Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Управление школой»Содержание №11/2009

Наука управлять

Педагогический мониторинг

Изучаем личность ребенка

Работа в инновационном режиме – требование времени. И не только школы открыты для всего нового. МОУ Центр развития творчества детей и юношества «Созвездие» г. Калуги действует в  экспериментальном режиме уже третий год по теме «Педагогическое проектирование модели инновационного учреждения дополнительного образования детей». В рамках эксперимента развивается много направлений деятельности. И одно из них – разработка системы педагогического мониторинга.

Педагогический мониторинг – это сбор, хранение, обработка и распространение информации о функционировании образовательной системы, что обеспечивает непрерывное слежение за ее состоянием и прогнозирование развития с учетом полученных результатов. По словам Ирины Волевач, замдиректора центра по научно-методической работе, такой вид работы помогает учреждению развиваться.

В «Созвездии» разрабатываются различные виды мониторинга (табл. 1).

Таблица 1

Виды мониторинга

Дидактический

Вспомогательный

Социально-психологический

Управленческий

Отслеживание различных сторон учебного процесса

Отслеживание различных сторон воспитательного процесса, которое учитывает систему отношений, характер взаимодействия участников образовательного процесса

Отслеживание системы коллективно-групповых, личностных отношений, характера психологической атмосферы коллектива групп

Отслеживание характера взаимодействия на различных управленческих уровнях в следующих системах: «руководитель – педагогический коллектив»; «руководитель – детский коллектив»

Сотрудники центра допобразования выделяют в мониторинге ряд компонентов.

  • Определение точек образовательной системы, из которых будет получена информация. В центре «Созвездие» источником данных становятся учащиеся, педагоги и родители.

  • Определение объемов информации и способов ее структурирования. «То есть мы определяем, какие показатели и что нам необходимо изучить, – объясняет заместитель директора. – На первом этапе нашего эксперимента в группе учащихся мы должны изучить их интересы, потребности в достижениях, мотивы учебной деятельности, потребность в общении, удовлетворенность занятиями, взаимоотношение в группах, портрет выпускника и т.д. У педагогов – мотивацию деятельности, уровень профессиональной подготовки, инновационный потенциал, состояние социально-психологического климата в коллективе. Среди родителей изучаются степень удовлетворенности деятельностью образовательного учреждения и, что очень важно, детско-родительские отношения».

  • Создание технологий сбора информации (подбор инструментария). «В мониторинге мы применяем в основном опросные методы и тестирование, которые обязательно учитывают возраст детей», – уточняет Ирина Волевач.

  • Создание и описание алгоритма использования для принятия управленческих решений.

Педагогический мониторинг также включает в себя создание психолого-педагогической диагностической системы. Психологическая служба разработала диагностические матрицы (они наполняются психолого-педагогическими методиками, что позволяет составить «методический банк»):

– мотивация к творческому развитию и обучению;
– интеллектуальное развитие и познавательные способности;
– эмоциональное состояние и нравственное развитие;
– психология группы, социальные отношения;
– детско-родительские отношения;
– межличностные отношения педагогов и педагогическое взаимодействие в коллективе;
– личностное развитие ребенка в социокультурном пространстве.

Показатели мониторинга были выстроены на основе функционального подхода (табл. 2).

Таблица 2

Разработка показателей мониторинга

Функции дополнительного образования детей

Показатели

Развивающая

Устойчивость интересов, кругозор, развитие познавательной активности, уровень обшей культуры; уровень эмоционально-волевого развития; степень самореализации, адекватность и действенность самооценки; развитие фантазии, эстетического вкуса, творческих способностей и т.д.

Обучающая

Количественная и качественная характеристика образовательных программ в учреждении; качество подготовки по предметам и направлениям; количество победителей, лауреатов, дипломантов; сохранность контингента обучающихся; число учащихся, вовлеченных в творческую и исследовательскую деятельность; мотивация к учебной деятельности; анализ организационно-педагогических и психологических условий реализации обучающей функции (отбор адекватных форм, методов, технологий)

Воспитательная

Стимулирование педагогами личностного совершенствования воспитанников, развитие самоорганизации и самодисциплины; уровень воспитанности обучающихся и сформированности ценностных ориентаций, гражданских качеств; отношения между участниками педагогического процесса; анализ организационно-педагогических и психологических условий реализации воспитательной функции

Профориентационная

Количество образовательных программ, дающих профессиональные знания; число обучающихся, получающих знания по профессии; динамика становления профессиональной направленности

Социокультурная

Количество культурно-досуговых программ разного уровня реализации; число участников культурно-массовых программ и победителей творческих конкурсов; анализ организационно-педагогических и психологических условий реализации

Социализации

Реальные возможности свободного выбора педагога, предмета, времени обучения и т.д.; уровень социальной активности и устойчивости обучающихся, самооценка ими своего жизненного опыта; престиж учреждения, положительное отношение к его традициям; анализ ключевых дел в социуме; изменение смысловых установок, отношения к общественным делам

Социальной адаптации и защиты

Адаптация обучающихся к микросреде, умение жить в коллективе; обеспечение защиты социальных прав обучающихся; подготовка к профессиональной деятельности, трудоустройство подростков; уровень осознанного отношения к образованию

Рекреативно-оздоровительная

Количество занимающихся в группах и коллективах спортивного профиля; число детей, принявших участие в походах, экспедициях, профильных и оздоровительных лагерях; количество участников соревнований; овладение культурой здорового образа жизни

Таким образом, разработанная в «Созвездии» система мониторинга позволяет комплексно подходить к изучению личности ребенка. А разумное сочетание различных методов, умелое использование результатов измерения становятся основой повышения качества образования в учреждении дополнительного образования детей.

Рейтинг@Mail.ru