Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Управление школой»Содержание №14/2009

Тема номера

Воспитание как система находится на вторых ролях

 Экономический кризис снижает качество жизни почти каждого из нас. Способно ли современное российское общество переломить сложившиеся тенденции, решить фундаментальные проблемы стабилизации и дальнейшего, перспективного развития страны? На этот непростой вопрос замдиректора НИИ социальной педагогики РАО, д.п.н., профессор Михаил Маркович ПЛОТКИН отвечает положительно, но с одной оговоркой: необходимо принципиально по-новому взглянуть на проблемы воспитания.

Очевидно, что будущее зависит от того, какими станут подрастающие поколения ближайшего времени: от уровня их образованности, воспитанности, подготовленности к жизни в быстро меняющихся условиях; современности мышления, гражданской ответственности, инициативности, готовности к политическому и социальному выбору.

В последние годы воспитание ориентируется на формирование людей, качественная характеристика которых укладывается в формулу: гражданин, человек, личность. Гражданин, способный своей жизнедеятельностью создавать новое демократическое общество. Человек – в единстве физического и духовного, природного и социального, носитель коллективного опыта предшествующих поколений. Личность – уникальное единство созидательного творческого развития, саморегуляции, самовоспитания, гуманизма.

Поэтому особое значение приобретает именно социальное воспитание. Его обновленные парадигмы развития представляют собой качественно иной подход к процессу формирования и становления личности. Это выражается, во-первых, в статусе социального воспитания как важнейшего приоритета в образовании, отрасли социального и педагогического знания, востребованного на всех уровнях общественной жизни. Во-вторых, в потребности гуманизации отношений изменившейся личности и динамично меняющегося социума. В-третьих, в универсальной значимости социально-педагогических знаний и соответствующем обеспечении ими всех сфер социальной практики, деятельности социальных учреждений различной ведомственной принадлежности.

В основании новой парадигмы социального воспитания лежит общая картина мира, свойственная эпохе и интегрирующая в себе мировоззренческие позиции и представления о сути социально-педагогического процесса, природе ребенка, подростка, юноши, человека.

Для осмысления возникновения, развития и становления социального воспитания важно исходить, прежде всего, из того, что человек как существо социальное есть продукт социальных отношений.

Другая парадигма подразумевает приобщение человека ко всем многообразным формам социального бытия – семья, школа, церковь, средства массовой информации, другие институты социума и жизнедеятельности, социум в целом.

Понятие «социальное» сегодня употребляется либо в широком плане (как отражающее любые общественно-экономические, политические проявления, объективную принадлежность к некоему групповому целому и способность контактировать с представителями этого группового целого), либо исключительно узко (понятие, связанное с развитием только одной социальной сферы общества, как принадлежность к конкретной группе и жизнедеятельности в ее границах). В этом контексте сущность воспитания как общественного явления соотносится с широким социальным смыслом, подразумевая единые характеристики общества, социальных групп в этом обществе, многомерность мира и самого воспитания.

Когда же инициатором и организатором этого процесса выступают государство и общество, правомерно говорить о социальном воспитании.

Социальное воспитание имеет дело со всем многообразием факторов и условий социума, отражает его потребности и возможности. Оно существует в виде определенного социокультурного, социоэкономического, социополитического, социодемократического явления в процессе адаптации человека к миру, а мира – к человеку.

Место дислокации социального воспитания – социальная среда, в том числе внешкольная. При этом она характеризуется многосферностью, то есть сферы в ней не изолированы, а словно пересекаются, дополняя друг друга, компенсируя недостающее влияние. Сюда можно отнести сферу личностных отношений в семье; вне семьи и образовательного учреждения или других институтов социума; неличностное общение – влияние средств массовой информации, общение с книгой, искусством, природой, наблюдения и т.д.

Таким образом, среда – это не столько сумма коллективов и групп и даже не существующая общественно-экономическая система, как это трактовалось в советской философии.

Новая парадигма социального воспитания предусматривает три взаимосвязанных тенденции:

1. Передача социального опыта личности и создание необходимых, наиболее благоприятных условий ее полноценной самореализации; саморазвитие, самоактуализация в ближайшем окружении, самовоспитание с желательным для общества и личности направлением.
2. Создание воспитывающей микросреды в ближайшем окружении личности.
3. Процесс, предполагающий комплекс мер по преодолению асоциальных отклонений, профилактику правонарушений.

За последнее десятилетие в ходе социокультурной трансформации России, ее перехода к демократической модели управления, рыночной экономике существенно изменились цели и способы образовательного и особенно воспитательного процессов.

Вместо взращивания молодого поколения по заранее заданному идеологическому образцу сегодня приоритетной задачей является формирование свободной в своем жизненном выборе личности на основе ее ознакомления с огромным разнообразием социальных, экономических, политических тенденций мирового развития.

Меняются способы организации учебно-воспитательного процесса. Получают развитие вариативность образования, социально-педагогические технологии, деидеологизация воспитания и т.д.

Тем не менее сфера воспитательной деятельности не получила сегодня достаточного научного обоснования. Как система в массовой педагогической практике она фактически находится на вторых ролях. На уровне школы о социальном воспитании в качестве феномена теоретического знания общественно-педагогической практики речь вообще не идет.

К сожалению, воспитание не опирается на знание реальных ценностей молодежи на современном этапе.

По свидетельству педагогов-новаторов, педагогов-ученых, термин «воспитание» «вымывается» из педагогического лексикона, поглощается образованием. А это, в свою очередь, приводит к затуханию воспитывающей функции школы, превращению учителей в «урокодателей», что весьма опасно, так как разрушается целостность учебно-воспитательного процесса, из него уходит важнейшая составляющая – воспитание.

Это происходит на фоне обострения социально-экономических противоречий, когда молодежь, попавшая в зону социального риска, все более пугает резким падением уровня воспитанности. Между тем, современное молодое поколение стремится именно в неофициальных структурах, самодеятельных группировках компенсировать дефицит общения, социального доверия, создать недостающие условия для самореализации личности, развития индивидуальности. То есть всех личностных социальных качеств, к сожалению, на сегодняшний день не даваемых школой – этим официальным институтом образования и воспитания.

Общество становится свидетелем роста криминала. В негативную среду вовлекаются молодые люди, нередко способные и талантливые, находя в нем все то, что не могли предложить им официальные образование и воспитание. Следствие этого – разрыв социальных связей, вытеснение индивида на периферию общества, то есть маргинализация, социальная отчужденность. Отсюда и тревожная статистика роста преступности, злоупотребление наркотиками, токсикомания и т.д.

Рейтинг@Mail.ru