Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Управление школой»Содержание №12/2009

Education

Гибкость, открытость, диалог

Наставники молодых учителей делятся впечатлениями

Тереза Уилсон – обладатель президентской премии 2004 г. за преподавание естествознания в начальной школе. Долгое время работала в частном образовании, но более десяти лет назад решила сменить поле деятельности и получить магистерскую степень в области специального образования.  Сейчас она преподает естествознание пятиклассникам начальной школы Myrtle H Stevens Elementary School в Роки-Хилл (штат Коннектикут). Помимо преподавательской работы, Терри выполняет обязанности координатора своей параллели в образовательном учреждении, а на уровне штата консультирует молодых коллег в рамках коннектикутской программы подготовки начинающих педагогов. В 2001 г. Терри была названа учителем года округа Роки-Хилл.

– Как вы начали заниматься наставничеством?

– Я всегда была человеком, который любит помогать другим, так как по натуре склонна к сопереживанию. И, получив сертификат в рамках двухлетней программы подготовки начинающих педагогов, захотела сама поддержать молодых специалистов.

– Какой совет вы могли бы дать учителю, который хочет заняться менторством?

– Воспользуйтесь этим шансом! Менторы всегда нужны. Если такой возможности поначалу вроде бы не предвидится – не бойтесь сами проявить инициативу. Берите пример с коллег, которые в свое время поддержали вас. В Коннектикуте менторов готовят в рамках программы подготовки начинающих педагогов. Другие штаты могут предлагать похожие варианты.

– Как вы сочетаете вашу учительскую нагрузку с наставничеством?

– Я обожаю преподавание. Работа наставника очень воодушевляет; существует столько интересных идей, и встречи с другими учителями открывают перед вами новые горизонты. Я не люблю оставаться в накатанной колее, так что менторство вносит оживление в мою преподавательскую деятельность, и наоборот. Мне также нравится коллегиальность, предполагаемая менторством. Благодаря этому я могу говорить с коллегами о проблемах преподавания и учебном процессе – возможность, которая иначе могла бы и не появиться.

– Что должен в первую очередь делать ментор, чтобы помочь своему подопечному?

– Не существует четкого списка действий. Вам нужно быть гибким, открытым и по-настоящему стремиться к диалогу. Вы должны хорошо понимать, что люди готовы услышать, а что – нет. Взаимоотношения ментора и его подопечного носят очень личный характер. Вы оба открываете себя для мнений друг друга. Вот почему я стараюсь предложить конструктивную критику, отталкиваясь при этом от сильных сторон учителя. В этом мне помогает собственный богатый жизненный опыт.

– Как наиболее эффективно можно помочь подопечному, который преподает другой предмет?

– Хотя это и не обязательное условие, молодые учителя чувствуют себя более комфортно, когда с ними работает человек, занимающийся похожей деятельностью. Это помогает им чувствовать себя понятыми.

– Что бы вы рекомендовали начинающему педагогу, желающему сформировать свои представления о преподавании и обучении?

– Я заметила, что молодые учителя склонны фокусироваться на преподавательских навыках в отрыве от всего остального, не обладают концептуальным мышлением. В Коннектикуте используется системный подход к преподаванию и учебному процессу. Мы смотрим на наших учеников и спрашиваем: «Чему вы на самом деле хотите научить?».

Можно помочь новичкам определить, каких результатов в плане поведения и знаний они хотят достичь, а затем проанализировать уроки на предмет того, насколько они помогают добиться этих целей.

– Как бы вы посоветовали молодым коллегам вести себя во время сложных разговоров и ситуаций?

– Я пытаюсь отталкиваться от личностных особенностей своих подопечных. Стараюсь быть мягкой, но прямолинейной. Тут нет ничего сложного; главное – сопереживание и умение поставить себя на место другого человека.

– Что вы лично получили в результате занятий менторством?

– Люблю разговаривать с коллегами о проблемах, которые ставит передо мной моя менторская работа, и получаемой отдаче. Я благодарна за конструктивную критику. Слежу за появлением новых учебных материалов и стратегий и часто отталкиваюсь от собственных ошибок, чтобы помочь другим избежать подобных.

Лен Шарп – обладатель президентской премии 1995 г. за преподавание естествознания в средней школе. За свою более чем сорокалетнюю карьеру в системе образования побывал на всех континентах и накопил огромный опыт, которым с удовольствием делится с учениками, коллегами и школьной общественностью.   Помимо преподавательской деятельности Шарп занимал различные лидерские посты в ряде профессиональных организаций, а также стал активным ментором для новых учителей в своей школе в Ливерпуле (штат Нью-Йорк).

– Как вы начали заниматься менторством?

– В основном благодаря своему образовательному учреждению. В Ливерпуле существует очень хорошая менторская программа, которая в летний период готовит наставников, выделяет им небольшую стипендию и прикрепляет к нуждающимся в помощи молодым преподавателям, желательно по тому же предмету. Но еще до формализации ливерпульской менторской программы в школе сложилась практика поддержки новичков со стороны более опытных сотрудников.

Мне нравится помогать учителям и старшекурсникам педагогических факультетов, но также хочется поддержать на высоком уровне качество преподавания в своем учебном заведении и конкретно на моей кафедре. Когда я в течение четырех лет возглавлял кафедру, то упорно продвигал идею менторской поддержки начинающих учителей. Кроме того, участвовал в разработке стандартов штата Нью-Йорк по математике, естествознанию и технологии, и, естественно, хочу, чтобы они действовали.

– Какой совет вы могли бы дать учителю, который желает заняться менторством?

– Быть ментором – значит рисковать, выходить за рамки привычной деятельности. Вы должны быть готовы взять на себя этот риск и продемонстрировать свои навыки за пределами класса. Но, с другой стороны, если вас попросили стать наставником, очевидно, окружающие отметили, что у вас есть опыт, которым вы способны поделиться с другими. К тому же, если вам самому нужна помощь, рядом наверняка найдутся более опытные менторы, к которым реально обратиться за советом.

Я считаю своих подопечных учениками, и моя задача – помочь им добиться успеха и вырасти в профессиональном плане. Это – главная цель. К тому же, поддерживая их, я помогаю и детям. Чего еще желать?

– Как вы сочетаете вашу учительскую нагрузку с менторством?

– Большая часть менторской работы в моей школе проводится до или после школьных занятий, но кое-что приходится и на учебные часы. У нас блочное расписание и действует так называемая система «академической поддержки»: через день каждый второй блок выделяется детям, нуждающимся в дополнительной помощи. Иногда ментор и его протеже встречаются в течение этих полутора часов, чтобы вместе поработать. Они могут также пообщаться за ланчем.

Я внушаю своим подопечным, что главное – это гибкость. Не бывает такого, чтобы мы не сумели найти время для встречи. Иногда с этой целью школа даже специально приглашает учителей на замену.

– Что должен сделать ментор, чтобы помочь новичку?

– Три главных области, на которых я фокусирую свое внимание, – это управление классом, разработка учебной программы и профессиональный рост.

Молодой специалист не знаком с ожиданиями, возлагаемыми на него начальством, с системой выставления оценок, политикой школы относительно посещаемости, дисциплины, он не знает, к кому обратиться с конкретной проблемой. Лучше всего, если вы будете помогать человеку, преподающему тот же предмет, поскольку, помимо управленческих стратегий, сможете обсудить содержание уроков и учебную программу. Если ваши подопечные только-только закончили вуз, у них непременно возникнут такого рода вопросы. С одной стороны, вы поделитесь опытом, с другой – сами получите свежие идеи.

– Как наиболее эффективно можно помочь начинающему учителю, преподающему другой предмет?

– Даже если вы работаете с таким специалистом, все-таки поддержите его. Поговорите с ним о том, как составить план урока, какие ресурсы использовать и как задействовать техническое оборудование, доступное в школе. Обсудите, что ожидаете от учеников. Какова конечная цель того или иного урока? Какой деятельностью вы занимаетесь с детьми? Каково соотношение теории и практики на ваших занятиях?

Я порой привожу в качестве примера некоторые свои излюбленные приемы, и мы вместе размышляем, каким образом их применить на других предметах. Часто концепция одна и та же. Существует множество игр и учительских уловок, которые приемлемо использовать на любом занятии.

Я также пытаюсь узнать как можно больше о прошлом своего подопечного и предмете, который он преподает. Обычно заранее предупреждаю, что ему тоже придется меня учить.

– Что бы вы порекомендовали новичку, для того чтобы он мог научиться лучше формулировать свои представления о преподавании и обучении?

– Я до сих пор люблю преподавать, но это требует определенной гибкости и веры в себя. Очень важно быть уверенным в знаниях, которыми вы пытаетесь поделиться.

Иногда я начинаю с того, что прошу моих подопечных назвать свои сильные и слабые стороны. Затем рассказываю им о приемах, которые, по моему мнению, помогают увлечь детей и мотивировать их к учебе. У молодых учителей это может получаться не так хорошо, как у меня, но я пытаюсь показать, что у них есть собственные таланты и они способны поделиться ими с учениками.

– Как бы вы посоветовали вести себя во время сложных разговоров и ситуаций?

– Для меня основой любых взаимоотношений являются честность, открытость и объективность, но это не исключает конструктивной критики. Помогает убежденность в том, что вы говорите. Также важно потратить время на то, чтобы наладить доверительные отношения и лучше узнать друг друга. Это не происходит за один день.

– Как вы считаете, ваша менторская деятельность внесла свой вклад в реформу образования?

– Я принимал непосредственное участие в разработке семи стандартов по математике, естествознанию и технологии для штата Нью-Йорк, так что мне все это близко. Никогда не упускаю возможности высказаться в поддержку качественного образования для всех учеников, поэтому ощущаю себя «ментором» всех преподавателей естествознания, будущих учителей и представителей школьной общественности.

Рейтинг@Mail.ru