Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Управление школой»Содержание №14/2009

Тема номера

О религиозной культуре

Развитие духовно-нравственного потенциала школьников в условиях гимназической среды – задача непростая. Даже краткий список факторов показывает сложность ситуации:
– в России нет единого представления о понятии «духовно-нравственная культура»;
– те или иные группы людей по-разному представляют, что может быть результатом воспитательной работы;
– отсутствует база данных опыта воспитательной работы со школьниками.

Наше общество в силу разных причин в настоящее время лишено духовных и нравственных идеалов. Сведенными к минимуму оказались и воспитательные функции действующей системы образования.

Помимо ряда федеральных нормативно-правовых актов, обеспечивающих духовно-нравственное развитие, в последние годы появилось несколько документов, поддерживающих идею религиозного воспитания. В частности:

– Приказ Министерства образования РФ от 01.07.2003 г. № 2833 «О предоставлении государственным и муниципальным образовательным учреждениям, религиозным организациям возможности обучать детей религии вне рамок образовательных программ»;

– предложения Общественной палаты РФ по вопросам изучения религиозной культуры в системе образования, принятые на заседании Совета Общественной палаты Российской Федерации, от 29 ноября 2006 г.;

– итоговые документы общественных слушаний 5 декабря 2006 г. на тему «Нормативно-правовые основы обучения детей в общеобразовательных учреждениях с этнокультурным региональным (национально-региональным) компонентом».

Что касается регионального уровня, то у нас существует следующая нормативно-правовая база:

– Устав Омской области;

– Устав г. Омска;

– Закон Омской области от 09.02.2005 г. № 606-03 «О проведении публичных мероприятий на территории г. Омска»;

– Приказ начальника Главного управления образования Омской области от 06.10.2003 г. № 3558;

– Соглашение о совместной научной, педагогической, культурно-просветительской деятельности Главного управления образования Администрации Омской области и Омско-Тарского епархиального управления МПРПЦ от 30.05.2002 г.

Для того чтобы выяснить отношение родителей наших гимназистов к религиозному воспитанию, мы провели анкетирование. Всего было опрошено более 200 человек. Приводим фрагменты нашего опроса.

Как вы считаете, где в современном обществе люди должны получать представление о религиозной культуре?

  • В семье – 56%;

  • в школе – 28%.

Как вы относитесь к введению в учебные программы общеобразовательных школ предметов по истории и культуре религии?

  • Положительно – 50 %;

  • отрицательно – 36%.

Как вы считаете, предмет по истории и культуре религии должен быть:

  • обязательным – 8%;

  • факультативным – 36%;

  • преподаваться только в воскресных школах – 49%.

Какое из перечисленных суждений разделяете лично вы?

  • Изучение истории и культуры религий нужно для общего развития –31%;

  • эти предметы способствуют духовному развитию, нравственному воспитанию молодежи – 23%;

  • они перегружают программу – 31%.

Как видно из анкет, 50 процентов родителей выступают за введение предметов по истории и культуре религии, столько же респондентов за то, чтобы дисциплины религиозного характера преподавались в воскресных школах, и только 23 процента родителей считают, что их изучение способствует нравственному воспитанию молодежи.

Разумеется, духовный потенциал в гимназической среде возможно развивать не только за счет введения предметов религиозной направленности, но и благодаря большой воспитательной работе как на уроках, так и во внеурочной деятельности.

Рейтинг@Mail.ru