Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Управление школой»Содержание №11/2009

Информатизация

Безграничные возможности

Как модернизировать учебно-воспитательный процесс

Реформирование отечественного образования тесно связано с переходом к   информационному обществу, для которого характерно активное освоение новых технологий (ИКТ). Этот процесс рассматривается как создание единой образовательной электронной среды. Для достижения такой цели должны быть решены проблемы не только повсеместного оснащения школ компьютерами, но и внедрения ИКТ в систему организации обучения (формирование умений самостоятельно и рационально работать с  информацией в различных форматах и превращать ее в знания, осваивать новые интерактивные методы взаимодействия в высокотехнологичной среде).

Деятельность нашей гимназии направлена как на решение задач информационно-коммуникационного «всеобуча» для всех участников образовательного процесса, так и на новое качество образования, опирающееся на возможности электронной образовательной среды.

Под «информатизацией образовательного процесса» мы понимаем комплекс мероприятий, связанный с насыщением образовательной системы информационными средствами и технологиями.

Для реализации этой идеи и приобщения к ней всех членов педагогического коллектива мы создали инициативную группу, призванную стать своего рода «движущей силой». В команду вошли директор, его заместители, учителя информатики.

Анализируя опыт по использованию ИКТ в учебно-воспитательном процессе, можно сказать, что первые шаги практически пройдены: было организовано непрерывное преподавание информатики в 3–11-х классах, введены профильное направление «Информатика и информационные технологии» и элективный курс «Программирование».

Сегодня, когда ученик выступает в роли закачика на образование, а учитель – исполнителя заказа, обучение как передача некоторого багажа знаний не может быть востребована. Поэтому на первое место выступает принцип «научить учиться». В связи с этим неотъемлемой частью современной системы обучения становятся телекоммуникационные проекты. Это учебно-познавательная, совместная, творческая или игровая деятельность учащихся, организованная на основе компьютерных технологий.

Принимая участие в работе сетевых турниров, заочных дистанционных олимпиад, конференций, ребенок развивает коммуникативные навыки, решает проблемы общения, строит сети партнерских связей, получает уроки толерантности, расширяет кругозор и т.д.

А для педагогов причастность к телекоммуникационному проекту – повышение собственной квалификации, приобретение навыков организации публичных дискуссий среди учеников, широкий обмен мнениями с зарубежными партнерами и коллегами из других регионов России.

Количество сетевых конкурсов и проектов растет. Значит, есть свобода выбора.

Гимназия имеет большой опыт участия в работе на курсе Роботландского университета.

Роботландский университет (RU) – сетевая школа, в которой обучаются учителя и школьники индивидуально или совместно (команда под руководством наставника). Это учебное заведение сотрудничает с Российской академией повышения квалификации и переподготовки работников образования и газетой «Информатика» Издательского дома «Первое сентября».

Наше ОУ использует программно-методические комплексы в преподавании курса информатики для 3–7-х классов почти 10 лет. С 5–6-х классов мы участвуем в работе курса RU-31 «Азы программирования». Он рассчитан на детей, нашедших себя в программировании и желающих повысить уровень своего мастерства.

На протяжении трех лет участвовали в Воронежских предметных интернет-олимпиадах, в турнирах по информатике, математике, русскому языку, литературе, химии и физике.

Количество проводимых сетевых конкурсов и проектов постоянно растет. Это означает, что есть свобода выбора. Телекоммуникации – новый подход к образованию, и от того, насколько вдумчиво и грамотно, с педагогической точки зрения, будет организована работа, зависит будущее одного из видов новых педагогических и информационных технологий в образовательных системах разных стран мира. Потенциальные возможности телекоммуникаций в сфере образования безграничны.

В настоящее время гимназисты активно используют свои электронные презентации на различных уровнях – от внутришкольного (защита рефератов на уроках по различным предметам, проведение внеклассных мероприятий) до городского и всероссийского (городской конкурс рефератов, научно-практическая конференция «Шаг в будущее», региональные и Всероссийские Менделеевские чтения).

Таблица иллюстрирует участие учащихся в творческих внешкольных интеллектуальных мероприятиях с использованием ИКТ.

Учебный год

2005/06

2006/07

2007/08

Февраль 2009 г.

Количество участников

29

25

30

222

Учителя гимназии регулярно принимают участие в работе методических и педагогических советов, во всероссийских конкурсах педагогического мастерства, используя для трансляции своего опыта электронные презентации.

Качественно изменились методы управления образовательным учреждением, осуществлен переход на автоматизированные рабочие места администрации, психолога, библиотекаря, учителей-предметников и учебно-вспомогательного персонала.

Созданы и постоянно обновляются различные базы данных по:

– результатам аттестации учащихся, с помощью которых можно получить информацию по школе, параллелям, классам, учителям;
– предпрофильному и профильному обучению;
– участию учителей и учащихся в творческих, интеллектуальных мероприятиях;
– педагогическим кадрам;
– диагностическим контрольным работам, критериям оценки знаний детей;
– результатам ЕГЭ, демонстрационным версиям единого экзамена;
– временным затратам на выполнение домашних работ;
– олимпиадным заданиям по различным предметам;
– обучающим и диагностическим компьютерным программам;
– школьной документации.

В урочной и внеурочной деятельности используются учебно-методические комплексы на электронных носителях: русский язык и литература – 38 шт., математика – 17, физика и астрономия – 29, химия – 70, биология – 77, география – 61, иностранные языки – 10, ИЗО и МХК – 3, начальная школа – 5, ОБЖ – 1, информатика – 67.

Это день сегодняшний... А среди перспективных задач – создание единого образовательного информационного пространства гимназии; локальной сети, объединяющей компьютеры администрации, делопроизводителя и компьютерных кабинетов; школьного информационного центра, базы данных по всем направлениям деятельности ОУ; медиатеки, укомплектованной программным обеспечением, методическими материалами для учителя, учебными и дидактическими пособиями и т.д.

Рейтинг@Mail.ru