Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Управление школой»Содержание №14/2009

Тема номера

Как обеспечить диалог в учебной деятельности

Телекоммуникационная проектная деятельность – одно из средств формирования системы ценностей современного молодого поколения. Мы убеждены, что она приносит положительный результат только в том случае, если проект является:
– личностно-значимым (для исследования выбрана проблема или тема, которая важна для ребенка в данный момент, и задача учителя заключается в том, чтобы помочь осознать это);
– ценностно-содержательным (предметом исследования или проектирования является ценность или система ценностей другой личности, коллектива);
– познавательным (предполагается приобретение новых знаний).

Телекоммуникационный проект – это совместная учебно-познавательная, исследовательская, творческая или игровая деятельность учащихся-партнеров, организованная на основе компьютерной телекоммуникации, имеющая общую проблему, цель, согласованные методы, способы деятельности, направленная на достижение цельного результата.

Телекоммуникационные проекты реализуются в основном во внеурочной деятельности. Тем не менее, они могут существенно повлиять на качество обучения по отдельным предметам. И если предметные дисциплины дают ведущие идеи и теорию, то именно во внеурочное время проявляется все многообразие практической работы: усиливаются творческая и познавательная активность детей, эмоциональное содействие, сопереживание, повышается учебная мотивация, возрастает роль поисковых методов, в учебный процесс вовлекаются «внеурочные познания», что стимулирует самостоятельную, мотивированную работу с сознательным взаимным переносом знаний из одной области в другую.

Другим немаловажным аспектом полезности телекоммуникационных проектов является развитие культуры общения и межсетевого взаимодействия учащихся и учителей. Общение, установление любых контактов между обучающимися разных школ и городов играет важную роль в развитии личности. У ребят появляются возможность самовыражения, стремление к общению и сотрудничеству, раскрывается творческий и интеллектуальный потенциал, расширяется кругозор и эрудиция.

Меняется при такой форме работы и роль учителя: он уже не монополист информации и единственный ее источник, а консультант, соратник, помощник учеников.

Проектная деятельность в сфере гуманитарных предметов предоставляет в этом смысле бесконечные возможности.

Рассмотрим в качестве примера телекоммуникационный проект «Великий язык великого народа», который организовала и провела школа № 118 г.  Омска и в котором воспитанники нашей гимназии принимали участие.

Целью проекта стало формирование компетентности в сфере коммуникации; самостоятельной исследовательской деятельности; общественных отношений.

Задачи проекта:

1. Привлечение внимания общественности к проблеме массового сквернословия.
2. Проведение исследования причин распространения этого явления.
3. Предложение способов избавления от сквернословия в обществе.

Форма телекоммуникационного проекта позволяет значительно увеличить степень диалогизации учебной деятельности, обеспечить контакт не только на уровне учитель–ученик, но и учитель–учитель, учитель–родители.

Содержание обязательно должно быть связано с анализом системы ценностей, сложившихся в обществе на определенном этапе его развития. В таблице представлено примерное содержание этого проекта.

Таблица

Описание проекта «Великий язык великого народа»

Содержание проекта

Предполагаемое ценностное содержание

Признаки диалогизации

Представление проекта можно начать так: «Слушая речь окружающих, нельзя не заметить, что люди частенько употребляют крепкие выражения. Что с этим делать? Давайте разберемся вместе!

Быть может, участвуя в нашем проекте, кто-то задумается над своими словами и поступками, предложит решение, которое окажется эффективным?»

Аннотация проекта предполагает, что учитель поможет детям обратить внимание на сложившуюся в обществе ситуацию, осознать ее как важную для каждого. Речь – важнейшее средство самовыражения личности, в котором проявляется ее содержание, внутренний мир

Сотрудничество в определении предмета исследования; каждый участник проекта высказывает свое мнение; все признают возможность и важность личного мнения каждого

Задание № 1

Проведите в школе опрос общественного мнения по проблеме сквернословия и методам борьбы с ним.

Проанализируйте собранные данные и определите тенденции в отношении разных групп населения к сквернословию

Фаза присвоения ценностей.

Отношение к речи то же, что и к самому себе и окружающим. Понятно, что речь как ценность – явление опосредованное, но ведь характеризует она главную ценность – человека

Опрос и анкетирование – наиболее распространенные методы включения ученика в диалог с окружающим миром. Здесь присутствуют и сотрудничество, и распределение ролей в деятельности, и т.д.

Задание № 2

Напишите статью, которая будет отвечать на следующие вопросы:

· Как относятся к сквернословию современные школьники и их родители?

· Как сегодня предлагают решить проблему сквернословия ученики, их родители?

· Какой вариант вам кажется наиболее удачным и почему?

· Как, по вашему мнению, будет развиваться в дальнешем ситуация в обществе, связанная с употреблением непечатных слов в устной речи?

Можно дополнить свой материал кратким рассказом об истории происхождения сквернословия

Фаза преобразования личности на основе приобретенных ценностей.

Признается как безусловная возможность каждого иметь свое мнение. Справедливость как ценность предполагает равные права каждого, в том числе и на ошибку

Процесс совместного поиска решения обеспечивает диалогизацию и персонификацию образования: личностные проявления (мысли, эмоции, поступки), выражение собственного отношения к содержанию деятельности

Задание № 3

Придумайте лозунг, девиз, слоган, подпись к плакату (одно предложение или четверостишие), которые помогут нашему обществу решить проблему сквернословия

Фаза проектирования.

Другая личность и сообщество как ценности предполагают только ненасильственные методы воздействия

Выражение собственного мнения, преобразованного в результате исследования

 

Рейтинг@Mail.ru