Я поделюсь опытом работы нашего клуба,
где была создана среда, способствующая развитию
здоровой, гармонично развитой и социально
активной личности. Но сперва несколько слов о
клубе и методах его работы...
«Кай» существует на территории
Северо-Западного административного округа
столицы более 17-ти лет на базе центра образования
№ 1874 и Центра психолого-педагогической
реабилитации и коррекции. В нем занимаются дети
от 5-ти до 16-ти лет. И, как правило, они имеют
различные нарушения здоровья, в том числе
психологические проблемы. То есть это те дети,
которых обычно не берут ни в какие кружки и
секции. Наверное, потому, что их обучение требует
привлечения дополнительных средств. Да и
интеграция в общество происходит не так, как у
нормально развивающихся сверстников.
Уровень детской заболеваемости в
нашей стране достаточно высок. А система
здравоохранения, на которую возложена
обязанность бороться с этим, решает
исключительно вопросы лечения и не занимается
восстановлением и дальнейшей интеграцией. Мы же
в своем клубе пытаемся создать среду, где ребята
могли бы развиваться.
Работа основана на принципе
комплексности. Она ведется в трех направлениях:
спортивное, оздоровительное и творческое. То
есть это области, что обычно не пересекаются в
кружках: если уж ведется творческая
деятельность, значит, о спорте нет никакой речи.
Точно так же действуют спортивные секции. Однако,
по нашему мнению, именно комплексный подход
может дать оптимальный результат.
В данном случае неким интеграционным
механизмом, позволяющим сделать методы
традиционной педагогики, лечебной физкультуры и
реабилитации более доступными для детей и,
следовательно, повысить качество выполняемых и
поставленных перед ними задач, является
театральная педагогика. Кроме того, применение
данных методов стимулирует процесс
самообразования и социальную активность детей.
В клубе детишки разного возраста
занимаются вместе. Старшие участвуют в работе
новичковых групп и чувствуют свою необходимость
на этом этапе, у них формируется ответственность
за малышей, а те ощущают поддержку со стороны
ребят постарше. Здоровые дети тоже задействованы
в мероприятиях. Очень активно привлекаем
родителей на наши мероприятия. Все это
способствует гармонизации среды, каждый ребенок
ощущает себя нужным и компетентным в чем-либо.
Таким образом, естественным путем
вырабатываются правильные личностные установки,
нравственные понятия, повышается социальная
активность.
А ТАКЖЕ…
В настоящее время ни у кого не вызывает
сомнений, что проблема здоровья учащихся
включает в себя не только медицинские, но и
значимые педагогические аспекты. Сформировать у
человека многие устойчивые мотивы
жизнедеятельности, в том числе и мотивацию к
сохранению здоровья, можно лишь в
результате воспитания. Таким образом,
здоровье рассматривается как педагогическая
категория.
При анализе эффективности тех или иных
подходов к решению проблемы здоровья школьников
необходимо иметь в виду те школьные факторы
риска, которые негативно влияют на рост,
развитие, функциональное состояние и здоровье
учащихся. Как было определено многолетними
исследованиями Института возрастной физиологии
РАО, к школьным факторам риска относятся (в
порядке убывания значимости):
стрессовая педагогическая тактика;
интенсификация учебного процесса;
несоответствие методик и технологий
обучения возрастным и функциональным
возможностям школьников;
преждевременное начало дошкольного
систематического обучения;
несоблюдение физиологических и
гигиенических требований к организации учебного
процесса;
неподготовленность педагогов по
проблемам охраны и укрепления здоровья учащихся;
массовая безграмотность родителей в
вопросах сохранения здоровья детей;
частичное разрушение служб
школьного врачебного контроля;
недостатки в существующей системе
физического воспитания;
отсутствие в школе системной работы
по формированию ценности здоровья и здорового
образа жизни (в том числе профилактики вредных
привычек, полового воспитания, недостаточное или
неправильное использование средств физического
воспитания и спорта и т.п.).
Методическое руководство «Системная
модель деятельности ОУ по сохранению и
укреплению здоровья учащихся». ГОУ ДПО
«Нижегородский институт развития образования»,
2008.
|
Оценив свою работу за многие
годы, решили провести эксперимент, который
заключался в том, что мы взяли детей младшего
школьного возраста на базе Центра
психолого-педагогической реабилитации и
коррекции. Все они имели общую проблему – слабая
адаптация к школе.
Нашу комплексную методику с опорой на
методы театральной педагогики мы применяли в
течение года. Все 12 месяцев ребята осваивали
актерский тренинг, пластику, ставили этюды,
сказки и т.д. Заключительным этапом была
постановка спектакля, материал для которого и
костюмы они готовили сами.
После показа психологи, врачи и педагоги
провели осмотр, сравнили результаты, полученные
у этих детей, с результатами тех, к кому
театральная педагогика не применялась. И
результаты первой группы оказались значительно
выше! Во-первых, многие члены клуба «Кай» решили
свои психологические проблемы. А во-вторых, к
большой радости и удивлению взрослых, нам
удалось решить даже вопросы оздоровления.
|