Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Управление школой»Содержание №14/2009

Тема номера

Дети не должны глядеть друг другу в затылок

Центральной фигурой образовательного процесса является ребенок, его личность. Основополагающей целью – создание условий, способствующих присвоению им общечеловеческой культуры, заложенной в окружающем мире, предметах, природе, человеческих отношениях, способах познания. В результате и происходит разностороннее развитие, формирование базового доверия к миру и  универсальных способностей, соответствующих возрасту. А из каких компонентов складывается комфортное самочувствие ребенка в образовательном учреждении? Своим мнением делится директор центра «Дошкольное детство» им. А.В. Запорожца, д.п.н., профессор Лариса Алексеевна ПАРАМОНОВА.

Прежде всего речь идет о душевном комфорте. Это такое состояние, которое характеризуется внутренним спокойствием, отсутствием разлада с самим собой и окружающими. Лишь тогда может благодатно происходить воспитание. Но именно эта категория практически отсутствует в образовательных учреждениях, и только в последнее время на нее стали обращать внимание.

Причинами нарушения внутреннего спокойствия могут быть выраженные детские страхи, повышенная тревожность и неудовлетворение основных потребностей. Страхи бывают самыми разными. Но педагоги, которые работают с детьми, и родители должны хорошо знать, обсуждать и находить индивидуальный подход для того, чтобы их снять.

Каждый ребенок нуждается в признании. Прежде всего – детским сообществом. И тут особое значение имеет принятие его как игрока, партнера по игре. Встраивание ребенка в детское сообщество очень важно для осознания своего статуса. Как показывают исследования, дети, не признаваемые играющим сообществом (таких всегда оказывается в группе примерно двое-трое), по сути дела, становятся изгоями. И их заслуги в других видах деятельности – рисовании, пении, танцах и т.д. – не могут компенсировать этот недостаток, что приводит к изъяну личности.

Имеет свои механизмы выстраивания и общение ребенка со взрослыми. Взрослый – это личность, знающая и умеющая жить, одновременно строгий и добрый товарищ. Поэтому важно не только доброжелательное отношение, но сотрудничество, взаимопонимание и сопереживание. Здесь проявляется антропологический подход, связанный с такой категорией, как любовь к ребенку. Это симпатии, эмпатии. И если опереться на них, то есть вероятность, что и у детей будут сформированы те же чувства.

Каждый ребенок должен чувствовать себя успешным в обучающемся сообществе, понимать, что в любой момент ему и взрослый, и любой сверстник придут на помощь. Он всегда со всем справится. Только тогда человек может вырасти самодостаточным.

У нас дети, как правило, сидят, глядя друг другу в затылок, не видят действий соседа, поэтому они не могут ни с кем контактировать. Нам же нужно все сделать наоборот: повернуть их лицом друг к другу. Формы организации должны быть иные, чтобы дети могли брать за основу оригинальные работы или что-то из них использовать, дополнять, учиться у других и одновременно им помогать.

Всем знакомо такое замечание: «Не лезь к нему, не мешай! Лучше сам делай!» Для тех, кто озабочен воспитанием, гораздо более правильным результатом будет, если ученик подойдет и сделает что-то за другого, поможет ему.

Одним словом, мы обязаны приложить все силы для сохранения комфортного состояния ребенка, и наши положительные влияния лягут на благодатную почву.

КСТАТИ…

В последнее время ряд исследователей – В.И. Слободчиков, Ю.В. Громыко и их сотрудники, – опираясь на фундаментальный труд К.Д. Ушинского «Человек как предмет воспитания, опыт педагогической антропологии», а также работы немецких ученых, стали серьезно и настойчиво обращаться к антропологической идее в образовании, обращая внимание на необходимость признания человеческой личности, индивидуальности. Согласно этой концепции, образование рассматривается атрибутом человеческого культурологического материала. По выражению Виктора Ивановича Слободчикова, «антропрактика – это практика вочеловечивания человека».

Зачастую взрослые начинают бороться с проблемами воспитания, когда ребенок запил, закурил, загулял и т.д. Однако задатки к хорошему и плохому формируются в очень раннем возрасте.

За последние годы дошкольное воспитание, первая ступень системы образования, претерпело существенные изменения.

Само понятие «дошкольное воспитание», существующее с давних времен, заменено на «дошкольное образование». А «детские сады» – на «образовательные учреждения». Более того, по отношению к детям старшего дошкольного возраста введен еще один термин – «предшкольное образование», что ориентирует родителей и педагогов прежде всего на обучение, подготовку к школе, причем с такими содержанием и формами, которые совсем не соответствуют возрастным психологическим и физиологическим особенностям. В итоге мы имеем резко возросшую детскую гиперактивность, когда ребенок не может сосредоточить свое внимание.

Создаются разные виды дошкольных учреждений с приоритетами физического, познавательного, художественно-эстетического и других направлений. Это приводит к тому, что в таких ДОУ кроме воспитателя, который раньше был главным лицом в воспитании ребенка, работают разные специалисты – художники, экологи, физкультурники, балетмейстеры. Они хорошо знают свой предмет, но не имеют, как правило, общего взгляда на развитие ребенка. В дошкольное образовательное учреждение фактически привнесена предметность, и вымывается воспитательная линия, направленная на формирование личности дошкольника.

Это положение усугубляется множеством программ, порой альтернативных друг другу.

Против интенсификации, связанной с обучением детей и подготовкой их к школе, выступал бессменный директор Института дошкольного воспитания АПН СССР, доктор педагогических наук, профессор, действительный член АПН СССР Александр Владимирович Запорожец. По его мнению, именно в дошкольном возрасте наиболее интенсивно развиваются ценнейшие человеческие качества, которые войдут в золотой фонд зрелой личности человека. Такой подход позволяет существенно по-новому определить содержание дошкольного образования. Оно берется формировать базис развития личности ребенка и не предметно, как в школе.

В такое содержание входят:

  • информация из разных областей действительности, которая затем становится знанием;

  • использование средств деятельности ребенка разных видов;

  • способы общения, в том числе в условиях двуязычия;

  • адекватное поведение в разных ситуациях;

  • ввод определенных качеств личности (активность, инициативность, толерантность, аккуратность и умение следить за своим внешним видом);

  • грамотное поведение в природном окружении – экологическое воспитание.

Рейтинг@Mail.ru