Основные направления
Формирование этоса образовательного
учреждения.
Этос должен включать уважительное
отношение к истории школы, ее сегодняшнему дню,
школьным традициям, соблюдение правил для
учащихся и кодекса чести старшеклассников. Для
реализации этой задачи осуществляется:
написание школьной летописи;
открытие музея школы;
создание доски почета;
установление премий и наград,
благодарственные письма и др.;
проведение ежегодных классных
собраний по правилам поведения учащихся;
создание действенного
информационного центра школы;
воссоздание работы школьного
радиоузла и выпуска регулярных радиопередач (в
перспективе – создание школьного
телевидения);
организация традиционных
праздников для первоклассников и
старшеклассников;
проведение еженедельных школьных
линеек.
Включение школьников в творческую
деятельность.
Школьные годы во многом формируют
взаимоотношения учащихся с культурой и
искусством, помогают реализовать творческий
потенциал личности, развивать ее природные
способности и дарования. Каждый ребенок должен
получить возможность обогатить свой духовный
мир, для чего осуществляется следующая работа:
посещение драматического театра,
ТЮЗа, филармонии, картинной галереи им. А.Дейнеки,
выставочного зала и др.;
цикловые концертные и
литературные программы для учащихся;
создание кружков творческого
направления (драматической студии, хорового
кружка, кружков мягкой игрушки, оригами,
декоративно-прикладного искусства и др.);
проведение конкурсов и
фестивалей;
возрождение постоянно
действующих классных и общешкольной стенных
газет (в перспективе – создание школьного
пресс-центра);
создание школьного выставочного
зала;
просветительская деятельность
школьной библиотеки (читательские конференции,
презентации книжных новинок, творческие встречи
с писателями и поэтами города, читательские
конференции, книжные выставки и др.).
Развитие дополнительного
образования.
Стремление расширить сферу
интеллектуальных и творческих возможностей
учащихся реализуется в совместной работе школы с
учреждениями дополнительного образования. С
нами сотрудничают:
дворец пионеров и школьников;
детская школа искусств № 5;
областной экологический центр;
станция юных туристов;
станция юных техников;
социальный центр;
Управление по воспитательной
работе Курского государственного университета;
центр досуга «Юность»;
На базе школы создан педагогический
отряд.
Развитие детского самоуправления.
Оптимальное функционирование
коллектива образовательного учреждения в рамках
педагогики сотрудничества предполагает
активизацию самоуправления школьников на разных
уровнях:
младшие классы – классные
организации «Подсолнышек»;
средние классы – детская
организация «Верные друзья», имеющая герб, гимн,
устав, законы жизни, форму;
старшие классы – школьная
республика;
создание совета школы из числа
родителей, учителей и учеников.
Культивирование здорового образа
жизни.
Основной научной проблемой школы
является валеологизация учебно-воспитательного
процесса, в рамках которого проводится «Открытая
школа здоровья и развития», широко
пропагандируется здоровый образ жизни, а также
ведется спортивная работа, осуществляется
сотрудничество с медико-биологическими
центрами, спортивными школами. Все это
складывается в определенную систему, включающую:
экспериментальную работу
учителей-новаторов;
сотрудничество с кафедрой НОУШ
КГУ, центром планирования семьи, центром
«Гармония», областным центром медицинской
профилактики, наркологическим центром и др.;
лекторий для старшеклассников,
преподавателей и родителей по проблемам
здорового образа жизни;
«Путешествие в страну Здоровья»
для младших классов;
устный журнал «Здоровье» для
учащихся среднего звена;
спортивные соревнования,
эстафеты, конкурсы, вечера;
спортивные секции (баскетбол,
волейбол, футбол, легкая атлетика, бокс, карате,
большой теннис и др.).
Работа с одаренными школьниками.
В школе ведется целенаправленная
работа по выявлению одаренных детей и развитию
их творческих возможностей и способностей:
проводятся внутришкольные
олимпиады по различным предметам;
дети участвуют в районных и
городских олимпиадах школьников;
действует программа для одаренных
детей КГУ «Магистр»;
организуются творческие конкурсы,
выставки, праздники;
проходят вечера авторской песни,
самодеятельных поэтов;
открыт выставочный зал учащихся
школы.
Организация и управление
учебно-воспитательным процессом
Воспитание учащихся в условиях
современной школы представляет взаимосвязанную
систему компонентов: целевого, содержательного,
организационно-методического. Речь идет об
использовании интенсивных форм и методов
воспитания, предполагающих проведение
комплексных дел, обеспечивающих не только
реализацию максимального числа воспитательных
задач при минимальных организационных,
временных, материальных и прочих затратах, но
также комплексное воздействие на
когнитивно-эмоциональную и
деятельностно-практическую сферу сознания
личности школьника.
Комплексность в воспитательной работе
может реализоваться через разработку годовой
циклограммы традиционных школьных дел и
мероприятий, которая позволит всему
педколлективу четко видеть временную
перспективу проведения больших совместных
акций, верно распределить силы, обеспечить
качественную и своевременную их подготовку и
осуществление, избежать перегрузок.
Ключевой фигурой в воспитании
учащихся является классный руководитель, от
его профессиональной культуры, творческого
потенциала, энергии, интуиции зависит то, что в
конечном счете обретет ученик за годы пребывания
в школе.
Объединение классных руководителей
организуется в рамках службы педагогического
сопровождения «Ученик».
Она создается в школе для обеспечения
максимально возможного комфорта для всех
учащихся. Сопровождение – это гарантия
защищенности, ненавязчивой помощи,
сотрудничества.
«Ученик» включает в себя
психолого-педагогический центр и объединение
классных руководителей (его главная задача –
обеспечение целесообразной жизнедеятельности
школы в рамках образовательного процесса в
различных формах).
Функциональные обязанности
классного руководителя:
1. Помощь учащимся класса в
организации учебной работы в рамках
учебно-воспитательного процесса:
контроль выполнения правил
школьной жизнедеятельности (посещение уроков в
соответствии с расписанием, школьная форма,
требования к дисциплине на уроках и во
внеурочном процессе и т.д.);
организация дежурства в
соответствии со школьным положением, уборка
школьных помещений, закрепленных за классом;
помощь учащимся в обеспечении
учебной литературой;
выставление рейтинговой оценки
образовательных достижений учащихся;
участие во всех совещаниях, на
которых обсуждается деятельность класса;
контроль за ведением классной
документации.
2. Индивидуальная работа с
учащимися:
ведение диагностической и
коррекционной работы с детьми, нуждающимися в
специальной поддержке;
сотрудничество с центром
«Гармония»;
помощь ученикам и учителям в
решении индивидуальных учебных конфликтов.
3. Формирование и развитие
детского коллектива:
работа по его формированию в
соответствии со своим педагогическим замыслом;
обеспечение хорошего учебного
настроя;
организация участия класса в
общешкольных делах;
проведение с учащимися новых форм
уроков.
4. Сотрудничество с родителями по
воспитанию учащихся:
проведение родительских собраний
с обсуждением перспектив жизни класса;
осуществление индивидуальных
консультаций с родителями каждого ребенка
(«родительские пятницы»);
регулярное информирование об
успешности обучения учащихся;
совместные мероприятия;
привлечение родителей к участию в
решении школьных проблем;
установление контактов с центром
«Гармония».
Координация всей воспитательной
работы в масштабах школы возлагается на организатора
по воспитательной работе, методические
объединения классных руководителей начальной
школы, среднего звена и старших классов.
Данная работа предполагает
своевременное планирование, систематический
анализ проводимых мероприятий, отслеживание
динамики в изменении воспитанности учащихся.
На наш взгляд, на сегодняшний день
наиболее сложной в налаживании целостной и
систематической воспитательной работы является
деятельность классных руководителей и детского
самоуправления. Следует усилить функции
контроля со стороны администрации школы именно
за этими направлениями.
На основе реализации предлагаемой
системы мер, в конечном счете, должно произойти
становление целостной личности школьника.
Нравственное воспитание
Нравственное, духовное воспитание
стоит в ряду приоритетных направлений
воспитательной системы образовательного
учреждения. Идея гуманизма является
основополагающей в нашей работе. Процесс
воспитания мы рассматриваем как формирование
гуманных отношений между членами коллектива,
приобщение к общечеловеческим ценностям и их
усвоение.
В школе это решается путем проведения
исследований по темам: «Достоинство»; «Что
делает любовь»; «Доброта»; «Нужен ли человеку
идеал?». Вопросы нравственности, духовности,
гуманизма являются предметом обсуждения на
педсоветах, общешкольных ученических
конференциях.
В практику учебного заведения вошли
общешкольные родительские собрания и
конференции: «Нравственное воспитание
подростков», «Ориентирование школьников на
общечеловеческие ценности»; «Родители, дети,
наркотики», «Среда как компонент воспитательной
системы школы».
С классными руководителями и
воспитателями была проведена серия семинаров,
практических занятий,
организационно-деятельностных игр. В результате
педагоги овладели методикой групповой
деятельности при проведении воспитывающих игр,
приобщились к новым формам работы по данному
направлению, обменялись опытом.
В рамках этой проблемы прошли диспуты
«Беседы о культуре», «Побеждай свои слабости и
недостатки»; встречи с родителями «Врач и
педагог. Гуманность и ответственность
профессии», блиц-турнир «Есть ли рыцари в наши
дни?»; конкурсы и викторины «Витаминная
корзинка», «Жемчужина народной мудрости»;
экологический спектакль-митинг «Кто спасет
землю?!», коллективно-творческое мероприятие
«Интеллектуальный марафон».
На развитие нравственных качеств
учащихся большое влияние оказывает
нравственно-развивающая среда. Классные
руководители активно сотрудничают с досуговыми,
культурными, спортивными, оздоровительными
центрами нашего города.
Выявленные проблемы и пути их
решения:
1. Активизировать работу классных
руководителей и социального педагога с семьями
детей «группы риска».
2. Внести изменения в планы воспитательной
работы классных руководителей в части
нравственного воспитания школьников.
3. Активизировать сотрудничество классных
руководителей с досуговыми центрами города.
Патриотизм и гражданственность
Приоритетным направлением в
воспитательной системе образовательного
учреждения является патриотическое воспитание,
которое затрагивает все направления.
В школе разработана программа
военно-патриотического отряда «Кметъ».
Воспитание патриотизма и
гражданственности проходит через организацию
клубной деятельности. В ОУ организованы и
действуют военно-патриотический клуб «Кметъ»,
нравственно-правовой клуб «Альтруист»,
информационно-просветительское бюро «Первые
шаги», призванные воспитать у школьников любовь
к отчему краю, школе, сформировать гражданское
самосознание.
В практику прочно вошло шефство над
пожилыми людьми, проживающими в микрорайоне
школы. Учащиеся 1–5-х классов принимают участие в
акции «Открытка ветерану». Систематически
проводятся «уроки мужества», интересные встречи.
Активно работает клуб ветеранов войны и труда
«Огонек».
Школа сотрудничает с детско-юношеским
центром им. Н.Г. Преснякова и постом № 1.
Наши ученики ухаживают за могилами
погибших моряков подводной лодки «Курск».
Гражданское становление и
патриотическое воспитание детей и молодежи
развивает у ребят высокую социальную активность,
гражданскую ответственность, духовность.
Школьники представили свои достижения
на конкурсе чтецов «Мир без войны», выставке
рисунков «Красота спасет мир», в смотре-конкурсе
строя и песни, посещали места боевой славы.
Военно-патриотический отряд «Кметъ» принимал
участие в городских военно-патриотических играх
«Выше, быстрее, сильнее», «Зарница», «Меткий
стрелок», в конкурсной юмористической программе
«Солдаты».
В течение года активно работает
правовой всеобуч, включающий регулярные встречи
с работниками ОМ-3, наркологического диспансера,
прокуратуры, ГИБДД, что положительно сказывается
на состоянии дисциплины и правопорядка в школе.
Новыми направлениями в
гражданско-патриотической работе стали
туристско-краеведческое и экскурсионное.
Школьники посетили Прохоровку, Свободу,
Белгород, Губкин, Царицыно.
Наши ученики приняли участие в
региональном конкурсе военно-патриотической
песни «Щит и меч», городском фестивале
военно-патриотической песни «Боль сердец»,
городском конкурсе патриотической песни «Пусть
всегда будет солнце», конкурсе песен на морскую
тематику «Душа моряка», городском конкурсе
«Серебряная струна».
Школа задействована в реализации
городской целевой воспитательной программы
ЮНПРЕСС «Эрудит», в рамках которой ребята
участвовали в городской игре «Историческая
радуга Курска».
Выявленные проблемы и пути их
решения:
1. Создать в школе клуб краеведов,
клуб интересных встреч.
2. Классным руководителям использовать формы
работы, пропагандирующие традиции русского
народа, курского края, его фольклора.
3. Рекомендовать учителям истории
организовать временные выставки «Уголок
русского быта», «Стена памяти и скорби», «На
полях войны».
Валеологическое воспитание,
пропаганда здорового образа жизни
В рамках «Открытой школы здоровья и
развития» большое внимание уделялось
формированию философии здоровья и здорового
образа жизни. Мы исходили из того, что она
базируется на таких слагаемых, как нравственное,
психическое, соматическое, физическое здоровье.
Каждое из слагаемых получало должное развитие в
ходе воспитательной деятельности.
Заместителем директора по
воспитательной работе разработана и успешно
реализуется подпрограмма «Здоровье», в которой
большое внимание уделяется пропаганде здорового
образа жизни и профилактике вредных привычек.
В рамках недели «За здоровый образ
жизни» были проведены следующие мероприятия:
конкурс плакатов «Мы против
наркотиков»;
конкурс на лучшую презентацию «Твое
здоровье в твоих руках»;
межшкольный форум «Какой я в XXI веке?»;
поездка волонтерской дружины «Город
Альтруистов» в детский дом № 2 и интернат
№ 4 с концертной программой и
благотворительной посылкой;
создание информационного стенда
«Школьная служба педагогической поддержки
родителей»;
работа радиостанции «Свет»: выпуск
радиогазет «Терпимость – новое название
нашего мира», «За здоровый образ жизни».
Также в рамках всероссийской акции «За
здоровье и безопасность наших детей» прошел
концерт «Мир без наркотиков».
Особое внимание уделялось
физкультурно-оздоровительным и медицинским
мероприятиям.
В течение года проводились выездные
сборы старшеклассников на базу оздоровительного
центра.
Спортивные команды школы приняли
участие во всех объявленных городских и районных
спортивных соревнованиях.
Четкая организация секционной работы
способствовала более высоким достижениям в
некоторых видах спорта.
Преподаватели регулярно проводят
классные часы и собрания, посвященные
нравственным аспектам здоровья («Суд над
наркотиками», «Твой образ жизни», «Как сохранить
здоровье», «Некоторые правила хорошего тона»,
«Экологический марафон», «Профилактика вредных
привычек»).
В школе работал лекторий для
старшеклассников и их родителей «Твое здоровье»,
где с лекциями и беседами выступали врачи из
центра медицинской профилактики и центра
планирования семьи, наркологи областного
наркологического диспансера. В течение года
выпускались бюллетени на тему «Твое здоровье».
Выявленные проблемы и пути их
решения:
1. Классным руководителям
необходимо шире использовать возможности центра
планирования семьи и других медицинских
учреждений. Это повысит качество и
продуктивность проводимых мероприятий,
обеспечит связь с жизнью.
2. Сформировать банк данных родителей,
работающих в специализированных медицинских
учреждениях.
3. Создать копилку форм работы по данному
направлению. Обобщить опыт классных
руководителей.
Гражданско-правовое воспитание
В школе реализуется принцип
признания права на уважение личности учащегося.
На педагогических советах, заседаниях МО и
семинарах классных руководителей изучались
нормативные документы о правах ребенка,
регулирующие педагогическую деятельность.
В течение года активно действовал
правовой всеобуч, где проводилась системная
профилактическая работа по антинаркотическому
воспитанию школьников. Спецкурс «Жизнь без
наркотиков» разработан совместно с ОНБ. Наряду с
данной программой работает подпрограмма «Мой
выбор». Дважды в году в школе проводились
тематические семинары-совещания для классных
руководителей и педагогов, где рассматривались
результаты массовых опросов и тестов
несовершеннолетних.
Результатом многолетней
целенаправленной деятельности стала успешная
инновационная форма массовой профилактики –
школьная волонтерская дружина «Город
Альтруистов». Подростковое правозащитное
информационно-просветительское бюро «Первые
шаги» организует и направляет работу по
деятельности дружины.
Встречи, акции в рамках традиционных
Недель вежливости и милосердия, Уроки мудрости,
вежливости, антинаркотические форумы: «Всем
миром против беды», «Наш выбор», «Будем знакомы»,
межшкольный диспут «Какой я в ХХI веке?», правовая
игра-лото «По городу Правдинску», выступления в
школах города; «Клиника помощи курильщикам»,
школьный телефон доверия.
Интересны и содержательны памятки и
выпуски стенных газет-плакатов, авторские
подростковые стихи, сценки из жизни. В течение
года работала радиостанция детского
иформационно-просветительского бюро «Свет». В
выпусках радиогазет затрагивались вопросы
толерантности, здорового образа жизни, этики и
культуры. В 2008 г. представители школьной
республики рекламировали на общей городской
игре «Если не я, то кто же?» программу
межшкольного диспута «Какой я в ХХI веке?»,
которая была признана лучшей в городе.
Органами школьного самоуправления
созданы «посты вежливости».
В практику работы классных
руководителей вошли регулярные встречи с
работниками ОМ-3, прокуратуры, ГИБДД по вопросам
гражданско-правового воспитания.
Большую помощь подросткам в
реализации этой деятельности оказывает
уполномоченный по защите прав участников
образовательного процесса.
Выявленные проблемы и пути их
решения:
1. Возникла необходимость в создании
клуба для девиантных подростков.
2. Важно активизировать работу клуба
«Альтруист».
3. Требуется обеспечение более действенного
сотрудничества с городской психологической
службой.
Эстетическое и художественное
воспитание
В образовательном учреждении
существует развитая система эстетического и
художественного воспитания. Она включает
проведение традиционного фестиваля «Новая
звезда», участие в городских конкурсах,
фестивалях, выставках, а также работу кружков и
студий дополнительного образования
эстетического профиля (хореографическая студия
«Ритм», театр моды «Стиль», изостудия, кружок
«Рукодельница» и др.).
В школе сформировался своеобразный
дух свободы творчества, поддерживаются
начинания, поощряется инициатива как учащихся,
так педагогов и родителей.
В течение года постоянно действует
выставка работ юных художников.
В 2008 г. ребята приняли участие в
областном православном конкурсе «Соловьиный
перезвон». На городской выставке ремесел
народных умельцев и декоративно-прикладного
творчества «Пасхальный благовест» наши
учащиеся, третий раз представившие на ней свое
мастерство, были отмечены дипломами за активную
деятельность, направленную на укрепление
православной веры на Курской земле.
В практику работы образовательного
учреждения прочно вошли коллективные походы в
курские театры, филармонию, выставочные залы,
картинную галерею. На классные часы и различные
школьные мероприятия регулярно приглашаются
актеры театра и филармонии, курские художники и
литераторы, преподаватели Курского
госуниверситета.
Школа активно участвовала в ежегодном
городском фестивале талантов, проводимом на базе
курского городского дворца пионеров и
школьников.
Хорошие результаты показали наши
ученики в конкурсе чтецов, проходившем в рамках
городского фестиваля детско-юношеского
творчества.
Благодаря развитой системе воспитания
и дополнительного образования в образовательном
учреждении создаются благоприятные условия для
развития творческих способностей детей.
Выявленные проблемы и пути их
решения:
1. Отработать механизм деятельности
объединений дополнительного образования среди
родителей.
2. Развить и наполнить новым содержанием
фестиваль талантов «Новая звезда».
3. Решать проблемы материально-технического
обеспечения воспитательной деятельности.
Интеллектуальное развитие личности
Интеллектуальное развитие
школьников осуществляется за счет формирования
целостной и научно обоснованной картины мира,
развития познавательных способностей в урочной
и внеурочной деятельности. Это направление
активно реализуется в ходе проведения
предметных методических недель. Их содержание
включает интеллектуальные игры «Что? Где?
Когда?», «Война в моей семье», «В гостях на
Олимпе», краеведческая викторина «От Московских
ворот до Херсонских», «Заочный турнир эрудитов»,
«Интеллектуальный марафон».
Большая работа по созданию условий для
развития субъектности учеников в
образовательном процессе, обеспечения учебных и
личностных достижений школьников, в том числе
одаренных детей, показала, что деятельность в
этом направлении дает положительные результаты.
В целом по школе это выражается в том, что многие
оказались победителями всероссийских,
областных, городских олимпиад.
Доброй традицией стало проведение
комплекса мероприятий «Недели экономики»,
которые завершаются научно-практической
конференцией.
Недавно в школе был создан клуб
«Секрет», который принимает участие в городских
играх «Что? Где? Когда?». Клубная команда уже
успела обратить на себя внимание во время
всероссийской одноименной игры в г. Москве.
Выявленные проблемы и пути их
решения:
1. Шире использовать интеграцию
учебной и внеучебной деятельности по
формированию общеинтеллектуальной сферы
личности школьников.
2. Установить традиционный День науки в школе.
Профессионально-трудовое
направление
В образовательном учреждении
создана и успешно реализуется система трудового
воспитания школьников. В последние годы она
носит ярко выраженную профессиональную
направленность. Важную роль в обеспечении
готовности к дальнейшему продолжению обучения и
выбору будущей специальности играет
психологическая служба школы, которая
осуществляет профдиагностику, дает
соответствующие рекомендации и направляет к
правильному выбору.
На протяжении последних лет учебное
заведение сотрудничает с центром
профессиональной ориентации и содействия
занятости студентов КГУ по программе
«Профессиональное самоопределение
старшеклассников». В ее рамках ребята проходят
компьютерное профтестирование, тренинги,
занятия, которые позволяют в самоопределении и
дальнейшем выборе профессии. Центр дает
школьникам информацию о наиболее востребованных
специальностях на рынке труда. Благодаря этому в
ОУ создан банк данных о профессиональных
потребностях в регионе.
Как следует из анализа воспитательной
работы классных руководителей, за последние годы
наблюдается стабильный рост такого показателя
воспитанности, как самообслуживание учащихся.
Этому способствуют традиционные мероприятия:
рейды «Моя школа – мой дом», субботники по
уборке школьной территории и участков, над
которыми школа взяла шефство, ярмарки, выставки
технического и декоративно-прикладного
творчества.
В образовательном учреждении уже на
протяжении восьми лет действуют бригады по
благоустройству, которые реализуют
экологическую программу «Друзья маленького
принца».
Выявленные проблемы и пути их
решения:
1. Упорядочить работу классных
руководителей по профессиональной ориентации
учащихся, начиная с первого класса.
2. Психологической службе школы давать
своевременные рекомендации по профессиональной
пригодности детей.
Самоуправление
Эффективность воспитательной
работы школы во многом зависит от опоры
педагогов на ученическое сообщество. Именно
через активную деятельность школьники получают
полезный для них опыт, приобретают необходимые
навыки для реализации собственных идей.
Такая форма самоуправления позволяет
смоделировать реальную ситуацию современного
общества и помочь выпускникам адаптироваться во
взрослой жизни.
Органом самоуправления
образовательного учреждения является школьная
республика (ШР), которая решает вопросы
жизнедеятельности учащихся, рассматривает и
обсуждает проблемы учебы,
коллективно-творческих дел, санитарного
состояния школы, межвозрастного взаимодействия.
Ее деятельность признана и детьми, и взрослыми.
Организация имеет свою символику:
герб, гимн, флаг. Основным документом является
конституция ШР, разработанная инициативной
группой школьников совместно с педагогами и
администрацией ОУ, принятая и утвержденная
школьным парламентом в 2004 г.
Деятельность ШР основывается на
следующих принципах: демократизм, гуманизм,
самостоятельность, творческая активность,
соревновательность, всеобщее равноправие,
взаимосвязь личной свободы и ответственности.
Высшим законодательным органом признано общее
собрание. В ШР действуют 8 министерств:
образования, культуры и досуга, физкультуры и
здоровья, туризма, печати, природы и экологии,
социальной поддержки и труда, дисциплины и
порядка. Глава ШР – президент. Его должность
выборная (сроком на 1 год).
В школе создана обстановка, при
которой учащиеся ощущают сопричастность
задачам, стоящим перед коллективом. В этом плане
важную роль играет участие детей в управлении
школьной жизнью.
Развитие самоуправления помогает
почувствовать всю сложность социальных
отношений, способствует формированию социальной
активности, воспитанию лидерства. Созданные
условия предполагают включение большинства
ребят в сложные взаимоотношения, складывающиеся
в коллективе.
Функции школьного самоуправления:
– самоактивизация,
– организованное саморегулирование,
– коллективный самоконтроль.
Кроме того, в школе активно действует
детская организация «Верные друзья», которая
помимо участия в общешкольных мероприятиях
имеет свои специфические формы работы (акция
«Милосердие», сбор детской организации и др.). За
последние годы наиболее яркой страницей стала
информационно-образовательная программа
нравственно-правовой тематики «Защити себя сам».
В соответствии с ней в образовательном
учреждении организована служба педагогической
поддержки (содействия) и защиты прав всех
участников образовательного и воспитательного
процесса.
Школьная республика и детская
организация «Верные друзья» провели большую
работу в рамках празднования Дня Победы и 65-летия
Курской битвы: торжественную линейку, конкурсы
рисунка, патриотической песни, радиогазеты,
смотр строя и песни, игру «Поиск» и др.
Выявленные проблемы и пути их
решения:
1. Кадровое обеспечение вожатыми.
2. Потребность в разработке системы
взаимодействия школьной республики с
педагогическим советом школы и детской
организацией «Верные друзья».
3. Необходимость в активизации учебы актива
классов, школы в целом.
Работа с родителями
В рамках данной деятельности в школе
выделяется два направления:
1. Педагогическое просвещение
родителей.
2. Активное привлечение семей к сотрудничеству
с ОУ.
На классных и общешкольных
родительских собраниях систематически
обсуждаются вопросы воспитания учащихся.
Организуются психологические тренинги,
проводятся индивидуальные консультации
психологов, медицинских работников, сотрудников
правоохранительных органов.
В течение года активно функционировал
совет профилактики школы, где рассматривались
разнообразные вопросы профилактической
деятельности, разрешались конфликтные ситуации.
Предметом особого внимания
педагогов-психологов являются дети «группы
риска»: учащиеся, употребляющие алкоголь,
склонные к применению наркотических средств,
правонарушениям. И с ними, и с их семьями
осуществляется индивидуальная и групповая
работа. Проведены психологические часы: «Скажи,
где торгуют смертью?»; «Почему я курю?»;
«Употребление спиртного – признак
взрослости?».
Для родителей оформлен информационный
стенд, на котором представлены материалы в
помощь по воспитанию ребенка, предложен перечень
электронных сайтов, где можно получить
дополнительную информацию
психолого-педагогического содержания.
Школьниками выпущены стенгазеты «Подростковый
возраст», «Мой темперамент».
Родители привлекались к работе в
педагогическом совете, к участию в разнообразных
общешкольных мероприятиях, ведению кружков
дополнительного образования, организации
экскурсий и походов.
Выявленные проблемы и пути их
решения:
1. Создать банк данных о родителях,
которые могут сотрудничать с ОУ по различным
направлениям воспитательной деятельности.
2. Активизировать деятельность классных
руководителей по привлечению родителей к
сотрудничеству.
Методическая работа с классными
руководителями
Методическое обеспечение
воспитательного процесса школы осуществляется
через научно-методический совет, методические
объединения и совет классных руководителей,
творческое объединение педагогов
дополнительного образования, инициативные
группы. Методическая работа в текущем учебном
году была направлена на изучение темы
«Управление качеством образования в части
использования воспитательного потенциала
образовательного процесса».
На заседаниях МО классных
руководителей по заранее составленным планам
ежемесячно активно обсуждались актуальные
вопросы воспитательной работы, рассматривались
новые формы взаимодействия с учащимися,
анализировались открытые мероприятия. Педагоги
выступали с сообщениями и докладами.
Для изучения и обсуждения классным
руководителям был представлен «Минимальный
объем социальных услуг по воспитанию в
образовательных учреждениях общего
образования», в котором определяются приоритеты
воспитательной деятельности ОУ. Это позволило
осуществить корректировку планов
воспитательной работы. Некоторые учителя
работают по авторским воспитательным
программам: «Воспитание духовности, патриотизма
школьников средствами народных традиций и
национальной культуры через радость узнавания»;
«Нравственное воспитание школьников 1-й
ступени»; «Нравственно-эстетическое воспитание
школьников 1-й ступени»; «Антропологический
подход к воспитанию младших школьников».
В ходе методических недель классные
руководители демонстрировали открытые
воспитательные мероприятия перед школьными
коллегами, а также на городских семинарах,
организованных городским научно-методическим
центром.
Выявленные проблемы и пути их
решения:
1. Активизировать работу МО
классных руководителей 9–11-х классов.
2. Обобщить опыт классных руководителей по
отдельным проблемам и направлениям.
3. Создать копилку интересных, нетрадиционных
воспитательных мероприятий.
|