В 1999 г. в городе Болонье между 29-ю
европейскими государствами была подписана
декларация «Зона европейского высшего
образования». Это официальная точка отсчета так
называемого Болонского процесса, благодаря
которому в Европе началось создание единого
образовательного пространства. В сентябре
2003 г. к нему присоединилась Россия.
Именно благодаря Болонскому
соглашению предполагается признание дипломов
российских вузов на Западе. Для этого, в
частности, важно обеспечить «прозрачность»
системы высшего образования, в том числе силами
создания однотипных образовательных циклов
(бакалавриат и магистратура) и перехода на единую
систему зачетных единиц (типа ЕГЭ).
Тем не менее наша страна не принимает
участия в дискуссиях по содержательной части
образовательного процесса на международной
арене. Это связано с тем, что процент соотношения
людей с высшим образованием к народонаселению
всего государства у нас ниже, чем в Европе.
Если англичанину укажешь на
какие-то проблемы с дисциплиной, он
с совершенно прямой спиной, достойно, открыто,
легко признает свою ошибку, извиняется и готов к
сотрудничеству.
|
Кроме того, согласно опросу,
проведенному среди студентов первых трех курсов
крупных региональных вузов, молодые люди не
обозначили цель своей жизни. Лишь 1 процент из них
ответили, что собираются реализоваться в
профессии. То есть это обучение практически «в
никуда».
Своими размышлениями о приобщении
российских школьников и студентов к
европейскому сообществу поделилась заместитель
заведующего кафедры менеджмента
Государственной академии государственного и
муниципального управления Марина Владимировна
Беседина:
«Все формы агрессивного поведения
являются следствием незнания своей цели. Наша
молодежь нецеленаправленна. Европейское
образование подразумевает 30 процентов работы в
аудитории и 70 – самостоятельно. Российские
ученики к этому не готовы, их необходимо обучать.
Самостоятельность определятся собственной
целеустремленностью.
Сейчас у молодежи стало модно плохо
учиться. Они бросают вызов. Возникает вопрос –
почему? Психологи разбираются… Западная система
образования держится на элективности, то есть
выборе тех предметов, которые нужны или нравятся
учащемуся. И в детях можно развивать
работоспособность, ответственность,
целеустремленность и т.д. Мы же заставляем любить
сразу одиннадцать предметов. А это невозможно!
РАЗМЫШЛЯЕМ…
Принципиальное отличие между
российской и западной системами образования
заключается в том, что мы корректируем «двойки»,
а у них делают ставки на «пятерки», так как
опираться нужно на лучшее. Этот тезис был
выдвинут еще К.Д. Ушинским.
Нас интересует успешность ученика или
собственная успешность? Это моральная дилемма,
касающаяся души любого преподавателя. И здесь
каждый отвечает за себя.
Вина – это чувство, которое
разрушает, поглощает и уничтожает личность.
Когда мы строим отношения на чувстве вины, наш
муж или жена убегает. Когда мы постоянно в чем-то
обвиняем ребенка, он начинает вести двойную
жизнь.
Вина непродуктивна.
|
Результатом того, что дети не
определены в том, чем они будут заниматься,
является невроз. Мы их загружаем предметами, а
они должны по закону развития социализироваться
и, не получая этого, начинают бросать вызов нам.
Социализация происходит в интервале между 10-ю и
15-ю годами. Это самая главная задача данного
возрастного периода. Ребенок выстраивает
систему социальных отношений, которая основана
на способности чувствовать, сопереживать и т.д.
Следовательно, чтобы снять невроз,
прежде всего необходимо сформировать
поведенческий репертуар. И чем он богаче, тем
легче человек социализируется в современном
европейском пространстве. Успешность развития
зависит в первую очередь от эмоционального
состояния. Если оно позитивно, то мы получаем
энергию для преодоления всех сложностей.
Буквально все родители озабочены
вопросом, какие способности имеет их сын или
дочь. В основе любого таланта лежат
работоспособность и амбициозность. Это два
качества личности, которые необходимы для того,
чтобы идти уверенной поступью по ступенькам
карьеры и добиваться успехов.
Кстати, амбициозность формируется в
дошкольном периоде. Если у ребенка игнорируют
его “я сам“, то сбивают амбиции. Потом он
попадает в категорию “необучаемых“,
потому что у него нет цели».
В Болонском соглашении написано, что
российские дипломы будут приравниваться к
европейским при наличии вкладыша о двух
семестрах обучения в вузе на Западе. На русском
языке учиться негде. Нужно отличное владение
иностранным, серьезное резюме, подтверждающее
способность обучаться.
Углубленное изучение иностранного
языка есть во многих российских школах, но для
чего он нужен, дети не всегда понимают. Формально
признак соблюден, но какова конечная цель, многим
неясно. Да и цели, задачи воспитательной системы
школы не сформулированы. Они сводятся, в
частности, к подготовке детей к студенчеству и
формированию социального поведенческого
репертуара.
«По роду своей деятельности, – говорит
Марина Беседина, – я вижу летом одновременно
студентов из Италии, Испании, Франции, Швейцарии,
Англии, Сербии, России и невольно сравниваю их
поведение, способность к социализации.
Наблюдения плачевные… Русские зажаты,
закомплексованы, живости общения и чувства
собственного достоинства нет. Англичанину
укажешь на какие-то проблемы с дисциплиной, он с
совершенно прямой спиной, достойно, открыто,
легко признает свою ошибку, извиняется и готов к
сотрудничеству. А нашего соотечественника
вызовешь по какой-то ерунде, сразу же голову
спрятал. Вот вам еще одна задача воспитательной
системы – сформировать чувство собственного
достоинства и “прямую спину“.
Каким образом? Предоставить возможность
увидеть цели, к которым человек стремится».
|