Образовательные стандарты второго
поколения в качестве цели образования
определяют развитие личности учащегося на
основе овладения универсальными способами
деятельности. Под школьным обучением понимается
не просто усвоение системы знаний, умений и
навыков, составляющих инструментальную основу
компетенций, но и процесс воспитания личности,
обретения духовно-нравственного опыта и
социальной компетентности.
На современном этапе развития системы
образования потребовались новые методические
приемы, призванные сформировать самостоятельную
и инициативную позицию школьников.
Ведущее место среди методов,
обнаруженных в арсенале мировой и отечественной
педагогической практики, принадлежит сегодня
проектам.
В духовно-нравственном становлении
личности важное место занимает участие детей и
подростков в деле, которое их объединяет. Особая
роль в формировании нравственных качеств
личности при организации проектной деятельности
принадлежит выбору темы. Это самая трудная
задача, которая выпадает на долю учителя. Как
правило, наши педагоги предлагают ее варианты,
основываясь на том, что детям ближе и ежедневно
их окружает.
Так, всегда интересна тема Родины.
Патриотические чувства учащихся формируются на
основе глубоких и разносторонних знаний о ней: о
ее героическом прошлом, настоящем, об
исторической общности людей – русском народе,
родном крае. В свое время К.Д. Ушинский в ряде
своих работ теоретически обосновал
«родиноведческий принцип» в обучении, показал
большое воспитательное и образовательное
значение изучения края.
Проблемы охраны окружающей среды
становятся наиболее близки и понятны учащимся
при знакомстве с родным уголком своей местности.
Ведь ребенку свойственно открывать мир от порога
отчего дома. Именно знания о «малой родине»
вызывают в детях интерес, воспитывают
гражданина, человека, чувствующего боль за
бездумное варварское отношение к природе.
Исследование края и посильное участие в его
строительстве – это два начала краеведческой
работы школьников, источник и средство их
патриотического воспитания.
Проблему духовно-нравственного
воспитания могут решать также и
телекоммуникационные проекты. Их специфика
заключается, прежде всего, в том, что они по своей
сути всегда межпредметны. Подробнее об этом мы
расскажем далее.
Многие школы стремятся сегодня
организовать учебный процесс таким образом,
чтобы максимально пробудить в воспитанниках
чувство любви к своему краю.
В нашей гимназии в рамках программы
межшкольных связей серьезное внимание уделяется
разработке и созданию проектов, ориентирующих
ребят на актуальные местные проблемы,
формирование активной позиции в отстаивании
региональных интересов.
|