Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Управление школой»Содержание №13/2009

Наука управлять

Портфолио кафедры

В конце учебного года в любой школе подводят итоги. Каждая кафедра готовит анализ работы, отчитывается на заседании научно-методического совета. Формы этих процедур известны. Учителя пишут и представляют свои достижения по темам самообразования. Традиционно… При этом далеко не всегда подробные отчеты становятся известны всем педагогам школы, нередко они обсуждаются только на заседании той или иной кафедры. Результаты такой деятельности нечасто подробно освещаются на научно-методическом или педагогическом советах. Порой они остаются только на бумаге…

Мы стали искать новые формы представления итогов работы кафедр по методической теме, обобщения достижений педагогов по вопросам самообразования, которые, конечно же, должны поддерживать тему методобъединения, развивать ее. Поиск и привел нас к идее создания портфолио кафедры. Нами разработано соответствующее положение, рассмотренное и утвержденное на научно-методическом совете лицея.

Предлагаем возможные темы портфолио:

1. Внеклассная работа по предмету.
2. Элективные и профильные курсы: практика создания и реализации.
3. Освоение новых педагогических технологий: теория и практика.
4. Организация исследовательской работы с учащимися.
5. Развитие предметных и общеучебных умений и навыков на уроках.
6. Практика организации самостоятельной деятельности учащихся на уроках.
7. Практические и экспериментальные работы на уроках.
8. Оценивание знаний и достижений учащихся.
9. Домашние задания. Мы сделали их интересными.
10. «Традиционные» и «новые» средства обучения.
11. Воспитание учащихся средствами предмета.

Список тем мы выложили открытым, поэтому кафедры имели возможность выбирать, дополнять и раскрывать любой аспект своей деятельности.

Результат оказался интересным. У каждого методобъединения получился уникальный вариант портфолио. В конце года на педсовете проводилась презентация. Учителям остальных кафедр предлагалось дать оценку работе коллег. Таким образом нам удалось определить, раскрыть интересные находки, которые все взяли себе на вооружение.

Главным стало то, что опыт был представлен всему педагогическому коллективу. Педагоги при аттестации смогли предъявить портфолио как документальное доказательство участия в решении актуальных задач лицея, результативности в профессиональной деятельности.

Положение о методическом портфолио кафедры

I. Общие положения

1. Портфолио – это набор материалов, представляющих систему деятельности и достижения педагогов кафедры в решении актуальных задач обучения, воспитания, развития учащихся.
2. Материалы портфолио документируют продукт работы педагогов.
3. Продукт – реальный практический результат труда. Он получается в предметной форме или в виде завершенной социально значимой деятельности. Должен быть доступен восприятию и оцениванию, а также подтвержден документально.

II. Цель создания

Демонстрация достижений в работе педагогов кафедры путем документального оформления результатов деятельности.

III. Порядок составления

1. По содержанию методический портфолио кафедры должен носить тематический характер, т.е. включать материалы, отражающие деятельность педагогов в рамках избранной темы. В ней находят отражение направления и содержание научно-методической работы лицея, кафедры и самообразования педагогов.
2. Оформляется в виде брошюры, папки-накопителя с файлами (скоросшиватель), в электронном виде или другой форме, удобной для представления и просмотра.
3. Составляется в период с сентября по май текущего учебного года, но может включать в себя материалы, подготовленные в течение всего периода работы педагогов, кафедры по избранной теме.

IV. Структура

Титульный лист должен содержать следующую информацию: название учебного заведения, кафедры; тема портфолио; фамилия, имя, отчество заведующего кафедрой; год и место создания.

Оглавление содержит перечень материалов, включенных в соответствующие разделы портфолио, с указанием фамилии, имени, отчества авторов, их подготовивших, нумерации страниц.

«Портрет» кафедры подразумевает представление информации о ее педагогах. Она может включать фотографии, общие сведения (образование, стаж, квалификационная категория, тема самообразования, сведения о публикациях, выступлениях на научно-практических конференциях, педагогических чтениях, семинарах, педсоветах, если они поддерживают тему портфолио), педагогическое кредо, эссе и другие материалы по усмотрению кафедры.

Пояснительная записка по теме раскрывает основную идею портфолио. В ней обосновываются:

  •  выбор темы;

  •  связь с методической темой лицея, кафедры, самообразования педагогов;

  •  значимость работы по данной теме для решения актуальных задач лицея;

  •  эффективность выбранных способов, приемов, технологий решения указанных задач;

  •  влияние деятельности педагогов на результаты обучения, воспитания, развития учащихся;

  •  актуальность включения тех или иных материалов в портфолио.

Рабочие материалы отражают систему работы кафедры и отдельных педагогов по теме портфолио. К их числу могут быть отнесены рефераты, доклады, выступления, проблемно-ориентированные анализы, обобщения, обзоры, статистические данные и др.

Достижения. Имеются в виду данные, отражающие результаты и продуктивность деятельности педагогов кафедры. В качестве продуктов работы по теме могут быть признаны авторские и адаптированные программы учебных, элективных курсов, дидактические и методические материалы, разработки уроков и внеклассных мероприятий, рекомендации по изучению отдельных тем и курсов, тесты и другие авторские контрольно-измерительные материалы, образцы анкет, опросных листов, публикации в научно-методических изданиях, библиографические обзоры литературы по теме и др.

Коллектор. Публикации из периодической печати, их ксерокопии, иллюстрации, словарные энциклопедические статьи и т.п., т.е. все, что связано с тематикой портфолио, но не является продуктом деятельности педагогов кафедры. Это своего рода копилка архивных материалов, использованных педагогами в работе.

Внутри разделов «Коллектор», «Рабочие материалы», «Достижения» могут выделяться подразделы, рубрики с целью систематизации. Их необходимость и число определяется кафедрой самостоятельно.

V. Руководство

1. Общее руководство подготовкой и презентацией портфолио кафедр осуществляет заместитель директора по научно-методической работе.
2. Руководство подготовкой материалов портфолио в течение года, консультирование педагогов и заведующего кафедрой осуществляет заместитель директора по учебно-воспитательной работе, курирующий соответствующую кафедру.
3. Ответственность за создание портфолио возлагается на заведующего кафедрой.

VI. Презентация

Это форма представления результатов деятельности педагогов кафедры по избранной теме. Проходит на заседании научно-методического или педагогического совета лицея в виде доклада и имеет компьютерное сопровождение (в программе Power Point).

Время – 20–25 минут.

VII. Оценивание

Проводится по следующим критериям:

  •  актуальность выбранной темы;

  •  соответствие ей представленных материалов;

  •  оптимальность выбранных подходов, технологий, методов работы педагогов по теме;

  •  продуктивность работы педагогов кафедры по теме;

  •  вовлеченность педагогов кафедры в работу по созданию портфолио;

  •  качество оформления материалов.

VIII. Хранение и использование

1. Портфолио кафедр хранятся в методическом кабинете лицея.
2. Используются в качестве демонстрационных материалов на выставках и презентациях лицея.
3. Предъявляются в качестве документов, подтверждающих продуктивность деятельности, в ходе аттестации педагогов, лицея.

Оценочный лист портфолио кафедры

Уважаемые коллеги!

Кафедра ___________________ представляет портфолио, материалы которого отражают работу по решению актуальных задач лицея. Просим вас высказать свое мнение и дать оценку по следующим критериям:

Критерии

Соответствие

(отметить знаком «+»)

Комментарии

1. Актуальность темы:

  • актуальна и современна;

  •  современна, но не актуальна;

  • тема не актуальна и не современна

2. Соответствие материалов теме портфолио:

  •  полное, раскрывают деятельность кафедры;

  •  частичное, раскрывают отдельные аспекты деятельности кафедры

3. Подходы, технологии, методы, используемые для решения актуальных задач:

  •  инновационные;

  •  инновационные сочетаются с традиционными;

  •  традиционные сочетаются с инновационными;

  •  традиционные

4. Результаты работы педагогов кафедры по теме:

  •  существенны и подтверждают успешность решения задач;

  •  значительны и в целом подтверждают успешность в решении задач;

  •  малозначительны и лишь частично подтверждают успешность решения задач

5. Целостность опыта:

  •  представляет сложившуюся систему;

  •  закладывает основу формирования системы;

  •  ситуативные наработки

6. Вовлеченность учителей в работу по данному направлению:

  •  все педагоги кафедры;

  •  большинство;

  •  меньшая часть

7. Оформление материалов (эстетичность, удобство в использовании):

  •  отлично;

  •  хорошо;

  •  удовлетворительно

Укажите, какую интересную идею, актуальный опыт можно рекомендовать к распространению в лицее. ______________________________________________________________________________________

Рейтинг@Mail.ru