Учителя, психологи, методисты
встретились, чтобы в ходе интересных
мастер-классов и семинаров представить друг
другу свой опыт работы в области приобщения к
чтению, развития грамотности и читательских
умений. На пленарном заседании директор гимназии
№ 1531 Юрий Вартанович Киракозов рассказал о
своем образовательном учреждении и тех
программах в поддержку чтения, которые
реализуются в его стенах.
Но главная миссия – подвести итог
10-летней работе проекта «Школа, где процветает
грамотность» – выпала на долю директора
Учебно-методического центра «БЕСТТ», профессора,
Натальи Сметанниковой. Мы публикуем фрагмент
ее доклада. Возможно, кто-то из наших читателей
заинтересуется проектом и захочет принять в нем
участие.
– Проект «Школа, где процветает
грамотность» родился в 1998 году в Лондоне, во
время обсуждения одной из международных
программ. С тех пор он много раз рассматривался в
разных странах мира: в Португалии, Норвегии,
Австрии, Ирландии, Эстонии и дважды в нашей
стране.
За прошедшие десять лет сложился
механизм вхождения учебного заведения в проект.
Он включает пять шагов.
1. Описать деятельность
образовательного учреждения с точки зрения
целей проекта. Какой вклад оно вносит в создание
модели «идеальной школы». Какой опыт
предлагается перенять другим учебным
заведениям, что используется из международного
опыта? Как он адаптирован, трансформирован?
2. Представить материал на обсуждение в виде
доклада на конференции РАЧ или статьи в одном из
наших или партнерских изданий.
3. Пригласить экспертов проекта для ознакомления
с работой на месте.
4. Презентация школы на международном уровне
(семинаре или конференции).
5. Получение Диплома участника проекта и
продолжение работы в нем.
За время нашей деятельности мы
получили три группы школ.
Первую составили образовательные
учреждения, называемые сегодня демонстрационными.
Это школы, отвечающие всем требованиям проекта,
учителя которых стали носителями и
распространителями его идей, а учащиеся –
активными, думающими читателями и компетентными
специалистами во многих областях. К ним
относятся: гимназия № 1531 г. Москвы, где мы
проводим конференцию, НОУ СОШ «Надежда», которая
приглашает всех на мастер-классы, и
петербургская СОШ № 700, неоднократно
выступавшая приглашающей стороной в
предшествующие годы. В нынешнем году к нам
присоединилась 4-я школа из пос. Свободный
Свердловской области.
Вторая группа школ-участниц проекта
многочисленнее первой. В нее входят
образовательные учреждения, где ведутся отдельные
программы, предлагаемые проектом, или работают
учителя, реализующие их на своих уроках.
Третью группу составляют новые
школы-партнеры, те, кто изучает опыт работы,
присматривается к нему, «примеривает наш опыт на
себя». <...>
Не все в проекте происходило гладко.
При его разработке, мы выбрали из научного опыта
три наиболее ясных, практически выполнимых
критерия становления и развития мотивации к
чтению: свободный выбор читаемого материала,
совместная деятельность, поощрение.
Свободный выбор материала для
чтения предполагает определенную организацию
школьного пространства, насыщение территории
школы печатной продукцией и электронными
носителями информации. Через какой-то период
времени доступ к книгам перестал быть свободным,
и тут же упало количество читаемой литературы.
Интерес к чтению стал быстро падать, несмотря на
хорошие результаты предшествующих лет.
Совместная деятельность
предполагает работу как учащихся, так и
педагогов. Учитель на равных рассказывает о
прочитанных им самим произведениях и голосует за
лучшую книгу года. Если только учительская
позиция меняется с партнерской на
менторскую – рейтинг совместных мероприятий
падает.
Поощрение, сопровождаемое
переживанием успеха, отражается и на количестве,
и на качестве читаемого материала. Особенно оно
важно для слабо- и среднеуспевающих учащихся, для
которых успехи в читательской деятельности
становятся механизмом самореализации,
повышающим уверенность в себе.
Изменения в отношении к чтению в школе
начинают происходить через один год
кропотливой совместной работы всего
педагогического коллектива, а черты
устойчивого развития они приобретают через два
года. Читать в школе сначала становится модно,
затем престижно и наконец нормально. Это нормально,
говорят школьники, когда содержание
прочитанного обсуждается на перемене, свободное
время проводится с книгой.
<...>
Безусловно, изменился и характер
обучения в школах проекта. Учителя овладели
практическими приемами, развивающими мотивацию,
общеучебные и коммуникативные умения. Они ушли
от «школы воспроизведения» к «школе развития и
творчества». Их уроки отличаются разнообразием
применяемых методик и технологий с учетом
характеристик изучаемого материала,
индивидуальных учебных стилей обучения, целей и
задач.
Педагоги и учащиеся составили список
самых необходимых, эффективных стратегий чтения,
с которых они рекомендуют начинать процесс
изменения методики работы с учебными текстами в
школе. К ним относятся:
отношения между вопросом и
ответом,
граф-схемы типов текстов,
таблицы,
чтение с вопросами и остановками,
карта рассказа,
чтение и ведение записей,
понятие и его определение,
рассуждение вслух.
ПЕРСПЕКТИВЫ
Выстраивание образовательного
пространства, которое позволяло бы воспитывать
человека читающего, предполагает слаженную
работу всего педагогического коллектива. И перед
специалистом-психологом, решившим принять
участие в создании такого пространства,
открывается достаточно широкое и перспективное
поле для профессиональной деятельности.
В компетенции психолога может
находиться решение следующих задач:
разработка и проведение
мониторинга качества чтения (совместно с
педагогами);
выявление учащихся, испытывающих
трудности в понимании прочитанного, и
определение их причин (совместно с педагогами и
логопедами);
помощь в разработке индивидуальных
образовательных маршрутов для мало/плохо
читающих школьников (определение круга
доступного чтения, способов мотивации,
оптимальных для данного ребенка стратегий
работы с текстом и т.д.);
проведение психологических игр,
тренингов, дискуссий, способствующих улучшению
взаимодействия между родителями и детьми, что
является залогом возникновения и сохранения
традиций семейного чтения;
библиотерапевтическая работа;
участие в разработке рекомендаций
по оформлению школы таким образом, чтобы сделать
ее пространство привлекательным для
потенциального читателя.
Безусловно, очерченный круг задач не
является исчерпывающим, и по мере накопления
опыта работы практических психологов в сфере
приобщения к чтению он будет расширяться.
Дарья ДМИТРИЕВА,
педагог-психолог, руководитель
психолого-логопедической службы школы
«Надежда»,
г. Москва |
Подводя итоги проекта,
хотелось бы сделать некоторые общие выводы и
наметить его перспективы:
1. Проект полезный и обучающий. Он
меняет обстановку в школе и характер учебной
деятельности, развивает феноменологическую
модель образования (А. Маслоу, К. Роджерс),
предполагающую персональный характер
обучения с учетом индивидуально-психологических
особенностей обучающихся, бережное и
уважительное отношение к их интересам и
потребностям.
2. Носит гуманистический характер, так как
помогает школьнику обнаружить то, что в нем
заложено. Педагоги ориентируются на создание
условий для самопознания и поддержки
самосовершенствования каждого ученика через
чтение.
3. Способствует интеграции школьных предметов, а
также решению образовательных и культурных
задач, объединяет учебную и внеучебную
деятельность.
4. Требует кропотливой ежедневной работы всего
коллектива. Первые изменения происходят через
год. Через два процесс приобретает черты
устойчивого развития.
5. Школы-участницы пропустили через себя все
международные проекты (PISA, PIRLS) и определили
болевые точки процесса образования и пути его
улучшения.
6. Эффект от результатов целостного проекта
больше, чем от его отдельных составляющих.
Проект не закончен, он продолжается.
Сегодня мы ведем сравнительное
исследование в области чтения с экрана и с листа,
итоги которого будут представлены на
конференции следующего года.
|