможно возникновение реальной тьюторской позиции.

Что касается практических шагов тьюторства в России, то после того как год назад директор издательства «Просвещение» Александр Кондаков объяснил, что «тьютор – это не классный руководитель, а педагог, который собирает вокруг себя детей из разных классов, но с общими интересами», в умах многих прочно закрепилась связка «тьютор – педагог». Так или иначе, в головах получается путаница, и с самого начала официального существования этой должности возникают существенные расхождения в трактовке ее смысла.

Однако Т.Ковалева напомнила о понятии «профессиональная компетентность учителя»: «Когда тот или иной стандарт образования будет принят, мы увидим прописанное в нем требование к современному педагогу, касающееся сопровождения учащегося в рамках его индивидуального учебного плана. И, конечно же, возникнет вопрос, как это реализовать. Вот в этот момент учитель осознает: ему необходимо иметь так называемую тьюторскую компетентность.

По аналогии с психологической компетентностью все более чем понятно. Никто не требует, чтобы каждый педагог заканчивал психологический факультет МГУ, но все знают, что преподавателю крайне сложно работать без знания современной психологии».

Золотые слова! Кажется, мечта о том, чтобы учитель находился в классе, но при этом, в частности, сопровождал разные познавательные интересы ребенка, близка к осуществлению. Только вот откуда же взять таких специалистов? Как скоро и где можно научиться искусству тьюторского сопровождения?

Эти вопросы участники семинара тоже пытались обсуждать. Например, напомнили о том, что уже нынешней осенью в Московском педагогическом государственном университете откроется первая в России магистратура по тьюторству (с. 25).

Намеревается делать какие-то шаги в направлении обучения новой профессии и Академия повышения квалификации и переподготовки работников образования. Ее ректор Эдуард Никитин в своем выступлении на семинаре заметил: «Тьюторство представляется важной попыткой перевести систему повышения квалификации в технологическом, системном смысле на иной уровень».

Ему вторил А.Адамский, утверждая, что тьюторы в школах – это «те центры кристаллизации, вокруг которых система повышения квалификации может выстроить работу по подготовке и переподготовке учителя».

Наиболее продуктивным это обучение будет осуществляться не через институты ПК, а посредством инновационных школ, с помощью тьюторов. Однако для этого системе повышения квалификации надо проникнуть во всю «ткань» сферы образования и сделать своими лучшими агентами ее лидеров, в частности, – тьюторов. И здесь тьюторская ассоциация могла бы оказать большую поддержку, взявшись за подготовку целой команды таких людей.

Продолжение темы читайте в этом номере

Рейтинг@Mail.ru