Цели и задачи антинаркотического
воспитания
Организация и проведение
упреждающей, профилактической работы с детьми и
подростками, так называемая первичная
профилактика, которая предусматривает
объединение усилий различных ведомств при
ведущей роли образовательных учреждений,
становятся приоритетными. Школа обладает рядом
уникальных возможностей для этого.
В частности, имеет огромное влияние на
ребенка, доступ к его семье; владеет механизмами
воздействия на семейную ситуацию; располагает
квалифицированными специалистами.
В данной программе, действующей в МОУ
«Средняя общеобразовательная школа № 31» г.
Курска, сделана попытка разрешения отдельных
трудностей, связанных с первичной профилактикой
злоупотребления ПАВ.
Одна из актуальнейших задач, ждущая
своего решения, – разработка системы
взаимодействия школы, семьи и общественности по
предупреждению правонарушений среди
несовершеннолетних. Это должно обеспечить
согласованность конкретных целей, установок,
форм и методов воспитательной работы.
Психолого-педагогический аспект
данной проблемы ставит новые вопросы по анализу
существующей практики организации
сотрудничества и совершенствованию координации
усилий всех государственных и общественных
организаций по предупреждению педагогической
запущенности и правонарушений учащихся.
Цель формулируется следующим
образом: воспитание социально-компетентной
личности, способной адекватно воспринимать
самого себя, других людей, социальную ситуацию.
Для ее достижения необходимо помочь
подростку:
осознать негативные для здоровья,
душевного благополучия, разрешения школьных и
внутрисемейных проблем последствия приема
наркотиков;
распознать симптомы наркотического
опьянения, получить представление о типичном
поведении одурманенных наркотиками людей и
способах общения с ними;
определять скрытые мотивы приема
наркотиков, научиться вести себя в типичных
межличностных ситуациях, стимулирующих
употребление наркотических веществ, уметь
применять способы отказа от наркотиков;
формировать здоровые межличностные
отношения подростков в коллективе;
выбирать достойные способы общения,
основанные на уважительном отношении друг к
другу;
находить более гибкие и
конструктивные пути взаимодействия с
родителями, учителями, сверстниками;
научиться содержательно проводить
досуг, организовывать развивающие игры, семейные
торжества, дружеские встречи без помощи
алкоголя;
освоить практику самопознания и
самовоспитания, овладеть способностью строить
реальные жизненные планы и искать пути их
реализации.
В свою очередь, педагогам необходимо:
выявить темы программы по предметам,
при изучении которых целесообразно сообщать
информацию о наркотиках или проводить
убеждающие тренинги;
составлять и накапливать
методические разработки проведения уроков по
предмету (биологии, химии, литературе, ОБЖ,
обществознанию, истории, экологии);
применять активные формы
организации урока;
разрабатывать и использовать
различные формы проведения внеклассных
мероприятий;
создавать благоприятный
психологический климат на уроках и во внеурочной
работе.
В круг задач классного
руководителя входит:
выявлять детей «группы риска»,
анализировать особенности их семейного и
дружеского окружения, в соответствии с этим
планировать индивидуальное общение;
уметь определять отношение учащихся
к алкоголю и наркотикам и в соответствии с этим
планировать воспитательную работу в классе;
осуществлять деятельность по
организации содержательного досуга, развитию
коммуникативных навыков, обучению поведению в
стрессовых ситуациях;
проводить практикумы по
проигрыванию и анализу конкретных ситуаций, по
отработке важнейших для подростка социальных
умений: принятия решения, совладания со
стрессами, способности тактично сказать «нет»
даже близкому человеку по принципиальным
соображениям и т.п.
Родителям важно:
иметь психолого-педагогические
знания о влиянии психологического и духовного
климата в семье на формирование личности
подростка, о необходимости организации
свободного времени, интересов, дружеского
общения ребенка;
выяснить негативные последствия
употребления психоактивных веществ;
научиться определять по внешним
признакам состояние наркотического опьянения;
ознакомиться с возможными
механизмами вовлечения подростков в
наркотические группы;
выработать правильную стратегию
поведения в ситуации наркотического
(алкогольного) опьянения подростка.
Направления работы
Первое направление – разработка
комплексных образовательных программ,
ориентированных на формирование у обучающихся
ценностного отношения к здоровому образу жизни.
При их составлении педагогами школы
используются методы и методики активного
просвещения и направленного, действенного
воспитания. Это способствует формированию
простых ценностей радости и счастья от здоровья
как состояния, характеризующегося не только
отсутствием болезней или физических,
психических дефектов, но и полным физическим,
духовным и социальным благополучием.
Необходимо, на наш взгляд, специально
фиксировать внимание на проблеме здоровья,
потому что побуждение к здоровому образу жизни,
несомненно, является одним из ведущих
превентивных факторов защиты от вовлечения в
употребление наркотиков. Формирование его
ценностей и стиля идет не посредством
нравоучений, а через организацию насыщенной
положительными эмоциями физической
двигательной активности; спортивные занятия;
привитие устойчивых гигиенических навыков;
коммуникативный практикум для создания
поддержки в среде сверстников.
Превентивная программа основана на
дифференцированном подходе с точки зрения
возраста, наиболее эффективном применительно к
детям с интактным характером представлений о
наркоситуации и наркотиках, а также не имеющим
опыта контакта с подростками, включенными в
наркотическую среду.
К этому направлению следует отнести
образовательные программы, ориентированные на
формирование у детей, начиная с младшего
школьного возраста, ценностей и навыков
здорового образа жизни. Они относятся к уровню
первичной профилактической работы и
осуществляются путем обучения через предмет. Это
валеология, основы безопасности
жизнедеятельности и воспитание ценностей и
навыков здорового образа жизни благодаря
развитию физической культуры.
Данное направление
учебно-воспитательной работы обеспечивается
через замдиректора по учебной работе и
реализуется на основе преподавательской
деятельности педагога-валеолога, преподавателей
ОБЖ, физкультуры, частично лекторов –
специалистов по отдельным проблемам развития и
здорового образа жизни (половое воспитание), а
также школьных медицинских работников.
Школа обладает рядом
уникальных возможностей: имеет огромное влияние
на ребенка, доступ к его семье; владеет
механизмами воздействия на семейную ситуацию;
располагает квалифицированными специалистами.
|
Второе направление
ориентировано на предупреждение употребления
психоактивных веществ.
Данная программа относится к активной
первичной профилактической работе. В ее основе
лежит обучение через предмет, а именно: историю,
биологию, химию, литературу и др.
Это направление обеспечивается
посредством осознания проблем первичной
профилактики заместителем директора по учебной
и воспитательной работе.
Третье направление – разработка и
внедрение в практику работы образовательного
учреждения превентивных обучающих
программ-тренингов для обучающихся.
Такая форма первичной
профилактической работы в школе может
проводиться с подростками среднего и старшего
школьного возраста. Это направление курирует
замдиректора по воспитательной работе. Оно
эффективно, но достаточно трудоемко и требует
квалифицированной подготовки школьного
психолога, социального педагога, а также помощи
учителей, педагогов дополнительного
образования.
В наиболее «продвинутых» для такой
антинаркотической работы образовательных
учреждениях она проводится с подростками
старшего возраста в форме школьных тематических
круглых столов, учебных дискуссий и «мозговых
штурмов», а также ролевых игр по актуальным
проблемам противодействия формированию
зависимости. Наиболее полно данное направление
реализуется, когда из подростков 15–17-ти лет
формируются отряды волонтеров для дальнейшей
профилактической работы в группах взаимопомощи
между подростками-сверстниками.
Четвертое направление –
программы-тренинги для специалистов
образовательного учреждения.
Это активная профилактическая
антинаркотическая работа, ориентированная
прежде всего на обучение методам первичной
профилактики педагогического состава школы и
учителей-лидеров. Она включает в себя два ведущих
метода: лекционно-информационный и
психологический.
Развитие данного направления
обеспечивается в первую очередь усилиями
руководства школы (директор, замдиректора по
воспитательной работе). Его методические основы
разрабатывают такие специалисты, как школьный
психолог, социальный педагог, учителя, педагоги
допобразования.
Программа предполагает
взаимодействие с подростками младшего, среднего
и старшего возраста по принципу развивающего
обучения, а также воспитательную и
информационно-просветительскую деятельность с
родителями и педагогами. Это сотрудничество
должно обеспечивать согласованность конкретных
целей, задач, форм и методов воспитательной
работы.
Психолого-педагогический аспект
данной проблемы ставит новые задачи по анализу
существующей практики организации
взаимодействия и совершенствованию координации
усилий родителей, педагогов, представителей
общественности, сотрудников правоохранительных
органов, медицинских и социальных работников.
В программе используются как
долговременные, так и краткосрочные формы
внедрения в воспитательный и образовательный
процессы; работа по отдельным блокам с учетом
возрастных и индивидуальных особенностей детей.
Предусматривается общение с учащимися,
педагогами и родителями. Выделяются группы
волонтеров, лидеров-педагогов,
лидеров-родителей. Возможны варианты
интенсивного внедрения различных компонентов
программы в школьный процесс обучения и
воспитания. Методы и формы такой деятельности
предусмотрены концепцией воспитательной работы
школы.
Принципы обеспечения активной
первичной антинаркотической профилактики
Реально действующая активная
антинаркотическая профилактика основана на
взаимодействии педагогов, школьной
психологической службы, психиатров-наркологов,
работников социальных служб и
правоохранительных органов. Их сотрудничество
опирается на следующие базовые положения:
зависимость от наркотических,
психоактивных веществ легче предупредить, чем
лечить, что выражается в активной
профилактической антинаркотической работе в
школе;
целевое комплексное воздействие
осуществляется при личностном, семейном и
социальном (школа, общество) взаимодействии
(формирование и развитие системы профилактики
употребления психоактивных веществ на основе
совместной работы специалистов, общественных
объединений (группы родительской поддержки) и
волонтеров, осуществляющих активную
профилактику в школе);
основное внимание уделено
формированию ценностей здорового образа жизни,
развитию личностных ресурсов, препятствующих
употреблению психоактивных веществ, а также
навыков противостояния агрессивной среде,
которая провоцирует потребление наркотиков;
отдельно представлен аспект
подготовки специалистов в области профилактики
употребления психоактивных веществ из числа
педагогов, школьных психологов, социальных
педагогов, педагогов дополнительного
образования, родителей.
Предполагаемые результаты
1. Уменьшение факторов риска
противоправного, антисоциального,
отклоняющегося поведения, уровня тревожности и
агрессивности подростков.
2. Формирование привычки к здоровому образу жизни
и положительной направленности личности.
3. Развитие профессиональной педагогической и
общественной (волонтерской) сети профилактики
отклоняющегося поведения несовершеннолетних.
4. Выработка нового гуманистического подхода к
взаимодействию с детьми и родителями. Усвоение
подростками жизненно важных навыков.
5. После проведения системы совместных учебных и
воспитательных мероприятий у детей должны
сформироваться ценностное отношение к себе и
своему здоровью, внутренние установки на
сознательный отказ от употребления
наркотических веществ, умение решать жизненные
проблемы.
Содержание программы
Материалы собраны по принципу
«кирпичиков». Это означает, что их можно
комбинировать в зависимости от педагогической
ситуации и временных рамок.
I блок представлен в таблицах
1-5.
II блок. Информационно-образовательная
программа «Защити себя сам»
нравственно-правовой тематики по разделам
«Подросток», «Родитель», «Педагог» (действует в
школе с 2000г.).
III блок. Информационные выпуски
школьной службы педагогической поддержки.
IV блок. Методическое обеспечение.
V блок. Волонтерская дружина школы «Город
Альтруистов». Подростковое правозащитное
информационно-просветительское бюро «Первые
шаги» (действует с 2000 г.).
Таблица 1
I блок.
Учебно-тематический план (1-4-е классы (I
вариант))
№ |
Тема |
Цель |
Часы |
Сформировать
у учащихся представление: |
1 |
«Полет и падение» |
· о веществах,
способных воздействовать на психику человека;
подвести к мысли о том, что понятия «полет» и
«падение» неразрывно связаны между собой в
случае употребления человеком наркотических
веществ |
4 |
2 |
«Хорошие и плохие
вещества» |
· о полезных и
вредных для здоровья веществах; о людях, которые
наживаются на продаже наркотиков |
1 |
3 |
«Хорошие и дурные
поступки» |
· о «хороших» и
«плохих» поступках; попутно выявить «группы
риска» |
1 |
4 |
«Правда и ложь» |
· о лживом и
правдивом человеке (ставший рабом наркотиков,
всегда лжив) |
1 |
5 |
«Добрые дела» |
· о добрых и
недобрых делах (распространение наркотиков –
недоброе дело) |
1 |
Таблица 2
Учебно-тематический план (1-4-е
классы (II вариант))
№ |
Тема |
Краткое
содержание занятия |
1 |
«Секреты Енотова
Круга» |
Знакомство.
Обсуждение целей участников группы.
Установление норм поведения |
2 |
«Первое
путешествие в Здраволюбию» |
Изучение
отношения детей к употреблению ПАВ |
3 |
«Волшебная страна
чувств и ее жители» |
Создание
Волшебной страны чувств. Оценка
психоэмоционального состояния ребенка |
4 |
«Знакомство с
Королем Волшебной страны и Мерой» |
Знакомство с
Королем Волшебной страны (символическим
выражением центра личности). Введение понятия
меры (символическое обоснование регуляции и
саморегуляции поведения) |
5 |
«Слуга по имени
Радость» |
Изучение эмоций
радости и удовольствия. Актуализация социально
приемлемых поводов испытывать радость и
удовольствие |
6 |
«Слуга по имени
Грусть» |
Изучение эмоции
грусти. Беседа на тему «Сочувствие».
Актуализация знаний о способах повышения
настроения |
7 |
«Слуга по имени
Страх» |
Изучение эмоции
страха. Обсуждение темы «Опасные и безопасные
ситуации. Безопасное поведение в опасных
ситуациях (в частности, при встрече с людьми в
состоянии алкогольного и наркотического
опьянения, в случаях пассивного курения)».
Формирование умения справляться с излишним
страхом. Коррекция тревожности |
8 |
«Слуга по имени
Злость» |
Изучение эмоции
злости. Обучение навыкам безопасного выражения
злости. Обучение способам безопасного
взаимодействия с человеком, охваченным злостью |
9 |
«Слуга по имени
Интерес» |
Изучение эмоции
интереса. Развитие креативности. Актуализация
социально приемлемых интересов детей.
Обсуждение темы «Опасные незнакомцы –
неизвестные вещества» |
10 |
«Слуга по имени
Обида» |
Изучение эмоции
обиды. Формирование навыков уменьшения силы
обиды |
11 |
«Слуга по имени
Вина» |
Изучение эмоций
обиды и вины. Обсуждение темы «Правила хорошей
дружбы». Пропедевтика уверенного поведения в
ситуации группового давления со стороны
сверстников |
12 |
«Заговор
болезнетворцев» |
Нападение
болезнетворных магов (Табак и Алкоголь), болезнь
Короля, разрушение Волшебной страны.
Формирование представления об употреблении ПАВ
как угрозе внутренней стабильности и жизни |
13 |
«Исцеление Короля.
Изгнание болезнетворцев» |
Исцеление Короля и
изгнание болезнетворцев, восстановление
Волшебной страны. Подведение итогов работы по
программе |
14 |
«Подарки
здраволюбцам» |
Диагностика
психоэмоционального состояния детей, а также
отношения гостей к употреблению ПАВ. Оценка
эффективности работы по программе |
Таблица 3
Учебно-тематический план (5–8-й
классы)
|
Тема |
Цель |
Часы |
Сформировать
у учащихся: |
1 |
«Первая проба
наркотика – начало полета, в конце которого
падение» |
• понимание
недопустимости даже однократной пробы наркотика |
1 |
2 |
«Можно ли
избавиться от наркомании» |
• представление о
разрушительном воздействии наркотиков на
организм |
1 |
3 |
«Свобода и
наркотики» |
• о наркотической
зависимости |
1 |
4 |
«Распространение
наркомании» |
• о путях
распространения наркомании |
1 |
5 |
«Торговля
наркотиками» |
Объяснить детям, в
каких условиях происходит распространение
наркотиков |
1 |
Таблица 4
Учебно-тематический план (9–11-й классы)
№ |
Тема |
Цель |
Часы |
1 |
«Прием наркотика
– полет, в конце которого всегда ожидает
падение» |
Закрепить у
учащихся представление о характере воздействия
наркотиков: начальный этап их влияния на психику
человека можно расценить как полет, но далее
обязательно последует падение |
1 |
|
|
Сформировать у
учащихся представление: |
|
2 |
«Оборот
наркотиков» |
• о целях
незаконного оборота наркотиков; объяснить,
почему торговцы наркотиками сами их не
употребляют |
1 |
3 |
«Можно ли
избавиться от наркомании» |
• о первой пробе
наркотика и ее последствиях |
1 |
4 |
«Свобода и
наркотики» |
• о влиянии
наркотиков на организм |
1 |
5 |
«Распространение
наркомании» |
• о наркомании как
болезни, носящей пандемический характер |
1 |
Таблица 5
Примерный учебный план курса «Мой
выбор»
№ |
Тема |
Цель |
Часы |
1 |
Вводное занятие.
«Человек свободного общества» |
Ответственность.
Свобода. Выбор. Жизненные ценности в свободном
обществе. Взаимодействие и взаимозависимость в
обществе |
1 |
2 |
Занятие № 1.
«Учимся строить отношения» |
Соглашение.
Правило. Конфликт. Компромисс. Взаимоотношения
между родителями и детьми. Коллективный и
индивидуальный выбор |
2 |
3 |
Занятие № 2.
«Мое здоровье» |
Здоровье.
Здоровый образ жизни. Вредные привычки |
2 |
4 |
Занятие № 3.
«Преступление и наказание, или Цена скейтборда» |
Преступление.
Умысел. Уголовная ответственность. Кража. Грабеж.
Наказание. Возраст, с которого наступает
уголовная ответственность. Противостояние
давлению |
2 |
5 |
Занятие № 4. «Я и
политика» |
Политика.
Политическая активность. Гражданская позиция.
Выборы. Права избирателей. Политическое участие |
2 |
6 |
Занятие № 5.
«Четвертая власть» |
СМИ в
современном мире. Их влияние на формирование
установок и мировоззрение личности. Как
научиться относиться критически к сообщениям
СМИ |
2 |
7 |
Итоговое
занятие. «Свобода и ответственность – выбор XXI
века» |
Выбор и
повседневная жизнь. Неотделимость свободы и
ответственности. Манифест свободного человека.
Итоги и выводы |
1 |
Общее
количество часов по курсу |
12 |
|