Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Управление школой»Содержание №12/2009

Education

Свет маяка

Опытные учителя удерживают испуганных новичков от бегства из профессии

Несколько лет назад блоггер из Аризоны по имени Бет Андерсон завела интернет-дневник, в котором писала о том, с каким нетерпением ожидает начала своего первого года работы в качестве учителя. По собственному признанию, она мечтала о преподавании с шести лет. Однако восторг вскоре сменился отчаянием. Несмотря на неопытность, девушке сразу дали «сложный» класс, в котором занимались четырех- и   пятиклассники. Руководитель школы с ходу поручил ей подготовить детей к  тесту штата...

Публикация статьи произведена при поддержке бюро переводов «Дружба Народов». Бюро переводов «Дружба Народов» оказывает услуги профессионального перевода текстов и документов любой сложности, круглосуточно и семь дней в неделю. Высокая квалификация и большой опыт работы в различных узконаправленных областях, позволяют специалистам бюро переводов «Дружба Народов» качественно переводить и редактировать медицинские, технические и юридические материалы. А выгодные цены, возможность безналичного расчета платежа и заказа перевода по электронной почте, помогут сэкономить Ваши деньги и время. Подробнее ознакомиться с предоставляемыми услугами можно на официальном сайте бюро переводов «Дружба Народов», который располагается по адресу http://www.druzhbanarodov.com.ua

Уже на шестой день Бет писала: «Каждый вечер я возвращаюсь домой, но моя работа на этом не заканчивается. Мне еще надо составить план занятий, проверить домашние задания, позвонить родителям учеников и только после этого, возможно, выкроить время на ужин перед тем, как ложиться в постель. Я все это ненавижу. Ненавижу быть вымотанной, вечно в плохом настроении, измученной стрессом и неподготовленной, и это при том, что работаю по 10–12 часов в сутки».

К середине октября Бет начала принимать антидепрессанты и рассуждать на тему того, не стоит ли ей распрощаться с учительством навсегда.

Сравните эту ситуацию с опытом Элли Бреснан, которая в 2003 году, сразу после получения диплома, начала работать в детском саду школьного округа Рейвенсвуд-сити, что в Ист Пало-Альто (Калифорния). Ей также досталась группа трудных учеников, многие из которых жили в бедности и плохо говорили по-английски. Но, в отличие от Бет Андерсон, к Элли прикрепили ментора (иначе говоря, наставника), в обязанности которого входила поддержка молодых учителей.

Этот человек помог ей составить план уроков, предложил ряд стратегий по управлению классом, подобрал дополнительные материалы, а главное – каждую неделю напоминал Элли, что все у нее идет хорошо. В результате молодая учительница настолько вошла во вкус, что на четвертый год работы директор назначил ее общешкольным координатором программы грамотности. Причина успеха, по мнению самой Бреснан, – менторство.

В США подобные менторские программы и другие системы поддержки начинающих учителей находятся сейчас на подъеме. Таким образом школы пытаются остановить отток из профессии нового поколения педагогов. По данным исследования Ричарда Ингерсолла, профессора образования и социологии в Пенсильванском университете, между 1990 и 2000 годами количество молодых специалистов, участвовавших в разнообразных подготовительных программах, выросло с 51-го до 83-х процентов. Из всех предлагаемых методов поддержки – от ориентационных семинаров до сниженной нагрузки   – менторство было наиболее распространенным.

«Они никогда не говорят: Я ушел из-за детей, – говорит Кэтлин Фултон, сотрудник национальной комиссии по преподаванию и будущему Америки. – Когда учителя уходят, они объясняют это плохими условиями труда и отсутствием поддержки».

Мода на менторство частично связана с развернувшейся в США дискуссией о роли рядового учителя в образовании, считает Энн Байрд, директор по программам некоммерческого центра за качество преподавания из Северной Каролины. Но реальная проблема заключается не только в содержании образования: образовательные учреждения попросту не могут удержать недавно принятых на работу сотрудников. Согласно цифрам, приведенным в исследовании Ингерсолла, 50 процентов новых учителей покидают профессию в течение пяти лет с момента трудоустройства. В этих условиях менторство зарекомендовало себя как один из наиболее эффективных способов удержать новичков в школе.

«Если бы не ментор, мне было бы так трудно в первый год работы, что, наверное, я ушел бы, – признается Эдвард Дорси, бывший менеджер, а ныне преподаватель в Рейвенсвуде. – Этот человек помогает сгладить ухабы первых лет».

Признание Дорси имеет и определенное статистическое подтверждение: после того, как в Ист Пало-Альто была запущена менторская программа, количество начинающих учителей, остающихся в образовательном учреждении, взлетело с 27% до 84%. А если говорить о ситуации в целом по стране, то Ингерсолл обнаружил, что наличие наставника, преподающего или преподававшего ранее тот же предмет, например, английский язык или естествознание, снижает риск увольнения в конце первого года работы на 30% (эффект от помощи ментора другой специализации не столь значителен).

«Интенсивная поддержка молодых специалистов может стоить дорого, – говорит Фултон, – но потеря учителя выйдет вам еще дороже». Учитывая затраты на поиск и подготовку кандидатов, общенациональные потери от текучки кадров по некоторым подсчетам составляют до $4,87 млрд в год (по данным 2007 г.).

Помимо денежных убытков, добавляет Байрд, текучка негативно влияет на школьную культуру и ослабляет педагогический коллектив. Что хуже всего, самый высокий уровень утечки кадров наблюдается в школах беднейших районов, из-за чего дети, больше всего нуждающиеся в качественном образовании, вынуждены иметь дело с неопытными преподавателями.

Чем больше проявлений содействия ощущает начинающий педагог, тем вероятнее, что он или она останется в профессии.

По стране менторские программы от места к месту отличаются настолько, что их с трудом можно привести к общему знаменателю. Некоторые штаты требуют обязательного наличия такой работы, другие – нет, но несмотря на это многие школьные округа внедряют ее по собственной инициативе. Масштаб программ также различен: где-то новичков ожидают еженедельные встречи с прикрепленными ветеранами, тогда как в других местах менторство ограничивается двадцатиминутной встречей за чашкой кофе в начале учебного года.

По сравнению с большинством коллег учителя Рейвенсвуда получили действительно роскошную менторскую программу. Она финансируется за счет гранта на $2,4 млн из фонда Уильяма и Флоры Хьюлеттов и управляется Центром нового учителя (New Teacher Center, NTC) при университете Калифорнии в Санта-Крузе, который помогает округам в 34-х штатах разрабатывать и внедрять программы помощи начинающим преподавателям.

Здешние менторы – все из числа бывших учителей – каждый год берут под свое крыло по десять новичков и работают с ними в течение их первых трех лет трудовой деятельности. Ветераны не только делятся педагогическими идеями, но и помогают каждому молодому специалисту составить профессиональный учебный план, а также следят за его прогрессом в течение года.

Модель NTC отталкивается от мысли, что новым учителям, для того чтобы остаться в профессии и добиться успеха, одного только ментора недостаточно. Новички также нуждаются в освобождении от части нагрузки, возможности наблюдать за работой коллег, а также поддержке всей «школьной деревни», как называет это Байрд.

Фактически, чем больше проявлений содействия ощущает начинающий педагог, тем вероятнее, что он или она останется в профессии, показывает исследование Ингерсолла. Помимо менторства, защиту против увольнения обеспечивает хорошо налаженное сотрудничество между преподавателями одного и того же предмета.

«Это вполне очевидная закономерность: вы приобретаете то, за что платите,  – поясняет Ингерсолл. – Если вы предлагаете немного, то не получите большой отдачи. Если же полный пакет, то результаты будут по-настоящему значительными».

Команда NTC проделала в Рейвенсвуде огромную работу: закупила учебные пособия, которых не хватало в школах, и обеспечила дополнительную поддержку учителям, в чьих классах учатся дети со специальными образовательными потребностям. По настоянию команды педагоги сейчас еженедельно встречаются с коллегами, чтобы обсудить успехи учеников и планы уроков.

В школах, которым не посчастливилось получить щедрых грантов, можно использовать более простые модели, считает Эллен Муар, исполнительный директор NTC. Например, освободить преподавателю-ветерану определенное количество времени в день для наставничества. Одно из главных условий успеха – понять, что сопровождение молодого специалиста – это не общественная нагрузка, а серьезная деятельность, для которой нужны соответствующие условия.

Менторов следует отбирать не только по их преподавательскому опыту, но также обращать внимание на навыки работы с другими взрослыми. Им тоже требуется подготовка и время на то, чтобы хорошо выполнять свои обязанности. Наставник, у которого имеется собственная полноценная работа, способен подбодрить новичка, говорит Муар, но не станет докапываться до сердцевины проблем учителя.

Несмотря на относительно молодой возраст программы, уже можно говорить о ее положительном эффекте. Начальная школа Cesar Chavez из последнего десятка на уровне штата по результатам стандартных тестов за три года переместилась в первый десяток. Другое учебное заведение, The Green Oaks Academy, к моменту, когда первая группа учителей, получивших менторскую помощь, достаточно «повзрослела», улучшила свои показатели более чем на 20%.

Конечно, прогресс можно объяснить и другими факторами, и даже просто совпадением. Но организаторы и участники этой работы всей душой верят, что такой результат улучшения качества обучения достигнут в том числе и за счет введения менторской программы.

«Между тем, чего дети в моем классе добились в прошлом году, и тем, что они достигли в этом, – огромная разница, – убеждена молодая преподавательница Мелисса Зиппер. – Менторство преобразило мою жизнь».

Если это так, то жизнь ее учеников тоже изменилась к лучшему, а значит, программа действует.

По материалам журнала Edutopia
Рейтинг@Mail.ru