Публикация статьи произведена при поддержке бюро переводов «Дружба Народов». Бюро переводов «Дружба Народов» оказывает услуги профессионального перевода текстов и документов любой сложности, круглосуточно и семь дней в неделю. Высокая квалификация и большой опыт работы в различных узконаправленных областях, позволяют специалистам бюро переводов «Дружба Народов» качественно переводить и редактировать медицинские, технические и юридические материалы. А выгодные цены, возможность безналичного расчета платежа и заказа перевода по электронной почте, помогут сэкономить Ваши деньги и время. Подробнее ознакомиться с предоставляемыми услугами можно на официальном сайте бюро переводов «Дружба Народов», который располагается по адресу http://www.druzhbanarodov.com.ua
Уже на шестой день Бет писала:
«Каждый вечер я возвращаюсь домой, но моя работа
на этом не заканчивается. Мне еще надо составить
план занятий, проверить домашние задания,
позвонить родителям учеников и только после
этого, возможно, выкроить время на ужин перед тем,
как ложиться в постель. Я все это ненавижу.
Ненавижу быть вымотанной, вечно в плохом
настроении, измученной стрессом и
неподготовленной, и это при том, что работаю по
10–12 часов в сутки».
К середине октября Бет начала
принимать антидепрессанты и рассуждать на тему
того, не стоит ли ей распрощаться с учительством
навсегда.
Сравните эту ситуацию с опытом Элли
Бреснан, которая в 2003 году, сразу после получения
диплома, начала работать в детском саду
школьного округа Рейвенсвуд-сити, что в Ист
Пало-Альто (Калифорния). Ей также досталась
группа трудных учеников, многие из которых жили в
бедности и плохо говорили по-английски. Но, в
отличие от Бет Андерсон, к Элли прикрепили
ментора (иначе говоря, наставника), в обязанности
которого входила поддержка молодых учителей.
Этот человек помог ей составить план
уроков, предложил ряд стратегий по управлению
классом, подобрал дополнительные материалы, а
главное – каждую неделю напоминал Элли, что
все у нее идет хорошо. В результате молодая
учительница настолько вошла во вкус, что на
четвертый год работы директор назначил ее
общешкольным координатором программы
грамотности. Причина успеха, по мнению самой
Бреснан, – менторство.
В США подобные менторские программы
и другие системы поддержки начинающих учителей
находятся сейчас на подъеме. Таким образом школы
пытаются остановить отток из профессии нового
поколения педагогов. По данным исследования
Ричарда Ингерсолла, профессора образования и
социологии в Пенсильванском университете, между
1990 и 2000 годами количество молодых специалистов,
участвовавших в разнообразных подготовительных
программах, выросло с 51-го до 83-х процентов. Из
всех предлагаемых методов поддержки – от
ориентационных семинаров до сниженной нагрузки
– менторство было наиболее
распространенным.
«Они никогда не говорят: “Я ушел
из-за детей“, – говорит Кэтлин Фултон,
сотрудник национальной комиссии по преподаванию
и будущему Америки. – Когда учителя уходят,
они объясняют это плохими условиями труда и
отсутствием поддержки».
Мода на менторство частично связана с
развернувшейся в США дискуссией о роли рядового
учителя в образовании, считает Энн Байрд,
директор по программам некоммерческого центра
за качество преподавания из Северной Каролины.
Но реальная проблема заключается не только в
содержании образования: образовательные
учреждения попросту не могут удержать недавно
принятых на работу сотрудников. Согласно цифрам,
приведенным в исследовании Ингерсолла, 50
процентов новых учителей покидают профессию в
течение пяти лет с момента трудоустройства. В
этих условиях менторство зарекомендовало себя
как один из наиболее эффективных способов
удержать новичков в школе.
«Если бы не ментор, мне было бы так
трудно в первый год работы, что, наверное, я ушел
бы, – признается Эдвард Дорси, бывший
менеджер, а ныне преподаватель в
Рейвенсвуде. – Этот человек помогает сгладить
ухабы первых лет».
Признание Дорси имеет и определенное
статистическое подтверждение: после того, как в
Ист Пало-Альто была запущена менторская
программа, количество начинающих учителей,
остающихся в образовательном учреждении,
взлетело с 27% до 84%. А если говорить о ситуации в
целом по стране, то Ингерсолл обнаружил, что
наличие наставника, преподающего или
преподававшего ранее тот же предмет, например,
английский язык или естествознание, снижает риск
увольнения в конце первого года работы на 30%
(эффект от помощи ментора другой специализации
не столь значителен).
«Интенсивная поддержка молодых
специалистов может стоить дорого, – говорит
Фултон, – но потеря учителя выйдет вам еще
дороже». Учитывая затраты на поиск и подготовку
кандидатов, общенациональные потери от текучки
кадров по некоторым подсчетам составляют до $4,87
млрд в год (по данным 2007 г.).
Помимо денежных убытков, добавляет
Байрд, текучка негативно влияет на школьную
культуру и ослабляет педагогический коллектив.
Что хуже всего, самый высокий уровень утечки
кадров наблюдается в школах беднейших районов,
из-за чего дети, больше всего нуждающиеся в
качественном образовании, вынуждены иметь дело с
неопытными преподавателями.
Чем больше проявлений
содействия ощущает начинающий педагог, тем
вероятнее, что он или она останется
в профессии.
|
По стране менторские
программы от места к месту отличаются настолько,
что их с трудом можно привести к общему
знаменателю. Некоторые штаты требуют
обязательного наличия такой работы, другие –
нет, но несмотря на это многие школьные округа
внедряют ее по собственной инициативе. Масштаб
программ также различен: где-то новичков ожидают
еженедельные встречи с прикрепленными
ветеранами, тогда как в других местах менторство
ограничивается двадцатиминутной встречей за
чашкой кофе в начале учебного года.
По сравнению с большинством коллег
учителя Рейвенсвуда получили действительно
роскошную менторскую программу. Она
финансируется за счет гранта на $2,4 млн из фонда
Уильяма и Флоры Хьюлеттов и управляется Центром
нового учителя (New Teacher Center, NTC) при университете
Калифорнии в Санта-Крузе, который помогает
округам в 34-х штатах разрабатывать и внедрять
программы помощи начинающим преподавателям.
Здешние менторы – все из числа
бывших учителей – каждый год берут под свое
крыло по десять новичков и работают с ними в
течение их первых трех лет трудовой
деятельности. Ветераны не только делятся
педагогическими идеями, но и помогают каждому
молодому специалисту составить
профессиональный учебный план, а также следят за
его прогрессом в течение года.
Модель NTC отталкивается от мысли, что
новым учителям, для того чтобы остаться в
профессии и добиться успеха, одного только
ментора недостаточно. Новички также нуждаются в
освобождении от части нагрузки, возможности
наблюдать за работой коллег, а также поддержке
всей «школьной деревни», как называет это Байрд.
Фактически, чем больше проявлений
содействия ощущает начинающий педагог, тем
вероятнее, что он или она останется в профессии,
показывает исследование Ингерсолла. Помимо
менторства, защиту против увольнения
обеспечивает хорошо налаженное сотрудничество
между преподавателями одного и того же предмета.
«Это вполне очевидная закономерность:
вы приобретаете то, за что платите, – поясняет
Ингерсолл. – Если вы предлагаете немного, то
не получите большой отдачи. Если же полный пакет,
то результаты будут по-настоящему
значительными».
Команда NTC проделала в Рейвенсвуде
огромную работу: закупила учебные пособия,
которых не хватало в школах, и обеспечила
дополнительную поддержку учителям, в чьих
классах учатся дети со специальными
образовательными потребностям. По настоянию
команды педагоги сейчас еженедельно встречаются
с коллегами, чтобы обсудить успехи учеников и
планы уроков.
В школах, которым не посчастливилось
получить щедрых грантов, можно использовать
более простые модели, считает Эллен Муар,
исполнительный директор NTC. Например, освободить
преподавателю-ветерану определенное количество
времени в день для наставничества. Одно из
главных условий успеха – понять, что
сопровождение молодого специалиста – это не
общественная нагрузка, а серьезная деятельность,
для которой нужны соответствующие условия.
Менторов следует отбирать не только по
их преподавательскому опыту, но также обращать
внимание на навыки работы с другими взрослыми. Им
тоже требуется подготовка и время на то, чтобы
хорошо выполнять свои обязанности. Наставник, у
которого имеется собственная полноценная
работа, способен подбодрить новичка, говорит
Муар, но не станет докапываться до сердцевины
проблем учителя.
Несмотря на относительно молодой
возраст программы, уже можно говорить о ее
положительном эффекте. Начальная школа Cesar Chavez из
последнего десятка на уровне штата по
результатам стандартных тестов за три года
переместилась в первый десяток. Другое учебное
заведение, The Green Oaks Academy, к моменту, когда первая
группа учителей, получивших менторскую помощь,
достаточно «повзрослела», улучшила свои
показатели более чем на 20%.
Конечно, прогресс можно объяснить и
другими факторами, и даже просто совпадением. Но
организаторы и участники этой работы всей душой
верят, что такой результат улучшения качества
обучения достигнут в том числе и за счет введения
менторской программы.
«Между тем, чего дети в моем классе
добились в прошлом году, и тем, что они достигли в
этом, – огромная разница, – убеждена
молодая преподавательница Мелисса Зиппер. –
Менторство преобразило мою жизнь».
Если это так, то жизнь ее учеников тоже
изменилась к лучшему, а значит, программа
действует.
По материалам журнала Edutopia
|