Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Управление школой»Содержание №14/2009

Тема номера

«Наш выбор»

Программа профилактики употребления психоактивных веществ

Как объясняют разработчики этой программы, необходимость ее создания связана со сложившимся состоянием проблемы наркозависимости в среде несовершеннолетних. В последние годы отмечается резкий рост наркологических заболеваний. Наибольшую тревогу вызывает неуклонное снижение возраста потребителей психоактивных веществ (ПАВ). Участились случаи приобщения к наркотикам детей 10–12-ти лет!  Последствия изменения личности, вызванные приемом ПАВ,  затрагивают не только поддавшихся пагубному влиянию   подростков, но и окружающих их людей.

Цели и задачи антинаркотического воспитания

Организация и проведение упреждающей, профилактической работы с детьми и подростками, так называемая первичная профилактика, которая предусматривает объединение усилий различных ведомств при ведущей роли образовательных учреждений, становятся приоритетными. Школа обладает рядом уникальных возможностей для этого.

В частности, имеет огромное влияние на ребенка, доступ к его семье; владеет механизмами воздействия на семейную ситуацию; располагает квалифицированными специалистами.

В данной программе, действующей в МОУ «Средняя общеобразовательная школа № 31» г. Курска, сделана попытка разрешения отдельных трудностей, связанных с первичной профилактикой злоупотребления ПАВ.

Одна из актуальнейших задач, ждущая своего решения, – разработка системы взаимодействия школы, семьи и общественности по предупреждению правонарушений среди несовершеннолетних. Это должно обеспечить согласованность конкретных целей, установок, форм и методов воспитательной работы.

Психолого-педагогический аспект данной проблемы ставит новые вопросы по анализу существующей практики организации сотрудничества и совершенствованию координации усилий всех государственных и общественных организаций по предупреждению педагогической запущенности и правонарушений учащихся.

Цель формулируется следующим образом: воспитание социально-компетентной личности, способной адекватно воспринимать самого себя, других людей, социальную ситуацию.

Для ее достижения необходимо помочь подростку:

  • осознать негативные для здоровья, душевного благополучия, разрешения школьных и внутрисемейных проблем последствия приема наркотиков;

  • распознать симптомы наркотического опьянения, получить представление о типичном поведении одурманенных наркотиками людей и способах общения с ними;

  • определять скрытые мотивы приема наркотиков, научиться вести себя в типичных межличностных ситуациях, стимулирующих употребление наркотических веществ, уметь применять способы отказа от наркотиков;

  • формировать здоровые межличностные отношения подростков в коллективе;

  • выбирать достойные способы общения, основанные на уважительном отношении друг к другу;

  • находить более гибкие и конструктивные пути взаимодействия с родителями, учителями, сверстниками;

  • научиться содержательно проводить досуг, организовывать развивающие игры, семейные торжества, дружеские встречи без помощи алкоголя;

  • освоить практику самопознания и самовоспитания, овладеть способностью строить реальные жизненные планы и искать пути их реализации.

В свою очередь, педагогам необходимо:

  • выявить темы программы по предметам, при изучении которых целесообразно сообщать информацию о наркотиках или проводить убеждающие тренинги;

  • составлять и накапливать методические разработки проведения уроков по предмету (биологии, химии, литературе, ОБЖ, обществознанию, истории, экологии);

  • применять активные формы организации урока;

  • разрабатывать и использовать различные формы проведения внеклассных мероприятий;

  • создавать благоприятный психологический климат на уроках и во внеурочной работе.

В круг задач классного руководителя входит:

  • выявлять детей «группы риска», анализировать особенности их семейного и дружеского окружения, в соответствии с этим планировать индивидуальное общение;

  • уметь определять отношение учащихся к алкоголю и наркотикам и в соответствии с этим планировать воспитательную работу в классе;

  • осуществлять деятельность по организации содержательного досуга, развитию коммуникативных навыков, обучению поведению в стрессовых ситуациях;

  • проводить практикумы по проигрыванию и анализу конкретных ситуаций, по отработке важнейших для подростка социальных умений: принятия решения, совладания со стрессами, способности тактично сказать «нет» даже близкому человеку по принципиальным соображениям и т.п.

Родителям важно:

  • иметь психолого-педагогические знания о влиянии психологического и духовного климата в семье на формирование личности подростка, о необходимости организации свободного времени, интересов, дружеского общения ребенка;

  • выяснить негативные последствия употребления психоактивных веществ;

  • научиться определять по внешним признакам состояние наркотического опьянения;

  • ознакомиться с возможными механизмами вовлечения подростков в наркотические группы;

  • выработать правильную стратегию поведения в ситуации наркотического (алкогольного) опьянения подростка.

Направления работы

Первое направление – разработка комплексных образовательных программ, ориентированных на формирование у обучающихся ценностного отношения к здоровому образу жизни.

При их составлении педагогами школы используются методы и методики активного просвещения и направленного, действенного воспитания. Это способствует формированию простых ценностей радости и счастья от здоровья как состояния, характеризующегося не только отсутствием болезней или физических, психических дефектов, но и полным физическим, духовным и социальным благополучием.

Необходимо, на наш взгляд, специально фиксировать внимание на проблеме здоровья, потому что побуждение к здоровому образу жизни, несомненно, является одним из ведущих превентивных факторов защиты от вовлечения в употребление наркотиков. Формирование его ценностей и стиля идет не посредством нравоучений, а через организацию насыщенной положительными эмоциями физической двигательной активности; спортивные занятия; привитие устойчивых гигиенических навыков; коммуникативный практикум для создания поддержки в среде сверстников.

Превентивная программа основана на дифференцированном подходе с точки зрения возраста, наиболее эффективном применительно к детям с интактным характером представлений о наркоситуации и наркотиках, а также не имеющим опыта контакта с подростками, включенными в наркотическую среду.

К этому направлению следует отнести образовательные программы, ориентированные на формирование у детей, начиная с младшего школьного возраста, ценностей и навыков здорового образа жизни. Они относятся к уровню первичной профилактической работы и осуществляются путем обучения через предмет. Это валеология, основы безопасности жизнедеятельности и воспитание ценностей и навыков здорового образа жизни благодаря развитию физической культуры.

Данное направление учебно-воспитательной работы обеспечивается через замдиректора по учебной работе и реализуется на основе преподавательской деятельности педагога-валеолога, преподавателей ОБЖ, физкультуры, частично лекторов – специалистов по отдельным проблемам развития и здорового образа жизни (половое воспитание), а также школьных медицинских работников.

Школа обладает рядом уникальных возможностей: имеет огромное влияние на ребенка, доступ к его семье; владеет механизмами воздействия на семейную ситуацию; располагает квалифицированными специалистами.

Второе направление ориентировано на предупреждение употребления психоактивных веществ.

Данная программа относится к активной первичной профилактической работе. В ее основе лежит обучение через предмет, а именно: историю, биологию, химию, литературу и др.

Это направление обеспечивается посредством осознания проблем первичной профилактики заместителем директора по учебной и воспитательной работе.

Третье направление – разработка и внедрение в практику работы образовательного учреждения превентивных обучающих программ-тренингов для обучающихся.

Такая форма первичной профилактической работы в школе может проводиться с подростками среднего и старшего школьного возраста. Это направление курирует замдиректора по воспитательной работе. Оно эффективно, но достаточно трудоемко и требует квалифицированной подготовки школьного психолога, социального педагога, а также помощи учителей, педагогов дополнительного образования.

В наиболее «продвинутых» для такой антинаркотической работы образовательных учреждениях она проводится с подростками старшего возраста в форме школьных тематических круглых столов, учебных дискуссий и «мозговых штурмов», а также ролевых игр по актуальным проблемам противодействия формированию зависимости. Наиболее полно данное направление реализуется, когда из подростков 15–17-ти лет формируются отряды волонтеров для дальнейшей профилактической работы в группах взаимопомощи между подростками-сверстниками.

Четвертое направление – программы-тренинги для специалистов образовательного учреждения.

Это активная профилактическая антинаркотическая работа, ориентированная прежде всего на обучение методам первичной профилактики педагогического состава школы и учителей-лидеров. Она включает в себя два ведущих метода: лекционно-информационный и психологический.

Развитие данного направления обеспечивается в первую очередь усилиями руководства школы (директор, замдиректора по воспитательной работе). Его методические основы разрабатывают такие специалисты, как школьный психолог, социальный педагог, учителя, педагоги допобразования.

Программа предполагает взаимодействие с подростками младшего, среднего и старшего возраста по принципу развивающего обучения, а также воспитательную и информационно-просветительскую деятельность с родителями и педагогами. Это сотрудничество должно обеспечивать согласованность конкретных целей, задач, форм и методов воспитательной работы.

Психолого-педагогический аспект данной проблемы ставит новые задачи по анализу существующей практики организации взаимодействия и совершенствованию координации усилий родителей, педагогов, представителей общественности, сотрудников правоохранительных органов, медицинских и социальных работников.

В программе используются как долговременные, так и краткосрочные формы внедрения в воспитательный и образовательный процессы; работа по отдельным блокам с учетом возрастных и индивидуальных особенностей детей. Предусматривается общение с учащимися, педагогами и родителями. Выделяются группы волонтеров, лидеров-педагогов, лидеров-родителей. Возможны варианты интенсивного внедрения различных компонентов программы в школьный процесс обучения и воспитания. Методы и формы такой деятельности предусмотрены концепцией воспитательной работы школы.

Принципы обеспечения  активной первичной  антинаркотической  профилактики

Реально действующая активная антинаркотическая профилактика основана на взаимодействии педагогов, школьной психологической службы, психиатров-наркологов, работников социальных служб и правоохранительных органов. Их сотрудничество опирается на следующие базовые положения:

  • зависимость от наркотических, психоактивных веществ легче предупредить, чем лечить, что выражается в активной профилактической антинаркотической работе в школе;

  • целевое комплексное воздействие осуществляется при личностном, семейном и социальном (школа, общество) взаимодействии (формирование и развитие системы профилактики употребления психоактивных веществ на основе совместной работы специалистов, общественных объединений (группы родительской поддержки) и волонтеров, осуществляющих активную профилактику в школе);

  • основное внимание уделено формированию ценностей здорового образа жизни, развитию личностных ресурсов, препятствующих употреблению психоактивных веществ, а также навыков противостояния агрессивной среде, которая провоцирует потребление наркотиков;

  • отдельно представлен аспект подготовки специалистов в области профилактики употребления психоактивных веществ из числа педагогов, школьных психологов, социальных педагогов, педагогов дополнительного образования, родителей.

Предполагаемые результаты

1. Уменьшение факторов риска противоправного, антисоциального, отклоняющегося поведения, уровня тревожности и агрессивности подростков.
2. Формирование привычки к здоровому образу жизни и положительной направленности личности.
3. Развитие профессиональной педагогической и общественной (волонтерской) сети профилактики отклоняющегося поведения несовершеннолетних.
4. Выработка нового гуманистического подхода к взаимодействию с детьми и родителями. Усвоение подростками жизненно важных навыков.
5. После проведения системы совместных учебных и воспитательных мероприятий у детей должны сформироваться ценностное отношение к себе и своему здоровью, внутренние установки на сознательный отказ от употребления наркотических веществ, умение решать жизненные проблемы.

Содержание программы

Материалы собраны по принципу «кирпичиков». Это означает, что их можно комбинировать в зависимости от педагогической ситуации и временных рамок.

I блок представлен в таблицах 1-5.

II блок. Информационно-образовательная программа «Защити себя сам» нравственно-правовой тематики по разделам «Подросток», «Родитель», «Педагог» (действует в школе с 2000г.).

III блок. Информационные выпуски школьной службы педагогической поддержки.

IV блок. Методическое обеспечение.

V блок. Волонтерская дружина школы «Город Альтруистов». Подростковое правозащитное информационно-просветительское бюро «Первые шаги» (действует с 2000 г.).

Таблица 1

I блок.

Учебно-тематический план (1-4-е классы (I вариант))

Тема

Цель

Часы

Сформировать у учащихся представление:

1

«Полет и падение»

· о веществах, способных воздействовать на психику человека; подвести к мысли о том, что понятия «полет» и «падение» неразрывно связаны между собой в случае употребления человеком наркотических веществ

4

2

«Хорошие и плохие вещества»

· о полезных и вредных для здоровья веществах; о людях, которые наживаются на продаже наркотиков

1

3

«Хорошие и дурные поступки»

· о «хороших» и «плохих» поступках; попутно выявить «группы риска»

1

4

«Правда и ложь»

· о лживом и правдивом человеке (ставший рабом наркотиков, всегда лжив)

1

5

«Добрые дела»

· о добрых и недобрых делах (распространение наркотиков – недоброе дело)

1

Таблица 2

Учебно-тематический план  (1-4-е классы (II вариант))

Тема

Краткое содержание занятия

1

«Секреты Енотова Круга»

Знакомство. Обсуждение целей участников группы. Установление норм поведения

2

«Первое путешествие в Здраволюбию»

Изучение отношения детей к употреблению ПАВ

3

«Волшебная страна чувств и ее жители»

Создание Волшебной страны чувств. Оценка психоэмоционального состояния ребенка

4

«Знакомство с Королем Волшебной страны и Мерой»

Знакомство с Королем Волшебной страны (символическим выражением центра личности). Введение понятия меры (символическое обоснование регуляции и саморегуляции поведения)

5

«Слуга по имени Радость»

Изучение эмоций радости и удовольствия. Актуализация социально приемлемых поводов испытывать радость и удовольствие

6

«Слуга по имени Грусть»

Изучение эмоции грусти. Беседа на тему «Сочувствие». Актуализация знаний о способах повышения настроения

7

«Слуга по имени Страх»

Изучение эмоции страха. Обсуждение темы «Опасные и безопасные ситуации. Безопасное поведение в опасных ситуациях (в частности, при встрече с людьми в состоянии алкогольного и наркотического опьянения, в случаях пассивного курения)». Формирование умения справляться с излишним страхом. Коррекция тревожности

8

«Слуга по имени Злость»

Изучение эмоции злости. Обучение навыкам безопасного выражения злости. Обучение способам безопасного взаимодействия с человеком, охваченным злостью

9

«Слуга по имени Интерес»

Изучение эмоции интереса. Развитие креативности. Актуализация социально приемлемых интересов детей. Обсуждение темы «Опасные незнакомцы – неизвестные вещества»

10

«Слуга по имени Обида»

Изучение эмоции обиды. Формирование навыков уменьшения силы обиды

11

«Слуга по имени Вина»

Изучение эмоций обиды и вины. Обсуждение темы «Правила хорошей дружбы». Пропедевтика уверенного поведения в ситуации группового давления со стороны сверстников

12

«Заговор болезнетворцев»

Нападение болезнетворных магов (Табак и Алкоголь), болезнь Короля, разрушение Волшебной страны. Формирование представления об употреблении ПАВ как угрозе внутренней стабильности и жизни

13

«Исцеление Короля. Изгнание болезнетворцев»

Исцеление Короля и изгнание болезнетворцев, восстановление Волшебной страны. Подведение итогов работы по программе

14

«Подарки здраволюбцам»

Диагностика психоэмоционального состояния детей, а также отношения гостей к употреблению ПАВ. Оценка эффективности работы по программе

Таблица 3

Учебно-тематический план (5–8-й классы)

Тема

Цель

Часы

Сформировать у учащихся:

1

«Первая проба наркотика – начало полета, в конце которого падение»

• понимание недопустимости даже однократной пробы наркотика

1

2

«Можно ли избавиться от наркомании»

• представление о разрушительном воздействии наркотиков на организм

1

3

«Свобода и наркотики»

• о наркотической зависимости

1

4

«Распространение наркомании»

• о путях распространения наркомании

1

5

«Торговля наркотиками»

Объяснить детям, в каких условиях происходит распространение наркотиков

1

Таблица 4

Учебно-тематический план (9–11-й классы)

Тема

Цель

Часы

1

«Прием наркотика – полет, в конце которого всегда ожидает падение»

Закрепить у учащихся представление о характере воздействия наркотиков: начальный этап их влияния на психику человека можно расценить как полет, но далее обязательно последует падение

1

Сформировать у учащихся представление:

2

«Оборот наркотиков»

• о целях незаконного оборота наркотиков; объяснить, почему торговцы наркотиками сами их не употребляют

1

3

«Можно ли избавиться от наркомании»

• о первой пробе наркотика и ее последствиях

1

4

«Свобода и наркотики»

• о влиянии наркотиков на организм

1

5

«Распространение наркомании»

• о наркомании как болезни, носящей пандемический характер

1

Таблица 5

Примерный учебный план курса «Мой выбор»

Тема

Цель

Часы

1

Вводное занятие. «Человек свободного общества»

Ответственность. Свобода. Выбор. Жизненные ценности в свободном обществе. Взаимодействие и взаимозависимость в обществе

1

2

Занятие № 1. «Учимся строить отношения»

Соглашение. Правило. Конфликт. Компромисс. Взаимоотношения между родителями и детьми. Коллективный и индивидуальный выбор

2

3

Занятие № 2. «Мое здоровье»

Здоровье. Здоровый образ жизни. Вредные привычки

2

4

Занятие № 3. «Преступление и наказание, или Цена скейтборда»

Преступление. Умысел. Уголовная ответственность. Кража. Грабеж. Наказание. Возраст, с которого наступает уголовная ответственность. Противостояние давлению

2

5

Занятие № 4. «Я и политика»

Политика. Политическая активность. Гражданская позиция. Выборы. Права избирателей. Политическое участие

2

6

Занятие № 5. «Четвертая власть»

СМИ в современном мире. Их влияние на формирование установок и мировоззрение личности. Как научиться относиться критически к сообщениям СМИ

2

7

Итоговое занятие. «Свобода и ответственность – выбор XXI века»

Выбор и повседневная жизнь. Неотделимость свободы и ответственности. Манифест свободного человека. Итоги и выводы

1

Общее количество часов по курсу

12

Рейтинг@Mail.ru