Вы стали больше зарабатывать?
«Ситуация с оплатой труда в общем
образовании не устраивала никого и никогда, –
заметил на круглом столе вице-президент РАО
Виктор Болотов. – Во всех регионах учителя
получали за стаж, а не за качество. Стимулов не
было, да и платили непонятно за что».
По предварительным итогам нацпроекта
регионы-участники отчитались за повышение
учительской зарплаты.
К концу 2008 г. почти все субъекты РФ
повысили ее вдвое. Если в 2006-м она колебалась в
пределах 4–8-ми тыс. руб. (без северных надбавок),
то в 2008-м достигала 10–16-ти тысяч. В тех местах, где
есть северные надбавки и коэффициенты, учителя
зарабатывают уже до 18-ти тыс. руб.
«Прирост зарплаты, по результатам
нацпроекта, совершенно очевиден, – рассказала
директор Института развития образования
ГУ–ВШЭ Ирина Абанкина. – Максимальная
учительская зарплата – в Московской области,
минимальная – в Кабардино-Балкарской
Республике. Теперь она в два и даже в пять раз
превышает прожиточный минимум. За два года
российские учителя перешли в новый социальный
статус, они постепенно входят в прослойку
среднего класса».
Действительно, нацпроект имеет свои
достижения. Теперь до двух третей педагогов
получают зарплату выше средней. И уже ни в одном
субъекте РФ учительский заработок не
отсчитывают, как несколько лет назад, от границы
прожиточного минимума.
В некоторых регионах по итогам
прошлого года зарплата преподавателей резко
превысила средние доходы на душу населения.
Такая ситуация наблюдается в Московской,
Ивановской, Саратовской, Калининградской
областях, Республике Карелия.
Каждый регион самостоятельно
принимает решение, за счет чего повышать
учительскую зарплату. Поэтому доля
стимулирующей части в фонде оплаты труда в
разных субъектах РФ остается разной: от 7% в
Карелии (по данным мониторинга 2008 г.) до 20% –
в Краснодарском крае.
«Но что не обсуждается вслух – так
это риски от реализации проектов в системе
оплаты труда, – заметил в своем выступлении
Виктор Болотов. – Я назову вам только один из
них, который беспокоит руководителей управлений
образования. Это – распределение
стимулирующей надбавки. Если она начисляется
только за ЕГЭ – а есть такие регионы – то
учителя получают не за качество работы, а за
“отборных“ учеников.
Есть в регионах и другая
крайность – начислять стимулирующую надбавку
за разную внешкольную активность. Если дети
занимают на конкурсах и олимпиадах призовые
места, то педагоги начинают гонять их на все эти
мероприятия. Ведь от этого повышается зарплата. Я
знаю немало таких примеров в регионах.
Есть и другое решение: уволить
школьных психологов и всех, кто сопровождает
учебный процесс.
И, наконец, известно, что кое-где у
хорошо зарабатывающих учителей отрезали
надбавку и отдали ее слабым».
Вы работаете в современной школе?
По результатам мониторинга 2008 г.,
большинство регионов-участников нацпроекта
справилось с обязательствами по выполнению
ключевого показателя – увеличение доли
школьников, обучающихся в ОУ, которые отвечают
современным требованиям.
«Разговоры об оптимизации сети были
всегда, но ничего реально не происходило, –
сказал Виктор Болотов. – В отдельных регионах
предпринимались попытки улучшить ситуацию, но
системной работы не велось. Именно КПМО дал старт
тому, чтобы эти процессы из обсуждаемых
превратились в реализуемые».
Правда, общая статистика
осуществления этого направления КПМО не слишком
впечатляет. Нацпроект «Образование»
завершается, а в 2009 г. в современных условиях
обучаются лишь 55 процентов школьников.
Руководители мониторинга возражают:
когда нацпроект запускался, таких школ и
школьников насчитывалось не больше 10–15-ти
процентов. «С регионами была проведена огромная
экспертная работа по разъяснению того, что
является “современными требованиями“, –
объяснила заместитель директора Института
развития образования ГУ–ВШЭ Татьяна Абанкина. –
Именно в рамках КМПО практически впервые
произошел сплошной замер условий обучения. Когда
некоторые субъекты РФ подавали заявку на участие
в проекте, они считали, что этот уровень у них уже
достигнут. Получив данные мониторинга, они сами
смогли убедиться, как до него еще далеко».
С самого начала кое-где столкнулись с
соблазном избавиться от малокомплектных школ: от
них в новых условиях одни убытки и никакого
качества образования.
«В ходе оптимизации сети ряд школ
закрывается по экономическому признаку, а не по
признаку повышения качества образования, –
отметил вице-президент РАО. – По-прежнему в
ряде случаев экономика довлеет над содержанием.
И это надо обсуждать, чтобы двигаться дальше в
верном направлении».
В создании современных условий
обучения есть свои лидеры: самые высокие
результаты по этому показателю (почти 90%) – у
Республики Чувашия. На втором месте –
Свердловская область. Некоторые регионы
(например, Новосибирская область) подали в ходе
КПМО заявку с высокими обязательствами (до 80%), но
не смогли их выполнить.
Наконец, в ходе мониторинга достижений
нацпроекта выделилась группа регионов, в которых
показатель школьников, обучающихся в
современных условиях, оказался ниже 35%. Среди них
Республика Кабардино-Балкария, Алтайский край и
Калужская область.
Больше всего поразило участников
круглого стола наличие в этом списке Самарской
области. Она сделала заявку на 55% современных
школ, но в итоге оказалась с показателем 28%
оснащенности.
«К 2010 году стоит задача обеспечить
современные условия для 70-ти процентов
школьников, – сказала Татьяна Абанкина. –
Пока только часть регионов добилась этих
значений. Это достигается путем сетевого
взаимодействия, посредством превращения школ в
филиалы крупных базовых образовательных
учреждений».
В этом году по-прежнему будут
выплачиваться надбавки классным руководителям.
|
Есть ли у вас профильные
классы?
«Одним из показателей КПМО было
укрупнение старшей школы для организации
профильного обучения, – рассказала Ирина
Абанкина. – Расчет простой: у ученика должен
быть выбор хотя бы из двух специализированных
классов. Как показывает опыт, внутриклассная
дифференциация не обеспечивает должного
качества. Однако показателя необходимого
укрупнения старшей школы практически никому из
регионов так и не удалось достичь». Имеется в
виду оптимальная концентрация старших классов в
одном ОУ (базовой школе, ресурсном центре и т.д.) и
сокращение старшей ступени в другом.
По результатам исследований, учащиеся
больших образовательных учреждений гораздо
лучше сдают ЕГЭ. Но выяснилось: в условиях
нормативно-подушевого финансирования учебному
заведению не выгодно становиться основным –
оно сразу теряет в деньгах, а его
учителя-предметники не могут набирать
достаточное количество учебной и внеучебной
нагрузки для полной ставки с одним классом в
параллели.
Образовательные учреждения стали
сражаться за старшеклассников, приводя все
возможные аргументы. (Например, при переходе в
старшую профильную школу, расположенную в ином
здании, подростки долго не могут адаптироваться.
Новые условия вызывают у них стресс, снижение
успеваемости, а отсюда – плохое усвоение
профильной программы.)
Большинство педагогов в регионах
заявили: переход в ОУ, где есть старшая ступень,
лучше осуществлять за 2 года до 10–11-го класса. Тем
временем ребята должны пройти в своем учебном
заведении полный курс предпрофильной
подготовки. А если старших классов в школе нет?
«По данным нацпроекта сегодня можно
сказать, что альтернатива укрупнению профильной
старшей школы – это разработка
индивидуальных образовательных
траекторий», – отметила Ирина Абанкина.
В разных регионах было высказано
предположение, что наиболее эффективное
направление реструктуризации сети
образовательных учреждений – преобразование
основной школы в филиал полной средней. Ее роль
может выполнять базовое учебное заведение –
ресурсный центр или социокультурный комплекс.
Оно способно обеспечить доступность
качественного образования с помощью
интернет-технологий, дистанционного обучения
или подвоза учащихся старшей школы.
Какие направления нацпроекта будут
сохранены?
На круглом столе было подчеркнуто, что
приоритетный нацпроект «Образование» включает в
себя самые разные направления. Часть его
мероприятий носит поощрительный характер
(своего рода «возврат долгов» системе
образования, к которому относится единоразовая
конкурсная поддержка лучших учителей).
«Это признание их прошлых заслуг, –
подчеркнула Татьяна Абанкина. – Содействие
лидерам – не то же самое, что планомерное
улучшение всей системы. Стимулируется
творческий, креативный потенциал. Но такую форму
нельзя назвать инвестициями в инновационное
развитие или в поддержку модернизации
образования».
Несмотря на финансовый кризис,
Правительство РФ приняло решение сохранить в
2009 г. такое поощрение лучших учителей. Самые
активные из них в субъектах Федерации
по-прежнему смогут участвовать в конкурсах,
получать звание «лучший учитель» и 100 тысяч
рублей в виде премии.
Также проводились мероприятия
компенсационного характера. Среди них –
выплата за классное руководство, что в рамках
КМПО подчеркивало важность такой работы и
восполняло пробелы в новых системах оплаты
труда.
В 2009 г. правительством предполагалось
передать данный вид вознаграждения на
региональные бюджеты. Однако их сокращение из-за
финансового кризиса поставило под сомнение
возможности субъектов РФ. «Если так поступить,
это может лишить учителей поддержки», –
считает Ирина Абанкина.
Поэтому в 2009-м в рамках ПНПО
по-прежнему будут выплачиваться надбавки
классным руководителям. На эти цели выделены 11,2
млрд руб.
В нынешнем году планировалось
передать на региональный уровень оплату
интернет-трафика. Сегодня выяснилось, что в
условиях кризиса многие регионы не смогут
предоставлять школам эту услугу. Следовательно,
окажутся бесполезными все усилия прошлых лет по
закупке компьютерного оборудования. Поэтому
государство будет по-прежнему оплачивать
школьный Интернет.
Ждите улучшения
Все мероприятия нацпроекта ставили
одну цель – улучшение качества преподавания в
школе. И это был один из главных вопросов, который
волновал участников круглого стола.
«Еще не достигнут консенсус в
педагогическом сообществе, как измерять
качество. Только по окончании нацпроекта,
получив на руки все данные, можно будет подвести
некоторые итоги», – признала Татьяна Абанкина.
«То, что называется качеством
образования, имеет отсроченный эффект, –
заметил Виктор Болотов. – Создать за два года
новую систему оплаты труда, новую
образовательную сеть очень трудно. Все эти
проекты принципиально долгоиграющие. Их
результаты мы увидим гораздо позднее».
|