Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Управление школой»Содержание №14/2009

Тема номера

Семейные проекты

Как классный руководитель особое внимание я уделяю сотрудничеству с родителями учащихся. На первом родительском собрании в начале учебного года мы разрабатываем содержание совместной деятельности, договариваемся о взаимодействии, определяем задачи, итоговый результат. Все это помогает отрефлексировать собственные позиции, лучше понять чувства ребенка, узнать особенности детской психологии, урегулировать уровень своих требований и ожиданий. Эффективным я считаю и проведение традиционной встречи детей и родителей на совместных мероприятиях под общим названием «Моя семья».

Лист планирования содержания проекта «Моя семья»

Возрастная категория школьников.
1–11-й классы.
Основополагающий и проблемный вопрос учебной темы.
Зачем нам нужна семья?

Дидактические цели проекта.
Формирование компетентности в сфере независимой познавательной деятельности; навыков самостоятельной работы с различными источниками информации, сотрудничества в команде; умений увидеть проблему и наметить пути ее решения.

Методические задачи.

1. Сформировать представление об основных правилах поведения в семье.
2. Объяснить приемы работы с различными источниками информации.
3. Научить оформлять результаты исследований в различных формах.

Формулирование проблемы (выбор темы индивидуальных исследований учащихся).

1. Что такое семья?
2. Ее предназначение.
3. Семейные роли.
4. Традиции.
5. Правила поведения в семье.

Выдвижение гипотез решения проблем.
«Семья приносит полноту жизни, семья приносит счастье…» (А.С.  Макаренко)

Определение названий этапов проекта.

1. «Родословное древо».
2. «Семейные праздники».
3. «Правила для родителей».
4. «Секреты семейной кухни».
5. «Тайны семейного альбома».

Формирование групп для проведения исследований и определение формы представления результатов.

I группа (4 человека) – презентация;
II группа (4 человека) – буклет;
III группа (4 человека) – бюллетень;
IV группа (4 человека) – книга рецептов семейных блюд;
V группа (4 человека) – семейный альбом.

Обсуждение плана работы учащихся индивидуально или в группе.
Классный руководитель и ученики определяют этапы проведения исследования:
– сбор и поиск информации;
– систематизация полученного материала;
– выводы, оформление результатов.

Обсуждение со школьниками возможных источников информации.
Классный руководитель сообщает ученикам основные пути поиска информации, беседа проводится фронтально со всеми группами. При обсуждении информационных источников необходимо акцентировать внимание на их достоверности.

Самостоятельная работа учащихся в группах, обсуждение задания каждого.
Проходит по вышеуказанному плану. Каждому достается одна тема, материалы по которой представляются в любой доступной форме.

Самостоятельная работа групп.

– Обзор найденных материалов;
– анализ найденной информации;
– выделение основных направлений работы:

  • составление информационного буклета и бюллетеня с материалами по своей теме;

  • оформление результатов исследования в форме презентации;

  • выпуск листовки с правилами для родителей и приглашения на классный час;

  • оформление книги рецептов семейных блюд;

  • создание семейного альбома;

– демонстрация и защита работ.

Роль классного руководителя в данном случае заключается в консультировании, помощи в выборе направления деятельности детей.

Подготовка учащимися презентации-отчета о проделанной работе.
Форма – доклад на 3–4 минуты с иллюстрациями, раздача изданного информационного буклета, бюллетеня и других материалов.
Цель – мотивировать ребят систематизировать полученные данные.
Роль классного руководителя – консультирование, помощь.

Защита презентаций, выводы.
Присутствуют все участники проектов. Каждая группа представляет полученные результаты, затем отвечает на вопросы присутствующих.
Оценивание итогов проекта школьниками и классным руководителем.
Заполнение учениками оценочных листов, разработанных на основе заранее известных критериев. Подведение итогов. Награждение.

ПОСЛЕ УРОКОВ

Расскажу о двух наших воспитательных подходах, использующихся во внеурочное время.
В частности, применяем одну из забытых форм, а именно коллективное чтение. Наши «коллективки» проходят с 1-го по 4-й класс. Для этого мы берем старые книжечки, на которых выросло не одно поколение. Благодаря нашей школьной библиотеке их обычно хватает на каждого ребенка либо (в некоторых случаях) – по одной на парту.
Это и «Рассказы» Л.Н. Толстого, и «Волшебное слово» В.А. Осеевой, и многие другие. Часто у нас бывает тематическое чтение. Например, перед Днем Победы мы выбираем рассказы военной тематики, обсуждаем их, представляем себя на месте героев. Некоторые произведения я читаю ребятам сама. Так, в прошлом году каждую пятницу мои ученики слушали «Четвертую высоту» Елены Ильиной.
Цель этих литературных встреч – показать, как можно преодолевать трудности, не бояться их. Несмотря на то что у меня был 4-й класс (принято считать, что дети в таком возрасте отмахиваются от чтения), подопечные очень ждали наших пятниц. А затем, когда книга закончилась, многие взяли ее в библиотеке для повторного самостоятельного чтения.
Историю своего города и страны мы начинаем с изучения истории семьи каждого из наших воспитанников. Порой детей ждут весьма интересные и неожиданные открытия. Например, они любят знакомиться с профессиями своих родителей, некоторых из которых мы приглашаем в класс.
Скажем, мама одной из наших учениц – стоматолог. Она принесла с собой на встречу модель зуба, специальные плакаты, иллюстрации и очень доступно рассказала, как надо правильно ухаживать за ротовой полостью.
Подобные мероприятия способствуют становлению личности школьников, расширению кругозора, формированию умения строить свои отношения с разными людьми. И, конечно же, такие встречи сплачивают детей и родителей.

Светлана МЕРЗЛЯКОВА,
учитель начальных классов
Рейтинг@Mail.ru