Тереза Уилсон – обладатель
президентской премии 2004 г. за преподавание
естествознания в начальной школе. Долгое время
работала в частном образовании, но более десяти
лет назад решила сменить поле деятельности и
получить магистерскую степень в области
специального образования. Сейчас она
преподает естествознание пятиклассникам
начальной школы Myrtle H Stevens Elementary School в Роки-Хилл
(штат Коннектикут). Помимо преподавательской
работы, Терри выполняет обязанности
координатора своей параллели в образовательном
учреждении, а на уровне штата консультирует
молодых коллег в рамках коннектикутской
программы подготовки начинающих педагогов. В 2001
г. Терри была названа учителем года округа
Роки-Хилл.
– Как вы начали заниматься
наставничеством?
– Я всегда была человеком, который
любит помогать другим, так как по натуре склонна
к сопереживанию. И, получив сертификат в рамках
двухлетней программы подготовки начинающих
педагогов, захотела сама поддержать молодых
специалистов.
– Какой совет вы могли бы дать
учителю, который хочет заняться менторством?
– Воспользуйтесь этим шансом!
Менторы всегда нужны. Если такой возможности
поначалу вроде бы не предвидится – не бойтесь
сами проявить инициативу. Берите пример с коллег,
которые в свое время поддержали вас. В
Коннектикуте менторов готовят в рамках
программы подготовки начинающих педагогов.
Другие штаты могут предлагать похожие варианты.
– Как вы сочетаете вашу
учительскую нагрузку с наставничеством?
– Я обожаю преподавание. Работа
наставника очень воодушевляет; существует
столько интересных идей, и встречи с другими
учителями открывают перед вами новые горизонты.
Я не люблю оставаться в накатанной колее, так что
менторство вносит оживление в мою
преподавательскую деятельность, и наоборот. Мне
также нравится коллегиальность, предполагаемая
менторством. Благодаря этому я могу говорить с
коллегами о проблемах преподавания и учебном
процессе – возможность, которая иначе могла
бы и не появиться.
– Что должен в первую очередь
делать ментор, чтобы помочь своему подопечному?
– Не существует четкого списка
действий. Вам нужно быть гибким, открытым и
по-настоящему стремиться к диалогу. Вы должны
хорошо понимать, что люди готовы услышать, а что
– нет. Взаимоотношения ментора и его подопечного
носят очень личный характер. Вы оба открываете
себя для мнений друг друга. Вот почему я стараюсь
предложить конструктивную критику, отталкиваясь
при этом от сильных сторон учителя. В этом мне
помогает собственный богатый жизненный опыт.
– Как наиболее эффективно можно
помочь подопечному, который преподает другой
предмет?
– Хотя это и не обязательное
условие, молодые учителя чувствуют себя более
комфортно, когда с ними работает человек,
занимающийся похожей деятельностью. Это
помогает им чувствовать себя понятыми.
– Что бы вы рекомендовали
начинающему педагогу, желающему сформировать
свои представления о преподавании и обучении?
– Я заметила, что молодые учителя
склонны фокусироваться на преподавательских
навыках в отрыве от всего остального, не обладают
концептуальным мышлением. В Коннектикуте
используется системный подход к преподаванию и
учебному процессу. Мы смотрим на наших учеников и
спрашиваем: «Чему вы на самом деле хотите
научить?».
Можно помочь новичкам определить,
каких результатов в плане поведения и знаний они
хотят достичь, а затем проанализировать уроки на
предмет того, насколько они помогают добиться
этих целей.
– Как бы вы посоветовали молодым
коллегам вести себя во время сложных разговоров
и ситуаций?
– Я пытаюсь отталкиваться от
личностных особенностей своих подопечных.
Стараюсь быть мягкой, но прямолинейной. Тут нет
ничего сложного; главное – сопереживание и
умение поставить себя на место другого человека.
– Что вы лично получили в
результате занятий менторством?
– Люблю разговаривать с коллегами о проблемах,
которые ставит передо мной моя менторская
работа, и получаемой отдаче. Я благодарна за
конструктивную критику. Слежу за появлением
новых учебных материалов и стратегий и часто
отталкиваюсь от собственных ошибок, чтобы помочь
другим избежать подобных.
Лен Шарп – обладатель
президентской премии 1995 г. за преподавание
естествознания в средней школе. За свою более чем
сорокалетнюю карьеру в системе образования
побывал на всех континентах и накопил огромный
опыт, которым с удовольствием делится с
учениками, коллегами и школьной общественностью.
Помимо преподавательской деятельности Шарп
занимал различные лидерские посты в ряде
профессиональных организаций, а также стал
активным ментором для новых учителей в своей
школе в Ливерпуле (штат Нью-Йорк).
– Как вы начали заниматься
менторством?
– В основном благодаря своему
образовательному учреждению. В Ливерпуле
существует очень хорошая менторская программа,
которая в летний период готовит наставников,
выделяет им небольшую стипендию и прикрепляет к
нуждающимся в помощи молодым преподавателям,
желательно по тому же предмету. Но еще до
формализации ливерпульской менторской
программы в школе сложилась практика поддержки
новичков со стороны более опытных сотрудников.
Мне нравится помогать учителям и
старшекурсникам педагогических факультетов, но
также хочется поддержать на высоком уровне
качество преподавания в своем учебном заведении
и конкретно на моей кафедре. Когда я в течение
четырех лет возглавлял кафедру, то упорно
продвигал идею менторской поддержки начинающих
учителей. Кроме того, участвовал в разработке
стандартов штата Нью-Йорк по математике,
естествознанию и технологии, и, естественно,
хочу, чтобы они действовали.
– Какой совет вы могли бы дать
учителю, который желает заняться менторством?
– Быть ментором – значит
рисковать, выходить за рамки привычной
деятельности. Вы должны быть готовы взять на себя
этот риск и продемонстрировать свои навыки за
пределами класса. Но, с другой стороны, если вас
попросили стать наставником, очевидно,
окружающие отметили, что у вас есть опыт, которым
вы способны поделиться с другими. К тому же, если
вам самому нужна помощь, рядом наверняка
найдутся более опытные менторы, к которым
реально обратиться за советом.
Я считаю своих подопечных учениками, и
моя задача – помочь им добиться успеха и
вырасти в профессиональном плане. Это – главная
цель. К тому же, поддерживая их, я помогаю и детям.
Чего еще желать?
– Как вы сочетаете вашу
учительскую нагрузку с менторством?
– Большая часть менторской работы в
моей школе проводится до или после школьных
занятий, но кое-что приходится и на учебные часы.
У нас блочное расписание и действует так
называемая система «академической поддержки»:
через день каждый второй блок выделяется детям,
нуждающимся в дополнительной помощи. Иногда
ментор и его протеже встречаются в течение этих
полутора часов, чтобы вместе поработать. Они
могут также пообщаться за ланчем.
Я внушаю своим подопечным, что
главное – это гибкость. Не бывает такого,
чтобы мы не сумели найти время для встречи.
Иногда с этой целью школа даже специально
приглашает учителей на замену.
– Что должен сделать ментор, чтобы
помочь новичку?
– Три главных области, на которых я
фокусирую свое внимание, – это управление
классом, разработка учебной программы и
профессиональный рост.
Молодой специалист не знаком с
ожиданиями, возлагаемыми на него начальством, с
системой выставления оценок, политикой школы
относительно посещаемости, дисциплины, он не
знает, к кому обратиться с конкретной проблемой.
Лучше всего, если вы будете помогать человеку,
преподающему тот же предмет, поскольку, помимо
управленческих стратегий, сможете обсудить
содержание уроков и учебную программу. Если ваши
подопечные только-только закончили вуз, у них
непременно возникнут такого рода вопросы. С
одной стороны, вы поделитесь опытом, с
другой – сами получите свежие идеи.
– Как наиболее эффективно можно
помочь начинающему учителю, преподающему другой
предмет?
– Даже если вы работаете с таким
специалистом, все-таки поддержите его.
Поговорите с ним о том, как составить план урока,
какие ресурсы использовать и как задействовать
техническое оборудование, доступное в школе.
Обсудите, что ожидаете от учеников. Какова
конечная цель того или иного урока? Какой
деятельностью вы занимаетесь с детьми? Каково
соотношение теории и практики на ваших занятиях?
Я порой привожу в качестве примера
некоторые свои излюбленные приемы, и мы вместе
размышляем, каким образом их применить на других
предметах. Часто концепция одна и та же.
Существует множество игр и учительских уловок,
которые приемлемо использовать на любом занятии.
Я также пытаюсь узнать как можно
больше о прошлом своего подопечного и предмете,
который он преподает. Обычно заранее
предупреждаю, что ему тоже придется меня учить.
– Что бы вы порекомендовали
новичку, для того чтобы он мог научиться лучше
формулировать свои представления о преподавании
и обучении?
– Я до сих пор люблю преподавать, но
это требует определенной гибкости и веры в себя.
Очень важно быть уверенным в знаниях, которыми вы
пытаетесь поделиться.
Иногда я начинаю с того, что прошу моих
подопечных назвать свои сильные и слабые
стороны. Затем рассказываю им о приемах, которые,
по моему мнению, помогают увлечь детей и
мотивировать их к учебе. У молодых учителей это
может получаться не так хорошо, как у меня, но я
пытаюсь показать, что у них есть собственные
таланты и они способны поделиться ими с
учениками.
– Как бы вы посоветовали вести
себя во время сложных разговоров и ситуаций?
– Для меня основой любых
взаимоотношений являются честность, открытость
и объективность, но это не исключает
конструктивной критики. Помогает убежденность в
том, что вы говорите. Также важно потратить время
на то, чтобы наладить доверительные отношения и
лучше узнать друг друга. Это не происходит за
один день.
– Как вы считаете, ваша менторская
деятельность внесла свой вклад в реформу
образования?
– Я принимал непосредственное
участие в разработке семи стандартов по
математике, естествознанию и технологии для
штата Нью-Йорк, так что мне все это близко.
Никогда не упускаю возможности высказаться в
поддержку качественного образования для всех
учеников, поэтому ощущаю себя «ментором» всех
преподавателей естествознания, будущих учителей
и представителей школьной общественности.
|