Проанализировав 16 изданий различных
словарей, выяснилось, что в русском языке никогда
не было слова «многомерный». В 2005 г. молодые
исследователи-филологи выпустили новый словарь
русского языка, где это понятие появилось. Многомерный –
имеющий несколько измерений, рассматриваемых и
оцениваемых с нескольких сторон.
Многомерность воспитания проявляется
в следующих тенденциях:
1. Социализация – это
первоочередной процесс, который в дальнейшем
будет определять развитие подрастающих
поколений.
2. Неразрывность, единство и протяженность во
времени воспитательного процесса: с начальной
стадии – появления ребенка на свет – до
конца жизни.
3. Развитие воспитания на основе тех
параметров общечеловеческих ценностей, которые
выберут люди, современное общество.
Многомерность определяется такими параметрами:
1. Целенаправленность – живем
ради детей.
2. Управляемость – наличие различных
управляющих механизмов, на которых развивается
воспитание.
3. Воспитание – сложная иерархическая
структура, вовлекающая примерно 90 различных
компонентов.
4. Многосвязность элементов, когда и по
горизонтали, и по вертикали проявляются
различные формы воспитания.
5. Носителями воспитания являются заместители
директоров ОУ по воспитательной работе, классные
руководители; происходит развитие
информационных связей.
6. Существует широкий круг специалистов,
который непосредственно связан с
функционированием и поддержанием этой
воспитательной системы.
Проблема многомерности воспитания
решается посредством синергетики. Это наука,
которая:
действует с открытыми системами,
доводя каждую из хаотичного состояния до вполне
определенного;
позволяет рассматривать
автономность воспитания в любом образовательном
учреждении;
воспринимает воспитательный процесс
как очень сложный и неоднозначный, проявляющийся
с различной неравномерностью в работе с каждыми
отдельными категориями.
Парадигмы воспитания дают возможность
определить системный подход и сформулировать
педагогические идеи, создать систему методов
воспитания, обобщить, накопить и применить
современные достижения на практике. С годами,
через десятилетия у всех воспитательных систем,
скорее всего, будет своя парадигма.
Проанализировав воспитательные планы
86-ти школ Москвы, были определены существующие на
сегодняшний день парадигмы в воспитательном
пространстве столицы:
педагогическая – около 60%;
гуманитарная – 22%;
культурологическая – около 12%;
социально-педагогическая –
около 6%.
Воспитание станет развиваться по
конкретным законам, которые определяются парадигмой
педагогики XXI века. Уже сегодня просматриваются:
Закон саморазвития.
Закон движения. Воспитательный
процесс движется к определенной многомерности.
Закон систем. Видимо, возникнут
огромные структуры, имеющие разные модели
воспитания. Все они будут составлять систему.
Гармония. Воспитание будет
осуществляться только на основе гармонических
отношений между всеми участниками.
|