Что такое проект с точки зрения
ученика? Это возможность максимального
раскрытия своего творческого начала,
деятельность, позволяющая проявиться
индивидуально или в группе, попробовать силы,
использовать знания, представить результат
работы публично.
Что такое проект с точки зрения
учителя? Это интегрированное дидактическое
средство развития, обучения и воспитания.
Проектная деятельность направлена на
формирование навыков критического мышления,
сотрудничества, а также на выработку
нравственных качеств личности: ответственности,
активной жизненной позиции, общительности,
совести.
Наши учащиеся сами формулируют
правила сотрудничества в группе. Например, так:
– Успех одного – общий успех.
– Один за всех и все за одного!
– Протяни руку помощи!
– Не рой другому яму – сам в нее попадешь!
В этих девизах проявляется
коллективизм, заинтересованность, желание
вместе выполнить работу хорошо, а также такие
качества, как человечность, благородство,
доброта.
Иногда ребята стараются зарифмовать
правила перед началом работы над тем или иным
проектом:
– Если вдруг ты опоздал, очень
много потерял!
– Если ты поможешь другу, то поможешь и себе.
– Если слышишь слово «стоп!» – сразу ротик
на замок.
– Если друга ценишь ты, то компьютер раздели!
Выполнение задания и проекта
происходит у нас по следующему плану:
1. Планирование.
2. Создание.
3. Проверка.
4. Презентация.
5. Обсуждение.
Планирование – важный момент
проектной деятельности, так как ребенок сам
выбирает тему и обосновывает свой выбор.
Процесс создания проекта развивает
воображение, творческое мышление. А разделение
обязанностей в группе позволяет проявить себя в
разных областях и практической, и мыслительной
деятельности. Все это сильно дисциплинирует
детей, так как работа над проектом ограничена во
времени.
Проверка предполагает уточнение
основных элементов и формирует такие качества,
как обязательность, прилежность,
ответственность, самокритичность.
Презентация учит учащихся владеть
собой, представлять свои идеи, слушать, отвечать
на вопросы и задавать их.
Обсуждение проекта тоже
осуществляется самими ребятами. Критериями
оценки являются оригинальность, технические
навыки, выразительность, сотрудничество. На этом
этапе формируются следующие качества:
доброжелательность, умение радоваться успехам
других, тактичность, юмор, вежливость.
ВЗАИМОСВЯЗЬ
Смысл образования в настоящее время
трактуется как средство, позволяющее учащимся
овладеть определенным объемом знаний, чтобы
«благополучно» войти во взрослый мир. И я
убеждена в том, что все явления жизни,
составляющие понятие общечеловеческих
ценностей, можно продемонстрировать на любом
занятии.
Уроки географии в этом смысле
предоставляют неограниченные возможности для
духовно-нравственного воспитания детей.
Например, изучая страны с точки зрения
выращивания разных сельскохозяйственных
культур, мы с ребятами беседуем о том, как все
государства в мире взаимосвязаны через
экспорт-импорт продукции.
В старших классах на уроке по теме
«Религии мира» мы обсуждаем влияние веры на
хозяйство, демографическую ситуацию; говорим о
религиозных конфессиях, существующих в Омской
области; о том, какие исторические памятники в
нашем регионе связаны с православной культурой.
Татьяна БЕЗБОРОДОВА, учитель географии
|
|