Подросток – это диагноз?
Со своим классом я работаю с 2005 года,
с момента, когда ребята закончили начальную
школу. На каждом этапе нашего совместного пути
мне приходилось как радоваться за их успехи, так
и переживать трудности в выстраивании отношений
между ними и новыми педагогами.
Для изучения индивидуальных свойств
личности подростков на очередном этапе
взросления и выявления учащихся, склонных к
проявлению деструктивных форм поведения, в
начале учебного года с ребятами 8-го класса были
проведены следующие виды диагностики: по «Шкале
тревожности», уровень самооценки по методике
Будасси, состояние агрессии по опроснику
Басса-Дарки.
В исследовании приняли участие 25
человек в возрасте 13–14-ти лет. Анализ
результатов показал, что у 36-ти процентов
учащихся наблюдается неадекватная самооценка, у
50-ти процентов – высокий уровень тревожности,
у 30-ти процентов – агрессия. В качестве
компенсации заниженной самооценки срабатывает
враждебное поведение, и в связи с этим
наблюдается самооценочная тревожность.
После анализа полученной информации
мы вместе с психологом нашей школы составили
программу «Профилактика девиантного поведения
учащихся 8-го класса с учетом индивидуальных
особенностей подростков».
Ее цель – предоставление детям
возможности осознать важность приобретения ими
социальных навыков; расширение своего ролевого
репертуара, обеспечивающего улучшение
коммуникации и способствующего безопасности
процесса социального экспериментирования,
свойственного подростковому возрасту;
актуализация процесса социального
самоопределения; создание условий формирования
позитивного отношения к самому себе.
Были выбраны следующие направления
коррекционной работы:
снижение личностной тревожности и
агрессии;
снятие провоцирующих факторов
девиантного поведения (консультативная работа с
родителями);
обучение подростка коммуникативным
навыкам;
развитие позитивной самооценки.
А детишки-то подросли!
В начале учебного года пришлось
столкнуться с проблемой. Обнаружилось, что
общение некоторых учителей с учениками средней
школы продолжает строиться на тех же принципах,
что и с учащимися младших классов,
обеспечивающих педагогу возможность
контролировать, запрещать, наказывать, требовать
подчинения и т.п.
Такой тип отношений не соответствует
возрастным особенностям подростка, прежде всего,
– новому представлению о самом себе, стремлению
занять равное со взрослыми положение. Поэтому
стало проявляться конфликтное поведение детей
на уроке. Учитель начал видеть только
отрицательные качества учащихся, а вот
проявление неудовлетворенности ребенка во
взаимоотношениях с педагогом, складывающихся в
учебном процессе, осталось незамеченными.
Для предотвращения конфликта
необходимо было установить его истинные причины,
понять смысл. Объективный анализ конфликтной
ситуации позволил вычленить ее основную
структуру, составными частями которой являются
участники происходящего (оппоненты): учитель –
учащиеся класса.
Стремясь не только погасить конфликт,
но и использовать его в воспитательных целях,
классный руководитель применил метод
воздействия через коллектив. Избранная тактика
является адекватной подростковому возрасту:
ведь именно в нем, в частности, в совместном
обсуждении (на активе и диспуте), наиболее прочно
усваиваются нормы поведения.
Ребята, вызывая учителя на
личностное общение, как бы тестируют его
человеческие качества.
|
Проведем более подробный
анализ ситуации.
1. После летних каникул у ребят
произошли существенные изменения:
– во внешности (практически всех
волнуют проблемы привлекательности
и соответствия моде в одежде, вследствие
чего появилось демонстративное поведение);
– в психологической безопасности («реакция
группирования»);
– в вопросе независимости от родителей;
– в проверке своих возможностей,
в самореализации и развитии собственного
«Я».
2. Учителя и родители не только
попытались вытеснить гипертрофированные
ориентации подростков на внешние данные,
но нередко стали делать критические
замечания, а также требовать беспрекословного
подчинения взрослым.
3. При оценивании ответов учащихся
начали сказываться межличностные отношения.
Таким образом, одной из составных
частей конфликтной ситуации явились
несложившиеся взаимоотношения некоторых
учителей с классом.
Метод коллективной работы с
подростками предоставляет большие возможности
для коррекции отношений. Однако многое зависит
от конкретного содержания и форм взаимодействия
с коллективом. Главным здесь является включение
подростков в какую-либо соответствующую
интересам и возможностям деятельность, в которой
они могут добиться успеха, проявить себя с лучшей
стороны, что поддержит их самоуважение и
заставит учителей поверить в них.
Например, ситуация, когда неуспевающим
ученикам-подросткам доверялось оказывать помощь
в выполнении домашних заданий детям младших
классов, что способствовало изменению позиции
подростка в системе коллективных отношений,
улучшило его общее отношение к учебе и в конечном
счете успеваемость.
А что вы мне поставили?
Другой особенностью рассматриваемой
конфликтной ситуации является «смысловой
барьер», существующий между учителем и учащимися
по отношению к отметке. Для его устранения,
прежде всего, необходимо, чтобы педагог понял,
кто является непосредственным участником (одним
из оппонентов) конфликта и в определенной мере
способствовал его возникновению.
Оценки, которые выставляет учитель,
должны безусловно соответствовать
действительным знаниям детей. Здесь требуется
большой такт. Важна не только сама отметка, но и
что при этом сказано. Подросток должен точно
знать, чего от него ждут в следующий раз.
Однако конфликт на этих
договоренностях нельзя считать исчерпанным.
Один из оппонентов – учитель, который
только-только начал работать с данным классом,
поэтому поведение детей вряд ли могло быть
вызвано какой-либо его оплошностью. Отказываясь
от выполнения принятых норм поведения на уроке,
ученики неосознанно стремились перевести
общение с педагогом из сферы деловых
взаимоотношений в сферу личностного
взаимодействия. Почему?
Логично предположить, что ребята,
вызывая учителя на личностное общение, как бы
тестируют его человеческие качества.
Проверяется, насколько преподаватель, как
личность, соответствует тому положению
руководителя в классе, которое предоставлено ему
официально. Однако такое видение содержания
конфликта ставит перед учителем исключительно
узкую задачу: доказать ученикам, что он сильнее,
при этом собственно воспитательные проблемы
остаются в стороне.
При любых, даже самых тяжелых
конфликтах, всегда остается одна непреходящая
ценность – межличностные отношения, которые
могут быть сохранены.
|
Стремление подростков к
личностному общению с педагогом обусловлено,
прежде всего, их потребностью в равноправном
общении со взрослыми. В рассматриваемой ситуации
учитель, понимая это, не спешит использовать свои
права и заставить детей подчиниться. Наоборот, он
наглядно им демонстрирует, что не собирается
меряться с ними силой, а готов взаимодействовать
с ними на равных.
Конфликт не возникает на пустом месте,
он всегда является следствием определенной
ситуации и потому имеет большое диагностическое
значение. Вычленение ее основных структурных
элементов (оппонентов и объекта) показывает, что
сам педагог нередко является непосредственным
участником сложившихся обстоятельств, а значит,
разрешение ситуации во многом зависит от того,
как он сможет оценить и изменить свою позицию по
отношению к учащимся. Здесь перед учителем
открываются большие возможности установления с
подростками таких взаимоотношений, которые
необходимы для полнейшей реализации
воспитательной функции учебной деятельности.
Правила конструктивной ссоры
Итак, в чем основные причины
подростковых конфликтов? Первая –
безудержная потребность в самостоятельности;
вторая – противоречивость
и неустойчивость самооценок; третья –
построение своей системы ценностей и поиск
смысла жизни, порождающий черно-белое видение
мира. Так что совсем не случайно понятия
«подросток» и «конфликт» стоят рядом.
На классных часах учащимся были
рекомендованы наиболее распространенные
психотехнические тактики поведения
в конфликтной ситуации:
– сглаживание конфликта: одна
из сторон либо оправдывает себя, либо
соглашается с предъявляемыми претензиями,
но только в данный момент. Фактически –
это не решение проблемы, а, скорее, попытка
успокоить партнера по общению;
– компромисс: открытое обсуждение
мнений, позиций, имеющихся альтернатив
и ресурсов, направленное на поиск наиболее
удобного и приемлемого для обеих сторон
решения.
Каковы же правила поведения
в конфликте, или Как ссориться конструктивно?
Специалисты в этом вопросе выделяют
несколько принципов, которым стоит следовать,
если быть ориентированным на конструктивное
разрешение конфликтной ситуации. С ними я как
классный руководитель познакомила учащихся
своего класса.
Во-первых, стоит остановиться,
присмотреться, прислушаться к партнерам
и к себе самому: понять, в чем истинная
причина вступления в конфликт тех или иных его
участников, какие интересы они преследуют.
Во-вторых, следует
избегать установки «победа любой ценой» –
как правило, отказ даже одной стороны от столь
максималистской (максимализм – это
предъявление крайних, незыблемых требований)
позиции благотворно влияет на дальнейшее
развитие событий.
В-третьих, для разрешения
большинства конфликтных случаев всегда
существует веер решений.
В-четвертых, предлагая
противоположной стороне тот вариант выхода из
конфликтной ситуации, который лично нам
представляется наилучшим, надо помнить, что
партнер, чтобы вступить в конструктивное
взаимодействие, должен, как минимум, нас
услышать.
В-пятых, не стоит забывать, что
при любых, даже самых тяжелых конфликтах, всегда
остается одна непреходящая ценность –
межличностные отношения, которые могут быть
сохранены. Только ради одного этого стоит
постараться проделать все предыдущее.
Выслушать и принять
Что касается основных задач первичной
поддержки подростка в школе, то они, по нашему
мнению, сводятся к следующему:
1. Помочь подавленному сложившейся
ситуацией ребенку сконцентрироваться
на решении своей проблемы.
2. Поддерживать контакт подростка
с реальностью; не обещать того, что
не может быть выполнено.
3. Психологически «принять» ребенка
во взаимоотношениях, что позволит ему
смягчиться, не защищаться против «плохих»
чувств, снизить уровень критицизма
в отношении себя, психическое перенапряжение,
тревогу и стыд по поводу сложившейся
ситуации.
4. Оценить (в рамках логической дискуссии)
способность подростка рассуждать
и противостоять реальности без ухода
в фантазию, в симптомы физической болезни,
в пессимизм и т. д.
5. При необходимости демонстрировать
определенные образцы поведения в качестве
примера устойчивости человека в стрессовой
ситуации, самоконтроля, видения перспектив,
логического анализа жизненных ситуаций. Это
усиливает возможности «Я» подростка, который
может эти образцы усвоить и со временем
использовать в своем поведении.
6. Предоставлять ребенку необходимую информацию,
что повышает его мотивацию на решение
проблемы, поскольку вселяет надежду, разделяет
факты на те, что «внутри» личности, и те, что
«снаружи», и предотвращает необоснованные
ожидания, что «все утрясется само собой».
7. Давать советы и поддерживать собственные
усилия подростка по сохранению контроля над
ситуацией, уменьшать его сомнения и страх
перед неизвестным, внушать надежду
и способствовать возможностям для
самоанализа и готовности к тому, чтобы
справиться с ситуацией.
8. Защищать права и интересы ребенка, быть
посредниками в переговорах с родителями,
специалистами, организациями, оказывать помощь
в получении доступа к необходимым
социальным ресурсам и т. д.
Это лечится!
Психологическая поддержка подростка,
оказавшегося в трудной жизненной
ситуации, – непременная задача семьи.
Мы провели родительское собрание, на
котором каждому родителю была выдана памятка.
Вот ее содержание.
Родители должны:
объяснять ребенку то, что произошло,
в доступной для него форме;
помочь высказать свои чувства,
выслушивая без вынесения каких-либо своих
суждений или оценок;
дать понять, что переживание
и слезы по поводу чего-то неприятного
являются нормальным явлением и свойственны
всем людям;
предоставить время для того, чтобы
можно было обдумать происшедшее, более четко
определить свое отношение и выразить чувства.
Домашняя обстановка, возвращение к привычной
повседневной деятельности, как правило, помогает
в преодолении стрессового состояния;
если ребенок испытывает страх,
показать ему, что его любят и всегда готовы
защитить; в этот период очень важно, чтобы вся
семья была вместе;
если отход ко сну сопровождается
какими-либо отклонениями от привычного
поведения, можно позволить, например, спать
с включенным светом;
объяснить подростку в зависимости
от характера проблемной ситуации, что
происшедшее не является его виной или же
в какой-то степени стало следствием его ошибки
либо заблуждения, которых следует избегать
в дальнейшем;
не критиковать проявления
регрессии, т. е. поведения, характерного для
более ранних, «детских» ступеней развития;
позволять выражать любые свои эмоции
и не ждать, что тинэйджер должен быть
веселым и жизнерадостным;
дать возможность ребенку
почувствовать, что он может сам управлять
своей жизнью, в частности, предоставить ему
возможность принимать самостоятельные решения
по поводу своей одежды, еды и т. д.
Для того чтобы помочь сыну или дочери
справиться с ситуацией, родителям необходимо
помнить, что они должны быть достаточно
сдержанными в плане выражения своих эмоций
и чувств по поводу произошедшего,
какими бы отрицательными они ни были.
Большинство семей сталкивается
с проблемой агрессии в подростковой среде
тогда, когда их дети оказываются в роли
жертв. Если же ребенок удачно избегает
неблагоприятных ситуаций либо сам ведет себя
агрессивно в отношении сверстников вне дома,
проблема останется незамеченной или,
по крайней мере, окажется не в фокусе.
Формально осуждая агрессивное
поведение, родители, однако, делают естественное
исключение для собственного отпрыска. Велико
бывает их удивление, когда ребенок, достигнув
подросткового возраста и вступив
в естественную ситуацию смены референтной
группы (мнение родителей и педагогов теперь
становится менее веско, чем взгляды на жизнь
подросткового коллектива), воспроизводит
в своих отношениях внутри семьи давно
выработанные стереотипы враждебного поведения.
***
Известно, что неблагополучие во
взаимоотношениях между учителем и учащимися,
неудовлетворенность потребности детей в
позитивных отношениях со взрослыми имеют
многосторонние отрицательные последствия для
развития личности ребенка.
Особое значение эта проблема имеет в
подростковом возрасте, когда происходит
актуализация деятельности по усвоению норм и
способов человеческих взаимоотношений. Так
называемые конфликтные формы поведения
возникают, когда не учитываются возрастные
изменения в требованиях подростка к формам
общения, не меняется само содержание
взаимоотношений взрослого с ним.
В нашем случае систематическое
проведение тренинговых занятий и собеседования
со всеми оппонентами конфликтной ситуации, а
также правильно организованная внеклассная
коллективная деятельность привели к успешному
разрешению проблемы. Многим была оказана
действенная помощь психологической службы
школы.
Но подростковый коллектив – это
живой организм, который требует неусыпного
внимания, различных профилактических
мероприятий, чтобы симптомы болезни «конфликт»
проявлялись как можно реже.
|