Благие намерения
Проблемами людей с ограниченными
возможностями здоровья наконец-то всерьез
озаботились органы государственной власти. В
2008 г. Россия подписала Конвенцию о правах
инвалидов. В ней, в частности, говорится о том, что
государства-участники должны обеспечить
инклюзивное образование на всех уровнях и
обучение на протяжении всей жизни человека. В
настоящее время прорабатываются вопросы
ратификации этого документа.
Весной состоялось первое заседание
Совета по делам инвалидов при Президенте РФ, на
котором достаточно много внимания было уделено
инклюзивному образованию. Президент Дмитрий
Медведев подчеркнул необходимость создания
системы образования для детей с ограниченными
возможностями здоровья, чтобы они могли
обучаться среди сверстников в обычных,
общеобразовательных школах и с раннего возраста
не чувствовали себя изолированными от общества.
Можно ли обучать этих ребят так, чтобы
их запросы были удовлетворены? Что для этого уже
сделано и еще предстоит осуществить? Такие
вопросы оказались в центре внимания на
Международной научно-практической конференции
«Инклюзивные процессы в современном
образовании: опыт, проблемы, перспективы»,
затронувшей глубинные проблемы развития и
воспитания человека. Мероприятие было
организовано Департаментом образования г.
Москвы, Московским городским
психолого-педагогическим университетом,
Центральным окружным управлением образования
Департамента образования столицы при большой
поддержке общественной организации инвалидов
«Перспектива».
«Подавляющее большинство детей с
ограниченными возможностями здоровья может быть
в той или иной степени интегрировано в обычную
образовательную среду и обучаться в условиях
массовой школы или вуза, – уверена Алина
Левицкая, директор Департамента государственной
политики в сфере воспитания, дополнительного
образования и социальной защиты детей
Минобрнауки РФ. – В последние годы мы
ориентируем и субъекты РФ, и федеральные
образовательные учреждения на развитие именно
инклюзивных форм образования лиц с нарушениями
развития».
Необходимым условием реализации
данного направления является соблюдение ряда
требований:
1. Существование в образовательных
учреждениях различных типов условий для
беспрепятственного доступа лиц с ограниченными
возможностями здоровья.
2. Наличие образовательных программ,
адаптированных с учетом особенностей развития
обучающихся.
3. Комплексное
психолого-медико-педагогическое сопровождение
лиц с особыми потребностями на протяжении всего
периода обучения.
4. Специальная подготовка педагогов
образовательного учреждения в области
особенностей организации обучения
детей-инвалидов.
5. Создание атмосферы толерантности в
отношении любого обучающегося, независимо от
того, к какой категории он относится.
При этом нужно сохранить и
усовершенствовать существующую сеть
коррекционных образовательных учреждений для
детей с ограниченными возможностями здоровья.
Для некоторых ребят обучение в них все-таки более
целесообразно. Это подтверждает не только
отечественный, но и зарубежный опыт. Кроме того,
такие учреждения могут в том числе выполнять
функции учебно-методических центров,
оказывающих методическую помощь педагогическим
работникам, а также психолого-педагогическую
поддержку детям и их родителям.
Ликвидация коррекционных учреждений и
перевод их воспитанников в обычные школы без
создания там надлежащих условий могут нанести
только вред, потому что некоторые дети не смогут
в них адаптироваться. «Развитие инклюзивного
образования не должно становиться самоцелью, тем
более приобретать формальный характер –
интеграция ради интеграции», – подчеркнула
Алина Левицкая в своем выступлении.
Российское законодательство
предусматривает принцип равных прав на
образование у лиц с ограниченными возможностями
здоровья, включая решение вопроса о выборе
образовательного маршрута для учащихся этой
категории. Сегодня они имеют право на обучение в
любом образовательном учреждении.
МНЕНИЯ
Практически во всех выступлениях
участников конференции прозвучала мысль о том,
что проблема больных – это проблема здоровых
людей.
«Права детей-инвалидов на образование
сегодня нарушаются. И происходит это не по
причине финансирования, а из-за существования
физических и психологических барьеров общества,
которое не готово к обеспечению равных
возможностей для тех, кто чем-то отличается от
других, кто не такой, как все», – считает Бертран
Бейвиль, представитель Детского фонда ООН
(ЮНИСЕФ) в Российской Федерации.
По словам руководителя Департамента
образования г. Москвы Ольги Ларионовой, «нам
всем необходимо вместе создавать
соответствующую обстановку в обществе, чтобы мы
воспринимали этих людей естественно, совершенно
нормально, но только более внимательно к ним
относясь».
«Мне кажется, в наших педагогических
сообществах должна произойти инклюзия другого
рода. Честно говоря, я единственный раз услышал
от родителей школьников, что человек выбрал для
своих детей школу, в которой учатся в том числе и
дети-инвалиды. Он сказал, что, значит, там
настоящая человеческая атмосфера. Хотелось,
чтобы таким же образом рассуждало бы большинство
родителей, а также учителя и все остальные», –
выразил пожелание председатель комиссии по
образованию Московской городской думы Евгений
Бунимович. |
Вместе с тем предполагается
более четко регламентировать вопросы, связанные
с получением образования в образовательных
учреждениях общего типа ребятами с проблемным
здоровьем. Это касается в первую очередь
стимулирования органов учреждений образования к
созданию необходимых условий, что получило
отражение в ряде нормативных актов,
подготовленных Министерством образования и
науки РФ и, в частности, Департаментом
государственной политики в сфере воспитания,
дополнительного образования и социальной защиты
детей. Имеются в виду последние приказы
министерства, регулирующие порядок проведения
итоговой аттестации выпускников
общеобразовательных учреждений и вступительных
испытаний при поступлении в высшие, средние и
специальные учебные заведения, и Типовое
положение о дошкольном образовательном
учреждении, которое уже утверждено
Правительством РФ. Аналогичный подход будет
использован и для разработки новых типовых
положений по общеобразовательным учреждениям и
другим учебным заведениям.
В национальном проекте «Образование»
в качестве самостоятельного направления
выделено дистанционное образование
детей-инвалидов. Уже подготовлен
соответствующий нормативный акт, который
находится в аппарате правительства, ожидая
своего принятия. По этому вопросу проведен
семинар со всеми субъектами РФ, и направлены
методические рекомендации. То есть завершена вся
предварительная работа. Правительство
гарантировало: весь объем финансирования, а он
достаточно весомый – 8,5 млрд рублей, –
будет сохранен. Есть надежда, что в этом
достаточно тяжелом направлении работы картина
изменится к лучшему.
От слов – к делу
В Москве уже многие годы действуют
комплексные правительственные программы по
работе с инвалидами. Они относятся как к детям
дошкольного возраста, так и ко взрослым людям. В
первую очередь это касается создания условий для
того, чтобы каждому ребенку было предоставлено
реальное право выбора условий обучения.
С учетом того что 2009 год был объявлен
мэром столицы Юрием Лужковым Годом равных
возможностей, предусмотрено значительное
укрепление материальной базы коррекционных
учреждений, оснащение их современнейшим
оборудованием. Но основная задача – все-таки
расширение учреждений инклюзивного образования.
О своих первых шагах в инклюзивном
пространстве, находках, методах, рассказала руководитель
Центрального окружного управления образования
г. Москвы Елена Лопатина.
На территории округа действует
замечательная сеть коррекционных учреждений, на
базе которых были выработаны методики, защищены
диссертации и т.д. Здесь традиционно сложилась
ситуация, когда определенные, достаточно важные
для города идеи в социально-педагогической
области решались впервые.
Сегодня в округе 47 образовательных
учреждений охвачено моделью «Стрижи»,
предполагающей совместное обучение
детей-инвалидов и их здоровых сверстников. Уже
более 400 детей вовлечено в этот проект. В четырех
районах из десяти отработана цепочка: детский
сад – школа – психологический центр –
учреждение дополнительного образования.
КСТАТИ...
Сегодня в России более 500 000
детей-инвалидов. И, по оценкам экспертов,
большинство из них не получают образование.
В этом году весь мир отмечает
двадцатилетний юбилей Конвенции о правах
ребенка. Страны, подписавшие документ, взяли на
себя обязательства предоставлять равные
возможности в области образования.
«Мы глубоко убеждены, что движение в
сторону инклюзии вообще призвано изменить всю
систему образования. Работая в инклюзивном
пространстве, каждый учитель начинает понимать
права ребенка, а этого так сегодня не хватает
нашему общему среднему и дошкольному
образованию», – выразила общее мнение
участников конференции Елена Лопатина. |
Прежде чем принять решение о
том, что ОУ вступает в проектный режим, нужно было
пройти определенный путь.
В первую очередь принималась во
внимание активность позиции руководителя того
или иного образовательного учреждения. Он должен
был выступать носителем этой идеи.
Кроме того, в подобную работу можно
входить только по добровольному желанию всего
педагогического коллектива, который обязан
подготовиться к систематическому обучению,
инновациям, изменениям, уметь перестраивать
привычный уклад. Это связано с тем, что каждый
день и месяц ребенок, имеющий проблемы со
здоровьем, ставит перед учителем новые задачи.
Конечно же, следует наладить работу с
родительской общественностью.
И, наконец, наличие педагогической
помощи. К этой деятельности сразу же
подключились педагогический центр и
методическая служба. Что нужно делать сначала
никто не знал, но постепенно все наладилось:
главное – есть нуждающийся в помощи ребенок, и
есть люди, призванные ему помочь.
Для реализации программ методического
обеспечения были выделены специальные
методисты, которые готовились к тому, что из
дошкольного учреждения в начальную школу придут
дети и начнут от игровой деятельности переходить
к учебной. А это очень сложный процесс!
Методическая служба помогала и
учителям, иначе просто терялись инициатива,
уверенность. Приходя в класс, некоторые просто не
знали, что делать и куда двигаться в освоении
предмета. Теперь методисты округа уже имеют опыт
подготовки специальных уроков совместно с
педагогами.
На протяжении пяти лет префектура
Центрального округа помогает организовывать
зарубежные стажировки для руководителей
образовательных учреждений и педагогов,
входящих в группу «Стрижи». Трудно назвать
страну, имеющую опыт работы в инклюзивном
пространстве, где бы они ни побывали.
Вряд ли можно сказать, что в округе
есть какие-то уникальные вещи в плане
материально-технического обеспечения. Здесь нет
ни одного образовательного учреждения,
построенного по специальному проекту. Все
работает благодаря огромному желанию и общим
усилиям.
Коллаж Т.Белоножкиной
«А что же смогу сделать я?»
Своими соображениями о том, что
нужно сделать, чтобы инклюзивное образование
стало восприниматься как необходимое в глазах
всего общества, поделился первый заместитель
председателя комитета Госдумы ФС РФ по
образованию и науке Олег Смолин. На
конференции он выступил не только в качестве
эксперта, одного из создателей законопроекта «Об
образовании лиц с ограниченными возможностями
здоровья», но и как человек, в свое время
окончивший специальную школу для слепых и
слабовидящих детей в г. Омске, затем
исторический факультет Омского
государственного педагогического института им.
А.М. Горького, аспирантуру. Приведем некоторые
выдержки из его доклада.
«Помимо главных, решающих аргументов,
связанных с повышением уровня гуманности,
цивилизации общества, проблема образования
инвалидов имеет и несколько практических сторон.
Назову только две из них: экономическую и
политическую.
Несмотря на кризис, продолжает
действовать Программа развития России до 2020-го
года. В ней, в частности, предусматривается
повышение уровня трудоустройства инвалидов до
среднеевропейских показателей.
В США работают около 30-ти процентов
инвалидов трудоспособного возраста, а в
остальных государствах Европы – до 40-ка. В
России, по разным данным, – от 10-ти до 15-ти
процентов. И совершенно очевидно, что без
развития образования для лиц с ограниченными
возможностями здоровья поднять этот уровень
невозможно.
К сожалению, в последние годы резко
сократилась занятость на специализированных
предприятиях инвалидов. Если в 90-м году
Всероссийское общество слепых трудоустраивало
порядка 52 000 незрячих, то в последние годы –
менее 15 000. То есть рабочие места придется
искать в инклюзивных формах. Это повышает
важность инклюзивного образования.
Позиция вторая – политическая. На
Западе инклюзивное образование преподносится
как совместное обучение не только здоровых и
больных, но и самых разнообразных групп людей.
Инклюзивное образование – это не
только условия развития знаний, личностных
качеств. Это, если угодно, модель отношений. Уже
на ранней стадии ребенок сталкивается с тем, в
каких условиях ему придется жить в обществе.
Вместе с тем, не секрет, в последнее
время в крупных городах России ребенку попасть в
хорошую школу так же трудно, как в престижный вуз.
Я попытался объяснить депутатам
Государственной думы, что детей «отбирать на
сорта» на ранней стадии – это формировать в
них закрытый тип политической элиты. А те, кто
изучал политическую науку, знают: это ведет к
новым конфликтам и социальным потрясениям.
Поэтому вопрос имеет политическое значение.
С какими нарушениями в отношении
прав на образование людей с инвалидностью мы
сталкиваемся в последнее время в России?
Одно из них заключается в том, что, как
и прежде, очень часто родители, желающие обучать
своих детей вместе со здоровыми сверстниками,
наталкиваются на отказ, хотя это противоречит
смыслу Закона «Об образовании».
Второе противоположное направление,
появившееся в последнее время, связано с тем, что
в некоторых регионах происходит формальная
инклюзия. То есть расформировываются
специальные образовательные учреждения, детей с
инвалидностью помещают со здоровыми
сверстниками, но создаются специальные
образовательные условия. И легко понять: при этом
резко понижается качество обучения.
Как куратор Совета работников
интеллектуального труда в обществе слепых я
постоянно слышу жалобы с мест на то, как в
специальных школах в последнее время понижается
качество, особенно по предметам
естественно-математического цикла.
Понятно, что во втором случае мы не
даем ребенку реального образования и,
следовательно, понижаем его последующие
жизненные потребности.
Каковы законодательные
препятствия для развития инклюзивного
образования в России, как и вообще образования
людей с инвалидностью?
Первое – ошибочная концепция
инвалидности принята в РФ де-факто. Я имею в виду
определение инвалидности в зависимости не от
состояния здоровья и социальных барьеров, а с
точки зрения так называемой степени утраты
трудоспособности.
Если строго действовать по
действующему приказу № 535*
(третью степень утраты трудоспособности
положено давать тому, кто не может ни работать, ни
учиться ни в каких условиях), то это приводит к
нарушению, к тому, что людей, вполне способных
работать и учиться, не принимают ни на рабочие, ни
на учебные места.
Есть и другая проблема. Например,
согласно тому же приказу, для того чтобы человек
учился со второй степенью утраты
трудоспособности, ему нужны только специальные
условия. Это правильно. Но некоторые
работодатели не хотят принимать такого юношу или
девушку на работу, поскольку специальных условий
у них нет. В этом случае ни я, ни мои товарищи,
выпускники специальной школы, в свое время не
могли бы получить образование. Но получили.
Причем из девяти выпускников специального
класса четыре человека окончили вуз, а трое –
техникум.
Второе законодательное препятствие –
это отсутствие до сих пор специального закона
«Об образовании лиц с ограниченными
возможностями здоровья». Над ним трудятся в
разных вариантах уже с 95-го года, то есть
четырнадцатый год. Сейчас законопроект
подготовлен. К сожалению, он получил
отрицательное заключение правительства из-за
позиции Минфина и Минэкономразвития.
Министерство образования против него
принципиальных возражений не имело.
На президентском совете 7-го апреля
после моего обращения Президент Дмитрий
Медведев обещал включить работу над этим
законопроектом в список поручений Правительству
Российской Федерации.
Я глубоко убежден в том, что развитие
такого образования нужно не только детям с
инвалидностью, но и здоровым ребятам. И не только
по причине большого потенциала гуманизма. Я
думаю, это еще и большой потенциал развития
собственных способностей. Мне представляется,
здоровые дети и студенты, наблюдая, как
преодолевают свои проблемы люди с инвалидностью,
вольно или невольно должны задуматься над
вопросом: если они это могут, то что же могу и
должен сделать я?»
Олег Николаевич Смолин внес три
предложения, в соответствии с которыми, по его
мнению, можно продвигать развитие инклюзивного
образования в РФ:
«1. Добровольность. В основу закона
должно быть положено право выбора, в каких
условиях родители хотят обучать своего ребенка:
в инклюзивной или в специальной школе.
2. Инклюзивное образование должно
развиваться пропорционально процессу создания
специальных образовательных условий. Формально
инклюзия способна только дискредитировать людей
и принести вред. Поэтому в законопроекте
записано, что, если школа принимает к себе
ребенка с ограниченными возможностями здоровья,
соответствующие деньги переходят ей.
3. Формирование позитивного
общественного мнения, в особенности у субъектов
образовательного процесса. В России нужно идти
тем путем, которым шли наши коллеги на Западе.
Идея инклюзивного образования должна активно
поддерживаться родителями и педагогами. Именно
это позволит достаточно быстро ее продвигать.»
_______________
* Приказ
Минздравсоцразвития России от 22.08.05 № 535 «Об
утверждении классификаций и критериев,
используемых при осуществлении
медико-социальной экспертизы граждан
федеральными государственными учреждениями
медико-социальной экспертизы».
|