Очевидно, что будущее зависит от того,
какими станут подрастающие поколения ближайшего
времени: от уровня их образованности,
воспитанности, подготовленности к жизни в быстро
меняющихся условиях; современности мышления,
гражданской ответственности, инициативности,
готовности к политическому и социальному выбору.
В последние годы воспитание
ориентируется на формирование людей,
качественная характеристика которых
укладывается в формулу: гражданин, человек,
личность. Гражданин, способный своей
жизнедеятельностью создавать новое
демократическое общество. Человек – в
единстве физического и духовного, природного и
социального, носитель коллективного опыта
предшествующих поколений. Личность –
уникальное единство созидательного творческого
развития, саморегуляции, самовоспитания,
гуманизма.
Поэтому особое значение приобретает
именно социальное воспитание. Его обновленные
парадигмы развития представляют собой
качественно иной подход к процессу формирования
и становления личности. Это выражается, во-первых,
в статусе социального воспитания как важнейшего
приоритета в образовании, отрасли социального и
педагогического знания, востребованного на всех
уровнях общественной жизни. Во-вторых, в
потребности гуманизации отношений изменившейся
личности и динамично меняющегося социума. В-третьих,
в универсальной значимости
социально-педагогических знаний и
соответствующем обеспечении ими всех сфер
социальной практики, деятельности социальных
учреждений различной ведомственной
принадлежности.
В основании новой парадигмы
социального воспитания лежит общая картина мира,
свойственная эпохе и интегрирующая в себе
мировоззренческие позиции и представления о
сути социально-педагогического процесса,
природе ребенка, подростка, юноши, человека.
Для осмысления возникновения,
развития и становления социального воспитания
важно исходить, прежде всего, из того, что человек
как существо социальное есть продукт социальных
отношений.
Другая парадигма подразумевает
приобщение человека ко всем многообразным
формам социального бытия – семья, школа,
церковь, средства массовой информации, другие
институты социума и жизнедеятельности, социум в
целом.
Понятие «социальное» сегодня
употребляется либо в широком плане (как
отражающее любые общественно-экономические,
политические проявления, объективную
принадлежность к некоему групповому целому и
способность контактировать с представителями
этого группового целого), либо исключительно
узко (понятие, связанное с развитием только одной
социальной сферы общества, как принадлежность к
конкретной группе и жизнедеятельности в ее
границах). В этом контексте сущность воспитания
как общественного явления соотносится с широким
социальным смыслом, подразумевая единые
характеристики общества, социальных групп в этом
обществе, многомерность мира и самого
воспитания.
Когда же инициатором и организатором
этого процесса выступают государство и общество,
правомерно говорить о социальном воспитании.
Социальное воспитание имеет дело со
всем многообразием факторов и условий социума,
отражает его потребности и возможности. Оно
существует в виде определенного
социокультурного, социоэкономического,
социополитического, социодемократического
явления в процессе адаптации человека к миру, а
мира – к человеку.
Место дислокации социального
воспитания – социальная среда, в том числе
внешкольная. При этом она характеризуется
многосферностью, то есть сферы в ней не
изолированы, а словно пересекаются, дополняя
друг друга, компенсируя недостающее влияние.
Сюда можно отнести сферу личностных отношений в
семье; вне семьи и образовательного учреждения
или других институтов социума; неличностное
общение – влияние средств массовой
информации, общение с книгой, искусством,
природой, наблюдения и т.д.
Таким образом, среда – это не
столько сумма коллективов и групп и даже не
существующая общественно-экономическая система,
как это трактовалось в советской философии.
Новая парадигма социального
воспитания предусматривает три
взаимосвязанных тенденции:
1. Передача социального опыта
личности и создание необходимых, наиболее
благоприятных условий ее полноценной
самореализации; саморазвитие, самоактуализация
в ближайшем окружении, самовоспитание с
желательным для общества и личности
направлением.
2. Создание воспитывающей микросреды в
ближайшем окружении личности.
3. Процесс, предполагающий комплекс мер по
преодолению асоциальных отклонений,
профилактику правонарушений.
За последнее десятилетие в ходе
социокультурной трансформации России, ее
перехода к демократической модели управления,
рыночной экономике существенно изменились цели
и способы образовательного и особенно
воспитательного процессов.
Вместо взращивания молодого поколения
по заранее заданному идеологическому образцу
сегодня приоритетной задачей является
формирование свободной в своем жизненном выборе
личности на основе ее ознакомления с огромным
разнообразием социальных, экономических,
политических тенденций мирового развития.
Меняются способы организации
учебно-воспитательного процесса. Получают
развитие вариативность образования,
социально-педагогические технологии,
деидеологизация воспитания и т.д.
Тем не менее сфера воспитательной
деятельности не получила сегодня достаточного
научного обоснования. Как система в массовой
педагогической практике она фактически
находится на вторых ролях. На уровне школы о
социальном воспитании в качестве феномена
теоретического знания
общественно-педагогической практики речь вообще
не идет.
К сожалению, воспитание не опирается
на знание реальных ценностей молодежи на
современном этапе.
По свидетельству педагогов-новаторов,
педагогов-ученых, термин «воспитание»
«вымывается» из педагогического лексикона,
поглощается образованием. А это, в свою очередь,
приводит к затуханию воспитывающей функции
школы, превращению учителей в «урокодателей»,
что весьма опасно, так как разрушается
целостность учебно-воспитательного процесса, из
него уходит важнейшая составляющая –
воспитание.
Это происходит на фоне обострения
социально-экономических противоречий, когда
молодежь, попавшая в зону социального риска, все
более пугает резким падением уровня
воспитанности. Между тем, современное молодое
поколение стремится именно в неофициальных
структурах, самодеятельных группировках
компенсировать дефицит общения, социального
доверия, создать недостающие условия для
самореализации личности, развития
индивидуальности. То есть всех личностных
социальных качеств, к сожалению, на сегодняшний
день не даваемых школой – этим официальным
институтом образования и воспитания.
Общество становится свидетелем роста
криминала. В негативную среду вовлекаются
молодые люди, нередко способные и талантливые,
находя в нем все то, что не могли предложить им
официальные образование и воспитание. Следствие
этого – разрыв социальных связей, вытеснение
индивида на периферию общества, то есть
маргинализация, социальная отчужденность.
Отсюда и тревожная статистика роста
преступности, злоупотребление наркотиками,
токсикомания и т.д.
|