Первый тезис заключается в следующем...
Идеологи преобразования нашего общества
декларируют в качестве одного из главных
достижений реформирования – предоставление
личной свободы. Но в то же время забывается, что
личную свободу общество может человеку
гарантировать только тогда, когда сам человек
обладает определенными качествами.
И поэтому сегодня перед нами стоит
задача – формировать личность нового типа,
которая могла бы выжить, развиваться и достичь
состояния расцвета независимо от той или иной
социально-экономической ситуации. То есть в
любых условиях просто необходимо уметь прежде
всего строить отношения с другими людьми, быть
способным решать проблемы, поставленные жизнью,
самому справляться с возможными неудачами, быть
инициативным, предприимчивым.
Другими словами, речь идет о большой,
важной воспитательной задаче, к решению которой
причастны – хотелось бы подчеркнуть – все
социальные институты.
Тезис второй... Сейчас становление
молодого поколения происходит в очень жестких
условиях. Государство минимизировало свое
участие в поддержке, и ответственность за
построение своей судьбы, за результаты труда и
жизненное самообеспечение несет именно человек.
Но, согласитесь, важны жизненные
ориентиры, на которые он мог бы равняться. А пока
ему много чего не хватает для того, чтобы в жизни
иметь некий стержень и самому справляться с
появляющимися проблемами. Безусловно, недостает
психологической готовности жить и трудиться в
соответствии с новым социальным укладом. Также
ощущается нехватка инструментальных знаний,
личностных качеств и способностей, позволяющих
находить выход из, казалось бы, очень сложных и
необычных ситуаций, строить судьбу по
собственному сценарию, управлять ею.... И еще
важно обладать моральной устойчивостью,
уберегающей от деформации и деградации в
обществе, где фактически не устоялись ценности и
велика социальная нестабильность.
Поэтому на вопрос «что такое
воспитание?» мне хотелось бы дать формулировку,
суть которой заключается в следующем: воспитание
можно рассматривать как процесс обучения
искусству жизнетворчества. Потому что на
сегодняшний день задача в педагогике –
воспитать творца собственной жизни; человека
культуры; личность, самостоятельно
определяющуюся во многих вопросах... Иначе
говоря, – жизнеспособную личность или, точнее
даже будет другое определение, –
жизнестостойкую.
На нынешнем этапе – этапе
построения «современного капитализма» в нашей
стране – мы вправе говорить о воспитании
человека, умеющего, с одной стороны, строить свою
жизнь, а с другой – преобразовывать социум.
Эти два аспекта – личностный и
общественный – чрезвычайно важны. Таким
образом, целью деятельности социальных
институтов становится формирование
жизнестойкого россиянина, способного выжить в
трудных условиях рынка, достойно жить и к тому же
сохранять и приумножать национальные богатства
страны.
В этом и заключается главная идея
концепции, разработанной в нашем институте. Идея
апробируется на базе 15-ти регионов. Суть ее
заключается в том, чтобы ребенок, причем начиная
с самого младшего школьного возраста и на всех
последующих ступенях своего развития, получал
поддержку взрослого, прежде всего, в личностном
росте, в обучении искусству жизнетворчества, то
есть помощь в главных для себя вопросах
«научения жизни», ее построения.
Меня вправе спросить: а, собственно
говоря, могут ли те взрослые, которые сами не
имели опыта существования в условиях рынка,
помочь школьнику в решении трудностей? К тому же
теперь относительно знаний по ряду вопросов,
касающихся рынка, дети, извините за такое
ненаучное выражение, более «продвинутые». И, тем
не менее, эта задача стоит. Я познакомлю
буквально с несколькими теоретическими
положениями, так как нет ничего практичнее, чем
хорошая теория.
Суть новой парадигмы – в переходе:
– от политизации воспитания к
воспитанию на основе общечеловеческих,
религиозно-нравственных, демократических
ценностей (в условиях сельского социума мы
говорим и о крестьянских ценностях);
– от воспитания «общественного»
человека к воспитанию творца своей жизни;
– от доминанты коллективного воспитания к
доминанте индивидуальной
общественно-педагогической поддержки.
И, нужно сказать, такой важный момент,
как воспитание внимания формирующейся личности
к общественным проблемам, не игнорирует аспект,
где акцент делается на развитии растущего
человека, на заботе индивида о личностном и
творческом росте, о своем здоровье. Просто эта
сторона больше не занимает главенствующего
места, как это было в советской педагогике. Мы
говорим о том, что, только обогатив самого себя,
ты можешь обогатить общество.
Исходным посылом формирования
жизнеспособности человека выступают
психологические опоры – источник помощи и
ресурсная база развития жизненных сил. Что
человеку нужно, чтобы обрести жизнестойкость? Не
правда ли, каждому из нас необходима внутренняя
опора – благожелательная обстановка в семье,
малых группах, в которых мы вращаемся?..
Но, конечно, это требует подкрепления
внешними условиями: надежными жизненными
устоями общества, прочностью авторитета власти,
четкими нравственными ориентирами, наличием
общественных и индивидуальных идеалов.
И, естественно, важна опора на
собственные силы, свою нравственность;
необходимы отказ от всего негативного, излишнего
и концентрация усилий на самом существенном и
позитивном – как в мыслях, так и в делах.
Кстати, воспитательный процесс мы не
замыкаем рамками ОУ. Начинается он в семье. Она
рассматривается как домашняя школа жизни: здесь
ребенок тоже очень многому учится – осваивает
азы ведения хозяйства, организации семейной
жизни, общения с людьми и т.д.
Затем идет развитие в образовательном
учреждении, которое рассматривается как
институт, призванный не только обеспечить
ребенку знания и воспитание, но и научить его
жить.
А завершение воспитательного процесса
происходит в какой-то степени в открытом социуме
по месту жительства.
|