Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Управление школой»Содержание №13/2009

События

Отчеты важнее работы?

В одном из прошлых выпусков мы начали рассказ о научно-практической конференции педагогов России и зарубежья «Гимназии и общество», организованной Ассоциацией гимназий Санкт-Петербурга. Она проводится уже не первый год. И, что немаловажно, не последний. Именно для привлечения внимания к будущим мероприятиям мы так подробно освещаем обсуждаемые темы и принимаемые решения. Ученые и педагоги-практики представляют объективную картину происходящего в гимназическом образовании и хотят быть услышаны коллегами и   властью.

Конференция собрала множество заинтересованных участников из разных городов России (26 регионов), Беларуси, Украины, Финляндии. Всех их объединила такая мысль: без точно выверенного, отлаженного взаимодействия в дуэте «школа–общество» процесс образования – и так в последние годы сложный – может забуксовать окончательно.

Именно в связи со злободневностью самой темы, с важными выводами, облеченными в решения конференции, полагаю необходимым представить небольшой обзор работы многих и многих учителей, директоров, методистов, научных консультантов, представителей высшей школы. Своими выступлениями и полемикой, семинарами и круглыми столами, презентациями и мастер-классами, а главное, позицией по отношению к теме конференции они составляли неповторимое и живое содержание профессионального общения педагогического сообщества.

Работа продолжалась три дня по уже оправдавшей себя схеме: день открытия проходил в помещении Второй Санкт-Петербургской гимназии, после официальной части – секции, семинары.

Следующий день – представление опыта образовательных учреждений Северной столицы прямо на их базе. Там же – выступления участников.

Заключительный день – две последовательные серии мастер-классов и семинаров: первая – общепрофессиональная, вторая – предметная. Завершало конференцию заседание собравшихся по выработке проекта решений.

Думаю, уже из одного только перечисления некоторых заявленных тем можно составить представление о глубине и многообразии работы.

Секции в этом году были весьма разнообразными: «Гимназия, ОУ как культурное поле для формирования гуманитарной среды: методический аспект», «Способы и формы знакомства ученика с общественными и социальными институтами, «Цели и место гимназического образования: прошлое, настоящее, закономерные перспективы», «Комплекс современного гимназического образования».

Одновременно проходили семинары и мастер-классы: «Реализация в гимназии программы “Одаренные дети”», «Педагогическая деятельность молодого учителя: проблемы и перспективы», «Формирование коммуникативных умений старшеклассников через самостоятельную работу учащихся как средство социализации личности».

ОУ Санкт-Петербурга ждали участников для работы по следующим темам:

– гимназия № 92 (директор Сергей Борисович Сочилин) – «Создание эффективной системы государственно-общественного управления как одно из условий достижения современного качества образования»;
– гимназия № 107 (директор Виктор Валентинович Киселев) – «Ключевые составляющие современного гимназического образования как фактор успешности ученика»;
– гимназия № 116 (директор Татьяна Аркадьевна Тесля) – «Инновационные технологии на уроках и во внеурочной работе»;
– гимназия № 148 им. Сервантеса (директор Андрей Милеевич Полозов) – «Организация диалогового взаимодействия гимназия – общество: из опыта работы»;
– научно-методический центр Красногвардейского района (директор Татьяна Валерьевна Рогозина) – «НМЦ–ОУ: методическое сопровождение деятельности и поддержка передовых начинаний»;
– гимназия № 441 (директор Галина Павловна Опарина) – «Гимназическая среда как условие развития гуманистических интересов учащихся (читательских, литературно-творческих, художественных, филологических)»;
– гимназия № 528 (директор Елена Николаевна Ненахова) – «Информационная поддержка образовательного процесса: проблемы и пути решения»;
– гимназия № 631 (директор Татьяна Евгеньевна Зорина) – «Гимназия глобального образования: поиск новой образовательной философии».

Третий день конференции начинался работой круглого стола по современным проблемам образования для директоров и заместителей директоров ОУ, научных руководителей и консультантов, а все остальные выбирали среди немалого числа мастер-классов и семинаров.

Участники конференции не только докладывали и слушали друг друга, вступая в полемику или соглашаясь с доводами, но вносили предложения в проект резолюции. Представляя основные идеи, дифференцирую их по трем позициям: опасения, предложения, наиболее важные решения.

Сначала – опасения педагогов. Их немало, и все они обоснованны.

  • Иначе стало звучать и выглядеть соотношение между урочной и внеурочной деятельностью по предмету, что внушает опасения относительно явного перевеса обычного среднего образования по сравнению с широким охватом просвещения, осуществляемого прежде, как правило, во внеурочной, внешкольной деятельности, в области просветительско-воспитательной работы. В этом же ключе можно услышать и интерпретировать целый ряд выступлений, касающихся стремительно нарастающих трудностей в приобщении школьников к культуре, что связано с низкой оценкой, невостребованностью обществом духовных, культурных ценностей.

  • Участники конференции констатируют тот факт, что нынче интенсивно утрачиваются отношения доверия, взаимоуважения между учителем и учениками, уступая место гораздо более формальному подходу «преподаватель – учащийся». Такая потеря на уровне подмены изживает и, вероятно, изживет последние устои, традиции российской школы, столетия опиравшиеся как на внутренние обязательства педагога по отношению к работе по формированию личности школьника, так и на уважение ученика, его родителей к самой идее образования и к учителю как носителю знаний и системы ценностей, необходимых ребенку для его дальнейшей жизни в обществе.

  • Педагогам, живущим школьным делом, идеей просвещения, серьезного, значимого образования для детей, больно видеть многие изменения, приходящие в систему средней школы. Самая страшная напасть – это горы бумажной работы, забирающей учительские силы и время. И вновь мы сталкиваемся с подменой понятий, самых важных в образовании категорий, с образовательной доминантой, очевидной на первый взгляд.

Интенсивно утрачиваются отношения доверия, взаимоуважения между учителем и учениками.

Для школы, гимназии, лицея главное – образование и просвещение школьников. Вместо этой живой и трудной работы становятся важнее безликие цифры в отчетах.

Такие опасения столь явны, что не назвать их невозможно. Помимо этого, педагоги выражали сожаление и оргкомитету, и самой системе образования об отсутствии на всех конференциях Ассоциации гимназий Санкт-Петербурга представителей Минобрнауки РФ.

Пожелания участников конференции:

  • Давно настала пора разрабатывать учебные программы, сами учебники, материалы для экзаменов в тесной связи с учителями-практиками, методистами разных уровней, что приблизит данные источники к потенциальным возрастным возможностям школьников, тем самым оптимизируя учебный процесс. Нельзя без ущерба для базы знаний учащихся навязывать в той или иной форме учебники и учебные линии: учитель должен быть в своей стране достоин доверия как специалист, способный выбрать для учеников тот или иной учебник из допущенных/рекомендованных, линейку учебников и учить по ним.

  • Рассматривание школы и учителя под увеличительным стеклом СМИ в поисках ошибок и недочетов, публикация часто не проверенных данных создает опасную ситуацию недоверия в среде родителей и их детей – а это большинство нашего общества – к самой идее образования, просвещения. Педагоги обращаются к своим коллегам с пожеланием не потворствовать таким явлениям, отстаивая свою профессиональную состоятельность и компетентность, не уступать потоку наглости и серости, буквально повсеместно льющемуся на школу.

  • С этой же целью, а также для расширения влияния педагогического сообщества на коллег звучали пожелания активизировать работу Ассоциации гимназий по обобщению и распространению опыта учебных заведений по взаимодействию с различными организациями и учреждениями.

  • Нужно создать при ассоциации научно-практический центр, целью деятельности которого среди очевидных прочих станет разработка, апробация и помощь во внедрении эффективных моделей социального партнерства гимназий с социальными институтами, что окажет действенную поддержку социализации школьников.

  • Отечественному образованию пора возвращаться к традиционным, взвешенным и обоснованным приемам работы с детьми, подростками, старшеклассниками. Школа не должна спешить подстраиваться только под технические новации в ущерб прочной образовательной базе, необходимой любому выпускнику.

  • Важное в нынешних социокультурных условиях пожелание – рассматривать работу над развитием культуры речи школьника как одну из важных специфических задач гимназического образования. Для этого рекомендовать введение в его содержание таких учебных курсов или их элементов, как «Культура речи», «Риторика».

Эту задачу можно решать за счет национально-регионального или школьного компонентов учебного плана.

Наиболее существенные для заявленной темы решения прошедшей конференции:

  • Прагматическая установка государства не способствует развитию школы сегодня. Необходимо вернуть ей свою естественную основную просветительскую миссию.

  • Результаты ЕГЭ не должны быть единственным и основным критерием оценки работы ОУ, задача которого не может без ущерба для развития общества сводиться лишь к подготовке к экзамену, а не к жизни молодого человека. Школа, гимназия, лицей могут и обязаны давать знания, осуществлять воспитание, закладывать основы нравственности и духовности в сознание каждого своего выпускника.

  • Конференция в полном составе участников, повторяя в данном пункте решения прошлого года, настаивает в целях гуманизации образования на узаконенном гимназическом учебном плане, имеющем прежние существенные отличия от учебного плана других ОУ.

  • Необходима в настоящий момент, в т.ч. в целях безопасности и соблюдения прав следующих поколений детей, правовая защита и поддержка гимназического образования.

  • Ассоциации гимназий Санкт-Петербурга имеет смысл расширить свое поле работы, содействуя распространению значимого опыта этих учебных заведений по их взаимодействию с родительской общественностью. Именно современные гимназии с присущей им традиционно гуманитарной доминантой стали за последние 20 лет выполнять в обществе «охранительную» функцию по отношению к культуре, общественным и духовными ценностям, к своим ученикам и их интересам.

  • Конференция убеждена в необходимости и своевременности создания городских/региональных педагогических профессиональных сообществ, взаимодействие которых сможет обеспечить последовательное влияние на общество в его уважительном отношении к образованию, учителю.

Проведение следующей конференции запланировано на 25–27 марта 2010 г. Приглашаем и ждем. Пора думать вместе…

Рейтинг@Mail.ru