Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Управление школой»Содержание №14/2009

Тема номера

Только обогатив себя, ты можешь обогатить общество

Рассказывая об экспериментальной работе, ведущейся в сельской местности, замдиректора по науке Института социальной педагогики РАО, д.п.н., профессор Марина Петровна ГУРЬЯНОВА, тем не менее, сосредоточила внимание на тех идеях, которые адаптивны и могут быть интересны и полезны жителям больших и малых городов.

Первый тезис заключается в следующем... Идеологи преобразования нашего общества декларируют в качестве одного из главных достижений реформирования – предоставление личной свободы. Но в то же время забывается, что личную свободу общество может человеку гарантировать только тогда, когда сам человек обладает определенными качествами.

И поэтому сегодня перед нами стоит задача – формировать личность нового типа, которая могла бы выжить, развиваться и достичь состояния расцвета независимо от той или иной социально-экономической ситуации. То есть в любых условиях просто необходимо уметь прежде всего строить отношения с другими людьми, быть способным решать проблемы, поставленные жизнью, самому справляться с возможными неудачами, быть инициативным, предприимчивым.

Другими словами, речь идет о большой, важной воспитательной задаче, к решению которой причастны – хотелось бы подчеркнуть – все социальные институты.

Тезис второй... Сейчас становление молодого поколения происходит в очень жестких условиях. Государство минимизировало свое участие в поддержке, и ответственность за построение своей судьбы, за результаты труда и жизненное самообеспечение несет именно человек.

Но, согласитесь, важны жизненные ориентиры, на которые он мог бы равняться. А пока ему много чего не хватает для того, чтобы в жизни иметь некий стержень и самому справляться с появляющимися проблемами. Безусловно, недостает психологической готовности жить и трудиться в соответствии с новым социальным укладом. Также ощущается нехватка инструментальных знаний, личностных качеств и способностей, позволяющих находить выход из, казалось бы, очень сложных и необычных ситуаций, строить судьбу по собственному сценарию, управлять ею.... И еще важно обладать моральной устойчивостью, уберегающей от деформации и деградации в обществе, где фактически не устоялись ценности и велика социальная нестабильность.

Поэтому на вопрос «что такое воспитание?» мне хотелось бы дать формулировку, суть которой заключается в следующем: воспитание можно рассматривать как процесс обучения искусству жизнетворчества. Потому что на сегодняшний день задача в педагогике – воспитать творца собственной жизни; человека культуры; личность, самостоятельно определяющуюся во многих вопросах... Иначе говоря, – жизнеспособную личность или, точнее даже будет другое определение, – жизнестостойкую.

На нынешнем этапе – этапе построения «современного капитализма» в нашей стране – мы вправе говорить о воспитании человека, умеющего, с одной стороны, строить свою жизнь, а с другой – преобразовывать социум. Эти два аспекта – личностный и общественный – чрезвычайно важны. Таким образом, целью деятельности социальных институтов становится формирование жизнестойкого россиянина, способного выжить в трудных условиях рынка, достойно жить и к тому же сохранять и приумножать национальные богатства страны.

В этом и заключается главная идея концепции, разработанной в нашем институте. Идея апробируется на базе 15-ти регионов. Суть ее заключается в том, чтобы ребенок, причем начиная с самого младшего школьного возраста и на всех последующих ступенях своего развития, получал поддержку взрослого, прежде всего, в личностном росте, в обучении искусству жизнетворчества, то есть помощь в главных для себя вопросах «научения жизни», ее построения.

Меня вправе спросить: а, собственно говоря, могут ли те взрослые, которые сами не имели опыта существования в условиях рынка, помочь школьнику в решении трудностей? К тому же теперь относительно знаний по ряду вопросов, касающихся рынка, дети, извините за такое ненаучное выражение, более «продвинутые». И, тем не менее, эта задача стоит. Я познакомлю буквально с несколькими теоретическими положениями, так как нет ничего практичнее, чем хорошая теория.

Суть новой парадигмы – в переходе:

– от политизации воспитания к воспитанию на основе общечеловеческих, религиозно-нравственных, демократических ценностей (в условиях сельского социума мы говорим и о крестьянских ценностях);

– от воспитания «общественного» человека к воспитанию творца своей жизни;
– от доминанты коллективного воспитания к доминанте индивидуальной общественно-педагогической поддержки.

И, нужно сказать, такой важный момент, как воспитание внимания формирующейся личности к общественным проблемам, не игнорирует аспект, где акцент делается на развитии растущего человека, на заботе индивида о личностном и творческом росте, о своем здоровье. Просто эта сторона больше не занимает главенствующего места, как это было в советской педагогике. Мы говорим о том, что, только обогатив самого себя, ты можешь обогатить общество.

Исходным посылом формирования жизнеспособности человека выступают психологические опоры – источник помощи и ресурсная база развития жизненных сил. Что человеку нужно, чтобы обрести жизнестойкость? Не правда ли, каждому из нас необходима внутренняя опора – благожелательная обстановка в семье, малых группах, в которых мы вращаемся?..

Но, конечно, это требует подкрепления внешними условиями: надежными жизненными устоями общества, прочностью авторитета власти, четкими нравственными ориентирами, наличием общественных и индивидуальных идеалов.

И, естественно, важна опора на собственные силы, свою нравственность; необходимы отказ от всего негативного, излишнего и концентрация усилий на самом существенном и позитивном – как в мыслях, так и в делах.

Кстати, воспитательный процесс мы не замыкаем рамками ОУ. Начинается он в семье. Она рассматривается как домашняя школа жизни: здесь ребенок тоже очень многому учится – осваивает азы ведения хозяйства, организации семейной жизни, общения с людьми и т.д.

Затем идет развитие в образовательном учреждении, которое рассматривается как институт, призванный не только обеспечить ребенку знания и воспитание, но и научить его жить.

А завершение воспитательного процесса происходит в какой-то степени в открытом социуме по месту жительства.

Рейтинг@Mail.ru