Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Управление школой»Содержание №13/2009

Школьный уклад

Урок на два кабинета

Время перегруженных образовательных учреждений, работающих в две смены, прошло. Наступила эпоха, когда демографическая проблема перешла из детских садов в школы. Пустуют целые этажи. Есть ли в этом хоть какое-то, пусть малюсенькое, преимущество?

Помнится мне, как однажды в детстве, придя в школу, я увидел в расписании уроков напротив названия предмета «геометрия» написанные номера двух разных кабинетов. Это было обычным явлением для иностранного языка и трудового обучения, где класс делился на подгруппы. А тут геометрия…

Оказывается, Людмила Владимировна Карпенко, учительница математики, она же моя классная руководительница, попросила завуча поставить урок одновременно в двух кабинетах. И вот зачем.

В обоих классах на досках красовалась тема «Условия равенства треугольников», и было нарисовано по треугольнику. Оказалось, что сравнивать две фигуры, когда их видишь одновременно, – пара пустяков, а вот если они нарисованы в разных местах – сущий кошмар.

Мы измеряли стороны и углы, бегая между кабинетами и сопоставляя полученные результаты. Накладывали кальку и обводили изображение, вырезая выкройки, как заправские закройщики. Использовали линейки, транспортиры, угольники, циркули, шнурки, пальцы, локти. Разве что в попугаях не мерили. К концу урока все три теоремы равенства треугольников были освоены, усвоены и присвоены. Все были «в мыле», но счастливы. Главное – каждый «пощупал» этот треугольник руками, карандашом, ножницами…

А пока между разными классами бегали, физкульт-разминка прошла. Но главное, стала понятна необходимость изучения этих самых теорем.

Сегодня, когда огромное количество кабинетов в школах пустует из-за нехватки учеников, урок на две классные комнаты организовать не проблема. А какие у него дидактические возможности? Удвоенные! Хоть соревнование устраивай, хоть защиту проектов, хоть сюрпризы готовь, хоть спектакль. И не только по геометрии.

Дальше уже необходимо включать учительскую фантазию. Предложите коллегам такую возможность, а вдруг кого-то заинтересует? Да и настроение улучшится, если в школе обжитых пространств станет больше.

Рейтинг@Mail.ru