Когда воспитание излишне
Определений термина «воспитание»
бесконечно много. Каждая школа,
исследовательское направление, педагогическая
концепция имеет свое представление о воспитании.
Начну с определения воспитания в моем понимании,
за которое несу личную ответственность, а потом
перейду к наиболее важным аспектам этой
категории.
Русскому языку особенно повезло. В нем
есть специальное слово – воспитание. Его
нет ни во французском, ни в английском, ни в
испанском, ни в массе других языков. Потому что
никто никогда не отделял обучение от воспитания,
воспитание от образования.
Действительно, абсолютно невозможно
представить себе, чтобы мы воспитывали человека,
не сообщая ему какой-то информации, то есть, не
внося чисто учебных, образовательных элементов.
И невозможно учить, не вызывая тех или иных
отношений, не способствуя формированию каких-то
ценностей. Это единый процесс – e?ducation
(франц.), education, (англ.). И только по-немецки и
по-русски есть – воспитание.
Я обратился к словарям русского языка
и прежде всего к Владимиру Ивановичу Далю. Что
значит – воспитать? Питать, кормить, поить,
одевать, растить – до тех пор, пока человек
не выйдет в люди. Даль приводит массу поговорок,
объясняющих, что такое вывести в люди дочь или
сына. А как только вышел в люди, воспитание
кончается.
Если вы от строительства
социалистической казармы переходите к обществу
капиталистического бардака, полной неразберихе,
хищничества, эгоизма и эгоцентризма, то
получаете смену ценностей и всех парадигм
соответственно.
|
Воспитание – в исконно
русском смысле – есть то, что обязано стать
ненужным, потому что оно нацелено на самостояние
человека. И когда возникает самостоятельность,
появляется возможность эффективного
самосовершенствования, воспитатель и воспитание
отпадают.
Это значит, что содержание и методы
воспитания целиком определяются идеей
самостояния. Решительно все в воспитании, любое
взаимодействие, его содержание, методы
определяются этой идеей. Например, воспитатель
ловит момент, когда ребенку нужно что-то сделать
самому. «Я сам», – говорит малыш, пытаясь
завязать шнурок. И нужно не подавить проявление
самостоятельности, не помешать ему.
Растущий человек то испытывает
глубокую, серьезную потребность в помощи и
руководстве, то, наоборот, тяготится ими. И задача
воспитателя в том, чтобы нащупать, понять,
уловить интуитивно и по разным признакам момент,
когда можно бережно взращивать
самостоятельность и когда она не будет во вред
человеку.
Взгляните на мир вместе с детьми
Самостоятельность возможна, только
если человек ориентируется в мире. Поэтому одна
из важнейших задач воспитания – ответ на
вопрос «что такое хорошо и что такое плохо?».
Иными словами, нужно выработать ценности.
Какое возможно самостояние, если в
человеке нет фильтра, через который он
пропускает все, что есть в этом мире? Это может
быть крайне отрицательный фильтр или, напротив,
весьма полезный и спасительный.
Буквально на днях я проводил
экспериментальный урок литературы в одной
московской школе. В 9–10-х классах мы обсуждали
современные сложные коллизии в небольших
рассказах самых блистательных мастеров, каких
только можно найти у нас и за рубежом. Ребята
слушали невнимательно. Эксперимент мой
провалился. Ничему я их не научил. Ничего в них не
вызвал к жизни. Ничего не развил абсолютно.
Воспитание – в исконно
русском смысле – есть то, что обязано стать
ненужным, потому что оно нацелено на самостояние
человека.
|
И когда попытался понять, в чем
же дело, то начал учиться у них. Стал спрашивать:
«Ребята, а кто побеждает в жизни?». Ответ был
убийственным и по форме, и по содержанию: сильный
и хитрый. Я никак не ожидал, что мне ответят с
такой скоростью, все и одинаково. То есть, они
совершенно точно продемонстрировали, что для них
все главное в жизни уже ясно, и никакие там
коллизии в тонких психологических романах и
рассказах их совершенно «не колышут», потому что
они знают нерв и структуру бытия.
Я получил урок на всю оставшуюся жизнь,
потому что понял: у них есть фильтры, не
пропускающие ни высокого, ни прекрасного, ни
доблестного, ни возвышенного, ни
собственно-человеческого; в них горит желание
насилия, потому что хитрость – это вид
насилия, отбирать у других, опережая других, с
помощью силы. Жизнь для них – это поле, на
котором нужно охотиться…
Таким образом для того, чтобы добиться
самостояния человека в нашем не только
плюралистическом, но и противоречивом,
совершенно безжалостном, подчас
душераздирающем, я бы сказал – в жестоко
противоречивом мире, для этого нужно изучать его
вместе с детьми. И обнаруживать с ними способы
взаимодействия, объединение усилий, побед,
свершений, творчества вне и помимо насилия,
хитрости, грабежа и уничтожения.
Мы страдаем, как и любое поколение, от
межпоколенческого разрыва. И наши привычки,
воспитание, ценности совсем иные, чем у детей, с
которыми мы взаимодействуем и которым пытаемся
помочь, потому что воспитание – это
вспомоществование в росте.
В детей нужно вложить жажду знаний,
труда, понимания мира, в котором они живут, куда
они не просились прийти, куда их насильственно
втолкнули, и где они вынуждены существовать, как
бы трудно это ни было. Нужно с ними проживать эту
жизнь. Мы ее тоже плохо знаем, друзья, и далеко не
всегда понимаем…
Чтобы человек не потерялся в океане
бытия, ему совершенно необходимо специально,
глубоко и системно изучать его и делать это с
ценностных позиций. Ответ на вопрос «что такое
хорошо и что такое плохо?» можно выработать
только вместе с ребенком.
В действиях, в попытках уживаться со
сверстниками, в разных взаимоотношениях со
взрослыми, у детей должно появиться желание
понимать структуру, устройство, пружины, законы,
по которым существует человеческое общежитие.
Без этого они будут беззащитны. А делать это
можно только с ними вместе.
Поэтому первая задача воспитания,
воспитателя – отказаться от идеала
всезнающего, роли Господа Бога, честно поставить
себя в позицию изучающего жизнь и изучать ее
вместе с детьми, тем самым одновременно проживая
ее вместе с ними. И они будут любить и пойдут
только за тем, кто с ними вместе радуется и
горюет.
АКЦЕНТЫ
В завершении своего выступления
Борис Михалович ответил на несколько вопросов.
Эти фрагменты диалога с участниками конференции
мы приводим ниже.
– Как вы соотносите понятия
«воспитательный процесс» и «воспитательная
работа»?
– Воспитательный процесс для
меня – это такое взаимодействие воспитателя с
воспитанниками, которое никогда не приводит к
достижению цели, а только к некоторым
результатам. Они могут соотноситься с целями, но
таковыми не являются. Потому что эти результаты
определяются особенностями самих воспитуемых и
среды.
Что касается воспитательной работы,
то это разные виды взаимодействия. Прежде
всего – это то, что мы немного презрительно
величаем мероприятиями, но что на самом деле
есть «упражнения в жизнь». Для этого
нужно организовать виды деятельности, которые
имитируют, моделируют, повторяют в упрощенной
форме жизненные отношения: это поход,
организация танцев, КВН, совместные просмотры
кино и прочее.
– Отодвигается ли роль семьи в наше
время на второй план?
– Конечно, семья сегодня меняется,
оставаясь главным институтом и агентом
социализации воспитания и воспроизводства
культуры. Но сейчас слишком много неполных,
несчастных семей, с большими противоречиями,
всевозможными трудностями и т.д. Поэтому
воспитание в семье становится все более
грустным. Хотя на самом деле это слишком общий
взгляд.
Я убежден, что как нельзя говорить о
молодежи в целом, так и не стоит обобщать понятие
семьи. Есть разные группы молодежи, и они взаимно
противоположны. И семьи тоже неодинаковы.
Есть великолепные семьи,
восхитительные. А есть пьяные, развратные,
чудовищные и преступные. Нельзя говорить о чем бы
то ни было в обобщении. Истина всегда очень
конкретна.
Главное, чтобы воспитатель работал вместе с
семьей, понимая ее и принимая такой, какая она
есть, но пытаясь найти в ней хотя бы что-то
позитивное, за что можно было бы зацепиться и
укрепить. |
Хочется кого-то воспитывать?
Начните с себя!
Без чего совершенно невозможно
становление ни нравственности, ни жизненных
принципов, ни правил, ни максим, ни способов
деятельности – так это без ощущения, что ты
нужен, востребован. Ребенок приходит в мир, где
воспитатель – представитель мира – обязан
ему показать, что его ждали, он желанен.
Ни на секунду не стоит забывать (это
принципиально важно!), что у нас, воспитателей,
слишком много соавторов. И неизвестно еще, кто
больше воспитывает: политическое устройство
общества, воспитательная программа
правительства, религия, церковь, спорт, судьи,
чиновники. Есть, кстати, и своя воспитательная
программа у улицы…
Мы можем воспитывать эффективно
только в том случае, если воспитываться будут
одновременно и дети, и среда, и общество. Это
значит, что мы должны требовать от властей
создания условий, при которых начинающий жить
человек чувствовал бы себя нужным, ожидаемым.
Мы одни с вами ничего не сможем
сделать. Настоящее воспитание возможно как
одновременное совершенствование и общества, и
воспитателя. Самый главный закон воспитания
проявляется здесь целиком. Он звучит, на мой
взгляд, так: лучший способ воспитывать другого
только один – это воспитывать себя; лучший
способ воспитывать поколение – это
воспитывать общество, делать его более
совершенным. Наша задача с вами – защищать
молодость и требовать ее защиты от общества в
целом.
|