Прежде всего речь идет о душевном
комфорте. Это такое состояние, которое
характеризуется внутренним спокойствием,
отсутствием разлада с самим собой и окружающими.
Лишь тогда может благодатно происходить
воспитание. Но именно эта категория практически
отсутствует в образовательных учреждениях, и
только в последнее время на нее стали обращать
внимание.
Причинами нарушения внутреннего
спокойствия могут быть выраженные детские
страхи, повышенная тревожность и
неудовлетворение основных потребностей. Страхи
бывают самыми разными. Но педагоги, которые
работают с детьми, и родители должны хорошо
знать, обсуждать и находить индивидуальный
подход для того, чтобы их снять.
Каждый ребенок нуждается в признании.
Прежде всего – детским сообществом. И тут
особое значение имеет принятие его как игрока,
партнера по игре. Встраивание ребенка в детское
сообщество очень важно для осознания своего
статуса. Как показывают исследования, дети, не
признаваемые играющим сообществом (таких всегда
оказывается в группе примерно двое-трое), по сути
дела, становятся изгоями. И их заслуги в других
видах деятельности – рисовании, пении, танцах
и т.д. – не могут компенсировать этот недостаток,
что приводит к изъяну личности.
Имеет свои механизмы выстраивания и
общение ребенка со взрослыми. Взрослый – это
личность, знающая и умеющая жить, одновременно
строгий и добрый товарищ. Поэтому важно не только
доброжелательное отношение, но сотрудничество,
взаимопонимание и сопереживание. Здесь
проявляется антропологический подход, связанный
с такой категорией, как любовь к ребенку. Это
симпатии, эмпатии. И если опереться на них, то
есть вероятность, что и у детей будут
сформированы те же чувства.
Каждый ребенок должен чувствовать
себя успешным в обучающемся сообществе,
понимать, что в любой момент ему и взрослый, и
любой сверстник придут на помощь. Он всегда со
всем справится. Только тогда человек может
вырасти самодостаточным.
У нас дети, как правило, сидят, глядя
друг другу в затылок, не видят действий соседа,
поэтому они не могут ни с кем контактировать. Нам
же нужно все сделать наоборот: повернуть их лицом
друг к другу. Формы организации должны быть иные,
чтобы дети могли брать за основу оригинальные
работы или что-то из них использовать, дополнять,
учиться у других и одновременно им помогать.
Всем знакомо такое замечание: «Не лезь
к нему, не мешай! Лучше сам делай!» Для тех, кто
озабочен воспитанием, гораздо более правильным
результатом будет, если ученик подойдет и
сделает что-то за другого, поможет ему.
Одним словом, мы обязаны приложить все
силы для сохранения комфортного состояния
ребенка, и наши положительные влияния лягут на
благодатную почву.
КСТАТИ…
В последнее время ряд
исследователей – В.И. Слободчиков,
Ю.В. Громыко и их сотрудники, – опираясь на
фундаментальный труд К.Д. Ушинского «Человек
как предмет воспитания, опыт педагогической
антропологии», а также работы немецких ученых,
стали серьезно и настойчиво обращаться к
антропологической идее в образовании, обращая
внимание на необходимость признания
человеческой личности, индивидуальности.
Согласно этой концепции, образование
рассматривается атрибутом человеческого
культурологического материала. По выражению
Виктора Ивановича Слободчикова,
«антропрактика – это практика
вочеловечивания человека». |
Зачастую взрослые начинают
бороться с проблемами воспитания, когда ребенок
запил, закурил, загулял и т.д. Однако задатки к
хорошему и плохому формируются в очень раннем
возрасте.
За последние годы дошкольное
воспитание, первая ступень системы образования,
претерпело существенные изменения.
Само понятие «дошкольное воспитание»,
существующее с давних времен, заменено на
«дошкольное образование». А «детские сады» –
на «образовательные учреждения». Более того, по
отношению к детям старшего дошкольного возраста
введен еще один термин – «предшкольное
образование», что ориентирует родителей и
педагогов прежде всего на обучение, подготовку к
школе, причем с такими содержанием и формами,
которые совсем не соответствуют возрастным
психологическим и физиологическим особенностям.
В итоге мы имеем резко возросшую детскую
гиперактивность, когда ребенок не может
сосредоточить свое внимание.
Создаются разные виды дошкольных
учреждений с приоритетами физического,
познавательного, художественно-эстетического и
других направлений. Это приводит к тому, что в
таких ДОУ кроме воспитателя, который раньше был
главным лицом в воспитании ребенка, работают
разные специалисты – художники, экологи,
физкультурники, балетмейстеры. Они хорошо знают
свой предмет, но не имеют, как правило, общего
взгляда на развитие ребенка. В дошкольное
образовательное учреждение фактически
привнесена предметность, и вымывается
воспитательная линия, направленная на
формирование личности дошкольника.
Это положение усугубляется множеством
программ, порой альтернативных друг другу.
Против интенсификации, связанной с
обучением детей и подготовкой их к школе,
выступал бессменный директор Института
дошкольного воспитания АПН СССР, доктор
педагогических наук, профессор, действительный
член АПН СССР Александр Владимирович Запорожец.
По его мнению, именно в дошкольном возрасте
наиболее интенсивно развиваются ценнейшие
человеческие качества, которые войдут в золотой
фонд зрелой личности человека. Такой подход
позволяет существенно по-новому определить
содержание дошкольного образования. Оно берется
формировать базис развития личности ребенка и не
предметно, как в школе.
В такое содержание входят:
информация из разных областей
действительности, которая затем становится
знанием;
использование средств деятельности
ребенка разных видов;
способы общения, в том числе в
условиях двуязычия;
адекватное поведение в разных
ситуациях;
ввод определенных качеств личности
(активность, инициативность, толерантность,
аккуратность и умение следить за своим внешним
видом);
грамотное поведение в природном
окружении – экологическое воспитание.
|