Конференция собрала множество
заинтересованных участников из разных городов
России (26 регионов), Беларуси, Украины, Финляндии.
Всех их объединила такая мысль: без точно
выверенного, отлаженного взаимодействия в дуэте
«школа–общество» процесс образования – и так
в последние годы сложный – может забуксовать
окончательно.
Именно в связи со злободневностью
самой темы, с важными выводами, облеченными в
решения конференции, полагаю необходимым
представить небольшой обзор работы многих и
многих учителей, директоров, методистов, научных
консультантов, представителей высшей школы.
Своими выступлениями и полемикой, семинарами и
круглыми столами, презентациями и
мастер-классами, а главное, позицией по отношению
к теме конференции они составляли неповторимое и
живое содержание профессионального общения
педагогического сообщества.
Работа продолжалась три дня по уже
оправдавшей себя схеме: день открытия проходил в
помещении Второй Санкт-Петербургской гимназии,
после официальной части – секции, семинары.
Следующий день – представление
опыта образовательных учреждений Северной
столицы прямо на их базе. Там же – выступления
участников.
Заключительный день – две
последовательные серии мастер-классов и
семинаров: первая – общепрофессиональная,
вторая – предметная. Завершало конференцию
заседание собравшихся по выработке проекта
решений.
Думаю, уже из одного только
перечисления некоторых заявленных тем можно
составить представление о глубине и
многообразии работы.
Секции в этом году были весьма
разнообразными: «Гимназия, ОУ как культурное
поле для формирования гуманитарной среды:
методический аспект», «Способы и формы
знакомства ученика с общественными и
социальными институтами, «Цели и место
гимназического образования: прошлое, настоящее,
закономерные перспективы», «Комплекс
современного гимназического образования».
Одновременно проходили семинары и
мастер-классы: «Реализация в гимназии программы
“Одаренные дети”», «Педагогическая
деятельность молодого учителя: проблемы и
перспективы», «Формирование коммуникативных
умений старшеклассников через самостоятельную
работу учащихся как средство социализации
личности».
ОУ Санкт-Петербурга ждали участников
для работы по следующим темам:
– гимназия № 92 (директор Сергей
Борисович Сочилин) – «Создание эффективной
системы государственно-общественного
управления как одно из условий достижения
современного качества образования»;
– гимназия № 107 (директор Виктор
Валентинович Киселев) – «Ключевые
составляющие современного гимназического
образования как фактор успешности ученика»;
– гимназия № 116 (директор Татьяна
Аркадьевна Тесля) – «Инновационные
технологии на уроках и во внеурочной работе»;
– гимназия № 148 им. Сервантеса (директор
Андрей Милеевич Полозов) – «Организация
диалогового взаимодействия “гимназия –
общество“: из опыта работы»;
– научно-методический центр Красногвардейского
района (директор Татьяна Валерьевна
Рогозина) – «НМЦ–ОУ: методическое
сопровождение деятельности и поддержка
передовых начинаний»;
– гимназия № 441 (директор Галина Павловна
Опарина) – «Гимназическая среда как условие
развития гуманистических интересов учащихся
(читательских, литературно-творческих,
художественных, филологических)»;
– гимназия № 528 (директор Елена Николаевна
Ненахова) – «Информационная поддержка
образовательного процесса: проблемы и пути
решения»;
– гимназия № 631 (директор Татьяна
Евгеньевна Зорина) – «Гимназия глобального
образования: поиск новой образовательной
философии».
Третий день конференции начинался
работой круглого стола по современным проблемам
образования для директоров и заместителей
директоров ОУ, научных руководителей и
консультантов, а все остальные выбирали среди
немалого числа мастер-классов и семинаров.
Участники конференции не только
докладывали и слушали друг друга, вступая в
полемику или соглашаясь с доводами, но вносили
предложения в проект резолюции. Представляя
основные идеи, дифференцирую их по трем позициям:
опасения, предложения, наиболее важные решения.
Сначала – опасения педагогов.
Их немало, и все они обоснованны.
Иначе стало звучать и выглядеть
соотношение между урочной и внеурочной
деятельностью по предмету, что внушает опасения
относительно явного перевеса обычного среднего
образования по сравнению с широким охватом
просвещения, осуществляемого прежде, как
правило, во внеурочной, внешкольной
деятельности, в области
просветительско-воспитательной работы. В этом же
ключе можно услышать и интерпретировать целый
ряд выступлений, касающихся стремительно
нарастающих трудностей в приобщении школьников
к культуре, что связано с низкой оценкой,
невостребованностью обществом духовных,
культурных ценностей.
Участники конференции констатируют
тот факт, что нынче интенсивно утрачиваются
отношения доверия, взаимоуважения между
учителем и учениками, уступая место гораздо
более формальному подходу «преподаватель –
учащийся». Такая потеря на уровне подмены
изживает и, вероятно, изживет последние устои,
традиции российской школы, столетия опиравшиеся
как на внутренние обязательства педагога по
отношению к работе по формированию личности
школьника, так и на уважение ученика, его
родителей к самой идее образования и к учителю
как носителю знаний и системы ценностей,
необходимых ребенку для его дальнейшей жизни в
обществе.
Педагогам, живущим школьным делом,
идеей просвещения, серьезного, значимого
образования для детей, больно видеть многие
изменения, приходящие в систему средней школы.
Самая страшная напасть – это горы бумажной
работы, забирающей учительские силы и время. И
вновь мы сталкиваемся с подменой понятий, самых
важных в образовании категорий, с
образовательной доминантой, очевидной на первый
взгляд.
Интенсивно утрачиваются
отношения доверия, взаимоуважения между
учителем и учениками.
|
Для школы, гимназии, лицея
главное – образование и просвещение
школьников. Вместо этой живой и трудной работы
становятся важнее безликие цифры в отчетах.
Такие опасения столь явны, что не
назвать их невозможно. Помимо этого, педагоги
выражали сожаление и оргкомитету, и самой
системе образования об отсутствии на всех
конференциях Ассоциации гимназий
Санкт-Петербурга представителей Минобрнауки РФ.
Пожелания участников конференции:
Давно настала пора разрабатывать
учебные программы, сами учебники, материалы для
экзаменов в тесной связи с учителями-практиками,
методистами разных уровней, что приблизит данные
источники к потенциальным возрастным
возможностям школьников, тем самым оптимизируя
учебный процесс. Нельзя без ущерба для базы
знаний учащихся навязывать в той или иной форме
учебники и учебные линии: учитель должен быть в
своей стране достоин доверия как специалист,
способный выбрать для учеников тот или иной
учебник из допущенных/рекомендованных, линейку
учебников и учить по ним.
Рассматривание школы и учителя под
увеличительным стеклом СМИ в поисках ошибок и
недочетов, публикация часто не проверенных
данных создает опасную ситуацию недоверия в
среде родителей и их детей – а это большинство
нашего общества – к самой идее образования,
просвещения. Педагоги обращаются к своим
коллегам с пожеланием не потворствовать таким
явлениям, отстаивая свою профессиональную
состоятельность и компетентность, не уступать
потоку наглости и серости, буквально повсеместно
льющемуся на школу.
С этой же целью, а также для
расширения влияния педагогического сообщества
на коллег звучали пожелания активизировать
работу Ассоциации гимназий по обобщению и
распространению опыта учебных заведений по
взаимодействию с различными организациями и
учреждениями.
Нужно создать при ассоциации
научно-практический центр, целью деятельности
которого среди очевидных прочих станет
разработка, апробация и помощь во внедрении
эффективных моделей социального партнерства
гимназий с социальными институтами, что окажет
действенную поддержку социализации школьников.
Отечественному образованию пора
возвращаться к традиционным, взвешенным и
обоснованным приемам работы с детьми,
подростками, старшеклассниками. Школа не должна
спешить подстраиваться только под технические
новации в ущерб прочной образовательной базе,
необходимой любому выпускнику.
Важное в нынешних социокультурных
условиях пожелание – рассматривать работу
над развитием культуры речи школьника как одну
из важных специфических задач гимназического
образования. Для этого рекомендовать введение в
его содержание таких учебных курсов или их
элементов, как «Культура речи», «Риторика».
Эту задачу можно решать за счет
национально-регионального или школьного
компонентов учебного плана.
Наиболее существенные для заявленной
темы решения прошедшей конференции:
Прагматическая установка
государства не способствует развитию школы
сегодня. Необходимо вернуть ей свою естественную
основную просветительскую миссию.
Результаты ЕГЭ не должны быть
единственным и основным критерием оценки работы
ОУ, задача которого не может без ущерба для
развития общества сводиться лишь к подготовке к
экзамену, а не к жизни молодого человека. Школа,
гимназия, лицей могут и обязаны давать знания,
осуществлять воспитание, закладывать основы
нравственности и духовности в сознание каждого
своего выпускника.
Конференция в полном составе
участников, повторяя в данном пункте решения
прошлого года, настаивает в целях гуманизации
образования на узаконенном гимназическом
учебном плане, имеющем прежние существенные
отличия от учебного плана других ОУ.
Необходима в настоящий момент, в т.ч.
в целях безопасности и соблюдения прав следующих
поколений детей, правовая защита и поддержка
гимназического образования.
Ассоциации гимназий
Санкт-Петербурга имеет смысл расширить свое поле
работы, содействуя распространению значимого
опыта этих учебных заведений по их
взаимодействию с родительской общественностью.
Именно современные гимназии с присущей им
традиционно гуманитарной доминантой стали за
последние 20 лет выполнять в обществе
«охранительную» функцию по отношению к культуре,
общественным и духовными ценностям, к своим
ученикам и их интересам.
Конференция убеждена в
необходимости и своевременности создания
городских/региональных педагогических
профессиональных сообществ, взаимодействие
которых сможет обеспечить последовательное
влияние на общество в его уважительном отношении
к образованию, учителю.
Проведение следующей конференции
запланировано на 25–27 марта 2010 г.
Приглашаем и ждем. Пора думать вместе…
|