Обозреватель «Управления
школой» беседут с экспертом КПМО, директором
Института развития образования Высшей школы
экономики Ириной АБАНКИНОЙ.
– В этом номере газеты мы приводим
некоторые итоги мониторинга новых систем оплаты
труда. Что вам кажется в них самым важным?
– Для меня примечательно то, что они
оказались предсказуемы: регионы, которые
участвовали в комплексном проекте модернизации
образования, практически по всем параметрам,
касающимся НСОТ, показали лучшие результаты.
При этом нельзя сказать, что в КПМО
были включены самые «продвинутые» или
«беспроблемные» субъекты РФ. Многие проводят
преобразования в сложных условиях: достаточно
назвать Республики Карелия и Саха (Якутия),
Красноярский край, Амурскую и Читинскую области,
Еврейскую автономную область…
Отрадно, что у участников КПМО при
введении НСОТ базовая и стимулирующая части
учительской зарплаты оказались выше (хотя в этих
регионах компенсационная часть получилась ниже).
Стал предсказуемым и тот факт, что не
участвовавшие в КПМО не сумели использовать на
полную мощность такой инструмент НСОТ, как
стимулирующая часть ФОТ. По результатам
проведенного мониторинга, ее объем в
регионах-«не участниках» в полтора раза ниже, а
именно – около 12–13% от фонда оплаты труда по
сравнению с 17–19% в регионах-участниках.
Однако мы считаем, что даже среди
участвующих в КПМО еще не в полную силу
заработала идеология поощрения педагогов за
лучшие достижения. Решить вопрос с увеличением
стимулирующего фонда оплаты – это перспективная
задача на будущее для всех.
– Но уместно ли говорить об
увеличении в период кризиса? Да еще тогда, когда
повышение ставок МРОТ «съело» большую часть
фонда оплаты труда в школах?
– Действительно, многим, особенно
дотационным регионам, в условиях перехода на
новую ставку МРОТ (с 2 300 руб. сразу на 4 330
руб.) пришлось потратить значительную долю ФОТ.
Это объективная причина, по которой они так и не
смогли разработать действующий инструментарий,
собрать необходимые ресурсы и сделать высокие
стимулирующие выплаты для учителей.
В некоторых субъектах РФ объем
стимулирующего фонда оказался низким: например,
около 7% от ФОТ, как в Республике Карелия. После
пересмотра ставок МРОТ даже благополучные
регионы так и не смогли выполнить взятое
обязательство увеличить его объем на 30%.
Многие, задействовав внутренние
резервы оптимизации (к примеру, по наполняемости
классов, по соотношению педагог–ученик), сумели
достичь уровня стимулирующего фонда,
приближающегося к 15–20%. Это значит, что теперь
лучшие учителя могут получать зарплату
практически вдвое выше! Кроме того, регионы нашли
возможность поощрять молодых специалистов,
вводить новые образовательные технологии,
платить преподавателям надбавки не только за
воспитание талантливых учеников, но и за
плодотворную работу с отстающими.
В целом, за годы КПМО в России поняли:
НСОТ может быть эффективно действующим
инструментом, который принципиально отличается
от предыдущей системы оплаты труда.
– Мы начинали КПМО в одних
условиях, а заканчиваем совсем в других. Учитывая
финансовый кризис, каждому субъекту РФ нужно
принять меры по защите достижений в области
оплаты учительского труда. Как вы думаете,
управления образования готовы к этому?
– Защищать достигнутое – это
серьезная задача для регионов. Хочу обратить
внимание на то, что в ходе КПМО ими была проделана
большая работа по укреплению собственно базовой
части учительской зарплаты. Сегодня
администрации субъектов РФ обещают не снижать
социальные расходы (и в первую очередь – на
зарплатную статью, являющуюся самой защищенной).
Нормативы, по которым финансируются ОУ,
рассчитываются из общего объема фонда оплаты
труда, включая его базовую и стимулирующую части.
И укрепление первой – важное достижение КПМО,
которое поможет преодолеть трудные времена.
Большое значение имеет то, что во
многих регионах активизировалось
сотрудничество с профсоюзами, отработаны
эффективные модели привлечения общественности к
управлению школами. Это сыграет свою роль в
защите достижений комплексного проекта
модернизации образования.
– Согласно данным мониторинга,
проведенного ЦК профсоюза работников народного
образования и науки, в некоторых субъектах РФ в
2009 г. еще только предстоит перейти на
стопроцентное внедрение НСОТ в школах. Поскольку
денег может на всех не хватить, регионы могут
посчитать, что делать это не имеет смысла. Такая
ситуация возможна?
– Тут я бы хотела внести уточнения в
данные мониторинга. Он проводился в
сентябре–октябре 2008 г., когда еще не все школы
перешли на НСОТ. Благодаря уточненной информации
из регионов известно, что в большинстве из них
новая система оплаты труда была распространена
практически во всех ОУ. Бюджеты 2009 г. у этих
субъектов РФ уже были рассчитаны
соответствующим образом. Правда, речь идет
только об общеобразовательных учреждениях. Мы не
знаем о том, как обстоят дела со
школами-интернатами, с дошкольными учреждениями
и т.д.
Действительно, есть субъекты РФ,
которые участвуют в КПМО только первый год и не
успели распространить опыт НСОТ на все школы. Но
таких немного. Это Пермский край, где пока только
около 10% ОУ охвачены нововведением; Алтайский
край, в котором новая система оплаты труда
внедрена в 32% школ; далеко еще до ста процентов
Кабардино-Балкарской Республике…
Но в том же Пермском крае уже появилось
много интересных инициатив финансирования:
например, те, что связаны с аутсорсингом для
образовательных учреждений (то есть передачей
сторонним организациям функций по обслуживанию
школьных зданий или транспортных услуг для
целого «куста» ОУ). Плюс к этому, в регионах,
недавно вступивших в КПМО, многое сделано с точки
зрения содержательной отработки НСОТ: в
частности, серьезно разрабатывались вопросы о
стимулирующей части фонда оплаты труда.
– За прошлый год некоторые
субъекты РФ добились впечатляющих результатов.
Но, скажем, в Московской области, которая по
данным мониторинга достигла пика по учительским
зарплатам, уже начался спад…
– Не буду скрывать: ситуация очень
серьезная. Во многих регионах с февраля–марта
наблюдается некоторое снижение (по сравнению с
январем) средней заработной платы. И не только
учительской. Нельзя сказать, будто причина
одинакова для всех. Это объясняется и финансовым
кризисом, и спецификой бюджетного процесса.
Муниципальные бюджеты, зависящие от
налогов (подоходного, налогов на прибыль,
имущество, недвижимость и т.д.), наполняются
примерно в апреле–мае, когда проходит первый
квартал их сбора. Поэтому только в конце весны
становится понятно, сколько денег реально
оказалось в регионе и в каждом муниципалитете.
Весной 2009 г. ситуация со сбором
налогов оказалась хуже, чем прогнозировалось. По
всей России они не доплачиваются из-за кризиса,
увольнений, проблем с реализацией продукции…
Отсюда – «дыры» в региональных и
муниципальных бюджетах.
Проблемы коснулись даже тех областей,
которые были лидерами КПМО и хорошо отработали
инструментарий НСОТ. Пожалуй, в лучшем положении
находится Москва, но она – абсолютно
уникальный регион.
– Не значит ли это, что регионы
будут потихоньку «сворачивать» свои
обязательства по учительской зарплате?
– Нет, отказываться от взятых
обязательств пока никто не собирается. Еще раз
подчеркну: зарплата – защищенная статья
бюджета, по ней не должно быть никаких
сокращений. В этом смысле бюджетники в период
кризиса находятся в более надежных условиях.
Но стимулирующие выплаты к защищенным
статьям бюджета не относятся. Мы знаем: одни
регионы в поисках средств на своевременную
выплату находили их, принимали какие-то решения,
тогда как другим не удалось вовремя отыскать
деньги. Поэтому в некоторых субъектах РФ
учителям уже сообщили: пока они будут получать
только базовый оклад, а стимулирующих выплат им
придется подождать.
– А это законно – не
выплачивать учителям стимулирующую часть
зарплаты?
– Если в регионе принято Положение
о стимулирующих выплатах, то педагоги должны их
получать. Однако, если они отложены, скажем, на
конец года, нельзя говорить о нарушении закона.
Во многих местах были приняты документы о том,
что такие выплаты (которые учителя конкретных
школ вполне могли получать ежемесячно)
начисляются в действительности раз в квартал, в
полгода или даже по результатам года.
Поэтому людям, встревоженным тем, что
им не выплачивается стимулирующая часть их
зарплаты, следует уточнить, какова была
изначальная договоренность на уровне региона:
платить надбавки помесячно, поквартально, раз в
год?.. Сразу скажу: пока мы еще ни разу не
встречали, чтобы тот или иной субъект РФ
принципиально отказывался от стимулирующих
выплат.
– Есть ли надежда, что хотя бы к
концу года все педагоги получат стимулирующую
часть зарплаты в полном объеме?
– Ситуация, как я уже говорила,
серьезная. Однако выход из нее есть. Многие
субъекты РФ сейчас начнут получать федеральные
субсидии. Для того чтобы взять бюджетный кредит,
регион должен быть абсолютно «прозрачен».
Например, не финансировать чужие мандаты, то есть
не выполнять обязательств, которые не относятся
к его полномочиям. Финансирование высшего
профессионального образования – это
федеральный мандат.
Вчера субъекты РФ пытались
поддерживать свои вузы. Но сегодня, если подобные
программы продолжаются, шансы на получение
бюджетного кредитования ограничены. Одним
словом, в условиях кризиса идеология становится
жесткой: каждый должен отвечать за полномочия в
соответствии со своим реестром расходных
обязательств.
В том случае, если региону не хватает
средств на выплаты по своим обязательствам, а на
чужие он деньги не тратил, ему может быть оказана
федеральная поддержка. Не удивительно, что часть
обязательств, не требующих немедленного
исполнения, откладывается «на потом» в надежде
на помощь федерального бюджета: например,
предоставление возможности взять кредит.
– Но, возможно, теперь у регионов
появится соблазн незаметно урезать статьи
расходов на стимулирование педагогического
труда? Ведь, как вы говорите, это не относится к
защищенным статьям бюджета…
– Нет, этого не произошло. К счастью,
никакие деньги системы образования «на сторону»
не ушли, их удержали.
Сегодня везде произведены основы
расчета бюджетов 2009/10 гг., а во многих
регионах – проектировки на 2010/11 гг. И везде
учитывается стопроцентный переход школ на НСОТ,
в том числе выплата стимулирующих надбавок
учителям. Пока мне представляется, что это
сделано в пользу регионов.
Общий объем рассчитывался повсюду,
исходя из базовой и стимулирующей частей,
которые были обещаны в министерской методике.
Для участников КПМО стимулирующая и базовые
части – выше. Такова продуманная стратегия
КПМО, связанная с повышением качества
образования, созданием новой системы аттестации,
введением НПФ.
– Можно ли ожидать, что в условиях
кризиса начнет сокращаться нормативно-подушевое
финансирование ОУ?
– Темпы роста подушевых нормативов
не смогут удержаться на уровне прошлых лет
практически ни в одном субъекте РФ. Будет хорошо
оставить их такими, как в 2008 г. Идеально –
просчитать с учетом дефляторов*. Однако регионы
не давали обязательства пересчитывать их в
зависимости от роста инфляции.
Подчеркну, что сокращаться будет не
сам норматив, а общий объем финансовых средств,
выделяемых ОУ. Норматив – подушевой, то есть
он делается в расчете на то количество
обучающихся, которые в данный момент ходят в
школу.
У нас в стране по-прежнему идет
сокращение численности детей школьного
возраста. За последние годы выросла рождаемость,
но, тем не менее, эти малыши пока что посещают
детские сады. Хотя в ряде субъектов РФ уже
наблюдается бум в дошкольных учреждениях, в
школах количество учащихся все еще снижается.
Пропорционально этому сокращению
придется уменьшать и финансирование. Ведь в
регионе рассчитывают средства на общую
численность детей и передают их конкретным
муниципалитетам для распределения по
учрежденным им школам.
– Но это значит, что через пару лет
норматив все-таки «пойдет вверх»?
– К сожалению, не через пару лет. До
2013 г. у нас будет продолжаться сокращение
численности детей в школах. Поэтому и объем
финансирования уменьшается пропорционально
количеству учащихся. И только после 2013 г. мы можем
рассчитывать на постепенное увеличение.
Сегодня, когда идеология подушевого
финансирования заработала во многих регионах,
есть смысл говорить про нормативность. Норматив
должен обеспечить стандарт. И «обсчитать»
стандарт нового поколения – ключевая задача
экономистов. Тогда рост норматива станет тем
рычагом, который уже через несколько лет
позволит системе образования больше не
экономить деньги.
Как повысилась зарплата?
Амурская область
С 1 сентября 2008 г. образовательные
учреждения перешли на отраслевую систему оплаты
труда. НСОТ введена в 302-х из 385-ти школ,
участвующих в электронном мониторинге. За
прошедшие годы заработная плата учителей
повысилась в среднем на 15%. Это от 500 до 2-х тыс.
руб. прибавки каждому.
Распределение стимулирующей части
фонда оплаты труда проводится с участием
управляющих советов ОУ. При этом учитываются
показатели качества и результативности
деятельности учителя. Лучшие премируются.
Республика Алтай
Пилотные учреждения составляют 14,29% от
всех школ. В них обучается 11 712 детей (40,9%
школьников республики).
Заработную плату по НСОТ получают
1 258 педагогов (29,9%). Правительством региона в
2008 г. были выделены средства в размере 9 млн
руб. на повышение учительских зарплат в ОУ,
участвующих в эксперименте.
За ноябрь 2008 г. педагоги в пилотных
школах в среднем заработали 12 713 руб. До
введения НСОТ эта сумма была около 10-ти тыс. руб.
Астраханская область
НСОТ введена в 273-х школах из 13-ти
муниципалитетов.
Максимальное повышение зарплат
наблюдается у 12–15% учителей. Большинство
астраханских педагогов получают заработную
плату на среднем уровне – 8 762 руб. (данные
декабря 2008 г.). Это почти двукратное повышение,
потому что в начале проекта среднемесячная
зарплата составляла 4 900 руб.
Белгородская область
С 1 января 2008 г. все муниципальные
общеобразовательные школы (в том числе
малокомплектные) из 22-х муниципалитетов области
перешли на НСОТ. В 2006 г. средняя заработная
плата учителей составляла 5 689 руб., в
2008 г. – 13 710 руб. (рост – 141% при данном
обязательстве –32%).
При начислении стимулирующей части
фонда зарплаты учитываются внеучебные
достижения учеников и их динамика (письмо
Департамента образования, культуры и молодежной
политики Белгородской области от 20.08.2008 г. №
9-06/3533 «О рекомендациях по НСОТ»). Они суммируются
с помощью портфолио (приказ Департамента
образования, культуры и молодежной политики
Белгородской области от 24.11.2008 г. № 2357 «Об
утверждении положения о портфолио обучающихся»),
для формирования которого в электронном виде
разработан специальный программный продукт.
В зависимости от эффективности
учительского труда минимальный и максимальный
уровень зарплат педагогов различается в 4 раза.
Дополнительную выплату за качество
образования учитель получает не более чем на 1
ставку (отпадает необходимость брать удвоенную
нагрузку).
Волгоградская область
Учительская зарплата в пилотных
школах повысилась в среднем на 84%, если
сравнивать с 2006 г. 5% передовых педагогов
зарабатывают более 20-ти тыс. руб., 15% – от 15-ти
до 20-ти тыс. руб., 38% – от 10-ти до 15-ти тыс. руб.,
22% – от 7,5 до 10-ти тыс. руб., 20% – менее 7,5 тыс.
руб.
У специалистов с высоким уровнем
квалификации и профессиональными достижениями
(воспитавших победителей олимпиад, учеников с
успешными результатами ЕГЭ) средняя оплата труда
составляет 14 684 руб., у начинающих – 6 483
руб.
Для установления стимулирующих выплат
учителям выпускных классов разработан перечень
компетентностных показателей.
Ивановская область
В эксперименте по введению НСОТ в
2008 г. участвовали 38 школ (13,31% при
запланированном обязательстве 8%) из 19-ти
муниципальных образований. Рост номинального
значения средней заработной платы учителя
составил более 104% по отношению к уровню 2006 г.
(взятое областью обязательство равнялось 50%).
Сегодня средняя зарплата ивановских
педагогов – 8 146 руб. Лучшие из них, дающие
высокое качество образования, получают до 18-ти
тыс. руб.
Калининградская область
С 1 января 2008 г. новая система оплаты
труда была введена в 100% муниципальных
образований и 99,48% ОУ (за исключением областного
государственного учебного заведения –
кадетской школы-интерната Андрея Первозванного).
Разработанная региональная модель
НСОТ дает школьным администрациям большую
свободу при выборе системы оплаты труда, включая
соотношение базовой и стимулирующей долей ФОТ,
определении трудовых норм, критериев и
показателей качества и результативности.
Республика Карелия
Самостоятельное планирование ОУ
расходования бюджетных средств и введение
положений о стимулировании качества
профессиональной деятельности дало прирост
заработной платы в среднем на 32%, а у молодых
специалистов – более чем на 100%.
Краснодарский край
Зарплата учителей в среднем выросла на
49%:
– более 10-ти тыс. руб. получают 44,1%;
– более 15-ти тыс. руб. – 14,1%.
Выделились также 4,2% наиболее успешных
педагогов, которые по результатам своей
деятельности зарабатывают свыше 20-ти тыс. руб. в
месяц.
По сравнению с сентябрем 2007 г.
количество специалистов с таким уровнем дохода
возросло в Краснодарском крае в 8,4 раза. В 2,7 раза
стало больше учителей, имеющих зарплату от 15-ти
до 20-ти тыс. руб.
Московская область
Номинальное значение средней
учительской зарплаты составляет 23 152 руб. (в
2006 г. – 10 530 руб.). Ее рост повысился на
119,86%, по сравнению с запланированными 45%.
Стимулирующие выплаты в среднем равны
20%, а у отдельных педагогов они достигают 40% и
выше.
Зарплата дифференцируется следующим
образом:
– от 16-ти до 20-ти тыс. руб. – 40%;
– от 20-ти до 25-ти тыс. руб. – 30%;
– от 27-ми до 30-ти тыс. руб. – 20%;
– свыше 30-ти тыс. руб. – 10%.
Во всех общеобразовательных школах
Московской области утверждены и согласованы с
управляющими советами положения о стимулирующих
выплатах, определены критерии и показатели
результативности и качества. В них включаются:
динамика учебных достижений
учащихся, активность их участия во внеурочной
деятельности;
использование учителями современных
педагогических технологий, в т.ч.
здоровьесберегающих;
участие в методической работе,
распространение передового педагогического
опыта;
повышение уровня профессионального
мастерства и др.
Разработана система критериев и
показателей качества и результативности
учительского труда. В ее основу положены:
измеряемые или экспертно оцениваемые
образовательные достижения, качество освоения
учебных программ;
динамика учебных и внеучебных
достижений детей, результативность участия в
олимпиадах, конкурсах;
работа по привлечению к
дополнительному, расширенному, углубленному
изучению предмета и др.
Для руководителей ОУ принимается во
внимание:
качество и общедоступность общего
образования в школе;
создание условий для осуществления
учебно-воспитательного процесса;
состояние кадровых ресурсов
образовательного учреждения;
эффективность управленческой
деятельности;
сохранение здоровья учеников.
Республика Мордовия
Рост номинального значения средней
зарплаты учителей по отношению к уровню 2006 г.
составил 82,45% (7 592 руб.). Это на 51,75% больше
запланированных показателей на 2008 г.
Для повышения объективности и
прозрачности оценки педагогического труда
разработаны и внедрены механизмы аттестации
учителей и руководителей ОУ на основе портфолио.
Приказом Министерства образования
Республики Мордовия утверждено примерное
положение о портфолио учащегося.
Новгородская область
Рост заработной платы был обеспечен
средствами, высвободившимися после
преобразования сети, и областными надбавками за
достижения в профессиональной деятельности.
Только в 2007 г. из областного бюджета
в рамках софинансирования КПМО на введение НСОТ
выделено 78 млн руб., в 2008 г. – 163 млн руб.
Была устранена возможность
использовать средства фонда стимулирования
учителей для поощрительных выплат другим
работникам ОУ.
Новосибирская область
По итогам 2008 г. в 2,3 раза увеличилась
«прослойка» учителей, получающих от 15-ти до 20-ти
тыс. руб. (с 1 469 до 3 401 человек на 17 декабря
2008 г.). В 3,7 раза стало больше педагогов с
зарплатой, превысившей 20 тыс. руб. (на 1 января
2008 г. таковых было 329 человек, на 17 декабря
2008 г. – 1 941). Средняя зарплата учителей
высшей категории возросла на 74%.
Пермский край
В бюджете 2008 г. были выделены
дополнительные средства для перехода на НСОТ в
объеме 25 млн руб. 99-ти пилотных ОУ.
В ноябре 2008 г. средняя заработная
плата составила 12 224,3 руб. (76,6% по отношению к
декабрю 2006 г.). Введена система распределения
стимулирующей части фонда оплаты труда в
зависимости от результативности деятельности
учителя.
Самарская область
Постановлением Правительства региона
от 11.06.2008 г. № 201 были внесены изменения в
методику формирования заработной платы.
Приказом министерства образования и науки
Самарской области от 14.07.2008 г. № 113-од был
создан регламент распределения стимулирующей
части оплаты труда учителей и руководителей ОУ:
за достижения высокого уровня и
качество обученности учащихся;
эффективность воспитательной и
социальной работы;
создание условий для сохранения
здоровья детей;
внедрение инновационных
образовательных технологий и осуществление
экспериментальных проектов;
результативность методической
работы.
Номинальное значение заработной платы
педагогов области за ноябрь 2008 г. – 15 228
руб.
Свердловская область
Учителям даются поощрительные выплаты
по результатам труда (премии), распределяемые
школой на основании установленных критериев.
Таковыми являются: качество образования,
показатели здоровья и воспитания детей.
Учет стажа педагогической работы и
уровень образования педагога не предусмотрен.
В 2008 г. среднемесячная заработная
плата в сфере образования в Свердловской области
составила 9 419 руб. Среднемесячная зарплата
учителей – 14 848 руб. (на 17 декабря 2008 г.).
Увеличение произошло на 70% по сравнению с 2006 г.,
на 24% – с 2007 г.
Тамбовская область
В 2008 г. в закон региона от 07.05.2007 г.
№ 187-З внесены изменения, предусматривающие
более высокий размер оплаты труда для педагогов,
использующих информационные технологии и
современные методы работы с учащимися.
Сегодня в данном субъекте РФ рост
учительской зарплаты зависит от положительного
экспертного заключения о владении навыками и
применении на практике
информационно-коммуникационных технологий,
современных методик управления, воспитания и
формирования ключевых компетенций у учащихся.
Поэтому зарплата лучших в профессии возросла на
22%.
Дифференциация в оплате труда может
составлять до 60%. Среди стимулирующих выплат:
– надбавки, выплачиваемые за
высокие показатели в работе (применение в
обучении и воспитании детей передовых
достижений и методов труда, информационных
технологий); за выполнение особо важных и срочных
работ, сложность и приоритетность предмета в
зависимости от специфики образовательной
программы;
– единовременные выплаты
стимулирующего характера, подтвержденные
достигнутыми результатами труда:
победителям и лауреатам конкурса
«Учитель года» – 5 тыс. руб.;
подготовившим победителей и призеров
всероссийских и международных олимпиад –
10 тыс. руб.;
подготовившим победителей и
лауреатов областных олимпиад – 4 тыс. руб.;
за высокие результаты ЕГЭ –
6 тыс. руб.
Стимулирующие выплаты
устанавливаются учителю на срок не более одного
года.
Тверская область
С 1 января 2008 г. в 100% школ введена
стимулирующая часть ФОТ. На эти цели из
областного бюджета в 2008 г. было выделено 117 млн
руб.
За счет перехода на НСОТ рост
номинального значения средней заработной платы
учителя составил 74,84% к уровню 2006 г.
Томская область
Рост номинального значения средней
учительской зарплаты в сентябре–ноябре 2008 г.
составил 92,4% по отношению к уровню 2006 г. (для
тех школ, которые перешли на НСОТ). В проект по
переходу на новую систему оплаты труда
включились 128 муниципальных и 1 областное
государственное общеобразовательное
учреждение.
В 2008 г. произошла дополнительная
индексация фонда оплаты труда на 14% на
стимулирующие выплаты в объеме 328,94 млн руб.
Выделены дополнительные 30 млн руб. из областного
бюджета для ОУ, переходящих на НСОТ.
Проектом закона о бюджете Томской
области предусмотрена дополнительная
индексация фонда оплаты труда и финансовая
поддержка школ, перешедших на НСОТ, в сумме 30 млн
руб.
Республика Чувашия
Рост средней зарплаты учителей
составил 66,5% по отношению к 2006 г. Номинальная
среднемесячная зарплата – 9 150 руб.
На введение НСОТ из республиканского
бюджета дополнительно выделены 729,3 млн руб.
С 1 февраля 2008 г. размер базового
должностного оклада в республике – 3 840 руб.
(в 2007 г. он был равен 3 368 руб.), а с сентября
2008 г. – 4 205 руб.
Стимулирующая часть фонда оплаты
труда в 2007 г. составила 10% от ФОТ, с сентября
2008 г. – 20%. Мониторинг введения НСОТ ведется
в 30-ти школах Чувашской Республики. Портфолио
есть у всех субъектов образовательного процесса
(в 2007 г. его имели 96,55%; в 2008 г. – 100%).
В республике становится больше
педагогов с высшей категорией (в 2007 г. – 20,99%;
в 2008 г. – 25,19%), увеличивается доля учителей,
повышающих свою квалификацию (в 2007 г. – 32,66%;
в 2008 г. – 50,04%).
Согласно социологическому
исследованию «Оценка уровня удовлетворенности
качеством образования в Чувашской Республике»,
проведенному в сентябре–октябре 2008 г., все
опрошенные довольны введением НСОТ. Доля
преподавателей, не удовлетворенных новой
системой оплаты труда, в городах составляет 1,7%, в
сельской местности – 6%. Сельские учителя не
согласны с отменой некоторых льгот, которые они
получали в условиях плановой экономики.
По сравнению с 2006 г. число молодых
специалистов в школах Чувашской Республики в 2007
и 2008 гг. увеличилось на 0,2%.
Республика Саха (Якутия)
В 2007/08 уч. г. НСОТ была введена в
65-ти общеобразовательных учреждениях, в
2009 г. – в 651-м.
Средняя зарплата якутских учителей по
НСОТ на 1 января 2008 г. составляла 17 062 руб., на
1 декабря 2008 г. – 17 993 (на 52,84% выше, чем в
2006 г.).
В 1,5–2 раза выросла зарплата
преподавателей начальных классов, руководителей
школ, молодых специалистов, не имеющих большого
стажа.
Нормативно закреплен рост доли
стимулирующих выплат в структуре ФОТ (от 5% до 20%).
Разработана система моральных и материальных
стимулов для сохранения в школах лучших
педагогов и повышения их квалификации.
|