Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Управление школой»Содержание №14/2009

Тема номера

В воспитании будут свои законы

XXI век изменил парадигму развития воспитания. Молодое поколение педагогов находится в поиске. Среднее думает: что делать? Перед старшим стоит проблема: как делать? Таким образом, воспитание не  становится однообразным, а уходит в понятие многомерности, подразумевающее создание различных его моделей, учитывающих интересы, потребности и запросы каждого участника. Эту теорию обосновал заведующий лабораторией проблем социализации детей и  молодежи МГПИ, д.и.н., профессор Борис Алексеевич КИРМАСОВ.

Проанализировав 16 изданий различных словарей, выяснилось, что в русском языке никогда не было слова «многомерный». В 2005 г. молодые исследователи-филологи выпустили новый словарь русского языка, где это понятие появилось. Многомерный – имеющий несколько измерений, рассматриваемых и оцениваемых с нескольких сторон.

Многомерность воспитания проявляется в следующих тенденциях:

1. Социализация – это первоочередной процесс, который в дальнейшем будет определять развитие подрастающих поколений.
2. Неразрывность, единство и протяженность во времени воспитательного процесса: с начальной стадии – появления ребенка на свет – до конца жизни.
3. Развитие воспитания на основе тех параметров общечеловеческих ценностей, которые выберут люди, современное общество.

Многомерность определяется такими параметрами:

1. Целенаправленность – живем ради детей.
2. Управляемость – наличие различных управляющих механизмов, на которых развивается воспитание.
3. Воспитание – сложная иерархическая структура, вовлекающая примерно 90 различных компонентов.
4. Многосвязность элементов, когда и по горизонтали, и по вертикали проявляются различные формы воспитания.
5. Носителями воспитания являются заместители директоров ОУ по воспитательной работе, классные руководители; происходит развитие информационных связей.
6. Существует широкий круг специалистов, который непосредственно связан с функционированием и поддержанием этой воспитательной системы.

Проблема многомерности воспитания решается посредством синергетики. Это наука, которая:

  • действует с открытыми системами, доводя каждую из хаотичного состояния до вполне определенного;

  • позволяет рассматривать автономность воспитания в любом образовательном учреждении;

  • воспринимает воспитательный процесс как очень сложный и неоднозначный, проявляющийся с различной неравномерностью в работе с каждыми отдельными категориями.

Парадигмы воспитания дают возможность определить системный подход и сформулировать педагогические идеи, создать систему методов воспитания, обобщить, накопить и применить современные достижения на практике. С годами, через десятилетия у всех воспитательных систем, скорее всего, будет своя парадигма.

Проанализировав воспитательные планы 86-ти школ Москвы, были определены существующие на сегодняшний день парадигмы в воспитательном пространстве столицы:

  • педагогическая – около 60%;

  • гуманитарная – 22%;

  • культурологическая – около 12%;

  • социально-педагогическая – около 6%.

Воспитание станет развиваться по конкретным законам, которые определяются парадигмой педагогики XXI века. Уже сегодня просматриваются:

  • Закон саморазвития.

  • Закон движения. Воспитательный процесс движется к определенной многомерности.

  • Закон систем. Видимо, возникнут огромные структуры, имеющие разные модели воспитания. Все они будут составлять систему.

  • Гармония. Воспитание будет осуществляться только на основе гармонических отношений между всеми участниками.

Рейтинг@Mail.ru