Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Управление школой»Содержание №11/2009

Школьный уклад

Учебные проблемы – табу!

Эта статья – отклик на публикацию в одном из номеров «УШ» материала о школьных кафе, которые сегодня берут на себя дополнительные функции, отходя от общеизвестной роли пункта общепита.

С тех пор как в школе начала работать воспитательная программа «Ступеньки роста», ученики стали гораздо чаще проводить здесь свободное время.

Безусловно, атмосферу сотрудничества и сотворчества создает использование педагогических технологий, направленных на личностно ориентированное обучение, порождая в ребенке желание общаться с педагогами вне предмета и школьных занятий.

При этом не требует доказательств тот факт, что в учебно-воспитательном процессе как учитель, так и ученик выполняют определенные ролевые функции, соответствующие их статусу. И именно эти рамки часто не позволяют раскрыться ни одному, ни другому. А значит, в школе должно появиться такое место, куда все могут прийти просто так, без причины, и, главное, без угрозы выяснения различных учебных проблем. Необходимость разграничить учебно-воспитательный процесс и свободное общение между его участниками привело нас к идее школьного кафе.

Создавая качественно новое культурно-досуговое пространство, мы поставили перед собой следующие цели:

– организовать культурный досуг учащихся;
– укрепить союзы «школа–семья», «подрастающее – старшее поколения»;
– развить проектно-деловую активность молодежи.

Станет ли кафе востребованным, захотят ли люди проводить здесь свое свободное время, зависит от многих факторов.

Прежде всего важен внешний вид помещения и техническое оснащение. Интерьер кафе, на наш взгляд, должен быть современным, стильным, отвечающим требованиям сегодняшнего дня. Продуманный дизайн стен, барной стойки, жалюзи, оригинальные, из прочного материала, легкие, выполненные в яркой цветовой гамме столы и стулья не только создадут настроение, но и будут работать на формирование у ребят эстетического вкуса.

Одна стена в кафе может служить местом сменных выставок. Пока для этого используется фойе школы на 1-м этаже.

Для реализации всех планов на высоком уровне, чтобы эта затея не стала грустной пародией на «взрослую» точку общепита, помещение необходимо оснастить современной техникой: аудио- и видеоаппаратурой (большой телевизионной панелью, домашним кинотеатром, акустической системой, микрофонами, светомузыкой). Возможно, стоит оборудовать несколько компьютерных мест.

Учащиеся нашего образовательного учреждения – «Школы здоровья» – обеспечены трехразовым горячим питанием в учебное время, поэтому в новом помещении мы планируем поставить лишь барную стойку с напитками и штучным товаром.

Предполагаемый график работы кафе – с 14.00 до 19.00 часов, с понедельника по пятницу.

Вторым важным фактором успеха является продуманная, интересная культурная программа, не дублирующая план воспитательной работы школы. В конце концов, для проведения внеклассных мероприятий есть актовый зал и создавать еще один вряд ли имеет смысл.

Каждое общешкольное событие обязывает педагогов ставить перед собой задачи, реализовывать идеи, добиваться целей, отвечать за результат. В условиях кафе происходит свободное общение. Здесь учителю гораздо легче стать рядовым участником, отдать главную роль ребенку. Более того, он вообще не должен быть в кафе массовиком-затейником. Этим с удовольствием займутся старшие школьники – хорошие организаторы есть в каждом классе.

Чтобы новое увлечение не влияло на итоги успеваемости (свободного времени у старшеклассников почти нет), мы придумали, что каждый определенный день в кафе будет посвящен какой-либо теме (табл.).

Таблица

Тематическая сетка школьного кафе

Дни недели

Мероприятия

Понедельник

«Спортивный комментатор» (просмотр матчей, турниров, соревнований и т.д.)

Вторник

Театрализованные представления, детские конкурсы, презентации проектов

Среда

  •  Тематические вечера;

  •  просмотр видео:

– документальное кино,
– новые видеоклипы,
– телепередачи;

  •  тематические мастер-классы

Четверг

Художественные фильмы; театральные постановки

Последняя пятница месяца

«Клубная вечеринка» (при условии, что ученики самостоятельно готовят всю программу)

По заявке от класса

Внеклассное событие, требующее особой праздничной атмосферы (например, «День рождения класса», «Презентация талантов», мероприятия для учеников и их родителей)

Каждая третья пятница месяца

Работа сменной выставки художественных работ; выставка личных достижений учащихся «VIP-персона»; выступление с собственной программой (вокал, хореография, инструментальное исполнение)

Конечно, это примерное планирование. Но оно легко выполнимо, так как многие мероприятия не требуют подготовки или организуются увлеченными ребятами. Каждый вправе проверить свои возможности, испытать себя, попробовать свои силы в качестве организатора, вдохновителя, администратора и т.д., то есть выступить в роли самостоятельного профессионала.

Плюсом является и то, что учитываются интересы разных групп, можно прийти в кафе тогда, когда здесь соберутся именно твои единомышленники.

Но все-таки главное – не увлекаться мероприятиями и помнить, что кафе, прежде всего, призвано обеспечить общение посетителей.

Например, здесь очень удобно обсудить план действий и этапы работы в рамках проектной или проектно-исследовательской деятельности. Творческая неформальная обстановка поможет уйти от стандартных шагов и решений, найти неожиданный, креативный взгляд на проблему. Беседовать можно на любые темы.

Единственное табу – не приглашать в кафе учеников и их родителей для разрешения учебно-воспитательных проблем!

Подводя итог всему вышесказанному… Мы отдаем себе отчет, что школьное кафе – это большая трудоемкая работа, требующая неусыпного внимания и сил, поэтому считаем: для этого должна быть введена специальная должность администратора. Можно использовать ставку педагога-организатора, который будет заниматься всеми текущими вопросами: как хозяйственно-бытовыми, так и культурно-досуговыми.

Статья опубликована при поддержке официального интернет-магазина немецкого производителя светильников Chiaro. Продукция под брендом Chiaro хорошо известна во всем мире и является символом высочайшего качества, безупречного стиля и великолепного дизайна. Зачастую светильники Chiaro можно сравнить с настоящими произведениями искусства, способными стать ярким и сильным акцентом или даже основой композиции самого роскошного интерьера. Причем "роскошный" совершенно не обязательно означает "помпезный" или "дворцовый". На сайте chiaro.ru представлены модели люстр, бра и торшеров различных направлений - от элегантной и сдержанной классики до ультрасовременного "техно", от оригинальных светильников в стиле "эко" и "этно" до невероятной красоты хрустальных шедевров, достойных украшать королевские покои. Коллекции Chiaro настолько разнообразны и интересны, что каждый сможет подобрать себе что-то по вкусу. С Chiaro Ваша жизнь станет светлее!

Рейтинг@Mail.ru