Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Управление школой»Содержание №14/2009

Тема номера

«Воспитание успехом»

Воспитательная система для 8–11-х классов

…Желающих работать в общеобразовательном 8 «В» классе не нашлось. Сначала уговорили одного учителя, затем другого, после этого начался период, когда от ребят стали категорически отказываться все. Дети перестали учиться, стали опаздывать на уроки и прогуливать их. Однажды они пришли на физкультуру и сказали: «Нас никто не любит, мы никому не нужны, поэтому мы такие». Наступил декабрь 2004 года, впереди конец II четверти, а в классе из 27-ми человек у 18-ти выходили «двойки» по двум и более предметам.

Педагогический дуэт

Вот тогда был создан прецедент – два учителя решили взять этот класс и попробовать вернуть детям любовь к школе. Администрация с облегчением вздохнула, и все приступили к работе.

Сначала жестко принялись за дисциплину: ребят водили за руку на уроки, приводили пересдавать плохие отметки, вместе готовили домашние задания, повели в театр, устроили классный праздник и даже отправились в поход. Они с интересом наблюдали, когда взрослым это надоест, а те на каждой перемене бегали к ним в класс и вместе, и по очереди.

Такая «политика» принесла свои плоды: четверть закончили с двумя двоечниками и шестью хорошистами.

Ребята начали учиться самостоятельно, активно участвовать в общественной жизни класса и школы. Их жалеют – ведь они получают нагоняи в два раза чаще, зато их и любят в два раза больше. Ученики прежнего 8 «В» составили основной костяк школьного туристского клуба «Спирит», стали представлять школу на всех окружных и городских соревнованиях, им поручалось любое дело – от простого участия до организации мероприятия любого уровня.

Описанная далее система воспитательной работы – это попытка обобщить опыт и результаты классного руководства за последние восемь лет. За это время мы выпускаем детей второй раз, и уже можно сделать некоторые выводы.

Практически все выпускники 2004 г. успешно учатся в престижных московских вузах, очень часто заходят к нам в школу, с удовольствием вспоминают свои детские шалости. А мы гордимся ими и надеемся, что наши «новые» дети тоже добьются успеха в жизни и навсегда оставят в своем сердце память о школе, классе и, может быть, о нас.

Считать, но не обсчитывать

ГОУ СОШ № 610 находится в районе старой Москвы, где обветшалые коммуналки построек начала XX века соседствуют с современными квартирами в элитных домах. Банки, офисы и питейные заведения разного уровня, с одной стороны, и огромное количество театров, музеев, памятных исторических и культурных мест – с другой, заставляют по-новому взглянуть на проблему воспитания в школе.

Отличительной особенностью образовательного учреждения является многонациональный состав учащихся. В нашем классе вместе учатся русские и армяне, украинцы и дагестанцы, белорусы и евреи, поэтому при организации воспитательной работы необходимо учитывать национальные и культурные традиции разных народов, а также воспитывать в школьниках толерантное отношение к окружающим.

Неодинаковые социальные условия приводят к увеличению количества детей, которые требуют особого педагогического подхода, не могут адаптироваться в социуме и считают себя неуспешными.

Проблема неуспешности ученика давно волнует педагогический коллектив. Многолетние наблюдения, мониторинг обученности и воспитанности позволил построить свою систему учебно-воспитательной работы. Не случайно мы подчеркиваем это слово, так как в последнее время, уделяя основное внимание учебной составляющей, про воспитание стали забывать. Но может получиться так, что с умением считать ребенок научится и обсчитывать. Чтобы этого не произошло, учебная и воспитательная работа в школе и в каждом классе составляют две половинки образовательного процесса.

Почему наша воспитательная система строится на создании ситуации успеха? Мы часто сталкиваемся с тем, что школьник, у которого есть проблемы в учебе, начинает чувствовать себя неуютно, его называют двоечником, не разрешают заниматься спортом и ходить в разные кружки – мол, тогда больше времени останется на учебу. В результате ученик не может проявить себя нигде.

Многолетние наблюдения, индивидуальная работа с учителями-предметниками и родителями позволила применить дифференцированный подход к каждому ребенку через создание ситуации успеха, поднять его собственную самооценку и от маленького достижения в каком-нибудь деле идти вперед к победам по жизни в целом.

Цели и задачи воспитательной системы

Воспитательная работа в классе строится с учетом социального заказа, который для нашей школы состоит в следующем:

  • сохранение и укрепление здоровья будущего выпускника;

  • высокое качество его образования и воспитания;

  • мотивация на дальнейшее обучение;

  • воспитание креативной и толерантной личности, адаптированной в социуме.

Это определило приоритетные цели воспитания учеников:

  • обеспечение необходимых условий для развития индивидуальных особенностей ребенка, формирование потребностей к самовыражению;

  • формирование общей культуры личности учащихся, воспитание гражданских и нравственных качеств, соответствующих общечеловеческим ценностям.

Общая цель работы классных руководителей – создание условий для развития индивидуальных особенностей старшеклассника, формирование потребностей к самовыражению, общей культуры личности, воспитание гражданских и нравственных качеств, соответствующих общечеловеческим ценностям.

Из целей воспитания вытекают следующие задачи:

  • создание условий для самореализации и самоутверждения личности учащегося, способствующих творческому росту и гуманизации межличностных отношений в коллективе класса;

  • организация социальной среды, позволяющей расширить диапазон воспитательного процесса;

  • создание условий для сохранения и укрепления здоровья;

  • формирование традиций классного коллектива;

  • осуществление педагогической поддержки, предупреждающей возможные конфликты и психологические срывы;

  • интеграция усилий всех звеньев воспитательного процесса.

Общие принципы организации воспитания

В своей воспитательной деятельности мы используем демократический стиль общения на основе увлеченности совместными делами.

Система воспитания строится таким образом, чтобы любой ученик смог участвовать в жизни классного и школьного коллектива, при этом каждому предлагается определенный набор видов деятельности, но не диктуется их содержание и формы организации. Таким образом формируется установка на творческий подход, усиливается взаимодействие между членами классного коллектива, изменяется характер взаимоотношений не только в самом классе, но и в параллели. Кстати, последнее дает возможность самостоятельно действовать и принимать решения и повышает позитивную результативность.

В нашей воспитательной системе, где главной является познавательная деятельность, знание занимает ведущее место в сфере интересов школьников, в формировании их планов на будущее.

Исходя из целей и задач, была организована воспитательная работа с учащимися по предупреждению неуспешности, причем под ней мы понимаем не только неуспеваемость по предметам, но и неумение адаптироваться в классе и школе.

Эта работа состоит в следующем:

1. Создание единого образовательного пространства при организации урочной и внеурочной деятельности.
2. Оптимизация учебной нагрузки.
3. Обеспечение мотивации учащихся на учебную деятельность через внеклассную работу.
4. Обеспечение мотивации учителей на учебную деятельность через внеклассную работу.

На первом этапе перед нами стояли две задачи:

1. Научить детей учиться и исправить ситуацию с успеваемостью.
2. Создать из разрозненных учеников хороший классный коллектив.

Для решения этих задач применялиcь следующие приемы воспитания:

  • стимулирующие (доверие, просьба, одобрение, награда);

  • тормозящие (намек, возмущение, мнимое безразличие, предупреждение, побуждение, ирония, приказ).

При этом использовались такие формы:

  • индивидуальные и групповые беседы с учащимися;

  • классные часы;

  • общие коллективные дела;

  • общие коллективные поездки и походы;

  • вовлечение в творческую и спортивную деятельность.

Содержание воспитательной работы в классе представлено на схеме.

Схема

Содержание воспитательной работы в классе

Развитие взаимодействия семьи, учителей и классного коллектива

В современной образовательной действительности многие учащиеся и их родители вообще не нацелены на коллективное взаимодействие со школой, поскольку озабочены своими личными проблемами, подготовкой в вузы, собственной социализацией. Этим и объясняется довольно пассивное отношение к происходящему в классе и в образовательном учреждении. Для того чтобы изменить эту ситуацию, мы поставили перед собой и родителями следующие задачи:

  • гармоническое развитие каждого ученика;

  • трудовое воспитание;

  • забота об общекультурном и интеллектуальном развитии;

  • оказание помощи в учебе;

  • забота о состоянии здоровья;

  • развитие интересов, способностей, склонностей к различным видам деятельности;

  • подготовка к будущей семейной жизни, половое воспитание.

Взаимодействие удалось наладить после проведения комплекса мер:

– изучение семьи с целью выявления возможностей по воспитанию детей;
– обучение родителей педагогическим знаниям и умениям;
– активное вовлечение родителей в воспитательный процесс;
– привлечение к совместной деятельности с учителями и учениками.

Формы и методы работы с родителями:

1. Повышение психолого-педагогических знаний (лекции, беседы, открытые уроки, индивидуальные и групповые консультации).
2. Вовлечение в учебно-воспитательный процесс (родительское собрание, родительский комитет, анкетирование, совместные творческие дела, участие в мероприятиях класса).
3. Участие родителей в соуправлении классом (родительский комитет школы, совместные собрания родителей, учащихся и учителей-предметников).

Формы и методы воспитательной работы с классом

Мы начали с того, что обратились к учителям-предметникам и подробно поговорили о каждом ученике.

Потом провели родительское собрание, на котором объяснили, что надо делать и как помочь детям, а также передали рекомендации учителей-предметников.

Параллельно с этим стали ездить с ребятами в экспедиции, на экскурсии, вместе с ними выступали на заседании клуба любителей животных.

Кроме того, мы занялись укреплением здоровья наших детей, привлечением их к занятиям спортом и в зале, и на улице.

После 9-го класса (в июне) мы поехали в многодневную экскурсию в Кижи, многое повидали, узнали, что такое рафтинг. В 10-м классе (в октябре) наши ученики уже выступали с проектом на городской конференции «Из дальних странствий возвратясь…».

Кроме того, работы, посвященные подвигу 20-й танковой бригады, были отправлены на городской конкурс «Нет фашизму» и на конкурс ученических работ на грант префекта. Руководил проектами директор школьного музея.

Уже к концу 9-го класса мы могли доверять ученикам важные общешкольные дела – первенство округа по бадминтону, школьный турслет, окружные соревнования допризывников. Для детей была создана ситуация успеха, что очень повлияло на успеваемость.

Ребята научились не только учиться, но и отдыхать. У них появились новые друзья. Они свободны в общении, раскованны, все довольны школой и классом.

Последний мониторинг воспитанности учащихся (по прошлому году, когда дети были в 10-м классе) показал, что каждый пятый идет с хорошим настроением в школу, 75% активно участвуют в школьных мероприятиях, а 81% – в классных, 69% награждались за активную работу, 88% не сомневаются, что одноклассники им помогут, 88% в основном нравятся классные и школьные мероприятия, почти у всех складываются отношения с учителями, 94% хотят учиться только в нашей школе, потому что у них «самый хороший класс и самые лучшие учителя».

Подготовлено по материалам сборника «Актуальные проблемы воспитания детей и молодежи» – М., Центр «Школьная книга», 2008

Рейтинг@Mail.ru