Специальная общеобразовательная
школа № 5 «Доверие» – одна из десяти школ
Москвы, где выполняется cоциальный заказ особого
рода: здесь учатся подростки с девиантным
поведением. И совсем не случайно девизом школы мы
выбрали фразу – «дом, где согреваются сердца».
Четыре года я работаю воспитателем у
одного и того же класса. В мои обязанности входит
организация воспитательного пространства во
внеурочной деятельности. Задачи классного
воспитателя, в моем понимании, прежде всего
связаны с формированием внутриколлективных
отношений; выстраиванием индивидуальной
стратегии развития девиантных подростков в
соответствии с нравственными ценностями; с
созданием комплекса эффективных условий
реабилитации и социализации таких детей;
развитием личности подростка путем совместной
деятельности педагогов ОУ на основе учета
особенностей каждого. Эта работа требует
системного подхода в сочетании индивидуальных и
групповых форм воспитывающей деятельности.
И, конечно, особое внимание должно
уделяться выработке ответственного отношения к
учебе.
Типичные трудности в нашей работе
вытекают из своеобразия класса. У ребят
проявляются следующие характеристики: низкая
познавательная мотивация, которая приводит к
неуспешному обучению; пропуск занятий; срыв
учебной дисциплины; устойчивое нарушение правил
поведения – появляется курение,
сквернословие, агрессия; регулярное нарушение
поведения в общественных местах. Проблема есть и
во взаимодействии с большинством родителей. Это
повышает ответственность классного воспитателя.
Я использую методы, которые
неоднократно помогали мне. Наиболее эффективны
сюжетно-ролевые игры. Как правило, воспитывающая
деятельность на классных часах организуется в
малых группах, где распределены роли. В процессе
игр подросток демонстрирует уровень ценностного
восприятия жизни, что дает основание для
дальнейшей работы по ее осмыслению. По мнению
детей, самыми запомнившимися классными часами
стали проекты «Если бы я был директором школы»,
«Эрудит-кафе» и некоторые другие, не менее
интересные совместные мероприятия.
К примеру, необычным, помогающим лучше
раскрыть внутреннее состояние детей, стал
классный час в виде театра экспромта –
разновидности театральной игры. В качестве
ведущей задачи во главу угла ставится
психологический аспект. Мною был предложен
текст, служащий опорой для разыгрывания действия
на сцене. Детям нужно было войти в различные
образы – философ, акула, дельфин, чайка,
торговец, хозяйка, призрак, шутник, жители.
Неподготовленная актерская игра очень привлекла
ребят. А мне как воспитателю со стороны были
видны незримые нити внутриколлективных
отношений.
Также хотелось бы остановиться
подробно на классном часе, где подростки
обозначили свои представления о
девочке-современнице (нужно отметить, в моем
классе учатся преимущественно мальчики).
На вопрос анкеты «Какие характерные
качества преобладают у девочек твоего возраста?»
ребята отвечали: веселая, общительная, деловая,
настойчивая в достижении цели. В то же время
называли отрицательные качества, которые они
замечают: грубая, курит, пьет, нет мозгов, одна
косметика на уме, хитрая, расчетливая.
Далее спрашивалось: «Какой, по-вашему,
должна быть девушка, чтобы она понравилась вам?
Какими качествами ей нужно для этого обладать?»
Отвечали так: веселая, общительная, мечтает
нравиться парням, кукла Барби, классно одетая,
модная, активная.
На третий вопрос о том, что не нравится
в современной девушке, подростки сказали: не
желает работать, не убирает за собой, мало читает,
ленится учиться, пьет, грубит, нетерпимая,
бестактная. Вывод очевиден: совершенно четко
названы отрицательные черты, то есть ученики
понимают, кто такая «хорошая девушка», и,
наверное, хотели бы видеть подобную спутницу
рядом с собой.
Разнообразие применяемых форм
приводит к коррекции отношения и к самому себе, и
к другому человеку. Происходит осмысление
подростками реальных жизненных проблем.
К тому же в логику воспитывающей
деятельности классного воспитателя
укладывается система работы, направленная на
развитие творческой активности и познавательных
способностей учащихся. Важно сказать, что наши
дети заинтересованно участвуют как в школьной
жизни, так и в районных, окружных и городских
конкурсах.
Конечно, не стопроцентно. Но в моем
классе из одиннадцати человек семеро
откликаются на объявленные мероприятия. Отрадно,
когда речь идет о школьниках с девиантным
поведением, видеть, как мои воспитанники
получили дипломы в рамках крупных конкурсов,
выявляющих лучших в жанре художественного слова;
среди тех, кто готовил иллюстрации к
произведениям Маршака и даже кормушки для птиц.
На городском уровне мои ученики стали лауреатами
в состязании чтецов, посвященном Гоголю, и в
конкурсе рисунков имени Нади Рушевой. А с
сочинением на тему «Если бы главой управы был
я…» один наш мальчик занял 5-е место. Для ребенка
с его проблемами это, безусловно, победа.
Впрочем, скупые цифры отчета о занятых
призовых местах моими воспитанниками не
отражают того, сколько душевных сил, сердечного
тепла и просто времени приходится отдавать этим
ребятам. К сожалению, порой мне приходится быть
для них не только воспитателем, но и мамой.
Успех воспитательной работы во многом
зависит от организации сотрудничества с теми,
кто контактирует с подростками вне школы.
Отдельного разговора требуют родители этих
детей. Семьи – не всегда наши союзники, потому
что многие из них неблагополучны и, как
следствие, социально не защищены. Поэтому,
работая с такими подростками, в первую очередь
необходимо много внимания уделять их ближайшим
родственникам.
Я использую самые разные формы
содействия семьям. Но максимально успешной, мне
кажется, является посещение на дому, что
предполагает знакомство с жилищными условиями,
беседы вместе с учеником и родителями и
совместное приготовление уроков. Да, это трудно
для воспитателя, но без этого наша работа с
семьей девиантного подростка невозможна –
взрослые зачастую просто игнорируют приглашение
в школу.
А еще каждый вечер я звоню родителям
воспитанников и рассказываю об успехах, которые
были в этот день у их ребенка. Это настраивает и
школьника на завтрашнюю ответственную работу.
Конечно, классный воспитатель
налаживает тесные контакты в самой школе с
педагогическим коллективом. Действенны
педагогический консилиум, педсовет и т.д.
В итоге непростой работы наблюдается
значительное снижение вербальной и физической
агрессии, уровня тревожности; полученные
результаты, как считают психологи,
свидетельствуют о возросшей социализации
подростков.
Подводя итог, подчеркну, что именно классный
воспитатель имеет наилучшую возможность
формировать устойчивые нравственные ценности у
девиантных подростков, такие качества, как
ответственность за свой выбор, уважение человека
(себя в том числе), самостоятельность... И закончу
словами великого учителя, педагога Василия
Александровича Сухомлинского: детям нужны
строгая ласка, ласковая строгость, любовь,
терпение и поддержка.
|