Педагогический мониторинг – это
сбор, хранение, обработка и распространение
информации о функционировании образовательной
системы, что обеспечивает непрерывное слежение
за ее состоянием и прогнозирование развития с
учетом полученных результатов. По словам Ирины
Волевач, замдиректора центра по
научно-методической работе, такой вид работы
помогает учреждению развиваться.
В «Созвездии» разрабатываются
различные виды мониторинга (табл. 1).
Таблица 1
Виды мониторинга
Дидактический |
Вспомогательный |
Социально-психологический |
Управленческий |
Отслеживание
различных сторон учебного процесса |
Отслеживание
различных сторон воспитательного процесса,
которое учитывает систему отношений, характер
взаимодействия участников образовательного
процесса |
Отслеживание
системы коллективно-групповых, личностных
отношений, характера психологической атмосферы
коллектива групп |
Отслеживание
характера взаимодействия на различных
управленческих уровнях в следующих системах:
«руководитель – педагогический коллектив»;
«руководитель – детский коллектив» |
Сотрудники центра допобразования
выделяют в мониторинге ряд компонентов.
Определение точек образовательной
системы, из которых будет получена информация.
В центре «Созвездие» источником данных
становятся учащиеся, педагоги и родители.
Определение объемов информации и
способов ее структурирования. «То есть мы
определяем, какие показатели и что нам
необходимо изучить, – объясняет заместитель
директора. – На первом этапе нашего
эксперимента в группе учащихся мы должны изучить
их интересы, потребности в достижениях, мотивы
учебной деятельности, потребность в общении,
удовлетворенность занятиями, взаимоотношение в
группах, портрет выпускника и т.д. У
педагогов – мотивацию деятельности, уровень
профессиональной подготовки, инновационный
потенциал, состояние социально-психологического
климата в коллективе. Среди родителей изучаются
степень удовлетворенности деятельностью
образовательного учреждения и, что очень важно,
детско-родительские отношения».
Создание технологий сбора
информации (подбор инструментария). «В
мониторинге мы применяем в основном опросные
методы и тестирование, которые обязательно
учитывают возраст детей», – уточняет Ирина
Волевач.
Создание и описание алгоритма
использования для принятия управленческих
решений.
Педагогический мониторинг также
включает в себя создание
психолого-педагогической диагностической
системы. Психологическая служба разработала
диагностические матрицы (они наполняются
психолого-педагогическими методиками, что
позволяет составить «методический банк»):
– мотивация к творческому развитию и
обучению;
– интеллектуальное развитие и познавательные
способности;
– эмоциональное состояние и нравственное
развитие;
– психология группы, социальные отношения;
– детско-родительские отношения;
– межличностные отношения педагогов и
педагогическое взаимодействие в коллективе;
– личностное развитие ребенка в социокультурном
пространстве.
Показатели мониторинга были выстроены
на основе функционального подхода (табл. 2).
Таблица 2
Разработка показателей мониторинга
Функции
дополнительного образования детей |
Показатели |
Развивающая |
Устойчивость
интересов, кругозор, развитие познавательной
активности, уровень обшей культуры; уровень
эмоционально-волевого развития; степень
самореализации, адекватность и действенность
самооценки; развитие фантазии, эстетического
вкуса, творческих способностей и т.д. |
Обучающая |
Количественная и
качественная характеристика образовательных
программ в учреждении; качество подготовки по
предметам и направлениям; количество
победителей, лауреатов, дипломантов; сохранность
контингента обучающихся; число учащихся,
вовлеченных в творческую и исследовательскую
деятельность; мотивация к учебной деятельности;
анализ организационно-педагогических и
психологических условий реализации обучающей
функции (отбор адекватных форм, методов,
технологий) |
Воспитательная |
Стимулирование
педагогами личностного совершенствования
воспитанников, развитие самоорганизации и
самодисциплины; уровень воспитанности
обучающихся и сформированности ценностных
ориентаций, гражданских качеств; отношения между
участниками педагогического процесса; анализ
организационно-педагогических
и психологических условий реализации
воспитательной функции |
Профориентационная |
Количество
образовательных программ, дающих
профессиональные знания; число обучающихся,
получающих знания по профессии; динамика
становления профессиональной направленности |
Социокультурная |
Количество
культурно-досуговых программ разного уровня
реализации; число участников культурно-массовых
программ и победителей творческих конкурсов;
анализ организационно-педагогических
и психологических условий реализации |
Социализации |
Реальные
возможности свободного выбора педагога,
предмета, времени обучения и т.д.; уровень
социальной активности и устойчивости
обучающихся, самооценка ими своего жизненного
опыта; престиж учреждения, положительное
отношение к его традициям; анализ ключевых дел
в социуме; изменение смысловых установок,
отношения к общественным делам |
Социальной
адаптации и защиты |
Адаптация
обучающихся к микросреде, умение жить
в коллективе; обеспечение защиты социальных
прав обучающихся; подготовка к профессиональной
деятельности, трудоустройство подростков;
уровень осознанного отношения к образованию |
Рекреативно-оздоровительная |
Количество
занимающихся в группах и коллективах
спортивного профиля; число детей, принявших
участие в походах, экспедициях, профильных
и оздоровительных лагерях; количество
участников соревнований; овладение культурой
здорового образа жизни |
Таким образом, разработанная в
«Созвездии» система мониторинга позволяет
комплексно подходить к изучению личности
ребенка. А разумное сочетание различных методов,
умелое использование результатов измерения
становятся основой повышения качества
образования в учреждении дополнительного
образования детей.
|