Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Управление школой»Содержание №11/2009

Школьный уклад

Образовательное событие как тренажер для компетенций старшеклассников

Любая школа организует множество интересных дел.  Одни посвящены торжественным датам, другие – выполняются по указанию «сверху» (бывает и такое!), многие уже стали традиционными. Все мероприятия в той или иной мере решают просветительские, развивающие, воспитательные задачи.  Но в нашем лицее витала другая идея…

Статья подготовлена при поддержке сайта www.hosting.Reg.Ru. Если вы решили приобрести качественный конструктор сайтов, то оптимальным решением станет зайти на сайт www.hosting.Reg.Ru. На сайте, вы сможете, не отходя от экрана монитора, заказать лучший конструктор сайтов по выгодной цене. Данный конструктор сайтов позволит создавать сайты, как новичкам, так и прожжённым профессионалам, так как он имеет удобный интерфейс и грамотное оформление.

Мы хотели придумать что-то такое, что давало бы еще и возможность учащимся тренировать компетенции: пробовать себя в новом качестве, принимать решение в ситуации выбора, участвовать в серьезном обсуждении по личностно значимому вопросу. И чтобы это была не игра, а решалась бы проблема действительно важная для подростка, совершённый выбор определял бы его жизненную стратегию на годы вперед, и роль он не играл бы, а проживал.

И однажды придумали...

Образовательное событие (ОС) должно удовлетворять следующим условиям:

1.  В нем принимают участие ученики 10–11-х классов, их родители, учителя лицея.
2.  Их взаимодействие – активное, деятельное, продуктивное.
3.  Тематика соответствует возрастным, жизненным, социальным интересам всех собравшихся.
4.  Результаты – личностно и социально значимые для старшеклассников, родителей, учителей.

Участники образовательного события

Обязательным условием организации образовательного события стало участие семейных команд. Почему? Во-первых, так мы решали задачу погружения родителей в образовательное пространство лицея. Во-вторых, тематика обсуждаемых вопросов носила значимый характер для всех. В-третьих, мы достигали (во всяком случае, побуждали к этому) согласования позиций по личностно значимым для каждой стороны вопросам.

Роли распределились следующим образом.

Учителя:

– организаторы (выбор и согласование темы, подготовка сценария, рабочих материалов, пространства взаимодействия);
– наблюдатели (оценка уровня сформированности компетенций старшеклассников);
– участники (обсуждение, подведение итогов).

Старшеклассники:

– организаторы (согласование темы, организация работы пресс-центра, проведение социологических опросов);
– участники (презентация выступления, обсуждение);
– эксперты (оценка эффективности события).

Родители:

– организаторы (согласование темы);
– участники (презентация выступления, обсуждение);
– эксперты (оценка эффективности события).

Формы организации взаимодействия участников

Формы следовало выбрать такие, чтобы участники максимально вовлеклись в деятельность, обсуждение, при этом были бы свободны в общении, имели возможность выбора:

– презентация выступлений: актуализация потребностей и жизненного опыта, мобилизация внутренних и внешних ресурсов, подготовка в соответствии с поставленной задачей, использование программы Power Point;
– свободное обсуждение: представление собственной точки зрения, аргументация позиции, достижение договоренности, присоединение к позиции, принятие роли, формулирование вопросов и т.п.;
– работа с внеучебным текстом (информация СМИ, Интернета): анализ, переформулирование, достраивание, критическая оценка, трансляция информации;
– рефлексия: установление соответствия достигнутых результатов ожидаемым, анализ собственных действий и состояний в ходе события.

Тематика ОС

Все образовательные события проходят под общим названием «Ваш выбор». Затем в каждом конкретном случае тема уточняется. Главное условие – актуальность и современность, соответствие возрастным и социальным потребностям старшеклассников и их родителей, неоднозначность в оценке, дискуссионность в решении, вариативность в выборе.

Пример: «Ваш выбор. Выбираем вуз».

Актуальность: учащиеся 10–11-х классов реально находятся в ситуации выбора вуза для получения высшего образования. От чего зависят их предпочтения? Что следует учитывать при принятии решения?

Мотивация: сделанный шаг определит жизненную стратегию как минимум на ближайшие пять лет.

Пример: «Ваш выбор. Новая система высшего образования в России».

Актуальность: введение новой системы высшего образования в России реально поставило перед выпускниками задачу выбора уровня получения образования – специалитет, магистратура, бакалавриат.

Мотивация: от предпочтения старшеклассника во многом зависят возможность карьерного роста, будущий социальный статус.

Пример: «Ваш выбор. Выбираем профессию: один раз и навсегда или несколько раз в течение жизни».

Актуальность: мобильность в профессиональной среде увеличивается, деятельность в одной области востребует знания и практические навыки из других, причем чаще всего даже не смежных; карьерный рост и профессиональное самосовершенствование мотивируют к приобретению новых компетенций.

Мотивация: информированность обеспечит готовность выпускников к действиям в меняющемся профессиональном пространстве.

Технология проведения ОС представлена далее.

Мы хотели, чтобы это была не игра, а решалась бы проблема действительно важная для подростка; выбор определял бы его жизненную стратегию на годы вперед, и роль он не играл бы, а проживал.

Результаты организации образовательного события

  • Старшеклассники:

– формулирование собственной позиции, точки зрения по обсуждаемому вопросу;
– самоопределение и принятие решения по личностно значимой проблеме;
– осознание ответственности за личный выбор;
– согласование собственной позиции с позицией родителей;
– удовлетворение потребности в общественном признании.

  • Родители:

– согласование собственной позиции с позицией ребенка;
– разделение с ним ответственности за выбор;
– понимание образовательных задач лицея и способов их решения;
– удовлетворение потребностей в общественном признании.

  • Учителя:

– оценка уровня сформированности компетенций старшеклассников;
– согласование образовательной политики лицея с родителями;
– вовлечение мам и пап в решение образовательных задач.

Образовательное событие, отвечающее данным условиям и организованное по нашей технологии, успешно решает воспитательные, развивающие, образовательные (просветительские) задачи. Полезность для всех участников очевидна. А это главное!

Технология проведения

1. ОС «Ваш выбор. Выбираем вуз»

Цель: предоставить старшеклассникам и родителям площадку для совместного решения проблемы выбора вуза для продолжения образования.

Задачи:

– тренировка умений действовать в команде (договариваться, соглашаться, принимать решение, исполнять);
– тренировка навыков публичного выступления, защиты работы;
– тренировка навыков работы с информацией;
– оценка готовности старшеклассников к профессиональному выбору.

Участники: семейные команды, учащиеся 10–11-х классов, учителя.

Предварительная подготовка:

1. Творческая группа учителей, организаторов события, приглашает к участию семейные команды (желательно 4–6). Для этого старшеклассники получают приглашение (Приложение 1).
2. Семьи готовят выступления с компьютерной презентацией о вузе, который они выбирают для продолжения обучения ребенка.
3. Организаторы события подбирают внеучебные тексты в соответствии с темой встречи; разрабатывают оценочный лист, который будет использован наблюдателями из числа учителей для оценки уровня сформированности компетенций.
4. Творческая группа из числа учеников (членов редакции лицейской газеты) готовит вопросы для проведения опроса зрителей в ходе действия.

Оборудование: мультимедийный проектор, видеокамера, места для работы команд.

Место проведения: актовый зал.

Ход мероприятия

Мотивация участников. Озвучивание темы встречи, ее актуальности, значимости. Представление участников события, семейных команд. Информация о географии поступления выпускников лицея прошлых лет: города, вузы, специальности.

Цель: показать результаты самоопределения выпускников.

Форма: импровизированное интервью с выпускниками.

Презентация семейными командами домашних заданий. Очередность устанавливается в ходе жеребьевки. Отводится 3–5 минут.

В выступлении могут быть отражены моменты, характеризующие вуз, отражающие его главные особенности. Например:

– история вуза;
– традиции;
– педагогические кадры;
– заслуги и достижения;
– связи с вузами других стран;
– дополнительное обучение;
– послевузовское обучение;
– набор специальностей;
– конкурс для абитуриентов;
– условия поступления;
– трудоустройство после вуза;
– связи с производством;
– рейтинг вуза в России;
– социально-бытовые условия проживания студентов и др.

Одновременно с презентацией каждая семья готовит 1–2 уточняющих вопроса по содержанию сказанного для других семейных команд. Оценивается умение выделять в устном тексте моменты, требующие уточнения, формулировать адресное высказывание, отвечать на вопросы аудитории.

Вопросы командам могут также задавать учащиеся и педагоги из числа зрителей.

Учителя-наблюдатели работают с оценочными листами: по ходу выступлений отмечают уровень владения компетенциями (Приложение 2).

По итогам первой части наблюдатели определяют сильные стороны команд, удачные моменты выступления и т.п.

Работа с внеучебным текстом. Темы для обсуждения:

– высшее образование нужно получать только на бюджетной основе;
– после окончания вуза должно быть свободное распределение;
– качественное высшее образование можно получить только в государственном вузе.

Участникам выдается подборка публикаций СМИ, в которых речь идет об одной из проблем высшего образования в России. Парам команд предоставляются одинаковые статьи. Информация носит неоднозначный характер, проблема не имеет единственно верного решения.

Следует познакомиться с текстом, представить аргументы в соответствии с заданием: «за» или «против». При этом не важно, какое личное мнение на самом деле имеет семейная команда или каждый ее член в отдельности, они действуют исключительно в соответствии с заданием.

Время работы – 7–10 минут.

Участники готовятся представить свои аргументы, подготовленные на основе статьи и с привлечением знаний, полученных из других источников, жизненного опыта семьи и других людей.

Обязательным условием организации ОС стало участие семейных команд. Так мы решали задачу погружения родителей в образовательное пространство и достигали согласования позиций по личностно значимым для каждой стороны вопросам.

В это время пресс-центр (журналисты школьной газеты) работают со зрителями: берут интервью, делают запись на видеокамеру, проводят социологический опрос, вопросы которого могут быть следующими:

  •  старшеклассникам:

– Вы определились с выбором профессии?
– Вы подобрали себе вуз?
– Родители поддерживают ваше решение?

  • родителям:

– Вы согласны с профессиональным выбором своего ребенка?
– Вы поддерживаете выбор вуза?

Ответы заносятся в специальные шаблоны для облегчения подсчета результатов.

Идет представление итогов работы участников. Ведущий объявляет тему и дает возможность командам попарно представить аргументы. После этого остальные игроки и зрители задают вопросы. Наблюдатели отмечают удачные моменты выступлений, убедительность аргументации, уместность привлечения жизненного опыта. Демонстрируются фрагменты интервью со зрителями и представляются результаты социологического опроса.

Завершение

Проводится экспресс-опрос: всем участникам образовательного события предлагается кратко высказаться относительно тезиса «Будущее определяет выбор вуза».

По итогам проведения

Анализ образовательного события организаторами:

– мотивация команд;
– оптимальность выбора форм взаимодействия;
– обеспечение тренировки компетенций через деятельность;
– удовлетворенность участников.

Инструментарий: наблюдения, индивидуальные собеседования, изучение оценочных листов наблюдателей и др.

2. ОС «Ваш выбор. Новая система высшего образования в России»

Цель: предоставить старшеклассникам и родителям площадку для самоопределения в выборе уровня получения высшего образования.

Задачи:

– тренировка умений действовать в команде (договариваться, соглашаться, принимать решение, исполнять);
– тренировка навыков публичного выступления, защиты работы;
– тренировка навыков работы с внеучебными текстами (извлечение конкретной информации, ее достраивание, выдвижение гипотезы, высказывание оценочного суждения на основе информации текста);
– оценка умений старшеклассников осуществлять стратегическое планирование жизненных перспектив.

Участники: семейные команды, учащиеся 10–11-х классов, учителя.

Предварительная подготовка:

1. Приглашение к участию семейных команд (желательно 4–6).

2. Участники готовят выступление с компьютерной презентацией по заданной теме, выбор которой определяется путем жребия. Возможные темы:

  • «Болонская система высшего образования. Что это такое?»;

  • «Вузы Москвы и Санкт-Петербурга и Болонская система обучения»;

  • «Болонская система обучения и вузы Сибирского региона»;

  • «Новая система высшего образования и возможности карьерного роста».

3. Организаторы события подбирают внеучебные тексты в соответствии с темой встречи. Источники: печатные СМИ, Интернет.

4. Старшеклассникам и их родителям предлагается познакомиться с этими статьями, которые за 5–7 дней до встречи размещаются на информационном стенде в лицее. Цель: мотивация к участию, знакомство с темой встречи.

5. Анкетирование учащихся 10–11-х классов с целью определения уровня их информированности о новой системе высшего образования. Вопросы:

– Что такое Болонская система высшего образования?
– Знаете ли вы о новой системе высшего образования? Если да, укажите, что конкретно вам известно.
– Существует ли у вас потребность в получении информации по данной теме?

Оборудование: мультимедийный проектор, места для работы команд и зрителей во время «мозгового штурма», ватман, маркеры.

Место проведения: актовый зал.

Ход мероприятия

Мотивация участников образовательного события. Ведущий сообщает тему и программу деятельности собравшихся. Представляются результаты анкетирования старшеклассников. Выявлена проблема – дефицит знаний о новой системе высшего образования и потребность в информации о ней. Организуется выявление ожиданий участников. Им предлагается ответить на вопрос: «Что вы ожидаете от сегодняшней встречи/обсуждения?».

Все высказывают свои запросы. Помощник ведущего записывает их на доске (мобильной). Пишутся названные ожидания, повторения исключаются.

В конце встречи организуется рефлексия для выяснения, была ли представлена информация по данным аспектам.

Представляются краткие сведения о новой системе высшего образования (в форме констатации фактов): присоединение России к Болонской системе; двуступенчатая структура обучения; нормативные сроки по ступеням; отношение ректоров вузов России к указанным нововведениям и др.

Выступления семейных команд. Участники освещают следующие вопросы:

– «Что такое Болонская система высшего образования?» Актуальность: расширение представлений, привлечение внимания к нормативным изменениям, мотивация к самостоятельному знакомству с информацией по теме.
– «Вузы Москвы и Санкт-Петербурга и Болонская система обучения». Актуальность: информирование о состоянии дел, поскольку ежегодно около 20-ти процентов выпускников лицея поступают в высшие учебные заведения этих городов.
– «Болонская система обучения и вузы Сибирского региона». Актуальность: информирование о состоянии дел, поскольку более 50-ти процентов выпускников продолжают обучение в вузах Новосибирска, Красноярска, Томска, Иркутска.
– «Новая система высшего образования и возможности карьерного роста». Актуальность: очевидно, что для планирования жизненных перспектив на ближайшие 5–10 лет потребуются иные подходы.

Очередность выступления устанавливается в соответствии с логикой разворачивания информации по теме.

На представление домашнего задания семейной команде дается 5 минут. Оценивается полнота содержания, логичность изложения материала.

По ходу выступления остальные участники и зрители готовят уточняющие вопросы. Оценивается умение установить дефицит информации в устном тексте, незавершенность в логике рассуждений и т.п. Учителя-наблюдатели работают с оценочными листами.

Презентация команд. Ответы на вопросы.

Наблюдатели отмечают удачные моменты в оформлении и подаче материала, сплоченность участников и др.

Работа с внеучебным текстом. Возможные вопросы:

– укажите изменения, которые могут произойти в экономике России с введением новой системы высшего образования;
– объясните причины, которые привели к реформе в системе высшего образования;
– оцените значимость реформы для будущего России;
– докажите или опровергните предположение, что реформа системы высшего образования в России может стать «мыльным пузырем».

Деятельность семейных команд. Участники получают внеучебный текст. Задача – работая с ним и опираясь на информацию, полученную из других источников, а также собственный и чужой жизненный опыт, дать аргументированный ответ на поставленный вопрос, выбор которого определяется по жребию.

Время работы команд – 10 минут.

Деятельность аудитории. Предлагается ответить на вопрос: «Что выбираю я – бакалавриат или бакалавриат и магистратуру?». Форма организации: работа в командах в режиме «мозгового штурма». Формирование их состава происходит по инициативе самих участников.

Деятельность:

  • Создание команды.

  • Рефлексия относительно информации, полученной в ходе выступления участников. Обсуждение.

  • Формулирование общей точки зрения, коллективного мнения.

  • Оформление решения на листе ватмана с помощью цветных маркеров.

  • Выбор члена группы, который будет представлять результаты работы всем участникам образовательного события.

Выступление семейных команд. Последовательность определяется логикой разворачивания информации. После каждого выступления другие участники и аудитория могут задавать вопросы. Их число не ограничивается, а определяется исключительно завершенностью раскрытия вопроса.

Далее следует презентация результатов работы групп, сформированных из числа зрителей. Старшеклассники демонстрируют свой выбор: «Что выбираю я – бакалавриат или бакалавриат и магистратуру?». Наблюдатели отмечают сильные и слабые стороны выступлений команд, эффективность работы аудитории в ходе «мозгового штурма».

Завершение

Ведущий возвращается к ожиданиям участников, высказанным в начале встречи. Устанавливается, были ли в ходе работы, взаимного обсуждения даны ответы, предоставлена информация, раскрыта тема.

Помощник ведущего напротив каждого ожидания в соответствии с оценкой делает пометку «+» или «–».

Предоставляется слово всем желающим по итогам общих результатов встречи.

ПРИЛОЖЕНИЕ 1

Приглашение

Уважаемые старшеклассники и родители! Приглашаем вас к участию в образовательном событии «Ваш выбор. Выбираем вуз».

Семейная команда готовит выступление с компьютерной презентацией, характеризующей выбранный для продолжения обучения вуз и отражающей главные его особенности.

Подберите эпитет к подобранному вами вузу. Например:

– «обеспечивающий карьеру»;
– «дающий академические знания»;
– «интересный своей студенческой жизнью»;
– «предоставляющий возможность выбора»;
– «находящийся рядом с домом»;
– «здесь учились родители»;
– «о нем мечтают все».

Критерии оценки выступления:

  •  аргументация выбора вуза;

  •  соответствие содержания выступления эпитету;

  •  полнота, краткость, логичность;

  •  оформление презентации;

  •  умение заинтересовать зрителей;

  •  участие в защите всех членов семьи.

Общение с другими – это всегда интересно. Желаем удачного выступления!

ПРИЛОЖЕНИЕ 2

Оценочный лист наблюдателя

 

Параметры оценки

Баллы

Семья

       

Домашнее

задание

1. Компетенции: интеллектуальные.
Аргументы выбора вуза представлены:

         

– четко (3 и более аргумента)

3

       

– четко (1–2 аргумента)

2

       

– расплывчато

1

       

– не представлены

0

       

2. Компетенции: интеллектуальные, информационные. Соответствие содержания выступления эпитету:

         

– полностью отражает смысл эпитета

3

       

– в целом отражает смысл эпитета, допущены незначительные отступления

2

       

– слабо отражает смысл эпитета, допущены значительные отступления

1

       

3. Компетенции: интеллектуальные, коммуникативные. Полнота, краткость, логичность:

         

– представлено более 5-ти моментов, характеризующих вуз; они выстроены логично; отсутствуют лишние подробности, не соответствующие сути презентации

3

       

– представлено 3–5 моментов, характеризующих вуз; они выстроены в целом логично; отсутствуют лишние подробности

2

       

– представлено до 3-х моментов, характеризующих вуз; они выстроены с нарушением логики; введены подробности, не соответствующие сути презентации

1

       

4. Компетенции: информационные. Оформление презентации: цветовая гамма, расположение элементов на слайдах, читаемость текста, анимационные эффекты

         

– использованы уместно, помогли сделать выступление более понятным

3

       

– в целом использованы уместно

2

       

– использованы не всегда уместно, осложнили восприятие сообщения

1

       

5. Компетенции: коммуникативные. Умение заинтересовать зрителей:

         

– речь выстроена правильно, эмоционально; выступающие свободны и раскованны

3

       

– речь выстроена правильно, эмоционально; чувствуется внутренняя зажатость

2

       

– речь не эмоциональна, слабо привлекает внимание слушателей; выступающие не готовы к выступлению в большой аудитории

1

       

6. Компетенции: коммуникативные, работа в группе. Участие в защите членов семьи:

         

– в защите участвуют все, выступление каждого – органичная часть целого

3

       
 

– в защите участвуют все, почти каждое выступление – органичная часть целого

2

       

– участвуют не все

1

       

Вопрос

7. Компетенции: коммуникативные.

Количество заданных вопросов (уместных)

За

1 вопрос: 1 балл

       

8. Компетенции: коммуникативные, интеллектуальные. Соответствие вопроса содержанию презентации:

         

– вопрос носит уточняющий характер по отношению к одному из моментов презентации, побуждает к развернутому ответу

3

       

– вопрос носит уточняющий характер по отношению к одному из моментов презентации; формулировка недостаточно точна; требует односложного ответа

2

       

– вопрос носит уточняющий характер по отношению к одному из моментов презентации; сформулирован нечетко; вызвал затруднения при ответе

1

       

– вопрос не связан с содержанием презентации

Минус 1 балл

       

Ответ

9Компетенции: интеллектуальные, коммуникативные. Соответствие ответа вопросу:

         

– ответ логичный, развернутый, соответствует вопросу

3

       

– ответ логичный, но не достаточно развернутый (мысль раскрыта не до конца); соответствует вопросу

2

       

– ответ неполный, односложный, соответствует вопросу

1

       

– ответ не полностью соответствует вопросу

0,5

       

Внеучебный текст

10. Компетенции: интеллектуальные, социокультурные. Работа с внеучебным текстом:

         

– проблема освещена, представлены четкие, конкретные аргументы (2–3)

3

       

– проблема освещена частично, представлены конкретные аргументы (1–2)

2

       

– проблема освещена частично, не аргументирована

1

       

11. Компетенции: коммуникативные. Выступление:

         

– убедительно, эмоционально

3

       

– убедительно, неэмоционально

2

       

– неубедительно

1

       

12. Компетенции: коммуникативные, интеллектуальные. Ответы на вопросы по результатам работы с внеучебным текстом:

         

– по существу, полные, развернутые

3

       

– по существу, но расплывчаты

2

       

– расплывчатые

1

       

 

 

Рейтинг@Mail.ru