Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Управление школой»Содержание №14/2009

Тема номера

Болезнь – не препятствие

Как часто отважившиеся на совмещение несовместимого получают положительные результаты!  О технологии, опробованной в московском детском клубе «Кай», рассказывает   Оксана Никитична КОНОВАЛОВА, возглавляющая его.

Я поделюсь опытом работы нашего клуба, где была создана среда, способствующая развитию здоровой, гармонично развитой и социально активной личности. Но сперва несколько слов о клубе и методах его работы...

«Кай» существует на территории Северо-Западного административного округа столицы более 17-ти лет на базе центра образования № 1874 и Центра психолого-педагогической реабилитации и коррекции. В нем занимаются дети от 5-ти до 16-ти лет. И, как правило, они имеют различные нарушения здоровья, в том числе психологические проблемы. То есть это те дети, которых обычно не берут ни в какие кружки и секции. Наверное, потому, что их обучение требует привлечения дополнительных средств. Да и интеграция в общество происходит не так, как у нормально развивающихся сверстников.

Уровень детской заболеваемости в нашей стране достаточно высок. А система здравоохранения, на которую возложена обязанность бороться с этим, решает исключительно вопросы лечения и не занимается восстановлением и дальнейшей интеграцией. Мы же в своем клубе пытаемся создать среду, где ребята могли бы развиваться.

Работа основана на принципе комплексности. Она ведется в трех направлениях: спортивное, оздоровительное и творческое. То есть это области, что обычно не пересекаются в кружках: если уж ведется творческая деятельность, значит, о спорте нет никакой речи. Точно так же действуют спортивные секции. Однако, по нашему мнению, именно комплексный подход может дать оптимальный результат.

В данном случае неким интеграционным механизмом, позволяющим сделать методы традиционной педагогики, лечебной физкультуры и реабилитации более доступными для детей и, следовательно, повысить качество выполняемых и поставленных перед ними задач, является театральная педагогика. Кроме того, применение данных методов стимулирует процесс самообразования и социальную активность детей.

В клубе детишки разного возраста занимаются вместе. Старшие участвуют в работе новичковых групп и чувствуют свою необходимость на этом этапе, у них формируется ответственность за малышей, а те ощущают поддержку со стороны ребят постарше. Здоровые дети тоже задействованы в мероприятиях. Очень активно привлекаем родителей на наши мероприятия. Все это способствует гармонизации среды, каждый ребенок ощущает себя нужным и компетентным в чем-либо. Таким образом, естественным путем вырабатываются правильные личностные установки, нравственные понятия, повышается социальная активность.

А ТАКЖЕ…

В настоящее время ни у кого не вызывает сомнений, что проблема здоровья учащихся включает в себя не только медицинские, но и значимые педагогические аспекты. Сформировать у человека многие устойчивые мотивы жизнедеятельности, в том числе и мотивацию к сохранению здоровья, можно лишь в результате воспитания. Таким образом, здоровье рассматривается как педагогическая категория.

При анализе эффективности тех или иных подходов к решению проблемы здоровья школьников необходимо иметь в виду те школьные факторы риска, которые негативно влияют на рост, развитие, функциональное состояние и здоровье учащихся. Как было определено многолетними исследованиями Института возрастной физиологии РАО, к школьным факторам риска относятся (в порядке убывания значимости):

  • стрессовая педагогическая тактика;

  • интенсификация учебного процесса;

  • несоответствие методик и технологий обучения возрастным и функциональным возможностям школьников;

  • преждевременное начало дошкольного систематического обучения;

  • несоблюдение физиологических и гигиенических требований к организации учебного процесса;

  • неподготовленность педагогов по проблемам охраны и укрепления здоровья учащихся;

  • массовая безграмотность родителей в вопросах сохранения здоровья детей;

  • частичное разрушение служб школьного врачебного контроля;

  • недостатки в существующей системе физического воспитания;

  • отсутствие в школе системной работы по формированию ценности здоровья и здорового образа жизни (в том числе профилактики вредных привычек, полового воспитания, недостаточное или неправильное использование средств физического воспитания и спорта и т.п.).

Методическое руководство «Системная модель деятельности ОУ по сохранению и укреплению здоровья учащихся». ГОУ ДПО «Нижегородский институт развития образования», 2008.

Оценив свою работу за многие годы, решили провести эксперимент, который заключался в том, что мы взяли детей младшего школьного возраста на базе Центра психолого-педагогической реабилитации и коррекции. Все они имели общую проблему – слабая адаптация к школе.

Нашу комплексную методику с опорой на методы театральной педагогики мы применяли в течение года. Все 12 месяцев ребята осваивали актерский тренинг, пластику, ставили этюды, сказки и т.д. Заключительным этапом была постановка спектакля, материал для которого и костюмы они готовили сами.

После показа психологи, врачи и педагоги провели осмотр, сравнили результаты, полученные у этих детей, с результатами тех, к кому театральная педагогика не применялась. И результаты первой группы оказались значительно выше! Во-первых, многие члены клуба «Кай» решили свои психологические проблемы. А во-вторых, к большой радости и удивлению взрослых, нам удалось решить даже вопросы оздоровления.

Рейтинг@Mail.ru