Публикация статьи произведена при поддержке компании "Infotell". В широкий спектр предложений компании "Infotell" входят услуги по работе с дебиторской задолженностью. Опытные профессионалы компании "Infotell" в самые быстрые сроки помогут вернуть задолженность. Узнать больше о предоставляемых услугах, заказа обратный звонок и оформить заявку на услуги On-Line можно на официальном сайте компании "Infotell", который располагается по адресу http://Infotell.Ru
В.Копп
Цель программы – уравнять
образовательные возможности детей из разных
слоев общества. Кажется невероятным, но эта
инициатива необычайно популярна среди
американской молодежи – до такой степени, что
ее сравнивают со стипендией Родса*.
Возможно, все дело в особой оптимистической
культуре Соединенных Штатов, граждан которой с
детства приучают к мысли о том, что личный вклад
каждого очень важен.
Однако даже внутри США по поводу TFA
наблюдается не только умиление, но и скепсис,
подкрепленный статистикой. Ведь благие
намерения – это одно, а реальность современной
школы – совсем другое.
Венди Копп, основатель и
исполнительный директор Teach for America, придумала
программу, когда работала над дипломом в
Принстонском университете в 1989 г. Невероятная
личная харизма и целеустремленность отчасти
объясняют огромную популярность ее детища в
корпоративной Америке. Уже в первый год после
выпуска Копп сумела собрать для своей
организации около $2,5 млн, разослав сотни писем
руководителям крупных компаний и главам
различных фондов. Сегодня бюджет TFA составляет
добрую сотню миллионов долларов.
«Чтобы оказать реальное воздействие,
необходимо влиять на сознание страны, –
убеждена Копп. – Нужно изменить приоритеты
целого поколения».
За почти двадцать лет своей
деятельности Teach for America стала золотым стандартом
общественной организации и доказательством
того, что преподавание в публичных школах может
быть престижным и даже модным занятием. TFA не
скрывает своих амбиций. На ярмарках вакансий,
устраиваемых в ведущих вузах, ее рекрутеры гордо
стоят рядом с представителями известнейших
аудиторских фирм и инвестиционных банков.
В программу попадают лучшие из
лучших – президенты студенческих сообществ,
звезды университетских спортивных команд, самые
блестящие выпускники своих курсов. «Наши
требования такие же, как у консалтинговой фирмы
McKinsey», – как-то признался президент TFA в
интервью газете New York Times. Только в 2006 г. до 10-ти
процентов старшекурсников таких университетов,
как Йель и Гарвард, подали заявки на участие. Из
18-ти тысяч кандидатов в тот год до финала дошли 3750
человек – чуть более 20-ти процентов. Редко где
еще можно встретить подобный ажиотаж – и
подобную конкуренцию – вокруг права творить
добро.
Но что получается в итоге? Директор
средней школы KAPPA IV в Гарлеме Пенни Панагиосулис
делится своим впечатлением об опыте работы с
учителями из TFA: «Они чертовски молоды, у них есть
энтузиазм и пафос. Единственная проблема –
потом они уходят. Мне приходится заново готовить
новую партию учителей и беспокоиться о том, что
они тоже не вернутся».
И в этом разочаровании Пенни не
одинока. В определенных кругах давно сложилось
мнение, что педагоги из Teach for America по окончании
контракта не задерживаются в школе, а многие из
них рассматривают свой преподавательский опыт
как способ украсить резюме перед тем, как
замахнуться на более блестящую карьеру.
Некоторые даже расшифровывают аббревиатуру TFA
как «Teachers for Awhile» – «Учителя ненадолго».
Статистика весьма красноречива. Более
трети участников уходят по истечении
оговоренных двух лет, а еще 10 процентов – даже
раньше срока. Но TFA утверждает, что свыше 60-ти
процентов ее выпускников остаются в образовании,
определение которого в данном контексте гораздо
шире, чем общепринятое.
По мнению членов организации, им нужно
приобретать союзников во всех сферах, чтобы
добиться улучшения ситуации в образовании. И в
этом смысле ей выгодно иметь своих «засланцев» в
советах директоров крупных компаний или на
Капитолийском холме. К примеру, одна из программ
готовит слушателей к политической карьере.
«Чтобы бороться с образовательным
неравенством, нам нужны сторонники во всех
секторах, – считает Элисса Клапп, старший
вице-президент TFA по рекрутингу. – Наивно
думать, что мы можем решить эту проблему только
через преподавание».
Учителя из TFA чертовски молоды, у
них есть энтузиазм и пафос. Единственная
проблема – потом они уходят
Один из питомцев TFA – Килиан Бетлах,
окончивший в 2002 г. Бостонский колледж и
подавший заявку на участие в программе. Уже во
время летней подготовки он испытал шок: «Я не был
счастлив. У меня ничего не выходило. Мне казалось,
что совершена ошибка».
Той же осенью его направили в
государственную школу в Сан-Хосе (Калифорния), и
первый год работы складывался очень нелегко. «Я
справлялся еле-еле», – вспоминал он. Несмотря
на все сложности, Килиан продержался гораздо
дольше остальных и пока что не планирует
покидать образование.
«В первый год я каждый день говорил
себе: “Боже мой, неужели я учитель? Я не готов
к этому!“ Но со временем у меня стало
получаться. Так бывает со всеми». Хотя у этой
истории счастливый конец, Бетлах отмечает, что
учителей TFA не мотивируют оставаться в
образовании после двух лет, а даже наоборот.
Специальный упор делается на то, что
участие в программе может стать отличным началом
карьеры в любой сфере. (К примеру, у TFA есть
партнерские соглашения с рядом инвестбанков и
консалтинговых фирм. Некоторые из них даже
закрепляют предварительные вакансии за
выпускниками при условии, что сначала они примут
участие в программе.)
У скептиков вызывает большое сомнение
сам принцип отбора людей в TFA. Ведь добиваться
успехов в колледже (в том числе в спорте и
общественной жизни) – совсем не то же самое,
что успешно работать в классе, где
рафинированным и амбициозным молодым людям
приходится иметь дело с отнюдь не ручными
ребятишками из бедных семей. Еще один факт: 70
процентов участников программы – белые, тогда
как школы, куда их направляют, в основном
наполнены детьми с иным цветом кожи и культурным
багажом.
Вопрос о том, что требуется для
подготовки хорошего учителя, стал началом
статистической войны между TFA и ее критиками.
Последние часто апеллируют к исследованию 2005 г.,
в котором изучалась взаимосвязь между
успеваемостью учеников и сертификационным
статусом их преподавателей.
Руководитель исследования, профессор
Стэнфордского университета Линда
Дарлинг-Хэммонд, вместе с коллегами изучила
данные о более 132-х тыс. школьников и 4400 учителей
из Хьюстонского учебного округа. В результате
они пришли к выводу, что дети, обучающиеся у
сертифицированных педагогов, обгоняют по чтению
и математике тех, кто учится у
несертифицированных.
В свою очередь TFA объявила выводы
стэнфордцев несостоятельными, заявив, что
выборка была слишком маленькой, чтобы делать
столь всеобъемлющие выводы. Сама организация
отсылает критиков к исследованию 2004 г.,
которое показывает, что ученики преподавателей
из TFA демонстрируют одинаковые успехи по чтению с
детьми, обучавшимися у учителей, прошедших
традиционную подготовку, а по математике даже
обгоняют их.
Еще одно исследование демонстрирует,
что директора школ обожают преподавателей из TFA:
74% считают, что они более эффективны по сравнению
с другими начинающими учителями. Впрочем, у
Дарлинг-Хэммонд есть свое объяснение этому
феномену. По ее мнению, у руководителей ОУ из
бедных районов, куда обычно попадают выходцы из
TFA, просто очень низкие стандарты.
Представители TFA не глухи к критике и
часто напоминают, что их миссия далека от
завершения. «Мы постоянно
совершенствуемся», – утверждает Копп.
Организация круглый год устраивает конференции,
тренировочные сессии, фандрайзинговые
мероприятия. Выпускники и участники программы
получают в свое распоряжение массу
информационных ресурсов.
TFA выпускает свой журнал, где рассказывает о
наиболее ярких и успешных историях из жизни
своих членов. Также есть сайт, на котором любой
учитель, участвующий в программе, вправе завести
свой блог, и многие уже воспользовались этой
возможностью.
___________
* Международная
стипендия для обучения в Оксфордском
университете.
|