С тех пор как в школе начала работать
воспитательная программа «Ступеньки роста»,
ученики стали гораздо чаще проводить здесь
свободное время.
Безусловно, атмосферу сотрудничества
и сотворчества создает использование
педагогических технологий, направленных на
личностно ориентированное обучение, порождая в
ребенке желание общаться с педагогами вне
предмета и школьных занятий.
При этом не требует доказательств тот
факт, что в учебно-воспитательном процессе как
учитель, так и ученик выполняют определенные
ролевые функции, соответствующие их статусу. И
именно эти рамки часто не позволяют раскрыться
ни одному, ни другому. А значит, в школе должно
появиться такое место, куда все могут прийти
просто так, без причины, и, главное, без угрозы
выяснения различных учебных проблем.
Необходимость разграничить
учебно-воспитательный процесс и свободное
общение между его участниками привело нас к идее
школьного кафе.
Создавая качественно новое
культурно-досуговое пространство, мы поставили
перед собой следующие цели:
– организовать культурный досуг
учащихся;
– укрепить союзы «школа–семья»,
«подрастающее – старшее поколения»;
– развить проектно-деловую активность
молодежи.
Станет ли кафе востребованным, захотят
ли люди проводить здесь свое свободное время,
зависит от многих факторов.
Прежде всего важен внешний вид
помещения и техническое оснащение. Интерьер
кафе, на наш взгляд, должен быть современным,
стильным, отвечающим требованиям сегодняшнего
дня. Продуманный дизайн стен, барной стойки,
жалюзи, оригинальные, из прочного материала,
легкие, выполненные в яркой цветовой гамме столы
и стулья не только создадут настроение, но и
будут работать на формирование у ребят
эстетического вкуса.
Одна стена в кафе может служить местом
сменных выставок. Пока для этого используется
фойе школы на 1-м этаже.
Для реализации всех планов на высоком
уровне, чтобы эта затея не стала грустной
пародией на «взрослую» точку общепита, помещение
необходимо оснастить современной техникой:
аудио- и видеоаппаратурой (большой телевизионной
панелью, домашним кинотеатром, акустической
системой, микрофонами, светомузыкой). Возможно,
стоит оборудовать несколько компьютерных мест.
Учащиеся нашего образовательного
учреждения – «Школы здоровья» –
обеспечены трехразовым горячим питанием в
учебное время, поэтому в новом помещении мы
планируем поставить лишь барную стойку с
напитками и штучным товаром.
Предполагаемый график работы кафе –
с 14.00 до 19.00 часов, с понедельника по пятницу.
Вторым важным фактором успеха
является продуманная, интересная культурная
программа, не дублирующая план воспитательной
работы школы. В конце концов, для проведения
внеклассных мероприятий есть актовый зал и
создавать еще один вряд ли имеет смысл.
Каждое общешкольное событие обязывает
педагогов ставить перед собой задачи,
реализовывать идеи, добиваться целей, отвечать
за результат. В условиях кафе происходит
свободное общение. Здесь учителю гораздо легче
стать рядовым участником, отдать главную роль
ребенку. Более того, он вообще не должен быть в
кафе массовиком-затейником. Этим с удовольствием
займутся старшие школьники – хорошие
организаторы есть в каждом классе.
Чтобы новое увлечение не влияло на
итоги успеваемости (свободного времени у
старшеклассников почти нет), мы придумали, что
каждый определенный день в кафе будет посвящен
какой-либо теме (табл.).
Таблица
Тематическая сетка школьного кафе
Дни недели |
Мероприятия |
Понедельник |
«Спортивный комментатор»
(просмотр матчей, турниров, соревнований и т.д.) |
Вторник |
Театрализованные
представления, детские конкурсы, презентации
проектов |
Среда |
Тематические вечера;
просмотр видео:
– документальное кино,
– новые видеоклипы,
– телепередачи;
|
Четверг |
Художественные фильмы;
театральные постановки |
Последняя пятница месяца |
«Клубная вечеринка» (при
условии, что ученики самостоятельно готовят всю
программу) |
По заявке от класса |
Внеклассное событие,
требующее особой праздничной атмосферы
(например, «День рождения класса», «Презентация
талантов», мероприятия для учеников и их
родителей) |
Каждая третья пятница месяца |
Работа сменной выставки
художественных работ; выставка личных
достижений учащихся «VIP-персона»; выступление с
собственной программой (вокал, хореография,
инструментальное исполнение) |
Конечно, это примерное
планирование. Но оно легко выполнимо, так как
многие мероприятия не требуют подготовки или
организуются увлеченными ребятами. Каждый
вправе проверить свои возможности, испытать
себя, попробовать свои силы в качестве
организатора, вдохновителя, администратора и
т.д., то есть выступить в роли самостоятельного
профессионала.
Плюсом является и то, что учитываются
интересы разных групп, можно прийти в кафе тогда,
когда здесь соберутся именно твои
единомышленники.
Но все-таки главное – не увлекаться
мероприятиями и помнить, что кафе, прежде всего,
призвано обеспечить общение посетителей.
Например, здесь очень удобно обсудить
план действий и этапы работы в рамках проектной
или проектно-исследовательской деятельности.
Творческая неформальная обстановка поможет уйти
от стандартных шагов и решений, найти
неожиданный, креативный взгляд на проблему.
Беседовать можно на любые темы.
Единственное табу – не приглашать в
кафе учеников и их родителей для разрешения
учебно-воспитательных проблем!
Подводя итог всему вышесказанному… Мы
отдаем себе отчет, что школьное кафе – это
большая трудоемкая работа, требующая неусыпного
внимания и сил, поэтому считаем: для этого должна
быть введена специальная должность
администратора. Можно использовать ставку
педагога-организатора, который будет заниматься
всеми текущими вопросами: как
хозяйственно-бытовыми, так и
культурно-досуговыми.
Статья опубликована при поддержке официального интернет-магазина немецкого производителя светильников Chiaro. Продукция под брендом Chiaro хорошо известна во всем мире и является символом высочайшего качества, безупречного стиля и великолепного дизайна. Зачастую светильники Chiaro можно сравнить с настоящими произведениями искусства, способными стать ярким и сильным акцентом или даже основой композиции самого роскошного интерьера. Причем "роскошный" совершенно не обязательно означает "помпезный" или "дворцовый". На сайте chiaro.ru представлены модели люстр, бра и торшеров различных направлений - от элегантной и сдержанной классики до ультрасовременного "техно", от оригинальных светильников в стиле "эко" и "этно" до невероятной красоты хрустальных шедевров, достойных украшать королевские покои. Коллекции Chiaro настолько разнообразны и интересны, что каждый сможет подобрать себе что-то по вкусу. С Chiaro Ваша жизнь станет светлее!
|