Телекоммуникационный проект –
это совместная учебно-познавательная,
исследовательская, творческая или игровая
деятельность учащихся-партнеров, организованная
на основе компьютерной телекоммуникации,
имеющая общую проблему, цель, согласованные
методы, способы деятельности, направленная на
достижение цельного результата.
Телекоммуникационные проекты
реализуются в основном во внеурочной
деятельности. Тем не менее, они могут существенно
повлиять на качество обучения по отдельным
предметам. И если предметные дисциплины дают
ведущие идеи и теорию, то именно во внеурочное
время проявляется все многообразие практической
работы: усиливаются творческая и познавательная
активность детей, эмоциональное содействие,
сопереживание, повышается учебная мотивация,
возрастает роль поисковых методов, в учебный
процесс вовлекаются «внеурочные познания», что
стимулирует самостоятельную, мотивированную
работу с сознательным взаимным переносом знаний
из одной области в другую.
Другим немаловажным аспектом
полезности телекоммуникационных проектов
является развитие культуры общения и
межсетевого взаимодействия учащихся и учителей.
Общение, установление любых контактов между
обучающимися разных школ и городов играет важную
роль в развитии личности. У ребят появляются
возможность самовыражения, стремление к общению
и сотрудничеству, раскрывается творческий и
интеллектуальный потенциал, расширяется
кругозор и эрудиция.
Меняется при такой форме работы и роль
учителя: он уже не монополист информации и
единственный ее источник, а консультант,
соратник, помощник учеников.
Проектная деятельность в сфере
гуманитарных предметов предоставляет в этом
смысле бесконечные возможности.
Рассмотрим в качестве примера телекоммуникационный
проект «Великий язык великого народа», который
организовала и провела школа № 118 г. Омска и
в котором воспитанники нашей гимназии принимали
участие.
Целью проекта стало формирование
компетентности в сфере коммуникации;
самостоятельной исследовательской
деятельности; общественных отношений.
Задачи проекта:
1. Привлечение внимания
общественности к проблеме массового
сквернословия.
2. Проведение исследования причин
распространения этого явления.
3. Предложение способов избавления от
сквернословия в обществе.
Форма телекоммуникационного проекта
позволяет значительно увеличить степень
диалогизации учебной деятельности, обеспечить
контакт не только на уровне учитель–ученик, но и
учитель–учитель, учитель–родители.
Содержание обязательно должно
быть связано с анализом системы ценностей,
сложившихся в обществе на определенном этапе его
развития. В таблице представлено примерное
содержание этого проекта.
Таблица
Описание проекта «Великий язык
великого народа»
Содержание
проекта |
Предполагаемое
ценностное содержание |
Признаки
диалогизации |
Представление
проекта можно начать так: «Слушая речь
окружающих, нельзя не заметить, что люди
частенько употребляют крепкие выражения. Что с
этим делать? Давайте разберемся вместе!
Быть может, участвуя в нашем проекте,
кто-то задумается над своими словами и
поступками, предложит решение, которое окажется
эффективным?» |
Аннотация
проекта предполагает, что учитель поможет детям
обратить внимание на сложившуюся в обществе
ситуацию, осознать ее как важную для каждого.
Речь – важнейшее средство самовыражения
личности, в котором проявляется ее содержание,
внутренний мир |
Сотрудничество в
определении предмета исследования; каждый
участник проекта высказывает свое мнение; все
признают возможность и важность личного мнения
каждого |
Задание № 1
Проведите в школе опрос
общественного мнения по проблеме сквернословия
и методам борьбы с ним.
Проанализируйте собранные данные и
определите тенденции в отношении разных групп
населения к сквернословию |
Фаза
присвоения ценностей.
Отношение к речи то же, что и к самому
себе и окружающим. Понятно, что речь как
ценность – явление опосредованное, но ведь
характеризует она главную ценность –
человека |
Опрос и
анкетирование – наиболее распространенные
методы включения ученика в диалог с окружающим
миром. Здесь присутствуют и сотрудничество, и
распределение ролей в деятельности, и т.д. |
Задание № 2
Напишите статью, которая будет
отвечать на следующие вопросы:
· Как относятся к сквернословию
современные школьники и их родители?
· Как сегодня предлагают решить
проблему сквернословия ученики, их родители?
· Какой вариант вам кажется наиболее
удачным и почему?
· Как, по вашему мнению, будет
развиваться в дальнешем ситуация в обществе,
связанная с употреблением непечатных слов в
устной речи?
Можно дополнить свой материал кратким
рассказом об истории происхождения
сквернословия |
Фаза
преобразования личности на основе приобретенных
ценностей.
Признается как безусловная
возможность каждого иметь свое мнение.
Справедливость как ценность предполагает равные
права каждого, в том числе и на ошибку |
Процесс
совместного поиска решения обеспечивает
диалогизацию и персонификацию образования:
личностные проявления (мысли, эмоции, поступки),
выражение собственного отношения
к содержанию деятельности |
Задание № 3
Придумайте лозунг, девиз, слоган,
подпись к плакату (одно предложение или
четверостишие), которые помогут нашему обществу
решить проблему сквернословия |
Фаза
проектирования.
Другая личность и сообщество как
ценности предполагают только ненасильственные
методы воздействия |
Выражение
собственного мнения, преобразованного в
результате исследования |
|