Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Управление школой»Содержание №12/2009

Education

На ошибках учатся

Взлеты и падения в зарубежных реформах образования

В конце 80-х годов российское образование открылось для диалога с   образовательными системами других стран. И мы обязаны этому  процессу многими изменениями. У нас появились рынок учебников; методы внешней оценки; понятие «стандарт результата»; нормативное финансирование и управляющие советы… А может ли Россия извлечь уроки из реформ, которые не миновали и другие государства в  последние два десятилетия?

Румыния: каждому министру – по реформе

У Румынии результаты реформирования за двадцать лет, по большому счету, отрицательные. Одно то, что достижения в международных сравнительных исследованиях PISA и PIRLS от года к году становились все слабее и слабее, свидетельствует о многом. Но, как говорится, отрицательный результат – тоже результат, если сделать из неудачи правильные выводы. Итак, рекомендации о том, каких ошибок следует избегать.

За годы реформ на посту министра образования в этой европейской стране побывало восемь человек. И каждый министр стремился начать реформу с нуля. Нужны же были четкие цели и долгосрочная стратегия, согласованная всеми политическими силами, ведь последствия изменений начинают проявляться только спустя десять-пятнадцать лет после начала, а смена направления каждые два-три года не приводит ни к чему.

Пару лет назад наконец-то удалось прийти к общему соглашению о движении реформы. Так что, видимо, в следующем десятилетии будет на что посмотреть.

Вторым существенным фактором успешности преобразований служит доступ к информации, в том числе полученной в результате участия в международных сравнительных исследованиях. Это позволяет совершенствовать качество национального образования, ориентируясь на мировой уровень. Выводы, сделанные из любых мероприятий, должны служить исходными данными для формулирования политики в сфере образования и для принятия взвешенных решений. Для повышения качества обязательно и прогнозирование будущих потребностей.

Третий момент – вовлеченность в реформу всех заинтересованных сторон. Она не будет иметь смысла без привлечения родителей, учащихся, работодателей и, конечно, педагогов: без живого участия учителей любая реформа останется чистой риторикой. Надо сказать, в Румынии усилия во многом не увенчались успехом просто потому, что учителя не были готовы применять новые подходы и методики работы на уроке. То есть вопрос обеспечения ресурсами системы образования заключается как во вложении крупного объема средств, так и в разумном их расходовании.

Если «импортировать» реформу из другой страны, культурный контекст будет слишком разниться.

Также важную роль играет культурный контекст. Если «импортировать» реформу из другой страны, он будет слишком разниться.

Даже в пределах самого государства любое крупное преобразование должна предварять корректива менталитета. Разве есть смысл устанавливать в классе компьютер, если учитель не хочет и не может его использовать? Воспитает ли педагог учащихся в духе демократии, если отношения между учителем и учеником не носят демократического характера?..

Гонконг: инвестиции в перемены

В отличие от Румынии, школьники Гонконга получили очень хорошие результаты во время участия в опросе PISA.

Гонконгцы знают, что мир меняется. Если в прошлом можно было добиться многого, просто запомнив ряд фактов, то сейчас этого недостаточно: необходимо мыслить. И в 2000 году было принято решение о тотальном изменении учебной программы и системы оценки результатов обучения. Первые экзамены, которые покажут уровень эффективности внесенных новшеств, в полном объеме пройдут через несколько лет.

На полную перестройку всей отрасли планируется затратить двенадцать лет. И за этот период гонконгцы хотят, чтобы каждый школьник стал учиться по-другому; каждый учитель  знал, что ему делать; каждая школа  понимала, в чем заключается ее роль.

Гонконг делает огромные инвестиции в перемены, так как желает обеспечить своим гражданам по-настоящему современное образование.

Южная Африка: деньги – лишь полдела

В какой-то степени российская система образования стоит перед такими же проблемами, как и ЮАР. Например, мы тоже пытаемся решать проблему иммиграции, одновременно стремясь повысить качество обучения.

Но попытка проведения реформы в Южной Африке оказалась неудачной. Какие события предшествовали провалу?

В середине 70-х годов подняло голову движение национального освобождения. Для этого движения решение школьных проблем всегда было приоритетом: достаточно вспомнить, какие беспорядки начались в школе (а потом выплеснулись за ее стены), где велись споры о том, на каком языке следует вести преподавание.

В 80-е годы университеты и разного рода неправительственные организации активно стали думать над разработкой стратегии реформы системы образования, предлагать новые идеи, которые, как тогда казалось, приведут к обновлению отрасли и сделают ее подходящей для освобожденной Южной Африки.

Шло это параллельно с кардинальными политическими переменами. Мало кто тогда верил, что на своем веку увидит смену правительства, но это произошло. Кстати, в немалой степени – благодаря событиям в России периода конца 80-х, а также прекращению поддержки «белого» правительства в ЮАР Великобританией и Соединенными Штатами. В итоге сложились условия для ухода «белого» кабинета министров и проведения демократических выборов, в которых победило другое правительство.

В ЮАР пробовали заимствовать определенные приемы управления системой образования у шотландцев.

Реформаторов образования вдохновлял опыт обучения в Австралии. Еще в ЮАР пробовали заимствовать определенные приемы управления системой у шотландцев. Процесс реорганизации был встречен с огромным энтузиазмом, вкладывалось большое количество энергии, обсуждались самые разные планы.

Тем не менее в настоящее время по показателю «равенство возможностей» образование в этом африканском регионе находится на тех же позициях, что и 25–30 лет назад. Бывшие «белые» школы превратились в многонациональные, но остались единственными, в которых обеспечивается более или менее приличное качество преподавания. Тогда как в подавляющем числе школ, расположенных в местах проживания преимущественно темнокожего населения, предоставляются образовательные услуги только низкого качества – даже несмотря на то, что объем ассигнований на образование, по меркам ЮАР, был довольно высоким.

Ни энтузиазма вокруг реформ 90-х годов, ни денег не хватило для масштабных побед. Реформа проводилась без подлинной вовлеченности учительского сообщества, педагоги не обладали необходимым профессиональным уровнем, без особой охоты применяли новые методики. И проблема с низким уровнем подготовки педагогических коллективов по-прежнему сохраняется.

Трудности в Южной Африке были связаны, как ни странно прозвучит, и с тем, что это единственная страна, где наблюдался экономический рост. Сюда направились потоки беженцев, в первую очередь, из Зимбабве. Это увеличило нагрузку на школьную систему, произошел всплеск ксенофобии, вылившейся в беспорядки, в том числе в образовательных учреждениях. Пока ситуация не изменилась, и никаких действий, способных что-то существенно исправить, политики не предпринимают.

И хотя школа – не место для решения политических проблем, она может сыграть большую роль в обеспечении социальной гармонии, давая детям помимо базовых навыков, которые понадобятся им в будущем, понимание того, что такое жизнь в свободном обществе и какую ответственность это накладывает.

США: чем раньше – тем лучше

Для Америки приток иммигрантов – проблема едва ли не большая, чем для Южной Африки. В последние годы в США устремились иностранцы, которые не говорят по-английски и не являются носителями европейской культуры. Но в остальном у Соединенных Штатов в образовании свои особенности.

При зарождении американской школы перед ней ставилась двуединая цель. Во-первых, школа должна обеспечивать социализацию учащегося, то есть воспитывать из него достойного члена общества, а во-вторых, давать знания, то есть решать академическую задачу. Однако в целом американское общество не является академически-ориентированным – представителям определенных кругов не оказывается причитающегося на их долю уважения.

Еще одна особенность США заключается в том, что система образования – крайне децентрализована, и федеральное правительство совершенно не в состоянии задать единый стандарт для страны. Всеобщее внимание способны привлечь действительно эффективные инновации.

Так, на сегодняшний день в Америке значимое место отведено программе, возникшей после анализа итогов международного исследования PISA. Наблюдался огромный разброс в результатах, которые показывали дети из благополучных семей по сравнению с детьми из неблагополучных (к слову, такое же несоответствие озадачило российских ученых после участия наших школьников в исследовании PIRLS).

Система образования США – крайне децентрализована, и федеральное правительство совершенно не в состоянии задать единый стандарт для страны.

На русский язык название программы примерно переводится «Начнем с нуля». Она базируется на том факте, что дошкольный период в жизни ребенка играет очень большую роль. Некоторые дети впервые попадают в детский сад в возрасте уже пяти лет и к тому времени отстают от своих сверстников. Идея заключается в оказании поддержки малышам, не получаемым ее от родителей. Педагоги пытаются дисциплинировать этих детей, разговаривают с ними, создают им благоприятные условия для освоения мира.

Исследования их последующей школьной жизни показали: в учебе школьники, прошедшие через программу «Начнем с нуля», получают гораздо лучшие результаты по сравнению с одногодками из семей с тем же самым социально-экономическим статусом.

Правда, когда ребенок достигает возраста двенадцати–четырнадцати лет, академические преимущества со сверстниками уравниваются. Но в то же время мониторинг выявил: дети, прошедшие через программу, с большей вероятностью останутся в школе в течение длительного времени, окончат полный курс обучения и затем поступят в вуз.

В США верят, что «Начнем с нуля» позволит преодолеть пропасть между американскими детьми – выходцами из семей с разными финансовыми возможностями. Новая американская администрация планирует расширить сферу деятельности этой программы.

В Америке считают российские детские сады прекрасной формой подобной работы. Хорош ли детский сад или не очень, любые навыки, которые ребенок получает на этапе своего пребывания здесь впоследствии будут востребованы.

Рейтинг@Mail.ru