Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Управление школой»Содержание №10/2009

События

Чтение как импульс к переменам

Четыре корпуса столичной лингвистической гимназии № 1531 принимали гостей Первой международной конференции «Чтение и грамотность в образовании и культуре». Она была организована Русской Ассоциацией Чтения (РАЧ) в Москве к десятилетию европейского проекта «Школа, где процветает грамотность».

Учителя, психологи, методисты встретились, чтобы в ходе интересных мастер-классов и семинаров представить друг другу свой опыт работы в области приобщения к чтению, развития грамотности и читательских умений. На пленарном заседании директор гимназии № 1531 Юрий Вартанович Киракозов рассказал о своем образовательном учреждении и тех программах в поддержку чтения, которые реализуются в его стенах.

Но главная миссия – подвести итог 10-летней работе проекта «Школа, где процветает грамотность» – выпала на долю директора Учебно-методического центра «БЕСТТ», профессора, Натальи Сметанниковой. Мы публикуем фрагмент ее доклада. Возможно, кто-то из наших читателей заинтересуется проектом и захочет принять в нем участие.

– Проект «Школа, где процветает грамотность» родился в 1998 году в Лондоне, во время обсуждения одной из международных программ. С тех пор он много раз рассматривался в разных странах мира: в Португалии, Норвегии, Австрии, Ирландии, Эстонии и дважды в нашей стране.

За прошедшие десять лет сложился механизм вхождения учебного заведения в проект. Он включает пять шагов.

1. Описать деятельность образовательного учреждения с точки зрения целей проекта. Какой вклад оно вносит в создание модели «идеальной школы». Какой опыт предлагается перенять другим учебным заведениям, что используется из международного опыта? Как он адаптирован, трансформирован?
2. Представить материал на обсуждение в виде доклада на конференции РАЧ или статьи в одном из наших или партнерских изданий.
3. Пригласить экспертов проекта для ознакомления с работой на месте.
4. Презентация школы на международном уровне (семинаре или конференции).
5. Получение Диплома участника проекта и продолжение работы в нем.

За время нашей деятельности мы получили три группы школ.

Первую составили образовательные учреждения, называемые сегодня демонстрационными. Это школы, отвечающие всем требованиям проекта, учителя которых стали носителями и распространителями его идей, а учащиеся – активными, думающими читателями и компетентными специалистами во многих областях. К ним относятся: гимназия № 1531 г. Москвы, где мы проводим конференцию, НОУ СОШ «Надежда», которая приглашает всех на мастер-классы, и петербургская СОШ № 700, неоднократно выступавшая приглашающей стороной в предшествующие годы. В нынешнем году к нам присоединилась 4-я школа из пос. Свободный Свердловской области.

Вторая группа школ-участниц проекта многочисленнее первой. В нее входят образовательные учреждения, где ведутся отдельные программы, предлагаемые проектом, или работают учителя, реализующие их на своих уроках.

Третью группу составляют новые школы-партнеры, те, кто изучает опыт работы, присматривается к нему, «примеривает наш опыт на себя». <...>

Не все в проекте происходило гладко. При его разработке, мы выбрали из научного опыта три наиболее ясных, практически выполнимых критерия становления и развития мотивации к чтению: свободный выбор читаемого материала, совместная деятельность, поощрение.

Свободный выбор материала для чтения предполагает определенную организацию школьного пространства, насыщение территории школы печатной продукцией и электронными носителями информации. Через какой-то период времени доступ к книгам перестал быть свободным, и тут же упало количество читаемой литературы. Интерес к чтению стал быстро падать, несмотря на хорошие результаты предшествующих лет.

Совместная деятельность предполагает работу как учащихся, так и педагогов. Учитель на равных рассказывает о прочитанных им самим произведениях и голосует за лучшую книгу года. Если только учительская позиция меняется с партнерской на менторскую – рейтинг совместных мероприятий падает.

Поощрение, сопровождаемое переживанием успеха, отражается и на количестве, и на качестве читаемого материала. Особенно оно важно для слабо- и среднеуспевающих учащихся, для которых успехи в читательской деятельности становятся механизмом самореализации, повышающим уверенность в себе.

Изменения в отношении к чтению в школе начинают происходить через один год кропотливой совместной работы всего педагогического коллектива, а черты устойчивого развития они приобретают через два года. Читать в школе сначала становится модно, затем престижно и наконец нормально. Это нормально, говорят школьники, когда содержание прочитанного обсуждается на перемене, свободное время проводится с книгой.

<...>

Безусловно, изменился и характер обучения в школах проекта. Учителя овладели практическими приемами, развивающими мотивацию, общеучебные и коммуникативные умения. Они ушли от «школы воспроизведения» к «школе развития и творчества». Их уроки отличаются разнообразием применяемых методик и технологий с учетом характеристик изучаемого материала, индивидуальных учебных стилей обучения, целей и задач.

Педагоги и учащиеся составили список самых необходимых, эффективных стратегий чтения, с которых они рекомендуют начинать процесс изменения методики работы с учебными текстами в школе. К ним относятся:

  •  отношения между вопросом и ответом,

  •  граф-схемы типов текстов,

  •  таблицы,

  •  чтение с вопросами и остановками,

  •  карта рассказа,

  •  чтение и ведение записей,

  •  понятие и его определение,

  •  рассуждение вслух.

ПЕРСПЕКТИВЫ

Выстраивание образовательного пространства, которое позволяло бы воспитывать человека читающего, предполагает слаженную работу всего педагогического коллектива. И перед специалистом-психологом, решившим принять участие в создании такого пространства, открывается достаточно широкое и перспективное поле для профессиональной деятельности.

В компетенции психолога может находиться решение следующих задач:

  •  разработка и проведение мониторинга качества чтения (совместно с педагогами);

  •  выявление учащихся, испытывающих трудности в понимании прочитанного, и определение их причин (совместно с педагогами и логопедами);

  •  помощь в разработке индивидуальных образовательных маршрутов для мало/плохо читающих школьников (определение круга доступного чтения, способов мотивации, оптимальных для данного ребенка стратегий работы с текстом и т.д.);

  •  проведение психологических игр, тренингов, дискуссий, способствующих улучшению взаимодействия между родителями и детьми, что является залогом возникновения и сохранения традиций семейного чтения;

  •  библиотерапевтическая работа;

  •  участие в разработке рекомендаций по оформлению школы таким образом, чтобы сделать ее пространство привлекательным для потенциального читателя.

Безусловно, очерченный круг задач не является исчерпывающим, и по мере накопления опыта работы практических психологов в сфере приобщения к чтению он будет расширяться.

Дарья ДМИТРИЕВА,
педагог-психолог, руководитель психолого-логопедической службы школы «Надежда»,
г. Москва

Подводя итоги проекта, хотелось бы сделать некоторые общие выводы и наметить его перспективы:

1. Проект полезный и обучающий. Он меняет обстановку в школе и характер учебной деятельности, развивает феноменологическую модель образования (А. Маслоу, К. Роджерс), предполагающую персональный характер обучения с учетом индивидуально-психологических особенностей обучающихся, бережное и уважительное отношение к их интересам и потребностям.
2. Носит гуманистический характер, так как помогает школьнику обнаружить то, что в нем заложено. Педагоги ориентируются на создание условий для самопознания и поддержки самосовершенствования каждого ученика через чтение.
3. Способствует интеграции школьных предметов, а также решению образовательных и культурных задач, объединяет учебную и внеучебную деятельность.
4. Требует кропотливой ежедневной работы всего коллектива. Первые изменения происходят через год. Через два процесс приобретает черты устойчивого развития.
5. Школы-участницы пропустили через себя все международные проекты (PISA, PIRLS) и определили болевые точки процесса образования и пути его улучшения.
6. Эффект от результатов целостного проекта больше, чем от его отдельных составляющих.

Проект не закончен, он продолжается.

Сегодня мы ведем сравнительное исследование в области чтения с экрана и с листа, итоги которого будут представлены на конференции следующего года.

Рейтинг@Mail.ru