Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Управление школой»Содержание №11/2009

Книжная полка

Рецензии

Воровщиков С.Г. Продуктивные деловые игры во внутришкольном управлении. Теория, технология.

2-е изд.М.: «5 за знания», 2009 (Методическая библиотека)

«Необходимо ожидать от метода именно то, что он может дать, и не лелеять ожиданий, противных его внутренним целям и жанру».

Данное методическое пособие посвящено продуктивным играм в образовании, которые, по мысли автора, направлены не на учебное имитирование возможных выходов из сложных ситуаций, а на поиск решения реальных проблем, которые до настоящего времени так и остались нерешенными.

О необходимости совершенствования управления педагогическим процессом сказано немало, однако тема по-прежнему привлекает к себе внимание руководителей образовательных учреждений, их заместителей, а также рядовых педагогов. Это свидетельствует о сложности и неисчерпаемости всевозможных трудностей, с одной стороны, и о наличии различных, причем одинаково продуктивных (равно как и непродуктивных), подходов – с другой. Не стоит авторские рекомендации воспринимать панацеей, хотя их эффективность для отдельных школ весьма вероятна.

Продуктивные деловые игры очень разнообразны. К ним относятся экспертное совещание, организационно-деятельностная, инновационная игра и другие формы, описание которых приводится в пособии. Их действенность в немалой степени зависит от содержания поставленных целей и сложности решаемых проблем. Неслучайно утверждается, что подобные способы управления отличаются от привычных своей неопределенностью и вариативностью.

Особое внимание в книге уделено проблемно-деятельностной игре. При этом следует учесть принципиальное замечание автора: такая форма направлена на решение злободневных проблем образования, однако не исключает, а, наоборот, делает необходимым использование всего арсенала управленческих методов.

Важным результатом проведения этих мероприятий выступает, прежде всего, коллективное осознание возникших трудностей, отказ от стереотипов и заблуждений, что, безусловно, не следует недооценивать. Также не менее значимый итог – формирование демократичных отношений между учителями и управленцами, становление команды единомышленников. А последнее как раз и является главным условием решения любых педагогических проблем, какими бы сложными они ни оказались.

Практический интерес представляет подробное изложение сценария проблемно-деятельностной игры «Миссия целостного педагогического коллектива гимназии». В данном случае ключевое слово здесь – «миссия», под которой понимается предназначение, роль.

Игра направлена на поиск ответов на такие важные вопросы, как смысл педагогической работы, ее принципы и основные направления. Очевидно, что это актуально для любого учебного учреждения, а опыт его функционирования наглядно свидетельствует о том, к каким конкретным выводам пришли педагоги.

Наряду с общетеоретическими положениями в пособии приводятся отдельные программы по решению различных педагогических задач. Как совершенно справедливо замечает автор, они не являются в полной мере игровыми продуктами, что не делает их менее интересными.

В частности, хочется обратить внимание всех без исключения участников образовательного процесса на программу по формированию общеучебных умений школьников, которые включают в себя учебно-управленческие, учебно-информационные и учебно-логические.

У читателя может возникнуть справедливый вопрос о месте игровых методов работы в процессе управления школой. Автор честно говорит об их ограниченных возможностях, что не в последнюю очередь связано как с характером отношений в педагогическом коллективе, так и с личностными особенностями директора. Сказанное не умаляет значения этих относительно новых форм руководства педагогическим коллективом.

Лепешова Е.М. Развитие личности школьника. Работа со словарем психологических качеств.

М.: Генезис, 2007

«Описанные упражнения – лишь некая основа для работы. Любой специалист, только начав проводить занятия по этой теме, подберет индивидуальные формы».

Одним из важных и одновременно самых трудных направлений в воспитательной работе школы выступает диагностика и последующая коррекция нарушений поведения детей. «Сделайте с ним хоть что-нибудь»,  с такими словами приводят к классному руководителю ребенка, не отличающегося ни прилежанием, ни усердием в овладении школьной премудростью, отчаявшиеся учителя и разочарованные в собственном педагогическом даровании родители.

Типична ситуация, когда как за спасательным кругом обращаются к психологу в надежде, что он в состоянии справиться с любой детской проблемой. Как правило, чаяниям не суждено оправдаться, так как все школьные трудности, а личностные в особенности, требуют для своего продуктивного решения участия всех занятых в обучении и воспитании взрослых.

Успех коррекционной работы действительно зависит от профессионального умения психолога. Но он не столько самостоятельно решает проблему, сколько организует совместные действия педагогов, родителей и школьной администрации с четким распределением обязанностей. Если мамы, папы и учителя призваны демонстрировать ребенку образцы желательного поведения, а психолог оказывается перед необходимостью разъяснить ему, что такое личность и каковы законы ее развития, то школьная администрация обладает правом вынесения поощрений и наказаний, адекватных возрасту ученика и совершенному им поступку.

В небольшой книге, вышедшей в серии «Психолог в школе», автор подробно описывает занятия, которые следует проводить с младшими школьниками и подростками. Например, у детей начальной школы посредством анализа сказочных или других литературных персонажей формируются знания о личностных качествах. Упражнение «Назови противоположное» развивает у малышей представления о полярных свойствах характера. Следует отметить, что выбранные автором темы для бесед вполне могут выступить предметом обсуждения на внеклассных мероприятиях, причем не только для младших школьников, что делает эту книгу полезной классным руководителям и завучам по ВР.

Работа с подростками предполагает организацию специальных упражнений, способствующих, во-первых, диагностике коммуникативных способностей окружающих людей, во-вторых, анализу их психологических особенностей, которые препятствуют или способствуют общению. Несомненный практический интерес для воспитателей старшей школы имеет упражнение, помогающее ребятам осознать значимые личностные качества для разного вида профессий. В результате они приходят к пониманию того, насколько их собственные особенности характера соответствуют выбранной стезе. Эти занятия могут выступить составной частью мероприятий по предпрофильной ориентации учеников.

Не совсем удачное название книги недостаточно точно отражает ее содержание: словосочетание «работа со словарем» настраивает скорее на лингвистическую, чем психолого-педагогическую работу, а сочетание «словарь психологических качеств» и вовсе звучит непривычно.

Однако не хотелось бы, чтобы все это смущало потенциальных читателей, так как попытка автора обратить внимание на важность ознакомительной, просветительской работы с подростками нередко школой недооценивается и, как следствие, игнорируется. Значительное место в издании занимает «Словарь качеств личности», который может быть использован при организации развивающих занятий классным руководителем или психологом с учетом индивидуальных особенностей подопечных своей школы.

Рейтинг@Mail.ru