Румыния: каждому министру – по
реформе
У Румынии результаты реформирования
за двадцать лет, по большому счету,
отрицательные. Одно то, что достижения в
международных сравнительных исследованиях PISA и
PIRLS от года к году становились все слабее и
слабее, свидетельствует о многом. Но, как
говорится, отрицательный результат – тоже
результат, если сделать из неудачи правильные
выводы. Итак, рекомендации о том, каких ошибок
следует избегать.
За годы реформ на посту министра
образования в этой европейской стране побывало
восемь человек. И каждый министр стремился
начать реформу с нуля. Нужны же были четкие цели и
долгосрочная стратегия, согласованная всеми
политическими силами, ведь последствия
изменений начинают проявляться только спустя
десять-пятнадцать лет после начала, а смена
направления каждые два-три года не приводит ни к
чему.
Пару лет назад наконец-то удалось
прийти к общему соглашению о движении реформы.
Так что, видимо, в следующем десятилетии будет на
что посмотреть.
Вторым существенным фактором
успешности преобразований служит доступ к
информации, в том числе полученной в результате
участия в международных сравнительных
исследованиях. Это позволяет совершенствовать
качество национального образования,
ориентируясь на мировой уровень. Выводы,
сделанные из любых мероприятий, должны служить
исходными данными для формулирования политики в
сфере образования и для принятия взвешенных
решений. Для повышения качества обязательно и
прогнозирование будущих потребностей.
Третий момент – вовлеченность в
реформу всех заинтересованных сторон. Она не
будет иметь смысла без привлечения родителей,
учащихся, работодателей и, конечно, педагогов:
без живого участия учителей любая реформа
останется чистой риторикой. Надо сказать, в
Румынии усилия во многом не увенчались успехом
просто потому, что учителя не были готовы
применять новые подходы и методики работы на
уроке. То есть вопрос обеспечения ресурсами
системы образования заключается как во вложении
крупного объема средств, так и в разумном их
расходовании.
Если «импортировать»
реформу из другой страны, культурный контекст
будет слишком разниться.
|
Также важную роль играет
культурный контекст. Если «импортировать»
реформу из другой страны, он будет слишком
разниться.
Даже в пределах самого государства
любое крупное преобразование должна предварять
корректива менталитета. Разве есть смысл
устанавливать в классе компьютер, если учитель
не хочет и не может его использовать? Воспитает
ли педагог учащихся в духе демократии, если
отношения между учителем и учеником не носят
демократического характера?..
Гонконг: инвестиции в перемены
В отличие от Румынии, школьники
Гонконга получили очень хорошие результаты во
время участия в опросе PISA.
Гонконгцы знают, что мир меняется. Если
в прошлом можно было добиться многого, просто
запомнив ряд фактов, то сейчас этого
недостаточно: необходимо мыслить. И в 2000 году
было принято решение о тотальном изменении
учебной программы и системы оценки результатов
обучения. Первые экзамены, которые покажут
уровень эффективности внесенных новшеств, в
полном объеме пройдут через несколько лет.
На полную перестройку всей отрасли
планируется затратить двенадцать лет. И за этот
период гонконгцы хотят, чтобы каждый школьник
стал учиться по-другому; каждый учитель знал,
что ему делать; каждая школа понимала, в чем
заключается ее роль.
Гонконг делает огромные инвестиции в
перемены, так как желает обеспечить своим
гражданам по-настоящему современное
образование.
Южная Африка: деньги – лишь полдела
В какой-то степени российская
система образования стоит перед такими же
проблемами, как и ЮАР. Например, мы тоже пытаемся
решать проблему иммиграции, одновременно
стремясь повысить качество обучения.
Но попытка проведения реформы в Южной
Африке оказалась неудачной. Какие события
предшествовали провалу?
В середине 70-х годов подняло голову
движение национального освобождения. Для этого
движения решение школьных проблем всегда было
приоритетом: достаточно вспомнить, какие
беспорядки начались в школе (а потом
выплеснулись за ее стены), где велись споры о том,
на каком языке следует вести преподавание.
В 80-е годы университеты и разного рода
неправительственные организации активно стали
думать над разработкой стратегии реформы
системы образования, предлагать новые идеи,
которые, как тогда казалось, приведут к
обновлению отрасли и сделают ее подходящей для
освобожденной Южной Африки.
Шло это параллельно с кардинальными
политическими переменами. Мало кто тогда верил,
что на своем веку увидит смену правительства, но
это произошло. Кстати, в немалой степени –
благодаря событиям в России периода конца 80-х, а
также прекращению поддержки «белого»
правительства в ЮАР Великобританией и
Соединенными Штатами. В итоге сложились условия
для ухода «белого» кабинета министров и
проведения демократических выборов, в которых
победило другое правительство.
В ЮАР пробовали заимствовать
определенные приемы управления системой
образования у шотландцев.
|
Реформаторов образования
вдохновлял опыт обучения в Австралии. Еще в ЮАР
пробовали заимствовать определенные приемы
управления системой у шотландцев. Процесс
реорганизации был встречен с огромным
энтузиазмом, вкладывалось большое количество
энергии, обсуждались самые разные планы.
Тем не менее в настоящее время по
показателю «равенство возможностей»
образование в этом африканском регионе
находится на тех же позициях, что и 25–30 лет назад.
Бывшие «белые» школы превратились в
многонациональные, но остались единственными, в
которых обеспечивается более или менее
приличное качество преподавания. Тогда как в
подавляющем числе школ, расположенных в местах
проживания преимущественно темнокожего
населения, предоставляются образовательные
услуги только низкого качества – даже
несмотря на то, что объем ассигнований на
образование, по меркам ЮАР, был довольно высоким.
Ни энтузиазма вокруг реформ 90-х годов,
ни денег не хватило для масштабных побед. Реформа
проводилась без подлинной вовлеченности
учительского сообщества, педагоги не обладали
необходимым профессиональным уровнем, без
особой охоты применяли новые методики. И
проблема с низким уровнем подготовки
педагогических коллективов по-прежнему
сохраняется.
Трудности в Южной Африке были связаны,
как ни странно прозвучит, и с тем, что это
единственная страна, где наблюдался
экономический рост. Сюда направились потоки
беженцев, в первую очередь, из Зимбабве. Это
увеличило нагрузку на школьную систему,
произошел всплеск ксенофобии, вылившейся в
беспорядки, в том числе в образовательных
учреждениях. Пока ситуация не изменилась, и
никаких действий, способных что-то существенно
исправить, политики не предпринимают.
И хотя школа – не место для решения
политических проблем, она может сыграть большую
роль в обеспечении социальной гармонии, давая
детям помимо базовых навыков, которые
понадобятся им в будущем, понимание того, что
такое жизнь в свободном обществе и какую
ответственность это накладывает.
США: чем раньше – тем лучше
Для Америки приток иммигрантов –
проблема едва ли не большая, чем для Южной Африки.
В последние годы в США устремились иностранцы,
которые не говорят по-английски и не являются
носителями европейской культуры. Но в остальном
у Соединенных Штатов в образовании свои
особенности.
При зарождении американской школы
перед ней ставилась двуединая цель. Во-первых,
школа должна обеспечивать социализацию
учащегося, то есть воспитывать из него
достойного члена общества, а во-вторых, давать
знания, то есть решать академическую задачу.
Однако в целом американское общество не является
академически-ориентированным –
представителям определенных кругов не
оказывается причитающегося на их долю уважения.
Еще одна особенность США заключается в
том, что система образования – крайне
децентрализована, и федеральное правительство
совершенно не в состоянии задать единый стандарт
для страны. Всеобщее внимание способны привлечь
действительно эффективные инновации.
Так, на сегодняшний день в Америке
значимое место отведено программе, возникшей
после анализа итогов международного
исследования PISA. Наблюдался огромный разброс в
результатах, которые показывали дети из
благополучных семей по сравнению с детьми из
неблагополучных (к слову, такое же
несоответствие озадачило российских ученых
после участия наших школьников в исследовании
PIRLS).
Система образования США –
крайне децентрализована, и федеральное
правительство совершенно не в состоянии задать
единый стандарт для страны.
|
На русский язык название
программы примерно переводится «Начнем с нуля».
Она базируется на том факте, что дошкольный
период в жизни ребенка играет очень большую роль.
Некоторые дети впервые попадают в детский сад в
возрасте уже пяти лет и к тому времени отстают от
своих сверстников. Идея заключается в оказании
поддержки малышам, не получаемым ее от родителей.
Педагоги пытаются дисциплинировать этих детей,
разговаривают с ними, создают им благоприятные
условия для освоения мира.
Исследования их последующей школьной
жизни показали: в учебе школьники, прошедшие
через программу «Начнем с нуля», получают
гораздо лучшие результаты по сравнению с
одногодками из семей с тем же самым
социально-экономическим статусом.
Правда, когда ребенок достигает
возраста двенадцати–четырнадцати лет,
академические преимущества со сверстниками
уравниваются. Но в то же время мониторинг выявил:
дети, прошедшие через программу, с большей
вероятностью останутся в школе в течение
длительного времени, окончат полный курс
обучения и затем поступят в вуз.
В США верят, что «Начнем с нуля»
позволит преодолеть пропасть между
американскими детьми – выходцами из семей с
разными финансовыми возможностями. Новая
американская администрация планирует расширить
сферу деятельности этой программы.
В Америке считают российские детские
сады прекрасной формой подобной работы. Хорош ли
детский сад или не очень, любые навыки, которые
ребенок получает на этапе своего пребывания
здесь впоследствии будут востребованы.
|